ОБЗОР УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИХ ПОСОБИЙ ПО ЭКОЛОГИЧЕСКИМ ПРОБЛЕМАМ ГИДРОСФЕРЫ
ВВЕДЕНИЕ Глава 1. Обзор учебно-методических пособий по экологическим проблемам гидросферы Глава 2. Современные экологические проблемы, связанные с гидросферой 2.1 Круговорот воды 2.2 Поверхностные воды 2.3 Грунтовые воды 2.4 Вода в жизни человека 2.5 Проблемы с водой 2.6 Особая тема: пресная вода и ее дефицит 2.6.1 Общие объемы водопотребления 2.6.2 Водопотребление промышленными предприятиями 2.6.3 Водопотребление в сельском хозяйстве 2.6.4 Водопотребление в жилищно-коммунальном хозяйстве 2.6.5 Техногенное загрязнение поверхностных вод 2.6.6 Контроль уровня загрязнения водного бассейна 2.6.7 Пути преодоления дефицита пресных водных ресурсов Глава 3. Методические особенности освещения экологической проблематики темы «Гидросфера» 3.1 О способах формирования интереса к процессу познания 3.2 Использование средств наглядности при изучении воды и растворов 3.3 Интегрированный урок на тему: «Вода – уникальное вещество природы» 3.4 Урок на тему: «Вода – основа жизни на Земле» 3.5 Внеклассное мероприятие на тему: «Где вода, там и жизнь» Обсуждение результатов. Выводы Введение
Еще 350 лет назад английский писатель Томас Фуллер с грустью заметил: «Воду мы начинаем ценить не раньше, чем высохнет колодец». Неоценима роль воды в жизни и деятельности человека. Существуя в трех агрегатных состояниях, вода является основой развития геологической истории планеты, возникновения и продолжения биологической жизни на Земле. Чистая вода-необходимое условие благополучного существования всего живого. Актуальность. Тема гидросфера для человека будет актуальна всегда, тем более в современных условиях ухудшения ее качества, что связанно с экологической безграмотностью. И следовательно целью работы является возможность экологического воспитания учащихся в рамках темы «Гидросфера», в школьных курсах естественнонаучного цикла. Для достижения поставленной цели решались следующие задачи: - анализ школьных программ и учебников, а также другой литературы отражающей экологические и прикладные аспекты темы «Гидросфера», в курсах естественнонаучных дисциплин - обзор современных экологических проблем связанных с гидросферой. - составление и реализация планов-конспектов учебно-воспитательных мероприятий на тему «Гидросфера» с экологической составляющей. - апробировать среди учащихся 10-х классов МОУ СОШ №32 г. Нальчика некоторые формы организации элективных занятий; Объект исследования Учебно-воспитательная работа по теме «Гидросфера» с учениками 8 класса РДЭБЦ и 10-11 МОУ СОШ № 32. Предмет исследования. Возможности экологизации темы «Гидросфера» в школьных курсах естественнонаучного цикла. Гипотеза. Внедрение экологических аспектов при изучении темы «Гидросфера» поможет повысить качество образования и уровень экологической образованности учащихся. ГЛАВА 1. ОБЗОР УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИХ ПОСОБИЙ ПО ЭКОЛОГИЧЕСКИМ ПРОБЛЕМАМ ГИДРОСФЕРЫ
В школьном учебнике Г.Е. Рудзитиса и Ф.Г. Фельдмана «Гидросфера» [1] рассматривается в рамках темы: «Вода. Растворы», на изучение которой отводится четыре часа, внимание уделяется составу воды, распространенности в природе, физическим и химическим свойствам, поверхностно рассмотрены стадии очистки сточных вод. Согласно тематическому планированию по учебнику Л.С. Гузея, В.В. Сорокина и Р.П. Суровцевой [2] на изучение темы «Вода. Водные растворы», отводится шесть часов. Здесь затрагиваются такие аспекты как: Вода в природе, получение воды, физические свойства воды, вода-растворитель, растворение – физико-химический процесс, способы выражения количественного состава раствора, приготовление растворов с определенной массовой долей растворенного вещества и заданной молярной концентрацией, растворимость веществ, химические свойства воды, кратко рассмотрены стадии очистки сточных вод. В учебнике О.С.Габриеляна [3] вода вообще не обособляется в отдельную тему, зато приводится практическая работа: «Анализ почвы и воды», где производится определение прозрачности воды и интенсивности запаха. Данные учебные пособия соответствуют программе учебной дисциплины «Химия» Минобразования Российской Федерации, предназначены для учащихся 8 классов. Дополнительная образовательная программа «Основы гидробиологии», рассчитанная на учащихся 8-9 классов, является разработкой А.М. Хатухова и А.В. Якимова [4]. В ней на краеведческом материале даются общие сведения о гидросфере, процессах, связанных с водой, а также водных обитателях и аспектах мониторинга качества воды. Учебник Н.М. Черновой, В.М. Галушина и В.М. Константинова «Экология» [5] для 10-11 классов является специализированным пособием по экологии, здесь излагаются основные закономерности функционирования экологических систем и биосферы в целом. Вода рассматривается, как одна из сред жизни, особое внимание уделено рациональному использованию и охране водных ресурсов, в частности, причинам дефицита пресной воды, основным мерам по охране водных ресурсов, очистке сточных вод. Учебное пособие соответствует программе учебной дисциплины «Экология» Минобразования Российской Федерации, предназначено для студентов и школьников старших классов, но, на мой взгляд, имеет некоторые недостатки – уделяется всего 2 часа на изучение этой темы, чего явно не хватает для формирования целостного представления о гидросфере, учащимися. Целесообразней было бы сопровождать каждый раздел данной темы экспериментом, который проводили сами ученики. Комплексная дополнительная образовательная программа «Общая биология», рассчитанная на учащихся 10-11 классов и составленная на основе учебника Н. Грин, У. Стаут, Д. Тейлор Биология Т.1-3 [6], включает в себя тему «Транспорт у растений», на изучение которой отводится пять часов. В ней рассматриваются такие разделы, как «Водный режим растений», «Транспирация и передвижение воды в листьях», «Подъем воды по ксилеме», «Поглощение воды и минеральных веществ корнями и их транспорт». Таким образом, в представленной литературе хорошо рассматривается вопрос о собственно гидросфере и месте воды в жизнедеятельности организмов. В то же время в ней крайне мало дается материала об охране воды. Поэтому возникает потребность изложения во второй главе современных экологических проблем, связанных с гидросферой. Исходя из литературного обзора в первой главе, можно сделать вывод, что каждая дисциплина рассматривает воду подробно, но экологические проблемы освещены плохо, поэтому возникла потребность изложения современных экологических проблем связанных с гидросферой. ГЛАВА 2.
Популярное: Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе... Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (184)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |