Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь  


Тема 2. Профессиональное образование в новом тысячелетии.




Идея опережающего образования.

 

Соединив безумие с умом,

Среди пустынных смыслов

Мы построим дом –

Училище миров, неведомых доселе.

Н. А. Заболоцкий

 

Слайд 2 В последнее время в связи с социальным и гуманитарным прогрессом, происходящим в стране и, в частности, в связи с разработкой концепций развития как общего, так и профессионального образования появилось новое понятие – «опережающее образование». Его содержание пока еще очень размыто. Во многих публикациях речь идет о том, что образование, должно что-то опережать. Причем это что-то связывается, как правило, с производством.

Слайд 3 Между тем, при более глубоком выяснении сути проблемы оказывается, что «опережающее образование» является важнейшей идеей дальнейшего развития как общего, так и профессионального образования, требующей существенного пересмотра многих сложившихся стереотипов.

Слайд 4 Рассмотрим соотношение категорий (понятий) «образование» и «производство». Категория «образование» относится к личности, к человеку – и только к нему. Слово «образование» происходит от корня исходного понятия – «образ». То есть образование – это создание у человека образа окружающего мира и самого человека, своего «я» в этом мире. Профессиональное образование в этом смысле можно трактовать как формирование образа мира производства (производство мы рассматриваем в самом широком смысле, включая и материальное, и духовное производство) и образа своего положения, своей роли, своей профессиональной деятельности в мире производства.



Если мы приспосабливаем образование только к конкретному производству, к конкретной технике, технологиям (пусть новейший, с «опережением»), значит, мы приспосабливаем человека к производству, то есть опять имеем дело с технократическим подходом, когда человек теряется как личность, и ставится в подчинение потребностям производства, ставится на службу внечеловеческому научно-техническому прогрессу. Не производство для Человека, а человек для обезличенного производства. И это больно бьет в обе стороны. С одной стороны, мы имеем частичную, ущербную личность, исковерканную узкопрофессиональными образованием и рутинной, однообразной профессиональной деятельностью. С другой стороны – застой, стагнацию в развитии производства, поскольку уровень образования рабочих и специалистов приспосабливается только к сегодняшним потребностям производства, что резко ограничивает перспективы его развития.

Слайд 5 Ведущие страны мира стремительно развивают свое образование. За последние 10 лет страны Европы резко увеличили число студентов ВУЗов. В Англии с 1993 по 1995 гг. число студентов только в колледжах было увеличено на 25%. Финляндия стремительно преобразовывает бывшие профтехучилища в высшие профессиональные училища – техникумы, колледжи в нашем понимании. Это и понятно – в рыночной экономике, в гуманном, демократическом обществе нужны образованные люди. Причем везде – даже на конвейере. Достаточно привести такой интересный факт. На заводах Форда около 97% «синих воротничков» (т.е. рабочих), нанятых после 1991 г. имеют диплом о высшем образовании. Оказывается, это выгодно – сегодня способность быстро прочесть и освоить инструкцию важнее физической силы. Рабочий с высшим образованием приходит на работу трезвым, он социально более ответственен, поскольку предвидит последствия своих действий для себя, для производства, для окружающих и для общества и отвечает за них. В случае необходимости его можно поставить на другое рабочее место, направить в другой цех и т.д. – его интеллектуальный потенциал позволяет быстро осваивать новые виды работ.

Причем преимущества работников с высшим образованием проявляются и у нас, в России. Например, вахтовые бригады буровиков для работы на нефтяных и газовых промыслах Тюменской области оказалось выгоднее комплектовать из числа безработных инженеров различных специальностей, даже не имеющих отношения к добывающей индустрии, чем из квалифицированных рабочих-буровиков, окончивших специальные ПТУ и техникумы. Характерен такой факт – как показали физиологические исследования, по окончании рабочей смены частота пульса у членов бригады инженеров составляла 80 ударов в минуту, что говорит о нормальном утомлении после нормальной работы, а частота пульса у членов бригады рабочих, выполнявших точно такую же работу, – 110–120 ударов в минуту, что свидетельствовало об очень высокой степени утомления. Рабочие после смены ложились спать, а инженеры шли играть в футбол, ловить рыбу и т.д. Объяснялось это различие просто – инженеры работали, зная, что надо делать и предвидели последствия своих действий для окружающих. В бригаде же рабочих основная часть времени уходила на объяснения друг с другом в выражениях, далеких от норм литературного языка и в ожидании  Слайд 6 указаний начальства. Так что уровень образования оказывает непосредственное влияние на все показатели: экономические, экологические ... и даже физиологические.

Научно-технический и социальный прогресс уже существенно размыл эти границы и будет размывать их в дальнейшем. Сейчас многие рабочие профессии требуют высшего и среднего профессионального образования. Например, наладчики автоматизированного оборудования, операторы сложных технологических установок и т.д. В то же время многие профтехучилища, лицеи готовят специалистов сугубо умственного труда – операторов ПЭВМ, бухгалтеров и т.п. Поэтому такое основание классификации (труд умственный или труд физический) сегодня уже не годится.

 

Нужна другая классификация – по прямому или косвенному отношению к процессу производства. Если человек непосредственно включен в технологический процесс – он рабочий, может быть, и с высшим образованием. Например, пилот гражданской авиации. Он имеет инженерное образование, но его функции, по сути, не отличаются от функций шофера – и тот, и другой управляют транспортным средством и являются рабочими. Еще пример: оператор единой энергетической системы (сети электростанций). После окончания вуза он должен еще много лет учиться и стажироваться. Но по отношению к производственному процессу он – рабочий. Сегодня уже многие рабочие, окончив не только техникумы, но и вузы, остаются на рабочих местах. Они получили образование не ради профессиональной деятельности, но ради общего развития, утверждения себя как личности. И сегодня человек, оканчивающий исторический факультет университета и работающий слесарем – уже не редкость. Еще в бывшем СССР, например, из 6 млн. инженеров 1,5 млн. были заняты на рабочих местах.

А вот другой, противоположный случай. Шофер (по всем прежним меркам – это рабочий) купил грузовик, зарегистрировал индивидуальное частное предприятие и стал предпринимателем. Сегодня это – явление массовое.

Поэтому , иерархическая лестница уровней образования по отношению к разделению труда на производстве разваливается. Рабочий или нерабочий – это понятие производственное, технологическое, а не педагогическое и даже уже не экономическое. И вместо вопроса, «кого готовят» те или иные профессиональные учебные заведения, пора задавать вопрос об уровне общего и профессионального образования, об уровне общего и профессионального развития личности, которые обеспечивает студенту та или иная образовательная программа, реализуемая в том или ином учебном заведении (ПТУ, техникуме, лицее, колледже, институте или университете). Таким образом, разные типы учебных заведений, а точнее говоря –профессиональные образовательные программы разных уровней не «готовят» рабочих или специалистов, а воспитывают профессионалов разных уровней квалификации. И только. Применение же своим способностям на производстве, свою «должность» выпускник найдет впоследствии себе сам, кстати, неоднократно ее меняя на протяжении трудовой жизни.

 

Парадокс нашей страны, связанный с прошлыми тенденциями замедления экономического роста и застойными явлениями в обществе, может получить и уже начинает получать позитивное разрешение только на основе опережающих изменений в главной составляющей производительных сил – ускоренном развитии личности. Речь идет не просто о совершенствовании общеобразовательной, профессиональной подготовки, а именно о разностороннем развитии личности, обеспечивающем высокую степень трудовой активности, предприимчивости, мобильности и адаптивности к быстро меняющимся экономическим, производственным и социальным требованиям.

 Слайд 7 В логике гуманистического подхода, в противоположность логике технократизма, если мы говорим об идее опережающего образования, то она может быть сформулирована однозначно: уровень образования участников производства должен опережать уровень развития самого производства. Не образование должно обеспечивать производство, а наоборот – производство пытаться достигнуть уровня образования его участников.

Работники образования, настолько привыкли, что образование всегда ориентировалось на потребности производства, что, часто даже не задумываясь, произносят: производству нужны токари, давайте готовить токарей; производству ткачихи не требуются, их подготовку необходимо прекратить и т.д.

Но если в гуманном и демократическом обществе Человек – высшая ценность, а производство – лишь средство удовлетворения его человеческих потребностей, то  автор Новиков Александр Михайлович книги Российское образование в новой эпохе. Парадоксы наследия. Предлагает , а не пора ли поставить вопрос в обратном порядке: не производство будет диктовать свои условия системе образования, а наоборот, работники образования будут задавать тон производству: имейте в виду, что к такому-то году уровеньобразования населения вырастет настолько, что рабочие места по таким-то, таким-то и таким-топрофессиям окажутся пустующими, никто не станет на них работать из-за непрестижности, отупляющей монотонности труда и т.п. – принимайте заблаговременно меры!

Если работники производства будут иметь достаточно высокий уровень общего и профессионального образования, они просто не станут заниматься непрестижной, отупляющей, монотонной работой. Предприятия вынуждены будут искать возможности замены таких работ, автоматизировать технологические процессы, тем самым повышая производительность труда и научно-технический уровень производства.

 Слайд 8 Основная цель образования – развитие личности и только. Основная цель профессионального образования – профессиональное развитие личности. Приспособление, адаптация работника к условиям конкретного производства может быть достигнута в процессе производственной практики, на различного рода курсах переподготовки и повышения квалификации.

Сегодня такие выводы звучат пока еще неожиданно, вроде бы парадоксально. Но общество и государство должны наконец понять, что экономия на образовании оборачивается нищетой. Государство, экономящее на образовании, обречено вечно догонять.

Реализация идеи опережающего образования может осуществляться, очевидно, в трех аспектах, выделенных по основанию отношений «образование – производство»: на уровнях: страны в целом; отдельного региона; отдельного человека, личности.  И закончить 9 Слайдом.

Ура уложилась в 10 мин.

 

Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой



Читайте также:
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...



©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (141)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.025 сек.)
Поможем в написании
> Курсовые, контрольные, дипломные и другие работы со скидкой до 25%
3 569 лучших специалисов, готовы оказать помощь 24/7