Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Безработный в структуре деятельности службы занятости



2019-12-29 299 Обсуждений (0)
Безработный в структуре деятельности службы занятости 0.00 из 5.00 0 оценок




 

Особый научный и практический интерес представляет исследование статусных ролей безработного и типов его поведения на рынке труда. Здесь будет уместно выделить два момента[12].

Первый – статусно-ролевое поведение безработного обусловлено не только и даже не столько нормативно-ценностной сферой, хотя, как известно, именно социокультурные аспекты общественных отношений являются наиболее консервативной составляющей социальной структуры. Они находятся в сильной зависимости от сложившихся социально-профессиональных установок и соответствующих им «цеховых» представлений. Отсюда становится более понятным поведение немалого числа безработных, предпочитающих сохранять ставшие бессмысленными статусные позиции своей профессии и отказывающихся от переобучения или от «неподходящей», но более высокооплачиваемой работы.

Второй момент заключается в том, что поведение индивида строится с ориентацией на реакцию социальной среды. В этом плане прежняя социальная роль безработного включает в себя с позиций обеспечения прав его ожидания по поводу действий по отношению к нему со стороны службы занятости, а с позиций исполнения обязанностей – экспекции других, т.е. общества в целом и службы занятости в частности, по поводу поведения безработного, соответствующего его нынешнему статусу. Представляется вполне очевидным, что ожидания безработного, обусловленные его социальным статусом, связаны с получением не только социальной, но и психологической поддержки. Вместе с тем ожидания как непосредственного окружения безработного, так и службы занятости и общества в целом связаны с целеустремленностью и активностью при поиске работы, а также возможной социальной мобильностью безработного.

Непосредственная практика деятельности службы занятости показывает, что аспект «прав» и аспект «обязанностей» безработного зачастую не оправдываются. В некоторых отделах службы занятости не находится технологических или «персонифицированных» возможностей для оказания необходимой психологической поддержки безработным, повсеместно в последнее время участились случаи задержки выплаты пособия по безработице, что обусловлено финансовыми трудностями, испытываемыми некоторыми Центрами занятости. А с другой стороны, реальное поведение безработного зачастую не соответствует той модели поведения, которую предлагают теоретики, например, сторонники концепции «естественного» уровня безработицы или сторонники так называемого неоклассического направления в экономической теории. Все это предполагает разработку адекватных теоретических подходов и формирование социологически выверенной прикладной концепции, касающейся системы экспектаций безработного. Здесь можно указать на несколько разных подходов[13].

Первый подход условно назовем гуманитарным, или «собесовским». Его характерную особенность можно кратко сформулировать, используя известное изречение: «клиент всегда прав». В данном случае речь идет о клиенте службы занятости. Для организации практической работы инспектора службы занятости это означает: а) нестрогий временной интервал приема посетителя; б) исчерпывающее фактологическое (по вакансиям и способам поиска работы) и в) психологическое (снятие стрессового состояния, в котором находится подавляющее большинство безработных) обслуживание. Приоритет отдается правам безработных. При всей гуманности такого подхода его полная реализация службой занятости невозможна, поскольку сказывается ограниченность финансовых, технических и людских ресурсов, выделяемых государством этой структуре.

Второй подход условно можно назвать бюрократическим, или «формальным». Такой подход исходит из предположения, что все безработные, не устроившиеся на работу при наличии вакансий (независимо от соответствия их ожиданиям безработного), просто не хотят работать. Как известно, многие социальные нормативы, предусмотренные действующим законодательством, не имеют строго фиксированных значений, а действуют в определенных пределах. Отсюда вытекает объективная возможность решения проблем в жестких пределах действующего законодательства. В данном случае речь идет и о начислении пособия, и о проверке правильности заполнения необходимых документов, и о строгости контроля за посещением безработным службы занятости и активностью самостоятельного поиска работы, и о параметрах «транспортной доступности» предлагаемого рабочего места и о многом другом. Такой подход акцентирует внимание на обязанностях безработного и исключает психологические и другие «побочные» услуги со стороны службы занятости. Безусловно, все это может привести к экономии текущих затрат на содержание службы занятости, но чревато серьезными социальными и политическими последствиями как для местного сообщества, так общества в целом.

Третий подход назовем функциональным. Он основывается на оптимальном сочетании гуманистических и формальных моментов, реализуемых в деятельности службы занятости в рамках существующего законодательства. Это та самая «золотая середина» (баланс прав и обязанностей, консенсус, баланс интересов), которую социальные работники стремятся найти в решении практических задач управления общественными процессами. Применительно к проблеме взаимоотношений безработного и службы занятости это означает, что фиксация времени приема инспектором посетителя (ищущего работу или безработного) не исключает психологического аспекта взаимодействия.

Здесь надо обратить внимание на два момента. Во-первых, психологическая инициатива инспектора в плане снятия стрессового состояния, эмоционального напряжения может не уложиться в отведенное для приема время даже при относительно подвижных его границах, да и глубина психологического контакта инспектора первичного или вторичного приема неизбежно ограничена технологией работы. Поэтому функции социальной и психологической адаптации безработных возлагаются на специальное структурное подразделение службы занятости. Целесообразно проведение семинаров для безработных по проблемам межличностной коммуникации, правовым и психологическим аспектам трудоустройства, деятельность клубов поиска работы, индивидуальное психологическое консультирование и даже в некоторых случаях клиническая помощь.

Во-вторых, с учетом разнообразных форм специальной социально-психологической поддержки безработных применение инспекторами психологических знаний и навыков должно быть направлено, главным образом, на установление рабочего контакта с посетителем. Психология изучения личности безработного (ищущего работу) и психология влияния на его поведение должны войти в инструментарий практической работы инспектора. Исследованный нами спектр психологических установок безработных, в том числе по вопросам трудоустройства; но практика работы показывают, что не всегда и не все клиенты при посещении службы занятости и регистрации в качестве безработных преследуют цель обязательного трудоустройства.

Имеющиеся правовые «прорехи» в действующем законодательстве о занятости населения, вызванные главным образом недопониманием законодателем всего комплекса проблем рынка труда в реформируемом обществе и упорным нежеланием советоваться с практиками и учеными в этой области, к сожалению, позволяют немалой части безработных получать на законном основании пособие по безработице (не говоря уже о незаконных приемах его получения) и не проявлять ожидаемой активности в поисках подходящей работы. Поэтому формализованный и психологический диалог «инспектор-посетитель» закладывает основы последующего взаимодействия уже в структуре службы занятости, причем это взаимодействие не будет ограничиваться только коммуникацией безработного с инспектором, но будет касаться многих сторон функционирования службы занятости.

В этой связи очевиден управленческий аспект организационной и психологической работы инспекторов и всей службы занятости, их влияние на активность безработных и даже на уровень безработицы в том или ином регионе. Квалифицированное влияние со стороны службы занятости на структуру социального поведения безработного, его мотивационный комплекс, органически включается в систему управления занятостью населения. Вместе с тем все это повышает значимость для функционирования службы занятости как вопросов практической подготовки ее специалистов по вопросам практической психологии, так и научно ориентированных социологических и психологических исследований реального поведения индивида на рынке труда. Некоторые результаты таких исследований, ориентируемые на практику работы социального работника в системе службы занятости населения, приведена в следующих главах.

 



2019-12-29 299 Обсуждений (0)
Безработный в структуре деятельности службы занятости 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Безработный в структуре деятельности службы занятости

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (299)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.011 сек.)