Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Стратегии разрешения конфликтов как реализация агрессии



2019-12-29 164 Обсуждений (0)
Стратегии разрешения конфликтов как реализация агрессии 0.00 из 5.00 0 оценок




 

Наиболее распространенное определение конфликта основано на его философском толковании как предельного случая обострения противоречия интересов, намерений, убеждений и т.д.

Автор наиболее фундаментальной отечественной монографии по проблемам социологии конфликта А.Г.Здравомыслов, пишет, что конфликт- это важнейшая сторона взаимодействия людей в обществе, своего рода клеточка социального бытия. Это форма отношений между потенциальными или актуальными субъектами социального действия, мотивация которых обусловлена противостоящими ценностями и нормами, интересами и потребностями.

Вместе с тем любой, конфликт представляет собой актуализировавшееся противоречие, т.е. воплощенные во взаимодействии противостоящие ценности, установки, мотивы. Можно считать достаточно очевидным, что для своего разрешения противоречие непременно должно воплотиться в действиях в их столкновении. Только через столкновение действий, буквальное или мыслимое, противоречие себя и являет. В этом определении в качестве составляющих конфликта можно выделить такие его компоненты, как наличие противоречия и столкновение, при этом сам конфликт рассматривается прежде всего как характеристика взаимодействия.

Конфликт – это распространенная черта социальных систем, он неизбежен и неотвратим, а поэтому должен рассматриваться как естественный фрагмент человеческой жизни. Конфликт должен быть принят как одна из форм нормального человеческого взаимодействия. Хотя конфликт, возможно, и не лучшая форма человеческого взаимодействия, мы должны перестать воспринимать его как какую-то патологию или аномалию, конфликт – это нормальное и более здоровое состояние чем его отсутствие.

При изучении конфликтных явлений К.Томас делал акцент на изменении традиционного отношения к конфликтам. Указывая, что на ранних этапах их изучения широко использовался термин «разрешение конфликтов», он подчеркивал, что термин подразумевает, что конфликт можно и необходимо разрешать или элиминировать. Целью разрешения конфликтов, таким образом, было некоторое идеальное бесконфликтное состояние, где люди работают в полной гармонии. Для описания типов поведения людей в конфликтных ситуациях К.Томас считает применимой двумерную модель урегулирования конфликтов, основополагающими измерениями в которой являются кооперация, связанная с вниманием человека к интересам других людей, вовлеченных в конфликт, и напористость, для которой характерен акцент на защите собственных интересов. Соответственно этим двум основным измерениям К. Томас выделяет следующие пять способов урегулирования конфликтов.

1) соревнование (конкуренция) как стремление добиться удовлетворения своих интересов в ущерб другому;

2) приспособление, означающее в противоположность соперничеству, принесение в жертву собственных интересов ради другого;

3) компромисс;

4) избегание, для которого характерно как отсутствие стремления к кооперации, так и отсутствие тенденции к достижению собственных целей;

5) сотрудничество, когда участники ситуации приходят к альтернативе, полностью удовлетворяющей интересы обеих сторон.

К.Томас считает, что при избегании конфликта ни одна из сторон не достигает успеха; при таких формах поведения, как конкуренция, приспособление и компромисс, или один из участников оказывается в выигрыше, а другой проигрывает, или оба проигрывают, так как идут на компромиссные уступки. И только в ситуации сотрудничества обе стороны оказываются в выигрыше.

Различные стратегии при разрешении конфликтных ситуаций не сопоставимы по степени агрессивности. Можно предположить, что они должны рассматриваться как специфически гендерные.

Вместе с тем, в современной конфликтологии гендер и пол чаще всего не учитываются. Хотя анализируются различные конфликты, от внутриличностных до производственных и межэтнических, интересующий нас аспект о связи конфликтного поведения с гендером обычно остается за рамками рассмотрения.

Проведенный теоретический анализ показывает, что на современном этапе развития психологии сосуществуют различные теории и подходы к анализу гендерных различий. Гендерная проблематика развивалась по трем направлениям – биологическому, социальному, а так же с позиций рассмотрения феминистской теории. Главное противостояние обнаруживается между биологической и социокультурной точкой зрения на гендер.

Маскулинность и связанные с нею социальные ожидания производны не от свойств индивида, а от особенностей мужской социальной роли. Отсюда – перенос внимания с индивидуальных черт на социокультурные стереотипы и нормы, стили социализации и т.д.

Агрессивность традиционно рассматривается в качестве одного из ведущих признаков маскулинности. Это, по-видимому, имеет биологические основания. Именно агрессивность считается особенно показательной при определении гендерных различий. Мужчины, по определению, должны быть агрессивнее.

Конфликтное поведение может трактоваться как реализация агрессивных намерений, в качестве социально адаптированной формы агрессии.

В литературе не нашел достаточно полного отражения вопрос о возможной утрате ведущей позиции агрессивными формами поведения в условиях современного развития общества. Под влиянием воспитания изначально биологически целесообразные виды активности, направленные на причинение ущерба сопернику, возможно, утратили свою ценность и превращаются в социально отвергаемый рудимент.




2019-12-29 164 Обсуждений (0)
Стратегии разрешения конфликтов как реализация агрессии 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Стратегии разрешения конфликтов как реализация агрессии

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (164)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.006 сек.)