1. Дима Б.
2. Илья К.
3. Дима К.
4. Ксюша С.
5. Вика С.
6. Паша К.
7. Яна С.
8. Артём Ш
9. Софья Б
10. Ира Ю.
11. Вика Я.
12. Яна Ц.
Результаты констатирующего эксперимента показали, что в экспериментальной группе:
Низкий уровень – 4 ребёнка.
Низкий уровень – 33%.
Низкий уровень – 4 ребёнка.
Низкий уровень – 33%.
По результатам констатирующего эксперимента была построена дальнейшая работа по формированию навыков культуры общения с помощью проекта.
- общение в дружбе.
Первый блок направлен на развитие у детей у детей осознанного проявления своих чувств и понимание чужих эмоций, знакомство с формами и средствами передачи различных эмоциональных состояний и приобщение к культуре проявления своих чувств.
В этом блоке присутствуют: занятия; подвижные игры, дидактические игры; различные этюды; чтение стихотворений; рисование различных масок, эмоциональных состояний героев стихотворения и сказок.
Второй блок нацелен на изучение, установленных культурными нормами, речевых оборотов, применяемых в различных ситуациях. Сюда вошли: занятия, составление словаря вежливых слов; анализ различных жизненных ситуаций; наклеивание вежливых слов на картинках с ситуациями в утренний и вечерний отрезок времени; чтение художественной литературы; заучивание и инсценирование стихотворений, анализ пословиц и поговорок.
Третий блок включает в себя мероприятия, направленные на воспитание культурного общения и поведения в общественных местах, расширение и употребление речевого этикета, и применение своих знаний в реальной жизни. Этот блок богат не только занятиями, но и объяснением поговорок; анализом различных стихов; обыгрыванием этюдов, стихов; сюжетно-ролевыми играми; экскурсиями; решениями различных жизненных ситуаций и обыгрывание их с куклами.
Четвёртый блок решает задачи, касающиеся общения детей со своими сверстниками. Все виды деятельности формируют представления детей о дружбе, честности, справедливости, уважении друг к другу. В этом помогают: анализ поведенческих реакций детей в группе; чтение сказок; анализ педагогических ситуаций; анализ поступков героев сказок и рассказов, сравнение этих поступков; рассматривание сюжетных картинок с проблемными ситуациями.
№
п/п
| Название блока
| Тема занятий и других мероприятий.
| Программные задачи
| Словарь
| Дидактический, литературно-художественный материал
| Методические указания.
| Ситуации
|
I.
| Неречевые средства общения.
| 1. «Я ли не удалец, я ли не молодец».
| 1. Познакомить детей с несловесными средствами общения.
2. Показать детям, что мимика и жесты помогают полнее выразить мысль. а иногда они способны заменить собою целые слова.
| Жесты, мимика, пантомима, радость, грусть, удивление, страх.
| Рассказ Чуковского «Цыплёнок», иллюстрации к рассказу.
Г. Юдин «Нелетающий зонт», мимическая гимнастика.
Д/игра «Тень».
Стих. К. Чуковского «Черепаха».
Стих. Э. Машковской «Кислые стихи».
Стих. В. Берестова «Дракон».
| Определить вместе с детьми жесты, мимику, помогающие понять содержание стихотворений «Черепаха» К. Чуковского, «Кислые стихи» Э. Машковской, «Дракон» В.Берестова.
| Детям предлагаются различные рисунки. На каких рисунках – символах художник передал радость, удивление, грусть, страх. можно ли без слов пожалеть человека, заставить улыбнуться, оскорбить…
|
|
| 2.»Театр масок».
| 1. Развивать эмоциональный мир ребёнка через освоение языка эмоций».
2. Продолжать развивать способность их понимать и осознавать свои и чужие эмоции, правильно выражать их и полноценно переживать, перевоплощаясь.
3. Учить детей сравнивать, сопоставлять признаки, характерные черты того или иного эмоционального состояния.
| Эмоция, чувства, состояние, удовольство, удовлетворение. Нахмуриться, улыбнуться, прищуриться.
Сияющие глаза, радостный смех, злое выражение лица.
| Предметные картинки с изображением эмоций: радость, смех, испуг, удовлетворение.
Игра «Снятие страхов».
| 1. Провести игру «Нарисуй свой страх».
2. Провести игру «Дорисуй эмоцию».
| Игра - беседа «Разговор с игрушками по душам».
- Почему кукла такая грустная, весёлая, довольная?
- Что можно сделать для этой куклы, чтобы она засмеялась, обрадовалась?
|
|
| 3. « Веселье и унынье».
| 1. Учить детей культуре чувств, способам их выражения и умение замечать эмоциональное состояние другого человека.
2. Воспитывать у детей внимательное отношение к другому человеку и способность «читать эмоции» и соответственно реагировать на них.
3. Учить детей вслушиваться в интонацию говорящего, определять по интонации душевное состояние говорящего.
4. Формировать умение взбодрить другого человека.
| Пословица: не всё ненастье, проглянет и солнышко красно.
Веселье, унынье, грусть, тоска, печаль.
| Стих. Д. Хармса «Весёлый старичок».
Д/игра «Какой он?».
Магнитофонная запись голосов
| 1. Игра «Хорошо-плохо»; Все улыбаются – это хорошо, а если вы унылые?...
2. Прочитать стих. В. Погоревского «Унылый и весёлый».
3. Дети по голосу (магнитофонная запись) определяют какой человек: добрый или сердитый, ласковый или грубый…
| Откуда берутся слёзы? Плакать – это всегда плохо? отчего вы грустите и что вас радует?
|
|
| 4. «Путешествие в страну эмоций и чувств».
| 1. Учить распознавать эмоциональное состояние людей по выражению лица, жестам, мимике, действиям.
2. Закрепить первоначальное представление об основных человеческих эмоциях: радости, удовольствии, удивлении, страхе, испуге.
3. Продолжать развивать чувство эмпатии: сочувствия, содействия, жалости, доброжелательности.
4. Совершенствовать поведенческий и речевой этикет на эмоциональной основе.
| Радость, удивление, страх, испуг, веселье, сочувствие, сопереживание, жалость.
Воспитанный, вежливый, безразличный.
| Предметные и сюжетные картинки с изображением различных состояний людей.
Запись музыки, шкатулка, ширмы, уголки страха, испуга, радости; незнакомец.
| 1. Поможем незнакомцу или нет?
2. Нужно ли дарить незнакомцу эмоцию страха и испуга?
| К вам подошёл незнакомый человек с просьбой.
Как вы поступите?
|
|
| 5. «У природы нет плохой погоды».
| 1. Познакомить детей с разными средствами и формами передачи эмоциональных состояний (музыка, живопись).
2. Показать способность различных природных явлений вызывать различные эмоциональные состояния.
| Гроза-угроза; дождь - слёзы; туман-печаль; солнце - сиять; стихия - бушевать.
Грусть, пора, весна - красна, зимушка-зима, лето - весёлая пора.
| Музыкальная запись П.И. Чайковского «Времена года».
Репродукции картин пейзажистов: Шишкина, Левитана и др.
Подбор стихов о временах года.
| 1. Рассматривание картин.
2. Прослушивание музыкальных произведений.
3. Д/и «Нарисуй настроение».
|
|
|
| 6. Этюд «Оживи картинку».
| 1. Показать детям возможность изображать любую картинку с помощью неречевых средств общения.
2. Приучать детей пользоваться при общении разнообразными жестами, мимикой, позами.
|
| Картинки с изображением пейзажей, сюжетные картинки «Мама расстроена…», «К нам пришли гости», «Мы едем в трамвае» и др.
| 1. Рассмотреть картинку.
2. Дать задание: изобразить без слов
содержание картинки.
3. Другие дети оценивают достоверность
выполнения задания.
|
|
|
| 7. Этюд «Мальчик и девочка подружились».
| 1. Закрепить умение изобразить ситуацию с помощью неречевых средств общения так, чтобы она была понятна для окружающих людей.
2. Расширить количество жестов, поз, мимических движений при изображении ситуации.
|
| Игра-соревнование «Кто лучше и правдоподобнее исполнит этюд», атрибуты: фуражка, косынка и др.
| 1. Деление детей по парам.
2. Дать задание для всех пар.
3. Изображение этюда всеми парами.
4. Сравнение и оценка выполнения задания .
|
|
|
| 8. П/и «Что мы видели не скажем, а что делали - покажем».
| 1. Закрепить умение детей без затруднений подбирать необходимые неречевые средства общения в любых ситуациях.
2. Изображать ситуацию таким образом, чтобы она была понятна без применения словесных высказываний.
|
|
| 1. Деление детей на подгруппы.
2. Дети договариваются, какую ситуацию они будут изображать.
3. Одна подгруппа выполняет задание, другая подгруппа – отгадывает.
4. Выигрывает та подгруппа детей, которая правильнее изображает ситуацию и их выполнение заданий быстрее отгадывается детьми другой подгруппы.
|
|
|
| 9. Игровое домашнее задание «Нарисуй маску».
| 1. Продолжать развивать эмоциональный мир ребёнка через освоение «языка эмоций».
2. Закрепить умение выражать различные эмоциональные состояния через художественные средства выразительности.
| Радость, испуг, горе, удивление, обида, недоумение.
| А.Н. Толстой «Приключения Буратино».
| 1. Рассматривание иллюстраций с изображением героев театра Карабаса-Барабаса из сказки «Золотой ключик или приключения Буратино».
2. Д/и «Изобрази маску».
3. Рисование масок для театра пантомимы.
|
|
2.
| В мире вежливых слов.
| 1.»Придумано кем-то просто и мудро при встрече здороваться ».
| 1. Раскрыть этимологическое, социокультурное значение слова – «здравствуй».
2. Выработать устойчивое эмоционально-положительное отношение к приветствиям в разной речевой форме.
3. Добиться понимания последствий соблюдения или нарушения формы приветствия для других людей.
4. Закрепить у детей полученные знания в различных игровых и повседневных ситуациях.
| Приветствия:
-Доброе утро!
- Добрый день!
- Добрый вечер!
- Доброго здоровья!
- Рада вас видеть;
- Я по Вас соскучилась;
- Мир Вашему дому;
- Привет;
Пожелать здоровья, проявить внимание и др.
| Набор сюжетных картинок с изображением приветствия людей в разные века.
Стихотворения:
В. Кривошеев «Доброе утро»;
А.Яшин «Добрые слова».
| 1. Выучить с детьми стихи.
2. Прочитать стих. В. Солоухина «Имя у тебя одно».
3. Выучить пальчиковую гимнастику «Мальчик - пальчик».
4. сказка на фланелеграфе: «Маша заблудилась»
| Встретились два друга… Если кто-то не поздоровался, значит…
В группу вошёл незнакомый человек… Как ты поступишь? По пути в музыкальный зал вам встретился воспитатель по физкультуре… Как ты поступишь?
|
|
| 2. Имя у тебя одно, навсегда оно дано…
| 1. Закреплять форму знакомства и умения обращаться друг к другу по именам, употребляя уменьшительно-ласкательную форму.
2. Показать формы знакомства с людьми разного возраста.
3. Вызвать негативное отношение к кличкам, прозвищам и грубым формам обращения.
| - Разрешите с Вами познакомиться, представиться;
- Рад с Вами познакомиться;
- Очень приятно;
- Позвольте, прозвище, кличка, знакомство.
| Игрушка – попугай, глобус, часы.
Рассказ М. Пляцковского «Эй-ты».
Стих. В.Солоухина «Имя у тебя одно».
Дразнилки.
| 1. Выучить стих. В Солоухина «Имя у тебя одно».
2. Разучить пальчиковую гимнастику «Этот пальчик…»
3. Рассказать детям об истории и значении имён.
4. Предложить родителям рассказать об истории имени ребёнка.
| Как бы ты назвал свою дочку, сына?...
|
|
| 3.У русских по отчеству принято звать.
| 1. Дать представление об особенностях обращения ко взрослым в разных странах.
2. учить образовывать и называть форму отчества.
3. Воспитывать любовь и уважение к старшим.
| Отчество, предки, род, традиция,, Америка, Англия, мисс, миссис, сэр, синьор, синьора, синьорита, товарищь.
| Карта, фотографии родителей.
| 1.Провести игру «Образуй отчество от имени».
2. Упражнять детей в правильном обращении ко взрослым, своим родителям.
| Тебя послали в соседнюю группу попросить корм для рыбок.
Как ты обратишься к воспитателю?
|
|
| 4. Путешествие в Спасибоград.
| 1. Упражнять в проявлении вежливости и приветливости к сверстникам и взрослым; выражать благодарность в разных речевых формах; соблюдать правила поведения в транспорте.
2. Воспитывать чувство деликатности, такта, чуткости.
| Деликатность, чуткость, такт, тактичность, отзывчивость., приветливость, уважительность,, грубость, недоброжелательность, неприветливо, жестоко, чёрство.
| Иллюстрации сюжетных картинок с нравственными поступками.
Игрушки: Мальвина, Буратино, ширма, пейджер.
Стихи: В. Орлов «Вежливый хвост».
Э. Гельдман «Муравей и сороконожка».
А. Казанцев «Встреча».
| 1. Провести развивающую игру «Вежливо - невежливо» (по типу хорошо-плохо).
2. Выучить стих. С. Маршака «Ежели вы вежливы».
| Что ты ответишь на оказанную тебе услугу?
|
|
| 5. Счастливого пути!
| 1. Познакомить с разными формами прощания и способами применения их в различных ситуациях.
2. Закрепить формы приветствия.
3. Закрепить представление детей о видах транспорта и правилах поведения в городском транспорте.
| Прощание:
- До свидания!
- Прощай!
- До скорой встречи!
- Счастливого пути!
- Доброй дороги!
- Удачной поездки!
- Счастливого возвращения!
| Сюжетные картинки из серии В.В.Гербовой; набор предметных картинок с изображением разных видов транспорта; игрушка Незнайка; стихи И. Токмаковой «Счастливого пути».
| 1. Сюжетно-ролевая игра «Путешествие».
2. Выучить стих. И. Токмаковой «Счастливого пути»
3. Прочитать стих. Э. Машковской «Вежливое слово».
| К тебе приехал друг из другого города…
Твои родственники решили отдохнуть на курорте. Ты поехал на вокзал провожать их…
|
|
| 6.Я приду к тебе в гости.
| 1. Познакомить детей с качествами, присущими хозяину (хозяйке) дома.
2. Учить подбирать синонимы. Характеризующие слово «гостеприимство».
| Хозяйка, хозяин, гость, гостеприимство.
Принимать гостей, радоваться, ликовать.
Приветливый, приятный, гостеприимный, щедрый, тактичный.
| Звонок, фартук, жилет, платок, стих. О. Григорьев «Гостеприимство».
| 1.Ввести в сюжетно-ролевую игру эпизод с гостеприимным хозяином.
2. Инсцинировка стихотворения О. Григорьева «Гостеприимство».
| Приём невоспитанного гостя.
Оля пришла в гости. Пройдя в комнату она стала ходить по ней, рассматривать вещи, трогать их руками. Правильно ли вела себя Оля? Как нужно вести себя в гостях?.
|
|
| 7. У меня зазвонил телефон…
| 1. Углублять знания детей о правилах речевого этикета во время телефонного разговора на основе схем-моделей.
2. Упражнять детей в употреблении глагола «звонить» с соблюдением правильного ударения.
3. Воспитывать выдержку, умение считаться с желанием других.
| - Алло! Квартира Ивановых?
- Вы располагаете временем?
- Извините за беспокойство.
- Коротко буду говорить.
- Можно Вас побеспокоить?
Оторвать от дел, звонит.
| Два телефонных аппарата, схемы-модели.
Стих. А. Барто «Почему телефон занят?»
Игра «Испорченный телефон».
| 1. Напомнить детям содержание стих. К.И. Чуковского «Телефон»
2. Раскрасить одного из героев стихотворения по желанию детей и научить его правильно и вежливо разговаривать по телефону.
| Аня звонит Марине. Ей хочется поделиться радостью – ей купили Барби. Трубку взяла мама. Она сказала, что Марина моет собаке лапы после прогулки. Как поступит Аня?
|
|
| 8. Телефон весь день звонит…
| 1. Упрочивать умение вести разговор по телефону.
2.Учить отвечать на заданный вопрос; формулировать просьбу; пригласить к телефону
3-е лицо; передать просьбу отсутствующему адресату.
| Приятный собеседник.
- Рад Вас слышать;
- Приятно с Вами побеседовать;
- Я Вас слушаю!
- Ясно, что я могу передать?
| Рассказ Н. Носова «Телефон».
Усложнённые добавленные схемы-модели.
| 1. Прочитать рассказ Н. Носова «Телефон».
2. Предложить детям чтение по ролям стихотворения К.И. Чуковского «Телефон»
| Юля осталась одна дома. Ей скучно, она решила позвонить своей подружке из соседнего подъезда и пригласить её прийти к ней поиграть. Трубку взяла мама. Как должна вести разговор Юля?
А если человек так и не придумал бы телефон?
Кто оборвал телефонную трубку?
|
|
| 9. Слово лечит, слово ранит.
| 1. Познакомить детей с тем, что слово (речь) является средством воздействия на мысли, чувства и поведение людей.
2. Показать роль интонации и её влияние на общение людей.
| Пословицы:
- Ласковым словом и камень растопишь;
- Доброе слово дом построит, а злое слово – дом разрушит;
Заботливая, нежная, преданная, чуткая.
- Доброе слово лечит, а злое калечит;
- От худого слова – да навек ссора;
- Худое слово и сладким мёдом не запьёшь.
| Куклы: Петрушка, Буратино.
Стихотворение Э. Машковской «Петрушка».
Отрывок из сказки А. Толстого «Приключения Буратино или Золотой ключик» (сцена со сверчком).
Стихотворение А. Барто «Наша Таня громко плачет…»
Рассказ В. Осеевой «Кто наказал его»
| 1. Прочитать детям стих. О. Шибаева «Дядя Саша огорчён»
2. Спросить детей о том, как они понимают пословицы.
| Два мальчика поссорились. Помири их.
Твой друг обижен на тебя.. Извинись перед ним и попробуй помириться.
|
|
| 10. Составление «Словаря добрых слов».
| 1. Закрепить вежливые и ласковые слова, речевые выражения, усвоенные на предыдущих занятиях.
| См. выше.
| Кукольный театр.
| 1. Игровая ситуация с волчонком.
2. Составление словаря для волчонка.
3. Инсцинировка «Как волчонок стал вежливым».
|
|
|
| 11. Д/и «Азбука вежливости»
| Упражнять детей в употреблении вежливых слов в подходящий момент.
|
| Флажки, карта вежливых слов.
| У детей карта с изображением различных ситуаций. Дети идут по схеме и выставляют флажки с вежливыми словами.
|
|
|
| 12. Д/и «Чем порадовать маму»
| Углубить чувство привязанности и любви к самому близкому человеку – маме.
| Любимая, ласковая, дорогая, милая.
| Карта, игровое поле, которого разделено на секции с различными сюжетными картинками и соответствующими речевыми оборотами.
Карточки с вежливыми словами.
| 1. Игровая ситуация «Сегодня праздник 8 марта. Чем порадовать маму?».
2. Накладывание карточек с ласковыми словами на соответствующие клеточки игрового поля.
|
|
|
| 13. Беседа по проблемной ситуации «Слушай, понимай, быстро исправляй».
| 1. Учить анализировать недостатки в общении.
2. Предлагать свои варианты знакомства.
|
|
| Воспитатель предлагает детям проблемные ситуации, дети исправляют ошибки.
|
|
|
| 14. Игра «Испорченный телефон»
| Закрепит называние вежливых слов по телефону
| - я Вас слушаю;
- приятно Вас слышать;
- что я могу передать;
- позвоните, пожалуйста, попозже;
- извините, я Вас не отвлекаю? и др.
| Два телефона.
| Разговор двоих: воспитателя и ребёнка. Воспитатель умышленно допускает ошибки при разговоре, а ребёнок должен их исправить.
|
|
|
| 15.Домашнее задание: за выходные дни внимательно наблюдать за происходящим вокруг и рассказать, что дети увидели плохого и что хорошего в обращении людей друг с другом.
|
|
|
|
|
|
3.
| Культура и мы.
| 1. Что такое культура общения.
| 1. Дать детям понятие «культурный человек», чем он отличается от других людей.
2. Закрепить умение употреблять при общении вежливые слова.
3. На конкретных примерах показать правила поведения в общественных местах.
| -Здравствуйте!
- Пожалуйста;
- Дай мне пройти пожалуйста;
Или
- Позволь мне, пожалуйста, пройти;
- Проходи, пожалуйста;
- Будьте любезны, помогите мне, пожалуйста, найти дорогу к дому!
| Кукла Маша, фланелеграф, плоскостные фигурки зверей.
| 1. Рассказ воспитателя о том, кто такой культурный человек.
2. Объяснение поговорки «Ничто не обходится нам так дёшево и не ценится так дорого, как вежливость в общении».
3. Драматизация сказки «Маша заблудилась».(на фланелеграфе).
| Вы приехали в другой город. Как вы доберётесь до нужной вам улицы?
|
|
| 2. Что такое хорошо и что такое плохо.
| 1. Проверить усвоенные детьми нормы этикета.
2. Продолжать воспитывать навыки культурного сдержанного разговора, умение выслушивать партнёра.
| Этике, этикетная норма, такт, комплимент. Одобрить, ухаживать, быть внимательным.
| «Сказка об Этикете» А.И. Шемшурина (Этическая грамматика).
Столовые принадлежности для сервировки стола.
| 1. Прочитать и проанализировать стих. В. Маяковского «Что такое хорошо и что такое плохо».
2. Обыграть этюд « Мы принимаем гостей».
| Оля и мама зашли в магазин. Очередь была большая, им пришлось долго стоять. Оля устала и стала капризничать.
Как бы ты поступил на её месте?
На остановке Таня увидела человека с обезображенным лицом. Она подошла к нему близко и стала рассматривать. Правильно ли поступила Таня7
|
|
| 3. Ежели вы вежливы.
| 1. Проверить в предлагаемых ситуациях освоения норм общения.
2. Расширять словарь ребёнка, формируя его представление о вежливости, воспитанности.
| Вежливость, воспитанность, умеренность, тактичность, чуткость.
| Сюжетные картинки с различными ситуациями.
Стих. С. Маршака «Если вы вежливы».
Игра «Вежливо - невежливо».
| 1. Повторить с детьми правила вежливости и вежливые слова.
2. Прочитать стихотворение С. Маршака «Если вы вежливы».
3. Поиграть в игру «Вежливо - невежливо».
| Два незнакомых ребёнка встречаются у качелей. Оба хотят покачаться.
Что надо сделать этим детям, чтобы каждый смог покататься и они не поссорились?
Несколько детей играют во дворе. Присоединись к ним.
|
|
| 4. Я - пассажир.
| 1. Учить детей оценивать поступки людей, видеть неправильное, безкультурное поведение.
2. Закрепить правила вежливого обращения пассажиров транспорта.
| - Извините, не следующей остановке выходите?
- Садитесь, пожалуйста;
- Вас не затруднит…
- Позвольте пройти;
- Место свободное?
Вежливый, внимательный.
| Стих. Е. Карганова «В автобусе»;
Рассказ «Коля очень спешил…»
Игра «Пассажиры в трамвае».
| 1. Чтение стих. Е. Карганова «В автобусе».
2. Чтение и анализ рассказа воспитателя «Коля очень спешил…»
3. Игра «Пассажиры в трамвае».
| Вы очень устали. В трамвае нашли свободное место и сели. На следующей остановке вошла старушка. Как вы поступите?
|
|
| 5. Мы идём с тобой в театр.
| 1. Учить соблюдать нормы поведения в общественных местах.
2. Познакомить с нормами общения в гардеробе, зрительном зале, во время спектакля, в антракте.
| - Поговорим в антракте;
-Позвольте пройти;
- Разрешите купить программу;
- Ваше место в партере;
- Я Вас не побеспокою?
Театр, апплодисменты, гардероб, поведение, представление, спектакль, апплодировать.
| Сюжетные картинки с изображением проблемных ситуаций.
Стих. А. Кушнер «Не шумите!».
| 1. Повторить с детьми правила поведения в театре.
2. Обыгрывание для кукол правила поведения и общения в театре (куклы – зрители).
3. Чтение стих. А. Кушнер «Не шумите!».
| Дима и Петя пришли в кукольный театр. Во время представления они громко смеялись и обсуждали спектакль. Правильно ли вели себя мальчики.
|
|
| 6. С/р игра «Путешествие»
| 1. Закрепить нормы культурного поведения и общения в игровой ситуации.
2. Применять правила речевого этикета.
| - Простите, пожалуйста;
- Проходите дальше;
- Садитесь, пожалуйста;
- Позвольте пройти;
- Уступите, пожалуйста и др.
| Постройка из стульчиков «Трамвай», сделанные детьми «билеты», нагрудный передник для водителя трамвая, сумка для кондуктора, куклы, детские сумочки и др.
| 1. Постройка из стульчиков трамвая.
2. Распределение ролей.
3. Закрепление правил поведения и общения в общественном транспорте.
4. Обыгрывание сюжета.
|
|
|
| 7.С/р игра «Парикмахерская».
| 1. Совершенствовать навыки культурного общения .
2. Расширять словарный запас вежливого и культурного обращения с незнакомыми людьми.
| - Доброе утро, день, вечер;
- Какую желаете сделать причёску, стрижку;
- будьте добры, наклоните голову;
- Подушиться желаете? и др.
| Зеркало, предметы гигиены: расчёска, ножницы, различные флаконы с шампунями, лаками, гелями и т.д.
| 1. Анализ ситуации в парикмахерской: мужчина пришёл в парикмахерскую не в настроении: не поздоровался, что- то невнятно пробурчал по поводу модели стрижки. В итоге ему стрижка не понравилась и он нагрубил парикмахеру.
2. Закрепление речевых оборотов.
3. Распределение ролей.
4. Обыгрывание сюжета.
|
|
|
| 8. Экскурсия «Поездка в театр на трамвае.
| 1. Закрепить умение применять свои знания и умения о культуре поведения и общения в реальных ситуациях.
2. Совершенствовать речевой этикет при поездке на трамвае и в театре.
3. Воспитывать умение вести себя скромно, не стесняться, с незнакомыми людьми быть
вежливыми и приветливыми.
| См. выше.
|
| 1. Беседа о театре.
2. Закрепление правил поведения и общения в театре и в общественном транспорте.
3. Экскурсия.
|
|
|
| 9. Домашнее задание: рассказать родителям о поездке в театр.
|
|
|
|
|
|
4.
| Общение в дружбе.
| 1. Честное слово.
| 1. Учить детей выполнять обещания, сдерживать своё слово.
2. Разъяснить детям, что не нужно обещать, не обдумав, можно ли выполнить то, что обещаешь. Не обещай того, что не собираешься выполнить.
| Пословица: не давши слова – крепись, а давши – держись. Помогу, помогу, а пришло – не могу!
Обещание. Держать слово, уважать себя, гордиться собой.
| В. Пантелеев «Честное слово». Иллюстрации к рассказу.
| 1. Провести игру «Сочиним историю».
2. Повторить правила честности, выучить правило честности: «Пообещал – выполни».
3. Рассматривание иллюстраций к рассказу В. Пантелеева «Честное слово».
| Вспомнить ту ситуацию, когда вы не выполнили своего обещания. Как вы себя чувствовали при этом?
|
|
| 2. Летающая собака.
| 1. Продолжать формировать у детей представление о честности, о честном человеке.
2. Тренировать детей в назывании признаков нравственного понятия «честность».
3. Научить детей формулировать просьбу о прощении.
| Простить, прощать, раскаяться, чистосердечно признаться, нанести обиду.
| В. Медведев «Летающая собака». Иллюстрации к рассказу.
| 1. Прочитать рассказ «Летающая собака» В. Медведева, сопровождая рассматриванием иллюстраций.
2. Беседа по содержанию рассказа.
3. Формулирование различных просьб о прощении.
| Воспитатель заходит в группу, держа в руках игрушку (дети видят её в первый раз). «Ребята, чья это игрушка лежала в приёмной?» Реакция детей.
|
|
| 3. Дежурная чашка.
| 1. Учить детей признаваться в своей неправоте, не оговаривать своих друзей, сверстников, стараясь свалить вину на них.
2. Учить детей исправлять несправедливость, если она допущена.
| - Извините, я был неправ;
- Вы правы;
- Я исправлюсь;
Поступок, оговор, неправота, неправое дело.
| Педагогическая ситуация «Разбитая чашка».
Игра «Эхо».
Русская народная сказка «Хаврошечка».
| 1. Рассказывание сказки «Хаврошечка».
2. Анализ педагогической ситуации «Разбитая чашка».
3. Игра «Эхо».
| Ребята играли в прятки и Серёжа уже 30 минут как «водит». Мальчики стали дразнить Серёжу: «Ты смотри отводись, а то будешь «неотвожа». Совсем стало обидно Серёже. Но вдруг к нему подошла Марина и предложила подменить его. «Это не справедливо, - закричали ребята, - ты нарушаешь правила игры». Как ты считаешь?
|
|
| 4.Мама - слово святое.
| 1. Формировать у детей потребность быть опорой и помощником для мамы.
2. Учить детей делать маме комплименты.
3. Предлагать помощь добровольно, проявлять инициативу и самостоятельность.
| Пословица: при солнышке тепло, при матери – добро.
Помощь, помощник, лентяй, безразличный, каменное сердце, холодное, чёрствое сердце.
| Ненецкая сказка «Кукушка». Иллюстрации к сказке.
Татарская народная сказка «Три дочери».
| 1. Прочитать детям татарскую народную сказку «Три дочери».
2. Сравнить поступки героев сказок «Кукушка» и «Три дочери».
| Предложить детям задание: дать телеграмму матери и сыновьям с советами, с оценкой поступков из сказки «Кукушка».
|
|
| 5. Д/и «Нечаянно и нарочно».
| 1. Учить детей различать умышленные и неумышленные поступки.
2. Вырабатывать привычку извиняться за причинённое неудобство
3. Показать детям, что значит быть хорошим на словах и на деле.
| - Извините;
- Простите, я нечаянно;
Признать свою ошибку, извиниться, вредный, обиженный, драчливый, задиристый, нарочно, умышленно, нечаянно, злонамеренно.
| Серия сюжетных картинок с различными проблемными ситуациями.
| 1. Рассматривание сюжетных картинок с проблемными ситуациями.
2. Анализ поведенческих реакций детей в группе.
| Предложить детям рассказать, как они выходят из самых различных конфликтных ситуаций.
|
|
| 6. Н/п игра «Не забывай о товарищах».
| 1.Формировать положительные взаимоотношения между детьми, побуждать их к добрым поступкам.
|
| Сюжетные картинки с изображением проблемных ситуаций.
| 1. Рассматривание картинок.
2. Исправление ошибок.
|
|
|
| 7. Прослушивание пластинок, аудиозаписей с песнями о дружбе.
| Вызвать у детей положительное эмоциональное состояние от песен.
|
| Песни: «Если с другом вышел в путь…»;
«Улыбка»; «Дружба крепкая не сломается…» и др.
Рассказ Е. Пермяка «Самое страшное».
| 1. Чтение рассказа Е. Пермяка «Самое страшное».
2. Прослушивание песен о дружбе.
|
|
|
| 8. Составление «Правил поведения в дружбе».
| 1. Закрепить с детьми правила и нормы поведения и общения со своими сверстниками.
| -поделись игрушками с товарищем;
- разговаривай вежливо и приветливо с товарищем;
- не ссориться!
- уступай друг другу! и т.д.
| Проблемные ситуации, лист бумаги, фломастеры, рамочка.
| 1. Воспитатель рассказывает ситуацию, а дети определяют правило.
2. Оформление этих правил в рамку.
|
|
|
| 9 Домашнее задание: найти пословицы о дружбе.
|
|
|
|
|
|
5.
| Итоговое мероприятие.
| Вечер развлечения «Урок вежливости».
| 1.Дать возможность детям переживать хорошее как радость, испытывать неприязнь к плохому.
3. Обратить внимание детей на то, что добрые чувства, отношения вызывают уважение, дружбу, любовь.
3. Вызвать желание чаще совершать хорошие поступки, относиться к людям с уважением.
|
| Большая карта вежливых слов; флажки разного цвета (каждый цвет обозначает вежливые слова разных категорий); Атрибуты к сценкам; песни о дружбе; стихи; этюды, декорации леса и города, костюм феи, петушка, птички и др.
|
|
|
Для проведения формирующего этапа были созданы все условия для эффективного обучения старших дошкольников культуре общения. В групповой комнате была оформлена карта «Азбука вежливых слов», где дети флажками разного цвета обозначали вежливые слова в соответствии с ситуациями. пополнили групповую библиотеку новыми книгами, рассказами, аудиозаписями, иллюстрациями и др. наглядным материалом, который был использован в проекте. Педагогический процесс был выстроен таким образом, чтобы во всех видах деятельности обогащался словарь детей различными вежливыми словами, речевыми оборотами, соответствующими требованиям этики. Например, каждое занятие включало в себя программу по развитию речи и речевой культуры, при этом осуществлялся индивидуальный подход к каждому ребёнку. Владу Р., Эмилю Б., Максиму Д., Луизе И. Необходимо было пополнить словарный запас, учить их грамматически правильно строить предложения в простой и распространённой форме, обдумывать фразу, прежде чем произнести её, избавлять от привычки употреблять слова-сорняки, отвечать внятно и достаточно громко. А в работе с Катей А., Сашей А., Лерой, Б., Антоном Д., Кариной З. Задачи ставились несколько иные, т.к. уровень их речевого развития выше, следовательно, и требования к ним предъявлялись более высокие: развивать выразительность речи, умение применять образные сравнения, обогащать словарь. Воспитатели в своей работе исходили из того, что если у ребёнка плохо развита речь, то ему трудно выразить в вежливой форме свою просьбу, быть интересным собеседником при общении друг с другом, чувствовать себя непринуждённым во время разговора.
Таким образом, проводилась систематическая целенаправленная работа по развитию речи не только на занятиях, но и во всех видах деятельности, в повседневной жизни детей. Этому способствовала содержательная жизнь в детском саду, побуждающая детей к обмену впечатлениями, к объединению в совместной деятельности, и условия, в которых ребёнок постоянно общается с детьми и воспитателем.
Воспитатели и все остальные педагоги соблюдали тактичность. Голос воспитателя звучал ровно и спокойно, не торопясь. Например: когда воспитатель хотел привлечь внимание ребёнка или всей группы в целом, то чуть громче говорили: «Послушайте меня все…», а затем, убедившись, что они готовы выслушать, спокойно отдавали распоряжение. Такая спокойная обстановка давала возможность как можно чаще разговаривать с каждым ребёнком, побуждать следить детей за их собственной речью. Особого внимания требовали такие дети, как Влад Р., Луиза И., Максим Д., которые боялись вступать в общий разговор, на занятиях и в играх были очень стеснительными. Поэтому, мы старались этих детей как можно чаще побуждать к разговору, используя для этого любой повод. Спросить его об игрушке, сделанной его руками, предложить выучить стихотворение с вежливыми словами, привлечь к играм по культуре общения, нарисовать эмоцию или своё настроение и описать его, предлагались поручения. Например, Максиму предложили подойти к Антону Д., к которому он испытывал отрицательные чувства, и попросить у него книгу. Антон в это время рассматривал картинки в этой книге. Максим вынужден был сказать: «Антон, разреши, пожалуйста, посмотреть с тобой эту книгу? Картинки здесь интересные, а книга только одна». Хотя Максим и использовал в речи вежливые слова, но чувство своей неприязни он поборол с трудом. Это было заметно по его интонации. Тем не менее, Антон подвинул книгу на середину и сказал: «Садись рядом, мне не жалко».
Кроме того, была проведена разъяснительная работа среди родителей для создания благоприятной обстановки дома. На своих индивидуальных консультациях, выступлениях на родительском собрании старались убедить родителей в том, что и <