Развитие словаря в онтогенезе
Оглавление Введение Глава I. Теоретические основы изучения формирования атрибутивного словаря у дошкольников с общим недоразвитием речи 1.1 Развитие словаря в онтогенезе 1.2 Характеристика уровней речевого развития 1.3 Особенности словаря у дошкольников с общим недоразвитием речи Глава II. Цель, задачи, организация и методика констатирующего эксперимента 2.1 Цель и задачи констатирующего эксперимента 2.2 Методика исследования атрибутивной лексики у детей старшего дошкольного возраста 2.3 Характеристика испытуемых Глава III. Сравнительный анализ состояния атрибутивного словаря у дошкольников с общим недоразвитием речи и нормальным речевым развитием Глава IV. Методика логопедической работы по формированию атрибутивного словаря у дошкольников с общим недоразвитием речи 4.1 Теоретические основы логопедической работы по формированию лексики 4.2 Направления и методы логопедической работы по формированию атрибутивного словаря у дошкольников с общим недоразвитием речи Заключение Список литературы Введение
Вопросом изучения развития лексики у детей занимались ученые многих областей научных знаний: лингвистики, психологии, психолингвистики и др. (А. М. Бородич, А.Н. Гвоздев, С.Н. Цейтлин, А.М.Захарова и др.), которые подчеркивают сложность процесса овладения лексикой детьми дошкольного возраста. Для дошкольников с речевым недоразвитием овладение лексикой представляет особую сложность. Анализ развития лексики детей дошкольного возраста с ОНР свидетельствует о существенных отклонениях от возрастных нормативов, ограниченности словарного запаса, своеобразии его использования, неточности употребления слов (Б. М. Гриншпун, В.Н.Еремина, И.Ю.Кондратенко, Р.Е. Левина, В. А. Ковшиков, Н.В. Серебрякова, Т. Б. Филичева, С.Н.Шаховская и др.). Исследования лексики являются актуальными и в настоящее время, что обусловлено значимостью лексики для речевого развития в целом, для процесса коммуникации и для развития познавательной деятельности детей с ОНР. Объект исследования: процесс формирования атрибутивного словаря у дошкольников. Предмет: особенности атрибутивного словаря у дошкольников с ОНР. Целью данной работы является выявление особенностей формирования атрибутивной лексики у детей дошкольного возраста с ОНР. Гипотеза: у детей старшего дошкольного возраста с ОНР отмечаются количественные и качественные особенности в развитии атрибутивного словаря, различной степени выраженности. В соответствии с выдвинутой целью и гипотезой определены следующие задачи исследования. -Анализ лингвистической, психологической, логопедической литературы по проблеме исследования. - Определение методики исследования атрибутивного словаря. - Выявление особенностей атрибутивной лексики у дошкольников с ОНР. - Разработка методики формирования атрибутивного словаря у дошкольников с ОНР. Методы исследования: 1. Организационные (сравнительный, комплексный). 2. Эмпирические: констатирующий эксперимент, наблюдение. 3. Интерпретационные (качественная оценка результатов констатирующего эксперимента). 4. Обрабатывающие (количественная оценка результатов констатирующего эксперимента). Теоретическая значимость этого исследования в том, что можно выделить наиболее характерные особенности формирования атрибутивного словаря у дошкольников с ОНР. Практическая значимость. Результаты констатирующего эксперимента могут быть использованы в диагностике нарушений лексики и в определении направлений и методов коррекционно-логопедической работы по развитию атрибутивного словаря у дошкольников с ОНР. ПОЛОЖЕНИЯ, ВЫНОСИМЫЕ НА ЗАЩИТУ: 1. Формирование атрибутивного словаря у дошкольников с общим недоразвитием речи и нормальным речевым развитием, соответствует закономерностям формирования лексики, в онтогенезе. 2. Несформированность атрибутивного словаря у старших дошкольников с общим недоразвитием речи, в отличии от сверстников с нормальным речевым развитием, проявляется в качественных и количественных особенностях отдельных параметров. (Объема активного и пассивного словаря, уровня сформированности синонимии и антонимии, группировки прилагательных). 3. Недостаточно развитый атрибутивный словарь у старших дошкольников с ОНР требует коррекционно-педагогического воздействия в форме словесных игр и дидактических упражнений в процессе логопедического обучения.
Глава I. Теоретические основы изучения формирования атрибутивного словаря у дошкольников с общим недоразвитием речи Развитие словаря в онтогенезе недоразвитие речь дошкольник атрибутивный словарь Развитие словаря тесно связано, с одной стороны, с развитием мышления и других психических процессов, а с другой стороны, с развитием всех компонентов речи, фонетико-фонематического и грамматического строя речи [26].Речь ребенка формируется под влиянием речи взрослых и в огромной степени зависит от достаточной речевой практики, нормального речевого окружения и от воспитания и обучения, которые начинаются с первых дней жизни ребенка. Речь ребенка не является врожденной способностью, а ее развитие в процессе онтогенеза параллельно с физическим и умственным развитием ребенка и является показателем его общего развития. С помощью речи ребенок обозначает лишь то, что доступно его пониманию. В связи с этим в словаре ребенка рано появляются слова конкретного значения , позднее,- слова обобщающего характера [17]. Развитие лексики в онтогенезе обусловлено также развитием представлений ребенка об окружающей действительности. По мере того как ребенок знакомится с новыми предметами, явлениями, признаками предметов и действий, обогащается его словарь. Освоение окружающего мира ребенком происходит в процессе неречевой и речевой деятельности при непосредственном взаимодействии с реальными объектами и явлениями, а также также через общение со взрослыми [33]. Л. С. Выготский отмечал, что первоначальной функцией речи ребенка является установление контакта с окружающим миром, функции общения. Деятельность ребенка раннего возраста осуществляется совместно с взрослым, и в связи с этим общение носит ситуативный характер. В настоящее время в психологической и психолингвистической литературе подчеркивается, что предпосылки развития речи определяются двумя процессами. Одним из этих процессов является неречевая предметная деятельность самого ребенка, то есть расширение связей с окружающим миром, через конкретное, чувственное восприятие мира. Вторым важнейшим фактором развития речи, в том числе и обогащения словаря, выступает речевая деятельность взрослых и их общение с ребенком. Первоначально общение взрослого с ребенком носит односторонний и эмоциональный характер, вызывает желание ребенка вступить в контакт со взрослым и выразить свои потребности. Затем общение взрослых переходит на приобщение ребенка к знаковой системе с помощью звуковой символики. Ребенок подключается в речевой деятельности сознательно, приобщается к общению с помощью языка. Такое «подключение» происходит, прежде всего, через простейшие формы речи, с использованием понятных слов, связанных с определенной конкретной ситуацией. В связи с этим развитие лексики во многом определяется социальной средой, в которой воспитывается ребенок. Возрастные нормы словарного запаса детей одного и того же возраста значительно колеблются в зависимости от социального - культурного уровня семьи, так как словарь усваивается ребенком в процессе общения. Вопросу развития лексики ребенка посвящено большое количество исследований, в которых данный процесс освящается в различных аспектах психофизиологическом, психологическом, лингвистическом.
Популярное: Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация... Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние... Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы... Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (354)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |