Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Глава II комплексная диагностика и коррекция межличностных отношений слабослышащих детей с нарушениями интеллекта



2019-12-29 200 Обсуждений (0)
Глава II комплексная диагностика и коррекция межличностных отношений слабослышащих детей с нарушениями интеллекта 0.00 из 5.00 0 оценок




2.1 диагностика качества межличностных отношений слабослышащих подростков с сохранным и нарушенным интеллектом

 

Авторами была проведена диагностика качества межличностных отношений слабослышащих подростков, обучающихся в 7 классах школы-интерната №126 г.Екатеринбурга. В обследовании приняли участие 12 детей, было сформировано две группы:

1группа-экспериментальная-слабослышащие подростки с нарушениями интеллекта:

 -Павел К.

двусторонняя сенсоневральная тугоухость IIIст.

 умственная отсталость в легкой степени

 дизартрия

эмоционально-волевая неустойчивость

-Евгений Л.

 двусторонняя сенсоневральная тугоухость IIIст.

умственная отсталость в легкой степени

 резидуально-церебральное органическое поражение ЦНС

-Николай М.

 AS тугоухость IVст., AD глухота IVгр.

 ОНР Iгр.

ЗПР

-Сергей Т.

 двусторонняя сенсоневральная тугоухость IVст.

 синдром двигательной расторможенности

 минимальная церебральная дисфункция

 ЗПР

-Надежда Э.

 AS глухота IVгр. AD тугоухость IIIст.

гипертензионно-гидроцефальный синдром

миатонический синдром

 резидуальная церебростеническая недостаточность

ЗПР

2 группа-контрольная-слабослышащие подростки с нормальным интеллектом

-Александр Б.

двусторонняя сенсоневральная тугоухость IIIст.

-Виктория В.

двусторонняя смешанная тугоухость IIст.

-Алина Г.

AS тугоухость IIIст., AD глухота IVгр.

-Александр К.

двусторонняя сенсоневральная тугоухость IVст.

-Евгения Л.

двусторонняя сенсоневральная тугоухость IIIст.

-Елена Л.

AS глухота IVгр., AD тугоухость IIIст.

-Дамир х.

двусторонняя смешанная тугоухость IIIст.

Для диагностики были выбраны следующие параметры, характеризующие качество межличностных отношений:

 1.Социометрические показатели (социометрический статус, социовалентность, взаимность). Изучались при помощи социометрической методики Р. Жиля (см. приложение 1).

 2.Критерии социометрического выбора сверстников. Проводилось анкетирование (см. приложение 2).

3.Эмоционально-психологический климат коллектива. Использовался тест-семантический дифференциал «Оценка отношений в своем коллективе» (см. приложение 3).

4.Уровень конфликтности во взаимоотношениях учащихся. Изучался при помощи социометрической методики Р. Жиля (см. приложение 1).

5.Коммуникативные качества личности (общительность, стремление к уединению, доминирование в группе сверстников, отношение к учителю). Использовалась проективная методика Р. Жиля (см. приложение 4).

6.Средства коммуникации, используемые учащимися в общении (устная, жестовая, дактильная речь)-метод наблюдения.

 7.Наличие дезадаптивных подростков в классе. Использовалась карта наблюдений Д. Стотта (см. приложение 5).

 8.Преобладающий тип настроения-методика «Эмоциональная цветопись» А. Н. Лутошкина, модифицированная Г. А. Карповой (см. приложение 6).

1.Социометрическая методика Р. Жиля.

 Цель: определить социометрический статус, социовалентность каждого ученика, взаимность выборов, уровень конфликтности во взаимоотношениях учащихся. Детям даются рисунки:

Инструкция: Подумай, кого из ребят ты пригласишь к себе на день рождения. Посади приглашенных на стулья вокруг стола, напиши их имена. А теперь подумай, кого ты не хотел бы приглашать на день рождения. Посади этих ребят на стулья, стоящие подальше от стола. Напиши их имена. Количество выборов не ограничивалось.

Учитывая небольшой по количеству состав класса (5 в экспериментальной группе и 7 в контрольной), к «предпочитаемым» отнесли тех, кто получил 3 выбора в первой группе и 4 во второй; к «принятым»-1 выбор в обеих группах; к «изолированным» и «отвергнутым»-0 выборов в обеих группах.

Социовалентность считалась положительной, если у ребенка преобладают положительные выборы, и отрицательной-если преобладают отрицательные выборы.

Взаимность контактов определялась по удельному весу взаимных выборов среди общего количества положительных выборов.

Уровень конфликтности выводился из удельного веса «-» выборов по отношению к общему количеству сделанных выборов и («-», и «+»).

2.Анкетирование.

 Цель: определить критерии социометрического выбора друга. Детям выдавался бланк с готовыми высказываниями относительно друга (характеристика внешнего вида, ситуативной деятельности, взаимной симпатии, успешной учебной деятельности, нравственных качеств).

имя друга

аккуратный

красивый

сильный

здоровый

чистый

хорошо играет (танцует)

вместе ходим в кружок

на уроках сидим вместе

он мне нравится

мы часто бываем вместе

он считает меня своим другом

он хороший

добрый, отзывчивый

всегда готов помочь (не подведет, поможет)

честный

общительный

скромный

серьезный

вежливый

я ему доверяю

умеет хранить секреты

хорошо учится

сообразительный

хорошо говорит словами

хорошо знает жесты

Ребятам предлагалось выбрать лучшего друга и поставить отметки напротив тех качеств, которыми обладает друг.

3.Тест-семантический дифференциал «Оценка отношений в своем коллективе».

Цель: определить эмоциональный климат класса. Детям раздаются бланки с обозначением положительных/отрицательных показателей эмоциональной жизни класса.

в нашем классе - - - - - в нашем классе

всегда весело всегда скучно

мы добрые - - - - - - - - - мы злые

равнодушные

мы никогда - - - - - - - - мы часто

не ссоримся ссоримся

мы вежливые - - - - - - - ребята часто грубят

никогда не грубим ругаются

друг другу

мы очень дружные - - - - - - в классе мало

друзей

спокойно, хорошо неспокойно,тревожно

Инструкция: подумаем над тем, какой у вас класс, какие отношения между ребятами. Попробуйте оценить их. Для этого поставьте крестик ближе к тому качеству, которое, на ваш взгляд, есть у вашего коллектива.

Каждая из точек соответствует определенному баллу: крайняя правая-0 баллов, крайняя левая-4 балла.

4.Проективная методика Р.Жиля.

Цель: выявить особенности поведения в разнообразных жизненных ситуациях, важных для учащегося и затрагивающих его отношения с другими людьми. Методика является визуально-вербальной, она адаптирована к рефлексивным и речевым возможностям слабослышащим учащимся, их социально-психологической ситуации развития. Методика состоит из 13 картинок с изображением детей или детей и взрослых, а также 7 текстовых заданий. Каждый учащийся должен выбрать себе место среди изображенных людей, либо идентифицировать себя с персонажем, занимающим то или иное место в группе. В текстовых заданиях учащимся предлагается выбрать типичную форму поведения.

Отношение к определенному лицу выражается количеством выборов данного лица. Авторами был составлен ключ в баллах.

 

назначение

№ заданий

положение на

уровень

шкал

 

картинке (бал.)

 

наличие

 

один-0б.

ср. 4-6б.

дружеского

2, 3, 4, 18, 19

с другом-2б.

макс. 10б.

отношения

 

 

 

положительное

 1, 2, 4, 8,

далеко-0б.

ср. 7-10б.

отношение

 9, 10, 11, 12

середина-1б.

макс.16б.

к взрослому

 

близко-2б.

 

доминантность

 5, 6, 20

один-0б.

ср. 3-4б.

лидерство

 

середина-1б.

макс. 6б.

 

 

в компании-2б.

 

общительность

3, 6, 7,

один-0б.

ср. 4-8б.

 

17, 18, 19

середина-1б.

макс. 12б.

 

 

с другом-2б.

 

социальная

7, 9, 12, 13,

дерется-0б.

ср. 7-10б.

адекватность

14, 15, 16, 17

смотрит-1б.

макс. 16б.

поведения

 

ушел-2б.

 

 

5.Карта наблюдений Д. Стотта.

 Цель: выявить дезадаптивных подростков. Учителю выдавался список поведенческих реакций и бланк на каждого ученика.

 1.нд-недоверие к новым людям, вещам, ситуациям.

 1.Разговаривает с учителем только тогда, когда находится с ним наедине.

 2.Плачет, когда ему делают замечания.

 3.Никогда не предлагает никому никакой помощи, но охотно оказывает ее, если его об этом просят.

 4.Ребенок «подчиненный» (соглашается на «невыигрышные» роли, например, во время игры бегает за мячом, в то время, как другие спокойно на это смотрят).

 5.Слишком тревожен, чтобы быть послушным.

 6.Лжет из боязни.

 7.Любит, если к нему проявляют симпатию, но не просит о ней.

 8.Никогда не приносит учителю цветов или других подарков, хотя его товарищи часто это делают.

 9.Никогда не приносит и не показывает учителю найденных им вещей или каких- нибудь моделей, хотя его товарищи часто это делают.

 10.Имеет только одного хорошего друга и, как правило, игнорирует остальных в классе.

 11.Здоровается с учителем только тогда, когда тот обратит на него внимание. Хочет быть замеченным.

 12.Не подходит к учителю по собственной инициативе.

 13.Слишком застенчив, чтобы попросить о чем-то (например, о помощи).

 14.Легко становится «нервным», плачет, краснеет, если ему задают вопрос.

 15.Легко устраняется от активного участия в игре.

 16.Говорит не выразительно, бормочет, особенно тогда, когда с ним здороваются.

Д-депрессия.

 1.Во время ответа на уроке иногда старателен, иногда ни о чем не заботится.

 2.В зависимости от самочувствия либо просит о помощи в выполнении школьных заданий, либо нет.

 3.Ведет себя очень по разному. Старательность в учебной работе меняется почти ежедневно.

 4.В играх иногда активен, иногда апатичен.

 5.В свободное время иногда проявляет полное отсутствие интереса к чему бы то ни было.

 6.Выполняя ручную работу, иногда очень старателен, иногда нет.

 7.Нетерпелив, теряет интерес к работе по мере ее выполнения.

 8.Рассерженый, «впадает в бешенство».

 9.Может работать в одиночестве, но быстро устает.

 10.Для ручной работы не хватает физических сил.

 11.Вял, безынициативен (в классе).

 12.Апатичен, пассивен, невнимателен.

 13.Часто наблюдаются внезапные и резкие спады энергии.

 14.Движения замедлены.

 15.Слишком апатичен, чтобы из-за чего-нибудь расстраиваться (и, следовательно, ни к кому не обращается за помощью).

 16.Взгляд «тупой» и равнодушный.

 17.Всегда ленив и апатичен в играх.

 18.Часто мечтает наяву.

 19.Говорит не выразительно, бормочет.

 20.Вызывает жалость (угнетенный, несчастный), редко смеется.

У-уход в себя.

 1.Абсолютно никогда ни с кем не здоровается.

 2.Не реагирует на приветствия.

 3.Не проявляет дружелюбия и доброжелательности к другим людям.

 4.Избегает разговоров («замкнут в себе»).

 5.Мечтает и занимается чем-то иным вместо школьных занятий (живет в другом мире).

 6.Совершенно не проявляет интереса к ручной работе.

 7.Не проявляет интереса к коллективным играм.

 8.Избегает других людей.

 9.Держится вдали от взрослых, даже тогда, когда чем-то задет или в чем-то подозревается.

 10.Совершенно изолируется от других детей (к нему невозможно приблизиться).

 11.Производит такое впечатление, как будто совершенно не замечает других людей.

 12.В разговоре беспокоен, сбивается с темы разговора.

 13.Ведет себя подобно «настороженному животному».



2019-12-29 200 Обсуждений (0)
Глава II комплексная диагностика и коррекция межличностных отношений слабослышащих детей с нарушениями интеллекта 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Глава II комплексная диагностика и коррекция межличностных отношений слабослышащих детей с нарушениями интеллекта

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (200)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.007 сек.)