Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Описание программы по развитию социально-важных навыков у детей с ДЦП и анализ результатов исследования



2019-12-29 219 Обсуждений (0)
Описание программы по развитию социально-важных навыков у детей с ДЦП и анализ результатов исследования 0.00 из 5.00 0 оценок




В ходе проведения исследования изучена и проанализирована программа психологической диагностики детей с ДЦП дошкольного возраста, автором которой является И. И. Мамайчук.

Цель программы заключается в развитии социально-важных навыков у детей с ДЦП.

Данная цель решается посредством ряда задач:

1. Теоретическое рассмотрение таких явлений как социально-
важные навыки.

2. Детальный разбор диагностики детей-инвалидов.

3. Попытка дать интерпретацию наблюдения.

Апробация методики проводилась на базе специальных коррекционных учреждений.

Учитывая тормозящую роль сенсорных дефектов в умственном развитии детей с ДЦП, основное внимание при психологическом обследовании следует уделять уровню развития сенсорно-перцептивной деятельности. На первых этапах обследования исследуются особенности развития зрительного восприятия.

Формой проведения программы является метод наблюдения. Занятия проводятся индивидуально с каждым ребенком.

Для проведения обследования сенсорного и интеллектуального развития дошкольников с ДЦП важен не только сам результат выполнения заданий, главное — способ их выполнения.

В реабилитационном центре воспитываются 20 детей с ДЦП.

Выборка формировалась из:

1. Истории болезни.

2. Возраста ребенка.

Из 20 воспитывающихся детей в реабилитационном центре, 10 - постоянно ходят в центр, 10 - приходят только на занятия.

Программа дается в игровой форме. На выполнение заданий может влиять нарушение зрения и нарушения моторики.

Для проведения обследования необходимо иметь следующее оборудование: детский стол и стул, а ели ребенок самостоятельно не сидит, то специальное кресло.

Материал для обследования: доска Сегена, кубики Косса, набор объемных и плоских фигур для осязания, цветные карандаши, альбом для рисования.

Чтобы вызвать у ребенка интерес к занятию, предлагается ему привлекательная игрушка, например, доска с цветными шарами. Во время свободной игры ребенка фиксируются следующие моменты:

1. Как проявляет ребенок интерес к игрушкам.

2. Как длительно ими занимается.

3. Правильно ли ребенок использует игрушку.

После наблюдения за ребенком ему предлагается следующие занятия: восприятие формы на доске Сегена, «почтовый ящик» для предметно-практической манипуляции с объемными формами, восприятие цвета предметов, исследования особенностей рисования, пирамида в цветовой гамме для исследования наглядно-действенных форм мышления.

 

С помощью занятия по классификации предметных картинок – проводим эксперимент, который на начальном этапе позволят выявлять особенности обобщения и абстрагирования, внимания, памяти, личностных реакций на свои достижения и неудачи, а в дальнейшем на следующих этапах эксперимента проводится коррекция и формирование интеллектуального развития и социально-важных навыков у детей. Для данного эксперимента готовим 2 комплекта предметных картинок (по 16 в каждом комплекте). В каждый комплект входят четыре группы картинок, относящихся к определенному классу (одежда, мебель, животные, овощи и т.д.). Перед ребенком кладем 6-7 предметных картинок и предлагаем ему положить вместе те, которые подходят друг к другу. На карточках этого набора изображены животные, одежда, мебель, овощи. Если ребенок успешно справляется с заданием, рекомендуется добавить еще 10-15 карточек, подходящих к этим группам. На начальной стадии эксперимента ребенок хаотично манипулирует с предметными картинками, не понимает инструкции. На следующих этапах, после 2-3 дополнительных инструкций, ребенок осознанно принимает рекомендации, самостоятельно раскладывает картинки в две группы, а в дальнейшем самостоятельно раскладывает картинки на 4 группы, но затрудняется в названии некоторых групп. На заключительной стадии эксперимента 15 детей самостоятельно раскладывают картинки на 4 группы и правильно называют их.

 

Результаты до и после проводимого исследования

Гистограмма 1.

 

Сравнение навыков здорового ребенка до и после реабилитации

 

 

Гистограмма 2

Анализ гистограммы

 

Гистограмма I состоит из двух этапов:

I этап. Результаты до проводимого исследования.

II этап. Результаты после психологического исследования.

В гистограмме выделены такие социально-важные навыки как:

1. Восприятие формы.

2. Восприятие цвета.

3. Восприятие величины предметов.

4. Исследование мыслительных процессов.

5. Навыки самообслуживания.

6. Навык работы рукой.

 

Анализ I гистограммы. Мы видим, что результаты после психологического исследования, проводимого на II этапе - социально-важные навыки – выросли. Исходя из этого, чем больше мы проводим психологические исследования по формированию навыков, тем лучше ребенок с патологией адаптируется к будущей жизни.

 

Анализ II гистограммы. На 2 гистограмме сравниваются навыки здорового ребенка, навыки реабилитации, навыки ребенка с патологией до реабилитации.

Мы видим, что после реабилитации навыки у ребенка с ДЦП выросли, а по некоторым показателям достигает до нормы здорового ребенка. Проведенные психологические исследования по I и II гистограмме показали, что ребенку необходимо проходить реабилитацию, т.к. сформированность социально-важных навыков позволяет детям с ДЦП в дальнейшем найти себе место в будущей жизни.

 

Таблица 2

Сформированность социально-важных навыков

Ф. И. Возраст и дата обследования Восприятие формы на д. Сегена Восприятие цвета Восприятие величины предметов Исследование мыслительных процессов Развитие самообслуживания Навык работы рукой
1 2 3 4 5 6 7 8
В. С. 4 года 01.08.04-01.05.05   *** *****   *** ****   *** ****   ** ***   ** ****   ** ***
П. М. 5 лет 01.08.04-01.05.05   *** *****   *** ****   ** ****   ** ***   ** ***   ** ***
Ч. Д. 4 года 01.08.04-01.05.05   ** **   ** ***   ** ***   ** **   ** **   ** **
П. А. 4 года 01.08.04-01.05.05   ** **   ** ***   ** ***   ** **   ** **   ** **
С. К. 5 лет 01.08.04-01.05.05   *** *****   *** ****   *** ****   ** ***   ** ***   ** ***
Н. М. 4 года 01.08.04-01.05.05   ** ***   ** ***   ** **   ** **   ** **   ** ***
М. С. 4 года 01.08.04-01.05.05   *** *****   *** ****   ** ****   ** ****   ** ***   ** ***
О. М. 4 года 01.08.04-01.05.05   ** ***   ** ***   ** **   ** **   ** **   ** **

 

Продолжение таблицы 2

1 2 3 4 5 6 7 8
Б. А. 5 лет 01.08.04-01.05.05   *** *****   *** ****   *** ****   ** ***   ** ****   ** ***
Е. А. 4 года 01.08.04-01.05.05   ** ***   ** ***   ** **   ** ***   ** ***   ** ***
С. К. 5 лет 01.08.04-01.05.05   *** *****   *** ****   ** ****   ** ***   ** ***   ** ***
Н. Г. 4 года 01.08.04-01.05.05   ** ***   ** ***   ** **   ** **   ** **   ** **
Т. Е. 5 лет 01.08.04-01.05.05   *** *****   *** ****   *** ****   ** ***   ** ***   ** ***
О. Д. 5 лет 01.08.04-01.05.05   ** ***   ** ***   ** **   ** **   ** **   ** ***
Е. Н. 4 года 01.08.04-01.05.05   ** ***   ** ***   ** **   ** ***   ** ***   ** ***
Т. А. 5 лет 01.08.04-01.05.05   *** *****   *** ****   ** ****   ** ****   ** ***   ** ***
И. В. 4 года 01.08.04-01.05.05   ** ***   ** ***   ** **   ** **   ** **   ** **
Б. А. 5 лет 01.08.04-01.05.05   *** *****   *** ****   ** ****   ** ***   ** ***   ** ***

 

 

Продолжение таблицы 2

1 2 3 4 5 6 7 8
Р. О. 5 лет 01.08.04-01.05.05   **** *****   *** ****   *** ****   ** ****   ** ***   ** ***
С. К. 5 лет 01.08.04-01.05.05   ** *****   ** ***   *** ***   ** ****   ** ***   ** ***

 

Анализ таблицы 2 «Сформированность социально-важных навыков».

    Исследование по методике «психологическая диагностика детей дошкольного возраста с ДЦП» показало, что за период с 01.08.04 по 01.05.05 произошли улучшения в развитии социально-важных навыков:

1. Восприятие формы: на первом этапе 14 (70%) человек не владели понятие формы, путаясь в названии «овал», «треугольник» и не соотносили правильно фигуры; на втором этапе дети правильно соотносят фигуры на доске Сегена и без особых затруднений, однако 7 (35%) человек испытывают некоторые трудности в их словесном обозначении.

2. Восприятие цвета предметов. Дети 4-5 лет должны знать основные цвета: желтый, красный, синий, зеленый, черный, белый. На первом этапе 12 (60%) человек цвета знали на низком уровне, а на втором этапе дети знают цвета на высоком уровне и поэтому трудности по соотнесению цветов не испытывают, но 6 (30%) человек путают их названия.

3. Восприятие величины предметов: на первом этапе у 15 (75%) человек не понимали инструкцию и поэтому не различали предметы по величине и не соотносили предметы с местом; на втором этапе различение контрастных предметов по величине не вызывает особых трудностей, у 7 (35%) детей при соотнесении предметов с местов с учетом величины отмечается хаотичный бесплановый способ работы, они правильно соотносят только контрастные величины, но при дополнительной инструкции дети успешно справлялись с работой.

4. Исследование мыслительных процессов: на первом этапе 17 (85%) детей понимаю на низком уровне сущность задания; на втором этапе 5 (25%) детей не ориентируются в выполнении задания.

5. Самообслуживание: на первом этапе 13 (65%) детей не убирали за собой после занятий, не мыли руки и возвращались в группу с помощью взрослого; на втором этапе 4 (20%) ребенка не научились убирать рабочее место после занятий и 3 (15%) ребенка не могли пойти самостоятельно в свою группу.

6. Навык работы рукой: на первом этапе у 18 (90%) детей навык рисования был не развит, они рисовали отдельные фрагменты предметов; на втором этапе у 5 (25%) детей навык работу рукой остался на прежнем уровне, а остальные дети овладели рисованием.

И так, с помощью этих занятий дети развили навыки:

1. Восприятие форму предмета – 13 детей (65%).

2. Восприятие цвета предмета – 14 детей (70%).

3. Восприятие величины предмета – 13 детей (65%).

4. Исследование мыслительных процессов – 15 детей (75%).

5. Навык самообслуживания – 13 детей (65%).

6. Навык работы рукой – 15 детей (75%).

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Реабилитационный центр для инвалидов - многопрофильное учреждение. Он представлен такими направлениями, как медицинская, социальная, психологическая и профессиональная реабилитация. Каждая состоит из комплекса мер, направленных на компенсацию психофизиологических функций, восстановление социальных и приобретение профессиональных навыков.

Деятельность психолога представляет собой особый вид профессиональных услуг, получая которые, человек, обратившийся за помощью, формирует способность решать свои психологические проблемы, опираясь на психологическую информацию, которая позволяет ему глубже осознать себя и свое социальное окружение, наладить с ним более гармоничные отношения, обрести новые переживания и ценности жизни.

Основными средствами, которыми пользуется психолог в своей деятельности, являются: консультация, психологический тренинг, психокоррекция, психотерапия и психологическое просвещение.

В реабилитационных центрах воспитываются дети с отклонениями в развитии. Среди них имеются дети с психическим недоразвитием, с задержкой психического развития, дети с церебральным параличом, с аутизмом, дети с эмоциональным нарушением, дети олигофрены, дети-психопаты, дети с астеническими состояниями, с различными нарушениями слуха и речи.

Правильно подобранные методы психологической помощи с учетом индивидуально-психологических особенностей больных оказывает положительное влияние на динамику их умственного и личностного развития.

В исследованиях проблем дизонтогенеза, основанных на качественном анализе нарушений развития, выделяют ведущие признаки нарушений в зависимости от времени возникновения дефекта, его тяжести и локализации.

Исследование проводилось с детьми дошкольного возраста. При обследовании применялись методы: наблюдение, беседа и анкетирование.

Применялась следующая методика: программа психологической диагностики детей дошкольного возраста И. И. Мамайчук.

Цель программы заключалась в развитии социально-важных .навыков у детей с ДЦП.

Практическая значимость работы состоит в том, что теоретическую часть можно использовать для проведения лекция. А практическую часть и приложение можно использовать для исследования детей с детским церебральным параличом в реабилитационных учреждениях.

Новизна исследования дипломной работы: Исследование, проводимое в дипломной работе, является единственным в Г. Находка. И проводится только в реабилитационном центре «Лотос» г. Находка.

Поводя итог практико-психологическому анализу, можно сказать, что рабочая гипотеза: программа И. И. Мамайчук способствуетразвитию социально-важных навыков у детей с ДЦП в адаптации к жизненным условиям, подтвердилась.

Рекомендации реабилитационному центру «Лотос» г. Находка:

1. Улучшить состояние кабинета, в котором происходит работа с детьми.

2. Приобретение материалов для эффективного проведения занятий.

3. С учетом специфики обучения и воспитания этих детей психологу необходимо приобрести для работы удобное оборудование.

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Бадалян Л. О. Актуальные проблемы эволюционной неврологии и развитие мозга ребенка. М., 1975.

2. Брейтман М. Я. О клинической картине детского головного паралича. СПб., 1902.

3. Вайзман Н. П., Психомоторика детей-олигофренов. М., 1976.

4. Вересотская К. И. Узнавание изображений предметов в зависимости от изменения положения их в пространстве. Вопросы психологии глухонемых и умственно отсталых детей. М., 1940.

5. Власова Т. А., Певзнер М. С. Учителю о детях с отклонениями в развитии. М., 1967.

6. Вроно М. Ш., Башина В. М. Синдром Каннера и детская шизофрения, т. 75, 1975.

7. Выготский Л. С. Полное собр. соч.: в 6 т. М., Педагогика, 1983-1984.

8. Данилова Л. А. Методы коррекции речевого и психического развития у детей с церебральным параличом. Л., 1977.

9. Данилова Л. А. Особенности нарушения ряда форм познавательной деятельности и пути их преодоления у детей с врожденным церебральным параличом. Л., 1969.

10. Захаров А. И. Психотерапия неврозов у детей и подростков. М., 1982.

11. 11. Ипполитова М. В. К вопросу о преодолении пространственно-временных нарушений у детей с церебральным параличом. Специальная школа. 1967.

12. Исаев Д. Н. Психическое недоразвитие у детей. М., 1982.

13. Исурина Г. Л. Групповые методы психокоррекции и психотерапии. Л., 1983.

14. Каган В. Е. Аутизм у детей. Л., 1981.

15. Калижнюк Э. С. Психические нарушения при детских параличах. Киев, 1987.

16. Ковалев В. В. Психиатрия детского возраста. М., 1985.

17. Лебединский В. В. Нарушение психического развития у детей. М., 1985.

18. Лебединская К. С. Диагностика раннего аутизма: начальные проявления. М., 1991.

19. Мамайчук И. И. Динамика некоторых видов познавательной деятельности у дошкольников с церебральным параличом, 1976.

20. Мамайчук И. И., Мендоса С., Мендоса Д. Нейропсихологический анализ гностических процессов у школьников с церебральным параличом. Л., 1987.

21. Мамайчук И. И., Чавес С. Особенности семейного воспитания детей с церебральным параличом. Л., 1992.

22. Мамайчук И. И. Нейропсихологическое исследование психических процессов у детей с различными формами ДЦП. 1992.

23. Мамайчук И. И. Психологическая помощь детям с проблемами в развитии. СПб., 2001.

24. Мамайчук И. И. Психическое развитие аномального ребенка. СПб., 1995.

25. Мамайчук И. И. Психокоррекция детей и подростков с нарушениями в развитии. СПб., 1997.

26. Мамайчук И. И. Психология дизонтогенеза и основы психокоррекции. СПб., 2000.

27. 27 . Манова-Томава В. С., Пирьев Г. Л., Пенушлиева Р. Д. Психологическая реабилитация при нарушениях поведения в детском возрасте. София, 1981.

28. Мастюкова Е. М. О развитии познавательной деятельности детей с церебральным параличом, 1973.

29. Монтессори М. Метод научной педагогики к детскому воспитанию в Домах ребенка. История зарубежной детской педагогики: Хрестоматия. М., 1986.

30. 30. Певзнер М. С. Клиническая характеристика психического инфантелизма у детей. М., 1982.

31. Семенова К. А. Детские церебральные параличи. М., 1968.

32. Семенова К. А., Мастюкова Е. М., Смуглин М. Я. Клиническая и реабилитационная терапия детских церебральных параличей. М., 1972.

33. Ткачева В. В. Психокоррекционная работа с матерями, воспитывающих детей с отклонениями в развитии. М., 1999.

34. Трошин П. Я. Сравнительная психология нормальных и ненормальных детей. СПб., 1916. т. 1,2.

35. Ушаков Г. К. Детская психиатрия. М., 1973.

 

Приложение 1

 

Этапы проведение процедур исследования методом наблюдения:

1. Определяется предмет и объект наблюдения.

2. Выбирается способов наблюдения и регистрация данных.

3. Строится план наблюдения (объект, время).

4. Выбирается метод обработки результатов.

5. Проводится обработка и интерпретация полученной информации.

 

 

Приложение 2

 

Состав процедуры метода наблюдения:

1. Определение задачи и цели.

2. Выбор объекта, предмета и ситуации.

3. Выбор способа наблюдения, наименее влияющий на исследуемый объект.

4. Выбор способа регистрации наблюдаемого.

5. Обработка и интерпретация полученной информации.

 

Приложение 3

 

 

Анкета для родителей

 

1. Возраст ребенка: 1 год               1-1,5      1,5-2      2-2,5      2,5-3

                                                   года      года      года      года

Возраст родителей: до 20 лет 20-24     25-29     30-35      Старше

                                                   Лет        лет         лет         35 лет        

 

 

2. Пол ребенка:       Мальчик                  Девочка

 

 

3. Как долго ребенок посещает ясли?

Меньше 1 месяца    1-3 месяца    3-6 месяцев  6 мес.-1 год  Больше года

 

4. В какой степени необходимо развивать у Вашего ребенка следующие навыки (оцените в баллах, обведя соответствующую цифру).

4.1. Развитие речи 1 2 3 4 5
4.2. Развитие любознательности 1 2 3 4 5
4.3. Развитие интеллекта 1 2 3 4 5
4.4. Общение со сверстниками 1 2 3 4 5
4.5. Общение со взрослыми 1 2 3 4 5
4.6. развитие навыков самообслуживания 1 2 3 4 5
4.7. Развитие творческих способностей 1 2 3 4 5
4.8. Физическое развитие 1 2 3 4 5
4.9. Кроме того (нужно вставить) 1 2 3 4 5

 

5. какие положительные черты присущи Вашему ребенку (нужно подчеркнуть)?

Добрый       Ласковый       Внимательный        Послушный

Спокойный Покладистый Самостоятельный       Общительный

Заботливый             Аккуратный   Любознательный              Жизнерадостный

Другое (нужное вписать).

 

6. Какие отрицательные черты присущи Вашему ребенку?

Бросает предметы на пол       Бьет сверстников

Не выполняет просьбы взрослых            Кусает сверстников

Часто раздражителен                                Командует взрослыми

 

                              Кричит, топает ногами

                              Упрямится

                              Командует детьми

 

7. С какими предметами любит заниматься Ваш ребенок?

Куклы Детская и взрослая одежда Меховые игрушки           Вода

Кубики Ткань                                          Маленькие игрушки Крупа

Мячи  Резиновые игрушки         Игрушки на веревочках  Песок

Машинки    Хоз. предметы                  Пластмассовые банки с крышками

Другое (нужное вписать)

 

8. Ваш ребенок чаще играет: со взрослыми        с детьми в одиночестве

 

Ваша подпись (подчеркнуть): Папа                          Мама

 

 

Приложение 4

 

 

Нарушения в психическом развитии у детей, страдающих ДЦП, которые препятствуют социальной интеграции:

1. Общие интеллектуальные нарушения в диапазоне от умеренных до значительных, когда наиболее существенно страдают функции общения и абстрагирования, концептуальное, пространственное и математическое мышление (наблюдаются, примерно в 85 % случаев).

2. Нарушение функций активного внимания (60 %).

3. Неустойчивость динамики интеллектуальной деятельности, повышенная истощаемость (60 %).

4. Повышенная эмоциональная возбудимость и неустойчивость (60 %).

5. 5. Эмоциональная расторможенность,   эмоциональная
несдержанность с элементами агрессивного поведения (40%)

6. Низкий уровень самоконтроля и самокритики, завышенный уровень притязаний, неадекватность самооценки (80 %).

7. низкий уровень развития коммуникативных навыков (45 %).

8. Системные         неврозоподобные расстройства, преимущественно с доминированием астенической и симптоматики (45 %).

9. Различного рода выраженные акцентуации и психоподобные нарушения (40 %).

10. Десоциализация ценностных ориентаций, общий социальный

инфатилизм (60 %).

11. Психомоторные нарушения (100 %).

 

Приложение 5

 

 

Статистические данные обслуженных детей за 1998 год

 

Курс реабилитации Число детей
1 104
2 40
3 12
4 и более 2
Всего 226

 

Профили заболевания детей, прошедших реабилитацию в этом году

 

Заболевания Число детей
Неврологические 102
Ортопедические 35
Психиатрические 23
Лор-паталогические 11
Сердечно-сосудистые 9
Другие 46

 

 

 

 

 

Приложение 6

 

Методические рекомендации воспитателю:

1. Подготовка группы (детского коллектива) к приходу ребенка с церебральным параличом.

2. Проведение с детьми игр и занятий.

3. Правильная организация двигательного режима во время игр и занятий.

4. Формирование навыков самообслуживания, развитие практической деятельности и подготовка к письму.

 

 



2019-12-29 219 Обсуждений (0)
Описание программы по развитию социально-важных навыков у детей с ДЦП и анализ результатов исследования 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Описание программы по развитию социально-важных навыков у детей с ДЦП и анализ результатов исследования

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (219)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.01 сек.)