Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


К вершине священной горы



2019-12-29 228 Обсуждений (0)
К вершине священной горы 0.00 из 5.00 0 оценок




Почти на тысячу триста метров взметнулась над долиной Белого Июса двуглавая гора Ызых.
В далеком 1904 году на ее главную вершину поднялся по заданию томского горного управления инженер Аргентов. Почти за столетие все здесь исхожено вдоль и поперек, однако и нам посчастливилось среди камней курумника и зарослей шукши, невзрачной коричнево-черной ягоды, сделать свою находку, обнаружить маленькую друзу горного хрусталя.
По преданиям, на седловине меж вершинами шаманы совершали обряд посвящения домашнего скота сверхъестественным силам. Почти каждая семья древних скотоводов имела собственного духа покровителя. И для того, чтобы родовое божество успешно кочевало вместе с пастухами, ему выделялась специальная, выбранная колдуном лошадь - ызых. В хвост и гриву животного вплетались разноцветные ленты. Отныне сесть на эту лошадь имел право только невидимый дух. Использование священного скота для повседневных человеческих нужд запрещалось.
Склоны горы Ызых - райский уголок для мелкой лесной живности, любящей полакомиться кедровыми орешками. Шишек хватает всем. И кедровкам, и белкам, и бурундукам. Поднимается сюда за дарами тайги и человек. Как и сто - двести лет назад промысловики, добывающие орехи, пользуются примитивной ручной мельницей и ситом.
Первый раз к вершине Ызыха мы вышли от Белого Июса. В тот, 1994 год, мы плыли на катамаране с верховьев речки Пихтерек, которая, сливаясь с Туралыгом, образует Белый Июс. После селения Мендоль Ызых предстал во всей красе. Петляла река, и двуглавая гора поворачивалась к нам то одним, то другим боком. Немного ниже устья ручья Тунгужуль, правого притока Июса, нам показалось, что в этом месте до вершины будет ближе всего. Зачалились. Под моросящим дождиком поставили лагерь, и ранним утром следующего дня пошли на штурм горы. Шли без дороги, просто выбирая путь так, дабы все время идти вверх. Память оставила отрывки этого пути. Яркие картинки минувшего…
...Над тайгой повис мокрый туман. Влагой пропитаны облака, воздух, кроны берез и лиственниц. Не осталось сухой ниточки в одежде.
...Жаркое пламя костра.
Ввысь взмывают искры.
Тепло разливается с ног до головы...
Тело жадно впитывает жар костра. Минута проходит за минутой. Вот так, у живого огня, можно простоять и час и два...
И вновь мокрое разнотравье по пояс, колючие кусты, глыбы курумников, да мох.
Шаг за шагом. Видимость двадцать-тридцать метров. Оранжевые гроздья рябины, зелень кедров, красно-коричневые листья бадана. До чего же просто найти вершину: из всех возможных вариантов пути выбирай тот, что ведет вверх.
Последние десятки метров. Голые камни, источенные ветром, водой и зимней стужей. Даже лишайники не растут здесь. И вот вершина. На миг рассеивается туман, открывая взору безбрежие тайги, ленточку Белого Июса внизу и округлую вершину Кашкулака на горизонте.
И вновь серо-мокрая стена вокруг.
Мы вышли к малой вершине Ызыха. По камням разбросаны остатки геодезической вышки. Находим центр пункта триангуляции. Возле него совсем ржавая консервная банка. На марке центра стоит год - 1933. Очень ярко представились люди в ватниках и кирзачах, устало курящие у только что отстроенной пирамиды. На штативе теодолит. В ушах звучат слова писателя-геодезиста Григория Анисимовича Федосеева: "Карта... Как просто на нее смотреть. Но до чего не просто, порой мучительно сложно создавать ее... Но что значат трудности, когда мы на пути в светлое будущее всех людей, на пути в коммунизм!"
Наверное, плюнули бы в лицо те безвестные геодезисты, скажи им кто, что не будет их светлого будущего, что зря корячились они, съедаемые гнусом, по хакаской глухомани...
Чуть ниже тригопункта из маленькой лужицы набираем воды, кипятим чай и обедаем. Каждый момент, когда рассеивается туман, используем для фотосъемки.
Спускаемся к седлу Ызыха. Здесь, по словам В.Е.Дмитриева, расположена буддийская кумирня. Находим плоский камень с выдолбленной в нем жертвенной ступой. Получается, Ызых - дважды священная гора? С одной стороны - буддийская святыня, с другой - гора, посвященная Ызыху - живой жертве шаманизма.
Седло заросло смешанным низкорослым парковым лесом. Подлесок отсутствует. И множество грибов. Набираем полный скальничек, делаем сетку из штормовки и ее набиваем отличными подберезовиками и белыми грибами.
Главная вершина лишена курумников. Кривобокие, низкорослые кедры. На самом "пупыре" поляна с полуразвалившейся геодезической вышкой.
В последующие годы группы нашего клуба несколько раз поднимались к Ызыху. Наиболее удобный путь к этой вершине лежит от Малой Сыи. Сперва по трассе Шира - Коммунар нужно доехать до устья реки Большая Сыя. Здесь от трассы, по левому берегу Белого Июса, проложена хорошая "грунтовка" в верховья речки Ызыхчул. А лесовозная дорога ведущая вдоль ручья перевального позволяет на машине подъехать к вершине Ызыха на расстояние полутора - двух километров, поднявшись чуть ли не до уровня седловины Ызыха. Конечно же проходимость последних километров дороги зависит от ее состояния. Если недавно прошли ливни, грязь и глубокие колеи заставят лишние несколько километров пройти пешком.
Можно добраться к седловине с другой стороны, договорившись с жителями селения Мендоль на трассе Шира - Беренжак о перевозе через Июс. И далее воспользоваться дорогой пробитой заготовителями кедровых орехов из этого села до подножия горы. От окончания дороги к седловине ведет конная тропа.
Бывает удобно приурочить восхождение на Ызых к посещению гранитных скал в урочище Усть-Тунгужуль. В этом случае необходимо после осмотра каменных фигур переправиться через Июс. Вдоль коренного берега, по левому берегу Июса к устью ручья Амуржая идет заросшая лесная дорога. Есть дорога и в верховья Амуржая. Она была проложена лесозаготовителями, и в самых истоках ручья теряется, разбиваясь на кучу дорожек к делянкам лесорубов. Но отсюда до вершины совсем недалеко. Принцип ориентирования - нужно просто все время идти вверх.

Урочище Сундуки

Куэстовая гряда Кызыл-Хая, берущая начало в районе Ефремкинского хребта, пологой дугой изгибается от направления запад-восток к северу, рассекается Белым Июсом и заканчивается на его левом берегу массивом из пяти отдельно стоящих гор - четыре из которых, самые северные носят название "Сундуки". "Сундуки" имеют порядковые номера. Самый северный из них - Первый Сундук, самый южный - Четвертый Сундук. Горы расположены по среди заболоченной равнины и по предположению новосибирского археолога, доктора исторических наук Виталия Епифановича Ларичева в древности использовались в качестве места для наблюдения за небесными телами, т.е. являлись палеоабсерваторией на подобие британского Стоунхендж.
Южные обрывы Четвертого Сундука покрыты многочисленными петроглифами, опять таки, по мнению Ларичева, являющимися героическим эпосом в картинках, повествующим о подвигах предков хакасов на земле, в загробном мире и в мире светлых богов. До сих пор на одной из возвышенностей к югу от Четвертого сундука находятся два Обо - жилища духов гор (Таг-ээзи).
Само название Сундуки- горы получили от Первого Сундука, на вершине которого находится останец в виде куба. От него в западном направлении по пологому склону горы веером расходятся три ущелья. В самом южном из них так же есть петроглифы.
На мой взгляд было бы интересно провести в этом ущелье эксперименты по изучению влияния окружающей среды на результативность работы по приему передаче мысленных образов. Так как по-моему весьма сильно влияние Первого Сундука на человека и его психологическое состояние.

"Сундуки" - цепочка из пяти гор. С их вершин на многие километры вокруг видна бескрайняя степь с бесчисленными курганами и линиями древних оросительных каналов. Уже в первом тысячелетии до нашей эры Хакасско-Минусинская котловина была центром орошаемого земледелия.
И по многим из каналов до сих пор течет вода.
Необычны кирпично-красные останцы на вершинах гор, из-за которых и получили они свое название - "Сундуки". Необычны и сами горы, используемые, по мнению археологов, для наблюдения за звездами. Перед нами древняя обсерватория - Сибирский Стоунхендж.
Необычны ощущения человека, поднимающегося по ущелью к каменному кубу на вершине сопки. Когда несколько лет назад, по инициативе новосибирских ученных проводилась Всемирная олимпиада психофизических резервов человека, "Сундуки" оказались местом, где практически каждый человек становился экстрасенсом.
И эта необычность "Сундуков" воспринимается и нынешними хакасами, приходящими сюда из дальних деревень, чтобы привязать полоску ткани к жертвенному дереву - знак внимания вездесущим богам, выжившим и в наш урбанистический век. А современные пастухи, подражая предкам, складывают на склонах каменные туры - таг-ээзи - жилища для горных духов.
Жизнь продолжается.

В недрах гор

Я один в беззвучном зале,
Мой факел пальцы мне обжег.
Завесой сумерки упали.
В подземном мире тьма дорог...

В. Брюсов

 

На старинных географических картах нередко встречались слова: "Terra incognita" - Земля неведомая. Что там, за гранью неизвестного, в неоткрытых странах? Человеческая фантазия расцвечивала их в яркие, прихотливые тона. Вне пределов привычного мира начинались страны необычайные…
В тех случаях, когда неведомо кем протоптанная тропка скрывалась в темноте подземелий, тяга к непознанному порой становилась непреодолимой. С трепещущим огоньком свечи или с берестяным факелом человек ступал под каменные своды, попадая в таинственную страну.
Издревле пещеры манили человека. Давали они нашим предкам укрытие от непогоды и диких зверей, были храмами неведомых богов, ночлегами охотников и путешественников.
Мир вечной тьмы и не менее вечной тишины.
Отпрянет тьма от луча фонарика, укрепленного на каске, и волшебными драгоценностями вспыхнут на черном камне серебристые капельки воды. На секунды явится взгляду сказочный каменный цветок. Темной, неясной тенью скользнет над головой летучая мышь.
Но темнота не исчезла. Она лишь отступила за ближайший поворот галереи, спряталась в тени огромной глыбы, затаилась в глубине провалов.
Уйдет человек, и темнота вновь вступит в свои права, как покрывалом укрыв лабиринт ходов и гротов.
В наши просвещенные века стали подземелья объектом изучения. Появилась наука спелеология: комплекс знаний о происхождении пещер, их типах, способах проникновения и исследования, а в более широком смысле, обо всем том многообразии явлений, с которыми может встретиться человек в недрах земли и о влиянии этих явлений на организм исследователя и его личность.
Восточные склоны Кузнецкого Алатау. Миллионы и миллионы лет назад здесь плескались волны древнего океана, на дне которого оседали ракушки, скелеты и панцири его обитателей. Постепенно уплотняясь, эти отложения превращались в камень - известняк.
Сменяли друг друга геологические эпохи. На месте океана возникла суша, а ее поверхность сковали километровые толщи ледников. Затем лед стал таять. И, достигнув известняка, просачиваясь сквозь трещины и расщелины, вода приступила к созданию нерукотворных подземелий - карстовых пещер. Ведь известняк относится к тем горным породам, которые могут водой растворяться.
"Капля камень точит" - гласит поговорка. Действительно, медлено-медлено, по долям миллиметра в год расширяя трещины, проникали капельки талой воды в недра гор. Спустя тысячелетия уже не капли, а ручейки просачивались в известняковую толщу. К процессу растворения - коррозии, добавился более быстрый процесс эрозии - размыва. По подземным ходам ринулись уже потоки воды.
Это был период активного роста пещер.
Растворяя известняк, вода превращалась в сложный раствор. И там, где трещинка, по которой этот раствор проникал вглубь горы, выходила в пустоту подземного грота, начинался сложный процесс возникновения натечных образований - каменных сосулек, драпировок и занавесей, покровных кальцитовых корочек. Термины "сталактит" и "сталагмит" (от греческого "сталагма" - капля) ввел в литературу в 1655 году датский натуралист Олао Ворм. Через сто лет в русской литературе появилось не менее образное определение Михаила Ломоносова: "капь"…
В теории все достаточно ясно: каменные сосульки, растущие с потолка - это сталактиты. С пола, навстречу им, тянутся сталагмиты. Срастаясь, сталактиты и сталагмиты образуют сталагнаты. Реально, всему богатству натечного убранства не то, что названия дать трудно, трудно порой даже понять механизм образования того или иного каменного чуда. Кальцит, минерал, из которого в основном и состоят натеки, имеет белый, иногда чуть желтоватый цвет. Но палитра каменных кружев гораздо богаче. Все многообразие цветов и их оттенков дают разнообразные примеси. Чаще всего это соли железа, окрашивающие натеки в красновато-бурые тона. Но бывают и голубые, и ярко-красные, и фиолетовые натеки. По их цвету опытный геолог может определить, с чем встретилась капелька воды в толще известняка.
Бесследно исчезли ледники.
Дожди и ветры источили утесы, образовав глубокие ущелья и отвесные стены, вскрыв древние полости и у дна таежных распадков, и на вертикалях экзотических скал.
Для пещер наступил период старения. Уже не растут объемы подземелий. Наоборот, пустоты сокращаются, зарастают натечными образованиями, перекрываются обвалами.
На сегодняшний день в окрестностях Малой Сыи известно около полусотни пещер. Местоположение и морфометрические данные сорока двух из них приведены на предыдущих страницах.
Различна сложность этих подземелий. В часть из них можно просто зайти, был бы только надежный фонарик, да удобная одежда. В другие нужно будет десятки метров спускаться по капроновой веревке, используя практически весь арсенал специального спелеологического снаряжения. Третьи встретят путешественника множеством ходов, разбегающихся во всех направлениях, и главная сложность будет в том, чтобы отыскать нужный.
Чтобы четко представлять, насколько сложным может оказаться подземное путешествие, в спортивной спелеологии введено понятие "категория сложности". Принято считать, что простейшие пещеры, где понадобятся самые элементарные навыки передвижения и ориентирования, относятся к 1-й категории сложности. Самые сложные пещеры России относятся к 5-й, максимальной категории. Остальные пещеры распределены между этими категориями в зависимости от сложности выбранного маршрута, необходимости применения специального снаряжения, режима обводненности.
В окрестностях Малой Сыи самый сложный маршрут относится к 3-й категории сложности - это полное прохождение пещеры Ящик Пандоры.
Итак, вы собрались в пещеру. Далее я расскажу о трех наиболее посещаемых пещерах Июсского природного парка: Археологической, Кресте, Ящике Пандоры. Сперва же дам несколько советов о том, как нужно одеться для прохождения штурма земных глубин, что нужно взять с собой, как должен вести себя человек, чтобы его посещение пещеры было не опасно и для него, и для самой пещеры, и для ее обитателей.

Каталог пещер Сыйско-Ефремкинского карстового участка:
1. Архимедов провал 100/51
2. Археологическая 270/37
3. Арка 22/?
4. Большая Тохзасская 55/+10
5. Берлога 65/16
6. Виноградовский провал 180/93
7. Валерина 30/?
8. Евпатория ?/?
9. Западня 800/115
10. Кашкулаская 550/50
11. Кашкулакская-2 45/21
12. Коммунаровская 350/50
13. Кирилловская 330/29
14. Крест 300/72
15. Крутая 130/66
16. Козья яма 80/31
17. КИП 25/6
18. Мечеть 55/+14
19. Миртовская 50/39
20. Мишкина яма 30/12
21. Мешок (Заячья) 20/8
22. Мышиная 16/+3
23. Находка 130/43
24 Надюша 25/10
25. Отелина 22/?
26. Охотничья ?/?
27. Петуховская ?/?
28. Пионерская 90/34
29. Проскурякова 20/+7
30. Под арочная ?/?
31. Сыстыкжульская 30/+6
32. Сквозная 20/11
33. Соседняя 10/10
34. Тоннельная 20/+10
35. Тохзасская 76/4
36. Холодная 40/14
37. У Берлоги 16/?
38. Фишка 40/+31
39. Циркуль 35/+8
40. 4-й Фронт 50/33
41. Школьный провал 11/?
42. Ящик Пандоры 11000/183

В большинстве пещер Сыйско-Ефремкинского карстового участка круглый год держится температура около 4 градусов тепла. Лишь на входе нескольких из них имеются температурные аномалии. Там круглый год холодно. Ртутный столбик термометра покажет несколько градусов ниже нуля. Поэтому одежда должна быть достаточно теплой, чтобы не мерзнуть, если захочется отдохнуть, и в то же время легкой, дабы не изнывать от жары при интенсивном лазании. Одежда не должна мешать передвижениям. Так как спелеолог в пещере не только ходит, но и ползает, и протискивается в узкие щели, и залезает на уступы ходов, то обычно поверх теплой одежды надевается защитный комбинезон. Те спелеологи, которые ходят в пещеры часто и надолго, обычно используют самодельные комбинезоны из толстого капрона. Для первого раза подойдет любая, достаточно прочная одежда, которую не жалко будет измазать пещерной глиной. Удобно, если куртку или штормовку можно будет заправить в брюки.
Лучшая обувь для пещер - резиновые сапоги. В любом случае следует выбрать обувь с подошвой, которая не сильно скользит на мокрых камнях.
На руки одеваются рабочие рукавицы "верхонки" или тонкие хлопчатобумажные перчатки.
На голову надевается каска. Можно использовать любые модификации строительных и шахтерских касок. В простых пещерах ее назначение защитить голову спелеолога от ударов о выступы потолка. В более сложных возможно и падение случайного камня, и падение самого человека.
Первый, и самый необходимый специальный предмет снаряжения - источник света. Удобнее всего использовать электрический фонарь, который можно закрепить непосредственно на каске. Удобные фонарики для туристов, работающие от батареек, выпускает новосибирская фирма "Альтурс". Можно воспользоваться специальным шахтерским аккумуляторным светильником. В крайнем случае, в простой пещере, подойдет и обычный фонарик, который придется держать в руке.
Пещера - это особый мир, где изменяется восприятие окружающего. Поэтому передвигаться в пещере необходимо не торопясь, внимательно выбирая места для постановки ног. Если нет уверенности, что равновесие удастся сохранить, не стесняйтесь использовать для опоры и руки.
Очень хорошо, когда в пещере рядом надежные друзья. Оптимальная численность группы 6 - 12 человек.
Те из пещер, где необходимо спускаться и подниматься по веревкам, должны посещаться с опытным инструктором-проводником. Вертикальная спелеология - это сложный и очень интересный вид спорта.

Запомните:

1) Сама пещера не менее уязвима, чем проникший в нее человек. Старайтесь не оставлять после себя мусор. Не следует курить, ведь под землей кроме Вас есть постоянные обитатели - летучие мыши. И, конечно же, старайтесь не повредить натечное убранство пещеры - каменные сосульки сталактитов и сталагмитов растут, порой, со скоростью в тысячные доли миллиметра в год.
2) В пещеру не следует идти в одиночку.
3) Лучше всего, если Вашу группу при прохождении пещеры возглавит опытный спелеолог.
4) Фонарь должен быть у каждого участника подземного путешествия. Перед входом в пещеру проверьте его исправность.
5) Если вы отстали от группы, остановитесь. Стойте на месте. Вашим товарищам легче вернуться по уже пройденному пути, чем искать заблудившегося в лабиринте ходов и гротов.
6) Старайтесь, чтобы после Вашего посещения пещера стала чище, чем была до него.



2019-12-29 228 Обсуждений (0)
К вершине священной горы 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: К вершине священной горы

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (228)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.014 сек.)