Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Что-либо знает о происшествии



2019-12-29 167 Обсуждений (0)
Что-либо знает о происшествии 0.00 из 5.00 0 оценок




 

Среди доказательств, посредством которых устанавливается факт совершения преступления, виновность конкретных субъектов, наличие отягчающих, смягчающих и других обстоятельств, выявляемых в ходе расследования, весьма важную роль играют показания (ст. 76-79 УПК РФ). Совершая преступное посягательство, виновный, кроме материальных, оставляет еще и идеальные следы образы в сознании людей. Потерпевшие, свидетели-очевидцы, соучастники содеянного, сами злоумышленники сохраняют их в памяти, становясь, таким образом, носителями информации, необходимой для установления истины по расследуемому уголовному делу. Получение таких сведений путем допроса очень важная и трудная задача.

Будучи самым распространенным следственным действием, допрос это совокупность познавательных и удостоверительных операций, выполняемых следователем, дознавателем (прокурором, начальником следственного отдела) по находящемуся в производстве уголовному делу либо в связи с выполнением отдельного поручения (в порядке осуществления прокурорского надзора или процессуального руководства предварительным следствием) с целью получить и зафиксировать показания об обстоятельствах, имеющих значение для расследуемого дела.

Сущность допроса состоит в том, что при его производстве следователь, применяя разработанные криминалистикой и апробированные следственной практикой тактические приемы, побуждает допрашиваемого дать показания об обстоятельствах, прямо или косвенно связанных с расследуемым преступлением. Выслушивая и анализируя сообщаемые сведения, следователь фиксирует их в протоколе допроса, чтобы в дальнейшем они могли быть использованы в качестве доказательств по расследуемому делу (ст. 83 УПК РФ).

Следователь, сразу же по прибытии на место обнаружения частей расчлененного трупа, и осмотрев место обнаружения частей и сами части расчлененного трупа, как нам представляется наиболее важным, должен опросить вкратце лицо, обнаружившее части трупа. В этом случае, следователю будет лучше провести осмотр места обнаружения частей расчлененного трупа, так как он будет уже владеть информацией о том, как были обнаружены части расчлененного трупа. Прежде чем перейти следователю к осмотру частей трупа и места обнаружения, ему, на наш взгляд, было бы целесообразно поручить одному из оперуполномоченных опросить, отобрать объяснения у лица (лиц), обнаруживших части расчлененного трупа.

Перед тем, как задать вопросы лицу, обнаружившему части расчлененного трупа, следователю необходимо установить личность лица, его место жительства, анкетные данные. После чего, следователю необходимо задать следующие вопросы при допросе свидетелей, первыми обнаруживших части расчлененного трупа:

- когда в силу каких обстоятельств свидетель попал на место происшествия;

- кто еще был с ним; известен ли свидетелю (если возможно опознать расчлененный труп) потерпевший;

- каково было расположение частей трупа, находились они в одном месте или в разных;

- находились ли части расчлененного трупа в одном месте, в какой упаковке;

- что собой представляет упаковочный материал;

- какие изменения внесены в обстановку места происшествия до прибытия следователя; в частности изменились ли местонахождения частей трупа, перемещались ли или переносили ли упаковочный материал; кто именно;

- вытиралась ли кровь, поднималось ли что-нибудь с места обнаружения частей.

Перед началом осмотра места обнаружения частей трупа и непосредственно частей расчленения трупа, следователю необходимо дать задание оперативному составу на установление круга свидетелей, которые видели либо потерпевшего (если возможно опознание на месте), либо свидетелей, которые видели вблизи места происшествия лиц, возможно, причастных к убийству или осведомленных об обстоятельствах преступления, так как, как правило, осмотр места обнаружения частей трупа и самих частей занимает довольно много времени. И поэтому, следователь, окончив осмотр места происшествия и назначив судебно-медицинскую экспертизу частей трупа, проведя дополнительный осмотр места в поисках недостающих частей трупа, по установлению круга свидетелей, что-либо знающих либо кого-то видевших поблизости, приступает к допросу вышеуказанных лиц. Целесообразней следователю допрашивать этих лиц как можно быстрее после обнаружения частей расчлененного трупа, так как это играет решающую роль в исходе предварительного расследования.

При опросе свидетелей преследуются такие цели:

1) выяснить обстоятельства, подлежащие доказыванию по делу;

2) выявить источники, из которых можно получить сведения о расследуемом преступном событии;

3) проверить достоверность собранных доказательств.

Следователь опрашивает свидетелей, которые видели вблизи места происшествия лиц, возможно, причастных у убийству или осведомленных об обстоятельствах преступления, по следующим вопросам:

- когда и в какое время, вместе с кем свидетель оказался в окрестностях места происшествия;

- кого он там видел, сколько человек, вместе или порознь (если знает, то имя, фамилии, род занятий, приметы, одежда каждого);

- пешком или на каком-либо транспорте; если на транспорте, то каком (цвет, марка, государственный номер, особенность и так далее);

- что у него (у них) было с собой (вещи, сумки, мешки, инструменты, предметы, оружие и так далее);

- что делал, куда направлялся этот человек (эти люди).

Достижение этих целей обеспечивается тщательной подготовкой к производству допроса, применением соответствующих тактических приемов, соблюдением общих правил проведения допроса, содержащихся в ст. 189 УПК РФ, а также этических норм.

Допрос несовершеннолетних подозреваемых, обвиняемых (ст. 425 УПК РФ), свидетелей и потерпевших (ст. 191 УПК РФ) имеет специфику, обусловленную их возрастом и социально-демографическими характеристиками.

Специфика допроса несовершеннолетних обусловливается:

а) меньшим, чем у взрослых, объемом знаний и жизненного опыта;

б) слабой способностью к сосредоточенному вниманию;

в) повышенной внушаемостью;

г) меньшим развитием аналитических навыков при восприятии и оценке воспринятого;

д) тенденцией к смешению реально воспринятого и воображаемого;

е) эмоциональностью суждений и действий.

Несовершеннолетние уступают взрослым в способности осознать событие в целом, не всегда могут выделить главное. Они чаще взрослых ошибаются при определении расстояний, интервалов времени, последовательности действий и событий. Несовершеннолетние быстрее забывают воспринятые события, однако весьма точно передают те факты, которые их заинтересовали. Они обладают повышенной возбудимостью, неуравновешенностью характера, им присущи быстрые смены настроения и поведенческих реакций, что заметно отражается на их показаниях.

Поскольку названные и некоторые другие особенности психофизического развития несовершеннолетних проявляются в процессе формирования показаний и в поведении на допросе одинаково, их допрос имеет общие черты независимо от процессуального положения допрашиваемого.

В соответствии со ст. 424 УПК РФ вызов несовершеннолетних на допрос производится, как правило, через их родителей или иных законных представителей. Несовершеннолетний, находящийся под стражей, вызывается через администрацию места пребывания. При необходимости участия в допросе законного представителя или близкого родственника несовершеннолетнего в повестку включается предложение о его явке вместе с вызываемым.

При подготовке к допросу несовершеннолетнего следователь должен выполнить комплекс мероприятий, направленных на обеспечение оптимальных условий производства допроса:

1) Решить вопрос о месте допроса. По общему правилу несовершеннолетние допрашиваются в месте производства следствия, а по усмотрению следователя в месте нахождения несовершеннолетнего (чаще всего малолетнего). Иногда допрос целесообразно производить на месте, где подросток наблюдал преступное событие, по поводу которого ему предстоит давать показания. Несовершеннолетний обвиняемый (подозреваемый) допрашивается в рабочем кабинете следователя либо в изоляторе временного содержания, если он задержан или заключен под стражу.

2) Определить день и время допроса. Допрос несовершеннолетнего свидетеля (потерпевшего) должен быть произведен как можно быстрее после события преступления, чтобы исключить запамятование обстоятельств произошедшего. Кроме того, актуальность безотлагательного допроса состоит в том, что несовершеннолетние (особенно малолетние) довольно легко поддаются внушению, в результате чего могут незаметно для себя подменить собственное восприятие высказываниями других лиц, с которыми они разговаривали до начала допроса.

3) Получить информацию о личности несовершеннолетнего. Для установления психологического контакта и определения тактики допроса необходимо выяснить:

а) отношение несовершеннолетнего к сверстникам (чувство товарищества, чуткость, безразличие, неприязненные отношения и т.п.);

б) черты характера (упрямство, лживость, конформизм и др.);

в) круг интересов и увлечений, а также иные данные, относящиеся к его социально-демографической и нравственно-психологической характеристикам. Для этого необходимо тщательно изучить материалы уголовного дела, допросить родителей или законных представителей, педагогов и других лиц.

4) Определить круг участников допроса (педагог, родители, законные представители несовершеннолетнего, защитник). Приглашать для участия в допросе несовершеннолетнего обвиняемого (подозреваемого) его родителей следует лишь тогда, когда следователь, несмотря на предпринимаемые усилия, не может установить с допрашиваемым психологический контакт.

Подход к приглашению педагога для участия в допросе несовершеннолетнего должен быть дифференцированным. Допрос малолетних целесообразно производить с участием педагога, работающего в дошкольном воспитательном учреждении, или преподавателя начальных классов, а допрос учащихся младших и старших классов с участием соответствующих педагогов. В каждом случае решается вопрос о том, какого педагога знакомого или не знакомого допрашиваемому следует пригласить.

По делам о половых преступлениях рекомендуется принять меры к тому, чтобы в допросе участвовал педагог того же пола, что и допрашиваемый. Стеснение, которое испытывают несовершеннолетние в ходе такого допроса в присутствии лиц другого пола, может отрицательно отразиться на полноте даваемых показаний.

Педагогу, законному представителю и защитнику, которые участвуют в допросе, следует разъяснить их права (задавать вопросы с разрешения следователя; знакомиться с протоколом допроса и ходатайствовать о внесении в него дополнений и поправок) и обязанность подтвердить по окончании допроса своей подписью правильность записи показаний.

5) Побеседовать с участниками предстоящего допроса для разъяснения их роли в следственном действии, определения особенностей психологии допрашиваемого, характера взаимоотношений несовершеннолетнего с другими лицами, проходящими по делу.

6) Составить план допроса несовершеннолетнего. При этом необходимо тщательно продумать формулировки вопросов, которые предстоит задать. Вопросы должны быть понятными и точными.

Порядок допроса несовершеннолетних в основном не отличается от порядка допроса взрослых, за исключением того, что свидетели (потерпевшие), не достигшие 16-летнего возраста, не предупреждаются об уголовной ответственности за отказ или уклонение от дачи показаний и за дачу заведомо ложных показаний. Перед началом допроса следователь разъясняет допрашиваемому необходимость правдиво рассказать все известное ему по делу.

На подготовительной стадии следователь должен установить с допрашиваемым психологический контакт. Некоторые особенности имеют последующие стадии допроса: свободный рассказ и ответы на вопросы.

Обычно свободный рассказ несовершеннолетнего бывает отрывочен, сбивчив и непоследователен. Поэтому рекомендуется применять тактические приемы, помогающие допрашиваемому выдерживать нить изложения. Для этого следователь с максимальной осторожностью должен направлять его рассказ в нужное русло.

Задавая вопросы, важно убедиться в том, что допрашиваемый правильно понял их содержание, а при необходимости разделить вопрос на несколько более конкретных и простых.

Важную роль в получении от несовершеннолетнего полных и правдивых показаний имеет стадия ответов на вопросы. Содержание и направленность вопросов здесь зависят от характера полученных показаний и процессуального положения допрашиваемого.

Несовершеннолетнему, который дал правдивые, хотя и неполные показания, следователь задает уточняющие вопросы. При этом они должны быть четкими и доступными для понимания подростка. При постановке детализирующих вопросов нужно учитывать, что несовершеннолетние запоминают информацию выборочно, поэтому полностью устранить пробелы в их показаниях удается не всегда. Слишком настойчивые попытки добиться желаемого результата могут привести к тому, что недостающие детали окажутся вымышленными.

В ходе допроса несовершеннолетнего свидетеля (потерпевшего) нужно обращать внимание на соответствие сообщаемых сведений уровню его психического развития. Гладкость, заученность показаний, употребление формулировок и оборотов, не свойственных возрасту подростка, противоречия между показаниями, данными в ходе свободного рассказа и при ответах на вопросы, а также некоторые другие признаки могут свидетельствовать о том, что он находится под чьим-то влиянием. Тогда необходимо выяснить, кто расспрашивал подростка или с кем он обсуждал обстоятельства, о которых был допрошен, не подсказывал ли ему кто-либо ответы на вопросы следователя.

Если несовершеннолетний уклоняется от дачи показаний или дает заведомо ложные показания, важно выяснить причины (чувство товарищества, страх, стыд, угрозы со стороны соучастников и т.п.) и с этим учетом применить тактические приемы, направленные на изменение его позиции. Применяемые при этом тактические приемы должны быть основаны только на методах убеждения.

При допросе несовершеннолетнего обвиняемого (подозреваемого), впервые совершившего преступление, эффективно применение такого тактического приема, как опора на положительные свойства его личности. Практике известно немало случаев, когда следователи, умело используя решительность, честность, стремление быть первым и другие хорошие качества несовершеннолетних правонарушителей, получали от них полные и правдивые показания.

Акцент же на отрицательных сторонах жизни несовершеннолетнего обвиняемого (подозреваемого), как правило, приводит к тому, что он замыкается и вообще отказывается давать показания.

Допрос эксперта. Следователь вправе допросить эксперта, статус которого определен ст. 57 УПК РФ, чтобы он разъяснил или дополнил свое заключение. Допрос производится, когда нет необходимости в дополнительном исследовании объектов, представленных эксперту.

Цель допроса:

а) разъяснить терминологию и отдельные формулировки;

б) уточнить данные, характеризующие компетенцию эксперта и его отношение к делу;

в) уяснить ход исследования представленных материалов и примененных экспертом методик;

г) установить причины расхождения между объемом поставленных вопросов и ответов эксперта или между исследовательской частью заключения и сформулированными выводами;

д) выяснить причины расхождения выводов членов экспертной комиссии;

е) проверить полноту использования экспертом представленных ему материалов и др.

Так, примером может быть убийство гражданки Медведевой А.Б. В данном случае, несколько подростков, бегавших на пустынном в безлюдном месте в городе Москвы увидели выходящим из кустарников некоего гражданина П. А спустя 15 минут один из подростков обнаружил в кустарнике окровавленный мешок и вместе с другими подростками, развязав его, увидел там расчлененные части человеческого тела. Сообщив в милицию, они также указали на этого мужчину. Гражданин П., при прибытии милиции, сказал, что он также увидел этот мешок и собирался сообщить в милицию, но не успел, так как подростки его опередили. Позже, проведенным расследованием было установлено, что именно гражданин П. совершил убийство гражданки Медведевой и потом, расчленив его, перенес в кустарники на пустыре14.

В случае обнаружения частей расчлененного трупа вместе с головой в одном месте, по которым можно опознать лицо, погибшего, с него (с головы) делаются фотографии, размножаются и предъявляются лицам, проживающим в округе, работающим в данном районе.

При установлении свидетелей, которые видели потерпевшего незадолго до гибели в близлежащих районах, у них в ходе допроса свидетелем выясняются:

- в каких отношениях потерпевший со свидетелем;

- когда и где, при каких обстоятельствах в последний раз свидетель видел потерпевшего;

- почему свидетель сам оказался в этом месте в указанное время;

- что делал, куда направлялся или высказывал намерение направиться потерпевший;

- кто находился вместе с потерпевшим, каковы приметы этого лица (этих лиц);

- что происходило между потерпевшим и лицом (или лицами, находившимися с ним);

- кого еще видел свидетель в данном месте или неподалеку перед встречей с потерпевшим или после этого;

- в какое время, в каком направлении следовали эти лица.

В случае быстрого установления личности расчлененного трупа, а также установления родственниками личности расчлененного трупа, следователю также необходимо их допросить. На допросах свидетелей из числа родственников, сослуживцев, знакомых выясняется:

- склонности, обычное времяпровождение, отношение к спиртному;

- с кем он постоянно или часто общался; на чем основывалось это общение, где, в какое время осуществлялось;

- имелись ли в окружении потерпевшего люди, враждовавшие с ним; кто именно, чем вызвана эта враждебность и как серьезна она была;

- кому была выгодна или желательна смерть потерпевшего;

- контактировал ли потерпевший с лицами, склонными к безудержным вспышка гнева; кто они;

- когда, где и с кем свидетель видел потерпевшего в последний раз;

- как были одетый потерпевший и лица, с которыми он находился;

- как намеревался провести потерпевший тот день, когда он пропал, исчез;

- какие ценности имел (или мог иметь) с собой потерпевший;

- каковы общие и индивидуальные признаки этих предметов15.

При наличии оснований полагать, что у потерпевшего при убийстве и расчленении трупа были отняты редко встречающиеся в обиходе вещи (например, часы специального назначения, иностранные марки, старинное оружие, предметы старины, ювелирные изделия и так далее), предметы одежды из ткани своеобразной окраски или выделки, у свидетеля следует выяснить, где можно найти подобные предметы или их изображение, образцы ткани. Эти данные требуются для розыска похищенных вещей.

Свидетелям, располагающие такими предметами, предлагается предъявить их следователю16.

 




2019-12-29 167 Обсуждений (0)
Что-либо знает о происшествии 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Что-либо знает о происшествии

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (167)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.009 сек.)