Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


А.П.Бородин,  Симфония №2, «Богатырская»



2019-12-29 9218 Обсуждений (0)
А.П.Бородин,  Симфония №2, «Богатырская» 5.00 из 5.00 7 оценок




(1869-1876)

Симфония №2 А.П.Бородина  -  знаковое произведение для русской классической музыки. Вспомним, что всего у Бородина 3 симфонии (последнюю он начал сочинять за год до смерти и она осталась незаконченной).

Симфонию №2 Бородина можно считать первой русской классической симфонией.

***Симфония – это крупное музыкальное произведение из 4-х частей для симфонического оркестра.

А.П.Бородин – не первый русский композитор, писавший произведения в этом жанре. Задолго до Бородина некоторые русские композиторы уже пробовали сочинять симфонии (Д.Бортнянский и А.Алябьев). Но все эти попытки не увенчались успехом. Жанр симфонии долго не приживался в России. И лишь во второй половине 19 века среди русских композиторов окончательно назрела идея фикс - нужна русская симфония.

К этому моменту Европе симфония существовала уже около 100 лет. Это один из ведущих жанров европейской музыки. «Отцом» европейской симфонии считается Франц Йозеф Гайдн. Именно в его творчестве этот жанр окончательно сформировался. Гайдн сочинил  104 симфонии. Две последние из них, считающиеся образцом жанра классической симфонии, созданы еще в 1795 году. Параллельно с Й.Гайдном писал симфонии и Вольфганг Амадей Моцарт (всего 41).

После Гайдна и Моцарта в Европе было сочинено еще множество симфоний. Среди них такие непревзойдённые вершины жанра, как Симфония №9 Людвига ван Бетховена, появившаяся в 1824 году (её 4-я часть — «Ода к радости» — сегодня используется как Гимн Евросоюза). А через 6 лет появляется необычная «Фантастическая» симфония Гектора Берлиоза.

Новое поколение русских композиторов (композиторы «Могучей кучки», А.Рубинштейн, П.Чайковский) понимали, что единственное, чем могла бы похвастаться русская симфония на фоне европейского изобилия, это своим национальным колоритом.

Именно русский национальный характер и отличает Симфонию №2 А.Бородина. Вся её музыка пропитана «русским духом». Слушая её, можно ощутить и бескрайность русских полей, и героические подвиги русских богатырей, и щемящие нотки русских народных песен.

У Симфонии №2 есть название – «Богатырская». Автором этого названия (так же как и словосочетания «Могучая кучка») стал Владимир Стасов. Когда он услышал основную тему Симфонии, он  предложил назвать её «Львица». Было и еще одно предложение от М.Мусоргского назвать её «Славянская героическая». Но в итоге остановились на втором названии, предложенным Стасовым - «Богатырская». Сам Бородин не возражал против такого толкования замысла своего произведения. Именно с этим названием симфония осталась в истории.

Это произведение  А.П.Бородин задумал еще в 1869 году. Первую часть он закончил уже в следующем, 1870 году. Но сочинение остальных частей из-за острой нехватки времени растянулось на 7 лет. Еще одна причина задержки – параллельно шла работа над более крупным и сложным сочинением – оперой «Князь Игорь». Закончена симфония только в 1876 году.

Основная идея «Богатырской» симфонии – патриотическая, идея любви к Родине. Музыка симфонии показывает русский народ в разных его проявлениях: и в борьбе, и в радости.

Симфония состоит из 4х частей:

I часть – Сонатное allegro. «Собрание богатырей».

II часть – Скерцо. «Игра богатырей».

III часть – Andante. «Песнь Баяна».

IV часть – Финал. «Богатырский пир».

Откуда взялись названия частей? Сам Бородин никаких названий не давал.

Но известен один фрагмент из письма В.Стасова: «Сам Бородин мне рассказывал, что в третьей медленной части он желал нарисовать фигуру Баяна, в первой части – собрание русских богатырей, в финале – сцену богатырского пира при звуке гуслей, при ликовании великой народной толпы».

В отличие от симфоний того же Бетховена или Берлиоза, основанных на человеческих страстях и переживаниях, Богатырская симфония повествует о времени, истории и народе. В музыке нет драматизма, нет ярко выраженного конфликта. Вся музыка развертывается как череда плавно сменяющихся картин. Всё это характерно для эпоса.

***Эпос — это рассказ о героическом прошлом. Развитие сюжета носит повествовательный характер (в отличие от драмы или лирики).

Тем самым А.П.Бородин является родоначальником жанра эпической симфонии в русской музыке.

Необычно  строение симфонии. В классической симфонии после первой быстрой части идёт медленная, потом быстрая и обобщающий финал. У Бородина 2 и 3 части (медленная и быстрая) поменялись  местами.

Это связано с общим композиционным замыслом:  богатыри собрались, «поиграли» (померялись силой), отдохнули (послушали «песнь Баяна»), и сели пировать.

1 часть написана в форме сонатного аллегро (сонатной).

***Сонатная форма — музыкальная форма, состоящая из трёх основных разделов: экспозиции, разработки и репризы.  В экспозиции  (1 раздел) противопоставляются две основные темы - главная (ГП) и побочная (ПП) партии. В разработке (2 раздел)  эти темы развиваются. В репризе (3 раздел)  повторяется экспозиция (обычно с изменениями).

Основная тема 1-ой части (главная партия) - это образ богатырей.

В её основе  заложены интонации всем известной бурлацкой трудовой песни «Эй, ухнем!» (в обеих темах  обыгрывается трихорд «си – ре – ми»):

*** Трихорд – это звукоряд из 3х ступеней в пределах терции или кварты. Например, в До-мажоре: до-ре-ми, до-ми-фа, до-ре-фа.

Что делает тему «богатырской»?

· необычное начало темы: сразу с «остановки» - звучит целая нота с ферматой на звуке «си» (тонике, самом устойчивом звуке в ладу);

***Фермата (итал. fermata — «остановка», «задержка») — знак музыкальной нотации, предписывающий исполнителю увеличить по своему усмотрению длительность ноты, обычно в 1,5-2 раза, но возможно и более.

· мелодия несколько раз «раскачивается», но опять возвращается к тонике: это даёт ощущение устойчивости.

· фактура – унисонная;

· динамика - фортиссимо;

· регистр – средний и низкий;

· тембр -  виолончели и контрабасы.

Всё это в комплексе и создаёт «богатырский образ» - ощущение мощи, силы, грузности, неподвижной тяжести, монолитности (словно богатырь, неподвижно сидящий на мощном коне и обозревающий русские дали).

Это первый элемент главной темы.

Его дополняет и оттеняет второй контрастный элемент : темп – анимато ассаи (очень оживлённо);  тембры – деревянно-духовые; регистры - средний и верхний;лад – параллельный мажор; движение параллельными терциями.

По характеру 2й элемент напоминает плясовой наигрыш. Словно это отклик воинской дружины на призыв витязя.

Заканчивается главная партия проведением богатырского элемента в увеличении.

Вторая основная тема 1-й части (побочная партия, ПП) – близка по характеру русским лирическим песням, которые разносятся над бескрайними русским полями и равнинами.

В этом еще одна характерная особенность эпической симфонии – основные темы не противостоят, а дополняют друг друга.

Особенности побочной партии: мажорный лад; фактура – подголосочная (характерна для русских народных песен); теплый тембр виолончели, напоминающий низкий женский голос.

Средняя, развивающая часть сонатной формы (разработка) носит картинно-изобразительный характер. Здесь нет столкновений главных образов и острых драматических кульминаций. Вся она построена на смене контрастных эпизодов: то картина схватки, то победная ликующая пляска (второй «плясовой» элемент главной партии), то величественная песня (тема побочной партии).

В репризе главная партия звучит еще более мощно и величественно, в ритмическом увеличении (то есть из­ложена более крупными длительностями). Побочная партия, напротив, становится нежнее и светлее благодаря тембру солирующего гобоя.

Первую часть симфонии завершает кода. Основная тема богатырская имеет здесь сокрушительно мощ­ное и непоколебимое звучание (тема звучит в 4х кратном увеличении).

***Кода (итал. coda — «хвост, конец, шлейф») в музыке — дополнительный раздел, возможный в конце музыкального произведения.

Вторая часть. Скерцо (фа мажор) вызывает в нашем воображении картины богатырских игр и состязаний. Оно построено в сложной трехчастной форме. Крайние разде­лы, стремительные и порывистые, исполнены стихийной молодецкой силы.

Они обрамляют неторопливое нежное Трио с лирической темой восточного характера. Короткая тема Трио повторяется много раз со сменой тональностей и тембров:

Третья часть, Анданте (ре-бемоль мажор), по замыслу композитора, воспроизводит образ древнерусского певца-ска­зителя Баяна. Его неторопливому рассказу предшествуют аккорды арфы, напоминающие звучание гуслей. На их фоне появляется певучая, эпически величавая мелодия у солирующих валторны и кларнета. Ее свободный, гибкий ритм, переменный размер, импровизационный склад передают речь легендарного певца:

Финал симфонии (си мажор) рисует шумное народное празднество — «сцену богатырского пира» — и является итогом всего цикла. Финал, как и 1 часть,  написан в сонатной фор­ме.  Удалая энергичная главная партия и светлая песенная побочная создают единый образ всеобщей радости и ликования. Народный характер тем подчеркивается искусным воспро­изведением в оркестре характерных тембров русских на­родных инструментов — свирелей, гуслей, балалаек.

Вторая симфония Бородина определила эпическое на­правление в русской симфонической музыке, которое за­тем было продолжено и развито Танеевым, Глазуновым, Рах­маниновым, Мясковским, Прокофьевым  и другими композиторами.



2019-12-29 9218 Обсуждений (0)
А.П.Бородин,  Симфония №2, «Богатырская» 5.00 из 5.00 7 оценок









Обсуждение в статье: А.П.Бородин,  Симфония №2, «Богатырская»

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (9218)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.008 сек.)