Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Тема: ПСИХОЛОГИЯ ВНИМАНИЯ



2019-12-29 1113 Обсуждений (0)
Тема: ПСИХОЛОГИЯ ВНИМАНИЯ 0.00 из 5.00 0 оценок




План:

1. Понятие о внимании. Физиологическая основа внимания.

2. Виды внимания.

3. Свойства внимания.

4. Недостатки внимания.

5. Условия устойчивости внимания.

 

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ[1]

1. Дайте определение понятию «внимание». Приведите 2-3 примера демонстрирующих проявление внимания как познавательного психического процесса.

2.  Возможна ли психическая активность, познавательная деятельность без внимания? Обоснуйте свой ответ.

3.  Опишите физиологическое основание внимания. Что такое доминанта?

4. Перечислите виды внимания, согласно основных критериев, и дайте им краткую характеристику. Приведите пример каждого вида внимания.

5. Всегда ли произвольное внимание связано с сознательной целью? Обоснуйте свой ответ.

6. Согласны ли вы с утверждением, что внешнее внимание возникает позднее, чем внутреннее? Обоснуйте свой ответ.

7. Охарактеризуйте свойства внимания. Приведите 2-3 примера иллюстрирующих каждое свойство внимания.

8. Возможно ли распределение внимания между такими видами деятельности: переписывание текста, слушание музыки, периодические ответы на вопросы другого лица? Обоснуйте свой ответ.

9. Выделите две основные причины рассеянности. Укажите, в каком виде рассеянности проявляется недостаточное распределение внимания и низкая его переключаемость.

10. Согласны ли вы с мнением, что высокая концентрация внимания на предмете деятельности всегда связана с благоприятными условиями и отсутствием посторонних отвлекающих раздражителей? Обоснуйте свой ответ.

11. Почему в световой рекламе свет периодически выключатся? С какой целью это делается?

12. Какого человека можно назвать более внимательным:

•    кто, занимаясь делом,   пребывает в   состоянии глубокой сосредоточенности и не замечает ничего вокруг;

•    кто мгновенно может    заметить все детали ситуации и   не выпускать из поля зрения ни одной подробности;

•    кто независимо от того, что он делает, способен видеть и слышать все, что, так или иначе, связано с деятельностью?

ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАДАЧИ[2]

Задание 1. Какие индивидуальные особенности внимания проявляются у первого и второго учеников?

Два ученика, сидя за своими столами, успешно выполняли лабораторную работу по химии. В это время за учительским столом третий ученик выполнял ту же работу, но часто ошибался. Учитель поочерёдно предлагал двум сидящим ученикам исправлять ошибки работающего у стола. При этом первый ученик быстро подходил и сразу исправлял недочёты в работе товарища. Второй ученик не мог сразу оторваться от своей работы, а, подойдя к столу, смотрел на приборы «невидящим» взглядом. Когда же учитель обращался к нему с одним – двумя вопросами, ученик быстро и хорошо исправлял ошибки товарища.

Задание 2. Какое свойство внимания проявляется в описанном случае? По каким признакам это можно установить?

Ученик музыкальной школы однажды утром слышал интересную радиопередачу для школьников. Вдруг он вспомнил, что к сегодняшнему уроку музыки он должен разобрать заданную пьесу. Продолжая слушать радио, он сел за пианино и стал негромко разбирать пьесу. Когда радиопередача была закончена, мальчик закрыл пианино, выключил радио и отправился в музыкальную школу. Там его похвалили за хорошо разобранную пьесу, а по дороге домой он подробно рассказывал друзьям содержание прослушанной радиопередачи.

Задание 3.  Укажите, какие условия нужны   для возникновения и поддержания произвольного, а какие – непроизвольного внимания?

а)    Постановка     вопросов и решение небольших задач на протяжении определённого отрезка времени.

б) Особенности воздействующих раздражителей: их новизна, абсолютная и относительная сила, контраст между ними, изменение в раздражителях.

в)    Осознание текущих результатов    деятельности  в   форме внутреннего словесного отчёта.

г) Наилучший распорядок деятельности, создание привычных условий для работы.

д) Использование определённых потребностей, с удовлетворением которых связан учебный материал.

е) Использование определённых установок и психических состояний.

ж) Постановка существенно значимых целей и задач деятельности.

Задание 4. Какие виды и свойства внимания проявляются в следующих ситуациях:

а)         Гроссмейстер ведет одновременную игру  с несколькими опытными шахматистами.

б) Выпускник усиленно готовится к экзамену по геометрии.

в) Читая рассказы Л.Н.Толстого, школьница слышит громкую музыку, доносящуюся из окна.

г) Ученикам нужно прослушать небольшой рассказ и назвать встретившиеся в нем прилагательные.

д) Рабочую тишину в классе нарушают звуки сигнализации припаркованной во дворе школы машины.

е) Получив новые учебники, дети стали с интересом их рассматривать, не обращая внимания на речь учителя.

ж) Испытуемые по команде психолога в течение пяти минут должны находить в тексте и максимально быстро подчеркивать буквы «к» и «а».

з) Учитель химии во время демонстрации опыта говорит ученикам, что сейчас окраска раствора в пробирке должна измениться.

и) Перед объяснением нового материала учитель предупреждает учащихся о том, что тема очень сложная.

к) Корректор проверяет ошибки в напечатанной статье.

л)   Секретарь набирает на компьютере    текст приказ под диктовку начальника.

м)   Примерно 65-70 % времени переводчик слушает речь оратора     и одновременно передает ее содержание на другом языке.

н) Заканчивается урок, учащиеся пытаются разобраться в материале, но время от времени они отвлекаются, заговаривают друг с другом. Чтобы активизировать их деятельность, учитель резко повышает голос. Класс успокаивается, но ненадолго, а вскоре снова начинает шуметь. Учителю приходится снова повысить голос.

Задание 5. Определите, какие способы привлечения внимания (повторение, новизна, изменение интенсивности, контрастные цвета, формы или размеры, искусственное подогревание общественного интереса) использованы в следующих случаях.

а) Женщина нарисовала на своей черной машине белую полосу.

б) Учитель повышает голос и кричит: «Тихо!».

в) У прилавка на рынке, где можно поторговаться, постоянно собирается много покупателей.

г)    Мать постоянно твердит своему  ребенку: «Не забудь убрать свою комнату».

д) Взрослый человек обливает каждого встречного из водяного пистолета.

е)    Новый   преподаватель входит   в   аудиторию и молча ждет,     когда установится тишина.

 

ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ[3]

1. Разработайте образ-ассоциацию понятию «внимание»: нарисуйте ассоциации, связанные с каждым словом определения понятия. Глядя на образы-символы, воспроизведите определение.

2. Ознакомьтесь с методиками диагностики внимания:

Методика  «Корректурная проба»

Методика «Перепутанные линии»

Методика «Красно-черная таблица».



2019-12-29 1113 Обсуждений (0)
Тема: ПСИХОЛОГИЯ ВНИМАНИЯ 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Тема: ПСИХОЛОГИЯ ВНИМАНИЯ

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1113)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.007 сек.)