Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Особенности развития творчества в дошкольном детстве



2019-12-29 197 Обсуждений (0)
Особенности развития творчества в дошкольном детстве 0.00 из 5.00 0 оценок




Отечественные педагоги и психологи рассматривают творчество как создание человеком объективно и субъективно нового. Именно субъективная новизна составляет результат творческой деятельности детей дошкольного возраста. Рисуя, вырезая и наклеивая, ребенок дошкольного возраста создает для себя субъективно новое. Общечеловеческой новизны и ценности продукт его творчества не имеет.

Процесс создания образа складывается из двух частей: формирование зрительного представления и его воспроизведения. Первую часть деятельности называют ориентировочной (исследования Г.В. Лабунской, Н.П. Сакулиной), а вторую - исполнительской (исследования Л.А. Венгера, Н.П. Сакулиной). Разные по характеру, они требуют от человека проявления различных качеств личности, то есть способностей.

Сопоставляя различные точки зрения, мы считаем, что творчество ребенка отличается от творчества взрослого, которое строится на широком и глубоком знании жизни. Детское творчество определяется уровнем развития ребенка и еще не может представлять собой общественно полезную ценность. Оцениваться оно может лишь с педагогических позиций: какое значение оно имеет для всестороннего развития личности ребенка и его творчества.

Оригинальность образа, продукта детской деятельности, - показатель творческого воображения. В то же время следует помнить, что детская подделка - это не произведение искусства. Она не может удивить нас глубиной мысли, широтой обобщения, абсолютной неповторимостью формы воплощения образа.

Показатели творчества, характеризующие способы творческого действия, которые определила в своих исследованиях Г.Г. Григорьева, способны выявить умения ребенка создавать свой оригинальный образ в процессе рисования.

Проявляются эти показатели в основном в процессе работы, они различны по характеру, глубине, широте.

1. Дополнения, изменения, вариации, преобразование уже знакомого материала, применении известного в новых ситуациях, создание новой комбинации из усвоенных, старых элементов.

Этот показатель конкретизирует и иллюстрирует работу воображения, механизма воображения на этапе замысливания и реализации замысла (характер действий комбинирования).

2. Самостоятельные поиски, пробы наилучшего решения задания.

Данный показатель заостряет внимание на наличии творческой поисковой деятельности (экспериментирования), ее целенаправленности и в то же время вариативности.

3. Нахождение новых приемов решения, когда старых уже недостаточно, самостоятельность и инициатива в применении их, нахождение своих оригинальных приемов решения творческих заданий.

Этот показатель - своего рода следствие проявления двух первых, внимание взрослого заостряется на степени новизны в способах действия ребенка; самостоятельность, активность, инициатива детей в деятельности.

4. Быстрота реакций, находчивость в действиях, хорошая ориентировка в новых условиях.

К этой группе показателей можно отнести беглость (количество способов, использованных ребенком и адекватных задаче), гибкость (вариативность способов).

Большинство из названных показателей проявляется в процессе деятельности, что требует со стороны воспитателя целенаправленного наблюдения за детьми, анализа их поведения, понимания внутреннего состояния, сопереживания, сочувствия, содействия им, если в этом есть необходимость.

Только в этом случае понимание детского творчества будет адекватным, так как детские изобретения, находки могут быть незаметны в продукте деятельности. Поэтому наблюдение за процессом детской деятельности необходимо и возможно с опорой на показатели творчества, характеризующие продукции детской художественной деятельности, выделенные Г.Г. Григорьевой:

1. Нахождение адекватных (соответствующих) изобразительно - выразительных средств для воплощения образа.

Под этим показателем следует понимать соответствие конечного результата поставленной (ребенком или взрослым) творческой задаче. Это и показатель целенаправленности продуктивного творческого воображения, без которого нет подлинно творческой деятельности.

2. Индивидуальный “почерк" детской продукции, своеобразие манеры исполнения и характера выражения своего отношения.

3. Соответствие детской продукции элементарным художественным требованиям.

Последний показатель можно конкретизировать, выделив такие качества детского рисунка, как выразительность, грамотность и оригинальность образа в единстве и с учетом специфики взаимодействия этих качеств.

Чтобы применить данные показатели необходимо учитывать специфику творческой деятельности детей.

Освоение изобразительной деятельностью ребенком означает овладение им основными ее структурными компонентами: мотивами, целеполаганием, действиями и операциями. В творческой деятельности ребенка следует выделять 3 основных этапа, каждый из которых, в свою очередь, может быть детализирован и требует специфических методов и приемов руководства со стороны педагога.

Первый - возникновение, развитие, осознание и оформление замысла.

Второй - процесс создания изображения.

Третий - анализ результатов.

Процесс творчества у дошкольников своеобразен. Формирующаяся в игре знаковая функция (в основе которой замещение одних предметов другими) помогает ребенку понять, а затем и использовать свои каракули как заместители предметов и явлений окружающего мира. Потребность рассказать о переживаемом изобразительным языком, понятным для окружающих, привлекая их к сопереживанию, появляется у ребенка позднее. Это обстоятельство влияет на специфику протекания всех этапов творческого процесса. Она отмечала, что этап появления замысла характерен и для деятельности дошкольника, однако, развиваясь, он развертывается не предварительно, а в процессе исполнительской части деятельности. Отсутствие предварительного замысла - это показатель непроизвольности всех психических процессов, несовершенства изобразительной деятельности в силу ее новизны и сложности. Но в большей степени - это проявление игровой тенденции в развитии деятельности. Смысл рисования для ребенка - рисовать-играть, а не рисовать-изображать, ему важен процесс деятельности, а результат - только как необходимость, как условие, средство осуществления игры. Л.С. Выготский обращал внимание на сходство любого вида творчества с игрой. Эта тенденция сохраняется на протяжении всего дошкольного возраста, трансформируясь, органично вплетаясь в собственно изобразительную деятельность, не мешая ее становлению.

Г.Г. Григорьева говорила о том, что умение предварительно замысливать образ формируется под влиянием взрослых в процессе обучения. В естественном развитии замысла такой этап может не появится в деятельности дошкольника. Внешне наиболее ярко представлен этап одновременного развития и исполнения замысла. Ребенок, как правило, сопровождает рисунок речью, а иногда планирует его с помощью речи. В деятельности дошкольника есть и этап завершения работы, однако он, как правило, не связан с доработкой образа. Таким образом, Г.Г. Григорьева выделяет, что в изобразительной деятельности детей представлены все этапы, но они сокращены во времени, а замысливание и реализация замысла совмещены.

В ходе теоретического анализа литературы нами было выявлено, что детское творчество может развиваться при наличии определенных условий. Такие условия Г.Г. Григорьева выделила в своих работах. Одним из основных условий развития творческой личности дошкольника является широкий подход к проблеме. Педагог должен сделать естественный процесс жизни и деятельности детей творческим, ставить детей в ситуации не только художественного, но и познавательного, нравственного творчества.

Другое важнейшее условие проявления творчества в художественной деятельности - организация интересной содержательной жизни ребенка в дошкольном учреждении и семье; обогащение его яркими впечатлениями, обеспечение, эмоционально-интеллектуального опыта, который послужит основой для возникновения замыслов и будет материалом для работы воображения. Этот опыт создается всей системой жизнедеятельности ребенка (наблюдения, занятия, игры, общение и т.д.) и служит основой для игр, творческих рассказов, рисунков и т.д. Впоследствии впечатления, полученные детьми, служат и источником тем специальных занятий по изобразительной деятельности.

В соответствии с этим мы пришли к выводу, что чем больше взрослых людей работает с детьми, тем большее взаимодействие должно быть между ними. Только в том случае, когда педагоги объединены единым видением проблемы, возможно целостное видение и воспитание личности, полноценное психическое развитие дошкольника. Следовательно, единая позиция педагогов в понимании перспектив развития ребенка и взаимодействие между ними - одно из важнейших условий развития детского творчества.

Освоение художественно-творческой деятельности немыслимо без общения с искусством. При правильном влиянии взрослых ребенок понимает смысл, суть искусства, изобразительно-выразительные средства и их подчиненное значение. А на этой основе он лучше понимает и собственную деятельность.

Другим условием развития детского творчества является обучение как организованный процесс передачи и активного присвоения ребенком изобразительной деятельности в целом (мотивов, способов действия всей сложной системы отношений, характеризующих ее). То есть в сферу обучения входят и формирование способности эмоционально откликаться на окружающий мир, и потребность выражать свое мировосприятие в художественной форме, потребность в творчестве. Обучение детей изобразительной деятельности должно быть ориентировано на развитие творческих способностей. Освоение соответствующих знаний, умений и навыков при обучении художественной деятельности людей любого возраста должно быть средством, а не конечной целью.

Подводя итог всему вышесказанному, можно заключить, что при всем сходстве продуктов, процессы деятельности взрослых и детей отличаются существенно. Развивая детскую изобразительную деятельность, необходимо учитывать ее объективные особенности в частности последовательность и своеобразие этапов творческого процесса. В изобразительной деятельности детей представлены все этапы, но они сокращены во времени, а замысливание и реализация замысла совмещены. Результатом творческой деятельности ребенка, является продукт, значимый для самого ребенка, а не для общества. Также важно помнить, что педагогу необходимо обеспечивать наличие необходимых условий для развития детского творчества.



2019-12-29 197 Обсуждений (0)
Особенности развития творчества в дошкольном детстве 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Особенности развития творчества в дошкольном детстве

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (197)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.011 сек.)