Ряд недавних эмпирических исследований показывает, что качество государственного управления влияет на приток иностранных инвестиций в страну[8], а прозрачность государственных органов и эффективные механизмы внешней подотчетности тесно связаны с показателями экономического роста[9]. Наконец, существует взаимосвязь между качеством государственных услуг и уровнем бедности[10]. Таким образом, повышение эффективности государственного управления является одним из условий обеспечения устойчивого социально-экономического развития и повышения благосостояния населения.
В настоящее время в России реализуется и разрабатывается целый ряд реформ, направленных на совершенствование качества государственного управления как на федеральном, так и на суб-национальном уровнях. Масштабность преобразований в государственном секторе, большое количество взаимосвязанных мероприятий, параллельная реализация реформ в отдельных отраслях государственного управления существенно осложняет задачу мониторинга и оценки результатов реформ. Поэтому для целей разработки системы показателей реформы государственного управления предлагается выделить ключевые направления реформ: административную реформу, реформу государственной службы и бюджетные реформы. В соответствии с таким выделением можно определить основные цели реформы государственного управления на федеральном уровне (Рис. 1). Необходимо отметить, что существует ряд отраслевых программ модернизации, которые способствуют развитию органов государственного управления в отдельных областях (модернизация казначейской системы, налогового администрирования и т.п.).
Рис. 1 Цели реформы государственного управления[11]
Учитывая ограничения, связанные с использованием международных интегральных показателей государственного управления, представленные в предыдущем разделе, представляется целесообразным рассматривать международные показатели государственного управления в комплексе, предполагая, что возможные отклонения в значениях данных показателей не носят системного эффекта. В то же время, необходимо принимать во внимание, что значения данных показателей во многом носят справочный характер, и анализ динамики данных показателей в отрыве от показателей результативности на уровне целей и задач может привести к ошибочным выводам.
Таким образом, для целей мониторинга и оценки реформ государственного управления наиболее актуальны показатели результативности и индикаторы непосредственных результатов реализации отдельных целей и задач реформы государственного управления. В Таблице 1 представлены предложения по формулировке целей и задач выбранных направлений реформ в сфере государственного управления. Для уровня целей представлены показатели результативности ( outcome), отражающие влияние предпринятых мероприятий реформ на достижение их целей. Для уровня задач сформулированы показатели непосредственных результатов (output) проведения отдельных мероприятий в рамках реформ государственного управления .
Предлагаемая ниже схема целей и задач является предварительной и требует уточнения после принятия соответствующих концептуальных и программных документов в области административной реформы. Перечень предлагаемых показателей непосредственных результатов и показателей результативности не является исчерпывающим и во многом учитывает международную практику. Разумеется, опыт различных стран и разработанные диагностические инструменты предлагают гораздо более широкий спектр возможных показателей эффективности государственного управления. Показатели результативности и непосредственного эффекта, включенные в таблицу, были отобраны, так как (а) представляется, что они в большей степени актуальны для российских условий; (б) многие из них были успешно использованы в других странах; (в) показатели основаны на использовании широкого спектра источников данных, в т.ч. данных ведомств, обследований, результатов оценки результатов собственной деятельности, правовых документов и т.д., и поэтому представляют более объективную основу для проведения оценки.
Блоки реформ
| Цели и задачи
| Показатели результативности/показатели непосредственного эффекта
| Источники данных
|
Административная реформа
| Цель 1: Создание оптимальной структуры и системы распределения функций ФОИВ для обеспечения эффективной работы органов госуправления и повышения качества государственных услуг
| § Восприятие населения о доступности и качестве госуслуг[12];
§ Ориентация государственных служащих на оказание услуг; институциональный климат на государственной службе;
§ Доля исполнения утвержденных стандартов госуслуг и административных регламентов
| § Опросы населения о качестве оказания госуслуг (ВБ)
§ Опросы госслужащих (DFID – базовый опрос в 2003 г., ВБ – 2004, 2005 гг.)
§ Независимый мониторинг со стороны НПО, общественных организаций, оценка государственных органов
|
| Задача 1.1. Оптимизация структуры и численности государственного аппарата и подведомственных организаций
| § Количество ФОИВ по типам органов;
§ Доля вакансий;
§ Численность госслужащих в % к численности населения;
§ ФОТ госслужащих в % к ВВП (к расходам федерального бюджета)[13]
§ Доля фактически реструктурированных/ упраздненных подведомственных организаций к общему количеству, утвержденному Комиссией по административной реформе
§ Динамика численности и расходов на содержание подведомственных организаций
| § Законодательные и нормативные акты;
§ Данные ФОИВ;
§ Данные ФСС;
§ Решения Комиссии по административной реформе
|
| Задача 1.2. Оптимизация исполнения функций исполнительной власти на основе результатов функционального обзора
| § Доля фактически ликвидированных (переданных на другой уровень власти, в СРО, в частный сектор) функций по результатам проведения функционального обзора ФОИВ по сравнению с количеством функций, подлежащих ликвидации (передаче на другой уровень, в СРО, в частный сектор) по решению Комиссии по административной реформе;
§ Количество упраздненных/вновь учрежденных должностей по результатам функционального обзора ФОИВ
| § Решения Комиссии по административной реформе
§ Данные ФОИВ
|
| Задача 1.3. Оптимизация деловых процессов и внедрение административных регламентов и стандартов государственных услуг
| § Количество ФОИВ, создавших комиссии по разработке административных регламентов;
§ Количество утвержденных административных регламентов функций и межведомственного взаимодействия;
§ Доля утвержденных регламентов, внедрение которых позволило сократить время/повысить качество исполнения государственных функций;
§ Количество жалоб внешних лиц (граждан, организаций) по несоблюдению административных регламентов, в т.ч. рассмотренных в пользу внешних лиц;
§ Доля госуслуг с утвержденными стандартами исполнения в общем количестве госуслуг;
§ Количество ФОИВ, осуществляющих регулярный мониторинг и оценку качества оказываемых госуслуг;
§ Доля госуслуг, информация о качестве исполнения которых представлена на официальных веб-сайтах ФОИВ
§ Доля ЭАР в общем количестве административных регламентов;
§ Доля госуслуг, оказываемых по принципу «единого окна»
§ Доля государственных услуг, оказываемых с использованием электронных средств связи, в общем количестве оказываемых госуслуг (оценивается как доля услуг, которые могут быть оказаны с использованием электронных средств связи и количество фактических транзакций)
| § Данные ФОИВ
§ Данные Комиссий по разработке административных регламентов
§ Опросы населения о качестве государственных услуг
§ Результаты мониторинга веб-сайтов
|
Административная реформа/
| Цель 2: Снижение уровня государственного регулирования в экономике
| § Восприятие представителями бизнеса уровня административных барьеров в отдельных сферах экономической деятельности
§ Рост доли малого и среднего бизнеса в ВВП и общей численности занятых
§ Рост доли частного сектора в ВВП
| § Мониторинг реформы дерегулирования (ЦЕФИР)
§ Обследования бизнес-кругов (ВБ – BEEPS)
|
| Задача 2.1. Ограничение вмешательства государства в экономическую деятельность субъектов предпринимательства, в том числе прекращение избыточного государственного регулирования
| § Снижение количества органов, осуществляющих инспекции хозяйствующих субъектов
§ Количество государственных органов, осуществляющих контрольно-надзорные функции, внедрившие принцип «единого окна»
§ Количество режимов
| § Данные ФОИВ
|
| Задача 2.2. Развитие системы саморегулируемых организаций в области экономики;
организационное разделение функций, касающихся регулирования экономической деятельности, надзора и контроля, управления государственным имуществом и предоставления государственными организациями услуг гражданам и юридическим лицам
| § Доля контрольно-надзорных функций, переданных в СРО
| § Данные ФОИВ
|
Реформа государственной службы
| Цель 3: Повышение профессионализма, престижа и конкурентоспособности государственной службы
| § Восприятие населением престижа и качества работы государственных служащих
§ Восприятие госслужащими уровня престижа госслужбы и степени внедрения принципа учета заслуг и достоинств
§ Индекс доверия к ведомственной политике (позволяет выявить аспекты: (а) последовательность данной политики; (б) доведение политики до госслужащих; (в) поддержка политики со стороны госслужащих; и (г) наличие вмешательства в управление на микроуровне со стороны политических сил)
§ Индекс доверия к правилам по вопросам набора сотрудников, оценки эффективности труда, управления производительностью, подготовки кадров, делопроизводства, справедливости, предсказуемости карьерного роста)
§ % текучести кадров на должностях начальников управлений/департаментов и заместителей руководителей ФОИВ при смене руководителя ФОИВ (деполитизация)
| § Опросы населения ФОМ (проведенные МЭРТ в рамках программы)
§ Опросы госслужащих (DFID – базовый опрос в 2003 г., ВБ – 2004, 2005 гг.)
§ Данные ФОИВ
|
| Задача 3.1[14] Создание условий для оптимального организационно-правового обеспечения государственной службы
| § Прогресс в создании современной нормативно-правовой базы построения и функционирования государственной службы (принятие закона о ГГС и соответствующих правовых актов, позволяющих внедрить новые принципы управления госслужбой)
| § Оценка международных организаций (например, ОЭСР)
|
| Задача 3.2. Определение обязанностей, полномочий и мер ответственности госслужащих на основе должностных (служебных) регламентов
| § Доля ФОИВ, внедривших должностные регламенты для государственных служащих
§ Восприятие госслужащими степени внедрения должностных регламентов на практике
§ Мнение госслужащих о взаимосвязи административных и должностных регламентов в практике их фактического внедрения
| § Данные ФОИВ
§ Опросы госслужащих (DFID – базовый опрос в 2003 г., ВБ – 2004, 2005 гг.)
|
| Задача 3.3. Внедрение новых методов планирования, финансирования, стимулирования и оценки деятельности госслужащих, рациональное использование ресурсов в системе госслужбы
| § Доля ФОИВ, внедривших принцип оплаты труда по результатам;
§ Динамика изменения структуры денежного содержания госслужащих (должностной оклад, надбавки, премии по результатам работы)
§ Доля льгот, переведенных в денежную форму
§ Соотношение уровня оплаты труда и льгот в ФОИВ и в частном секторе
§ Отношение средней начисленной заработной платы госслужащих ФОИВ к ВВП на душу населения
§ Коэффициент сжатия размеров оплаты труда в федеральной государственной службе
§ Отношение госслужащих к процедуре периодической аттестации и ее влиянию на премирование госслужащих/продвижение по службе
§ Количество дисциплинарных санкций, примененных к госслужащим за невыполнение должностных обязанностей
| § Данные ФОИВ
§ Данные ФСС
§ Сравнительные обследования уровня оплаты труда в государственном и частном секторе (DFID – федеральный уровень, 2003 г., ВБ – региональный уровень 2004 и 2005 гг., федеральный – 2005 г.)
|
| Задача 3.4. Обеспечение открытости государственной службы в интересах развития гражданского общества и укрепления государства
| Показатели непосредственного эффекта и показатели результативности по данной задаче представлены в составе Цели 5 «Укрепление механизмов прозрачности и подотчетности органов государственного управления»
|
|
| Задача 3.5. Применение эффективных методов подбора квалифицированных кадров для государственной службы, оценки результатов служебной деятельности госслужащих, а также создание условий для их должностного (служебного) роста
| § Доля вакансий, замещенных по результатам открытого конкурса (в %);
§ Доля вакансий, замещенных на конкурсной основе из числа внешних кандидатов;
§ Среднее количество претендентов на замещение вакансий государственных служащих;
§ Доля вакансий, замещенных с использованием кадрового резерва;
§ Восприятие госслужащими процедур отбора и продвижения по службе;
§ Доля госслужащих, повышенных по службе по результатам проведения периодической оценки (аттестации)
§ Доля вакансий в ФОИВ;
§ Динамика текучести кадров в ФОИВ
| § Данные ФОИВ
§ Опросы госслужащих (DFID – базовый опрос в 2003 г., ВБ – 2004, 2005 гг.)
|
| Задача 3.6 Реализация программ подготовки кадров для госслужбы и профессионального развития госслужащих
| § Доля госслужащих, прошедших программы переподготовки/повышения квалификации
§ Доля госслужащих, покинувших государственную службу в течение 1 года после прохождения переподготовки
§ Доля программ повышения квалификации госслужащих, содержание которых адаптировано к новым подходам к государственному управлению (требуется разработка методологии оценки курсов)
§ Оценка качества программ переподготовки и повышения квалификации госслужащими
| § Данные ФОИВ
§ Данные РАГС, УМНО
§ Опросы госслужащих (DFID – базовый опрос в 2003 г., ВБ – 2004, 2005 гг.)
|
| Задача 3.7. Внедрение механизмов выявления и разрешения конфликта интересов на государственной службе , а также законодательного регулирования профессиональной этики госслужащих
| § Восприятие госслужащими уровня соблюдения этических норм;
§ Количество дисциплинарных санкций, примененных к госслужащим при выявлении случаев конфликта интересов
| § Опросы госслужащих (DFID – базовый опрос в 2003 г., ВБ – 2004, 2005 гг.)
§ Данные ФОИВ
|
| Задача 3.8. Создание оптимальных материально-технических условий для эффективного функционирования госслужбы и исполнения госслужащими своих должностных (служебных) обязанностей
| § Восприятие госслужащими уровня материально-технических условий
§ Оценка уровня материально-технических условий ФОИВ
| § Опросы госслужащих (DFID – базовый опрос в 2003 г., ВБ – 2004, 2005 гг.)
§ Данные ФОИВ
|
| Задача 3.9. Обеспечение развития системы управления госслужбой
| § Создание и функционирование органа, координирующего деятельность по управлению госслужбой
§ Создание и ведение реестра федеральных государственных гражданских служащих
§ Подготовка периодических отчетов о состоянии госслужбы с использованием показателей результативности ее деятельности
| § Данные органа, ответственного за управление госслужбой
|
Бюджет-ные реформы
| Цель 4: Повышение эффективности и результативности бюджетных расходов
| § Улучшение качества и доступности государственных услуг на 1 руб. затрат на предоставление данных услуг (в реальном выражении) по видам услуг
§ Восприятие объективности системы государственных закупок бизнес-сообществом
| § Опросы предприятий (BEEPS)
§ Опросы населения о качестве оказания госуслуг (ВБ)
§ Данные ФОИВ
|
| Задача 4.1. Повышение качества бюджетного планирования и возрастание роли перспективного финансового плана
| § Отклонение бюджетных ассигнований, предусмотренных в Законе о бюджете, от ассигнований, предусмотренных перспективным финансовым планом, %
§ Среднее отклонение фактических бюджетных расходов (по ведомственной классификации) от предусмотренных Законом о бюджете (без последующих поправок), %
| § Перспективный финансовый план, Закон о бюджете, данные об исполнении федерального бюджета
|
| Задача 4.2 Упорядочение процедур составления и рассмотрения федерального бюджета
| § Расходная часть бюджета разделена на бюджет действующих и бюджет принимаемых обязательств
| § Закон о федеральном бюджете, Бюджетный Кодекс, нормативные документы Правительства и Минфина
|
Бюджетная и административная реформы
| Задача 4.3. Внедрение стратегического планирования деятельности ФОИВ и отчетности по результатам деятельности и совершенствование и расширение сферы применения программно-целевых методов бюджетного планирования
| § Доля министерств, имеющих стратегии развития на средне- и долгосрочную перспективу, с показателями результативности деятельности и ежегодными отчетами о достижении стратегических целей;
§ Доля отраслевых стратегий, использующих в качестве показателей результативности повышение качества оказываемых услуг
§ Доля бюджетных расходов, осуществляемых в рамках федеральных и ведомственных целевых программ к общему объему непроцентных бюджетных расходов, %
§ Доля бюджета принимаемых обязательств, формируемая по результатам оценки действующих и предлагаемых к принятию бюджетных программ, %
§ доля докладов о результатах деятельности СБП, качество которых признано "хорошим" и "отличным" (на основе формализованных критериев оценки)
| § Данные Минфина и Комиссии по повышению эффективности бюджетных расходов
|
| Задача 4.4. Повышение качества бюджетного планирования на ведомственном уровне
| § Доля СБП, качество бюджетного планирования которых соответствуют утвержденным формализованным требованиям
| § Данные Минфина
|
| Задача 4.5. Определение бюджетных расходов на единицу результата по каждому направлению деятельности министерств и ведомств
| § Доля СБП, в которых процедуры определения и управления уровнем бюджетных расходов на единицу результата деятельности соответствуют утвержденным формализованным требованиям
| § Данные Минфина
|
| Задача 4.6. Повышение качества и конкурентности системы закупок товаров и услуг на ведомственном уровне
| § Доля ФОИВ, в которых система закупок товаров и услуг соответствуют утвержденным формализованным требованиям, охватывающим весь цикл закупок от определения потребностей в закупках тех или иных товаров или услуг до контроля за ходом реализации заключенных контрактов
§ Доля государственных контрактов, размещенных на конкурсной основе
§ Доля государственных контрактов, размещенных с использованием автоматизированной системы госзакупок
§ Среднее количество участников конкурсов на поставку товаров для государственных нужд (на сумму свыше 500 тыс. долл.)
§ Доля контрактов (на сумму свыше 1 млн. долл.), размещенных по итогам международных конкурсных торгов[15]
| § Данные Минфина
§ Данные Минэкономразвития
§ Данные ФОИВ
|
| Задача 4.7. Укрепление ведомственной системы управления финансами
| § Доля СБП, в которых система управления финансами соответствуют утвержденным формализованным требованиям в части контроля и управления имеющимися ресурсами, финансовыми обязательствами и платежами
| § Данные Минфина
|
| Задача 4.8. Повышение оперативности и информационности системы финансовой отчетности ведомств и создаваемой системы отчетности о достигнутых результатах
| § Доля СБП, в которых система финансовой отчетности и отчетности о достигнутых результатах соответствуют утвержденным формализованным требованиям в части автоматизированной обработки бухгалтерской отчетности, привязки финансовой информации к конкретным показателями деятельности (результата), мониторинга уровня расходов на единицу результата
| § Данные Минфина
|
| Задача 4.9. Создание системы управления активами
| § Доля СБП, в которых система управления активами соответствуют утвержденным формализованным требованиям в части ведения актуализированных реестров активов, определения потребности в содержании, ремонте, обновлении активов, управления унитарными, казенными предприятиями и предприятиями с госучастием в акционерном капитале, и т.д.
§ Отношение доходов от государственных активов к затратам на управление ими (их содержание)
| § Данные Минфина
|
| Задача 4.10. Создание системы внутреннего ведомственного финансового контроля
| § Доля СБП, в которых система внутреннего финансового контроля соответствуют утвержденным формализованным требованиям в части контроля за соблюдением процедур и правил, выявлении неэффективных бизнес-процессов, и т.д.
| § Данные Минфина
|
| Задача 4.11. Совершенствование бюджетной классификации Российской Федерации и бюджетного учета
| § Организация бюджетного учета по методу начислений;
§ Бухгалтерский учет позволяет группировать расходы по функциям и программам
| § Закон о бухгалтерском учете для бюджетных организаций, данные Минфина
|
| Цель 5. Укрепление механизмов прозрачности и внешней подотчетности органов государственного управления
| § Снижение восприятия уровня коррупции деловым сообществом (BEEPS) и населением (опросы TI)
§ Восприятие госслужащими уровня коррупции
§ Доля информационных запросов, направленных в ФОИВ, по которым был получен своевременный ответ/ответ с задержкой/отказ
| § Опросы НПО (TI), предпринимателей (BEEPS)
§ Опросы госслужащих
§ Мониторинг НПО
|
Реформа государственной службы
| Задача 5.1. Повышение прозрачности и открытости органов государственной власти
| § Доля ФОИВ, соблюдающих требования Постановления №98
§ Доля ФОИВ, имеющих консультативные органы (с участием заинтересованных лиц), принимающие участие в разработке стратегий развития
§ Количество жалоб о не предоставлении информации, рассмотренных в пользу лиц, запрашивающих информацию
§ Количество ФОИВ, поддерживающих «горячие линии» по вопросам нарушения профессиональной этики и коррупции (и динамика обращений в «горячие линии»)
| § Мониторинг веб-сайтов ФОИВ
§ Данные НПО
|
| Задача 5.2. Усиление системы внешней подотчетности
| § Мониторинг исполнения рекомендаций внешних проверяющих органов
| § Данные ФОИВ и Счетной палаты
|