Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Понятие и субъекты права на воспитание детей, оставшихся без попечения родителей



2019-12-29 220 Обсуждений (0)
Понятие и субъекты права на воспитание детей, оставшихся без попечения родителей 0.00 из 5.00 0 оценок




 

Субъектами семейных отношений могут быть только граждане. В их число входят супруги, родители или лица, их заменяющие (усыновители, опекуны, попечители), дети (в том числе усыновленные), другие члены семьи в случаях, прямо предусмотренных Семейным кодексом РФ (далее – СК РФ) (дедушка, бабушка, внуки, родные братья и сестры, отчим, мачеха, пасынок, падчерица). Особенностью семейных отношений является их лично-доверительный характер, так как главное место в них занимают именно личные связи членов семьи. По своему характеру семейные отношения отличаются строгой индивидуализацией участников и незаменимостью их другими лицами, в том числе и иными членами семьи. Поэтому установленные СК РФ семейные права и обязанности являются неотчуждаемыми, "внеоборотными", непередаваемыми ни в порядке универсального правопреемства, ни по соглашению сторон. Например, алиментные обязательства членов семьи не могут быть переданы другим лицам и т.п. Семейные отношения, как правило, являются длящимися и связывают между собой не посторонних людей, а близких: супругов, родителей и детей, других родственников (родные братья и сестры, дедушка, бабушка и внуки). Возникают семейные отношения (как личные, так и имущественные) из своеобразных юридических фактов: брак, родство, материнство, отцовство, усыновление, принятие ребенка на воспитание в приемную семью[1].

Субъектами семейных отношений являются лица, наделенные семейными правами и обязанностями. В их число входят супруги, родители или лица, их заменяющие (усыновители, опекуны, попечители, приемные родители), дети (в том числе усыновленные), другие члены семьи в случаях, прямо предусмотренных СК (дедушка, бабушка, внуки, родные братья и сестры, отчим, мачеха, пасынок, падчерица).

Субъекты семейных правоотношений (т.е. семейных отношений, урегулированных нормами семейного права) наделяются законом семейной правоспособностью и семейной дееспособностью. В СК РФ нет понятий семейной правоспособности и дееспособности. Определение этих категорий разработано в теории семейного права, где отмечается как близость семейной правоспособности и дееспособности с правоспособностью и дееспособностью в гражданском праве, так и их определенное своеобразие.

Семейная правоспособность - это юридическая возможность (способность) гражданина иметь семейные права и обязанности (право на вступление в брак; право родителя, проживающего отдельно от ребенка, на общение с ним и др.). Семейная правоспособность, как и гражданская, возникает с момента рождения гражданина, но ее содержание зависит от его возраста. Семейная дееспособность - это юридическая способность (возможность) гражданина самостоятельно (своими собственными действиями) приобретать и осуществлять семейные права, создавать для себя семейные обязанности и исполнять их. Полная дееспособность граждан в семейном праве возникает, как и в гражданском, с восемнадцати лет. Не обладают семейной дееспособностью лица, признанные судом недееспособными вследствие психического расстройства[2]. Несовершеннолетние обладают семейной дееспособностью не в полном объеме, т.е. являются частично дееспособными. Однако в семейном праве для участия в семейных правоотношениях не обязательно обладать полной дееспособностью. Например, частичная дееспособность несовершеннолетнего ребенка не препятствует возникновению правоотношения между ним и его родителями (правоотношения по воспитанию, образованию и содержанию ребенка).

Воспитание как социальное понятие употребляется в двух смыслах: в нравственно-психологическом и в правовом. В нравственно - психологическом смысле воспитание - это "внедрение"; определенного мировоззрения, нравственности и правил человеческого общежития, выработка определенных черт характера и воли, привычек и вкусов, развитие определенных черт, физических свойств и т.п. В понятие "воспитание" входят: "сохранение и развитие физического и психического здоровья ребенка, передача ему собственного жизненного опыта, знаний, навыков, создание нормальных материально - бытовых условий его жизни". Эти процессы воздействия на воспитуемого проводятся в определенных границах и получают закрепление в нормах права, вследствие чего воспитание как общественное отношение выступает уже как правовое отношение. Поэтому его анализ не может ограничиться характеристикой нравственно - психологического воздействия воспитателя на воспитуемого. Задача состоит в том, чтобы выявить также и юридическое содержание права на воспитание.

В юридической литературе "право на воспитание" трактуется различно: и более широко, и более узко. Субъективное право родителей на воспитание своих детей трактуют широко: "как право своим личным воздействием влиять на детей и как право передавать детей на воспитание и обучение". Включают в понятие "воспитание" также предоставление содержания своим несовершеннолетним детям. "Право на воспитание" равнозначно понятию "родительские права"; с ее точки зрения, "родительские права не представляют собой совокупности всех правоотношений, возникающих между родителями и детьми в связи с родством, а являются правом на воспитание ребенка". Представляется, однако, что между этими понятиями нельзя ставить знак равенства. Так, право на истребование ребенка от лиц, удерживающих его у себя не на основании закона или решения суда, является одним из родительских прав, но в содержание права на воспитание не входит. Понятие "родительские права" значительно шире понятия "право на воспитание" и включает в себя право на воспитание как один из составляющих его элементов.

В юридической литературе нет единства взглядов и на природу права родителей на воспитание детей. Все авторы единодушны в том, что это личное семейное право родителей. По мнению одних авторов, оно является абсолютным правом и существует вне правоотношений. А.И. Пергамент, в частности, считает, что родительские права являются абсолютными, которыми наделяется каждый родитель ... и возникают вне правоотношения. Другие считают право родителей на воспитание относительным правом, но обладающим абсолютным характером защиты. По мнению третьей группы авторов, родительское правоотношение "примыкает к разряду относительных правоотношений, но в то же время ему присущи элементы абсолютных прав, проявляющиеся в возложении некоторых обязанностей на всех третьих лиц, противостоящих участникам родительского правоотношения". Существует также мнение, что в семейном праве вообще нет абсолютных прав[3].

В правовой науке различаются два вида прав и обязанностей (по характеру связи управомоченных и обязанных лиц): абсолютные права и обязанности и относительные права и обязанности. Право на воспитание является абсолютным субъективным правом, в котором праву управомоченного лица противостоит обязанность всех иных лиц воздерживаться от нарушения этого права. По утверждению Р.О. Халфиной, "точная определенность участников не относится к специфическим признакам правоотношения". Не вступая в полемику по признакам правоотношений, мы просто констатируем, что в правоотношениях по воспитанию можно очертить круг обязанных лиц; этот круг не безграничен, в него входят все лица, которые подчинены правопорядку, установленному в данном обществе.

Право на воспитание детей характеризуется следующими чертами:

1) Право на воспитание детей - это мера дозволенного поведения управомоченного лица.

2) Этому праву управомоченного лица соответствует пассивная обязанность всякого третьего лица, подчиненного установленному в данном обществе правопорядку, не препятствовать осуществлению субъективного права на воспитание детей.

3) Субъективное право на воспитание детей является абсолютным правом и не может существовать вне правоотношения.

4) Право на воспитание детей не отчуждаемо по волеизъявлению правообладающей стороны: отказ родителей (заменяющих их лиц) от этого права не допускается. Прекращение правообладания возможно лишь при лишении права на воспитание детей либо освобождения от обязанностей по воспитанию детей на основании акта соответствующего органа (решения суда, местной администрации и др.).

5) Пределы осуществления права на воспитание определяются интересами воспитуемых.

Правом на воспитание детей в первую очередь обладают родители ребенка. Если родители ребенка совершеннолетние, никаких проблем в осуществлении ими права на воспитание своего ребенка (детей) обычно не возникает. Но обладают ли правом на воспитание родители, не достигшие 18 лет? Если им снижен брачный возраст - утвердительный ответ не вызывает сомнений: они полностью дееспособны со времени вступления в брак. Иное положение не состоящих в браке несовершеннолетних родителей ребенка. Несовершеннолетние имеют право лично защищать в суде свои права и охраняемые законом интересы по делам, возникающим из трудовых, колхозных и брачно-семейных правоотношений и из сделок, связанных с распоряжением полученным заработком. Привлечение к участию в таких делах родителей, усыновителей или попечителей несовершеннолетних для оказания им помощи зависит от усмотрения суда. В некоторых случаях, например при предъявлении иска об установлении отцовства либо о взыскании алиментов несовершеннолетней матерью, не состоящей в браке, равно как и при предъявлении иска об этом к несовершеннолетнему лицу, суд должен обсудить вопрос об участии законных представителей несовершеннолетнего истца или ответчика.

Таким образом, закон наделяет несовершеннолетних трудовой и брачно-семейной дееспособностью, процессуальной дееспособностью по таким делам. Но, помимо указанных, несовершеннолетнему родителю приходится участвовать во множестве иных правоотношений: гражданско-правовых (имущественных и личных неимущественных, например, по защите чести и достоинства несовершеннолетней матери), жилищных (раздел, обмен, бронирование жилой площади и др.), административных и т.п., для участия в которых необходима дееспособность в полном объеме. Несовершеннолетний родитель, не состоявший в браке, не вправе вступать в такие правоотношения без привлечения в качестве своих законных представителей родителей, усыновителей, попечителей или иных правовых воспитателей. Но не всякая несовершеннолетняя мать (равно как и несовершеннолетний отец) находит понимание и поддержку в семье; не исключено, что судьба дочери (подопечной) и ее ребенка безразлична родителям (усыновителям, попечителям), либо несовершеннолетняя мать является выпускницей детского дома и вообще нет людей, к кому бы она могла обратиться за помощью. Как мы видим, не всегда можно рассчитывать, что права и интересы юных матери или отца кем - то будут защищены. Действующее законодательство недостаточно регулирует правовое положение несовершеннолетних родителей, зачастую бесправие последних проецируется, прежде всего, на их детей. Оставляя незащищенными права такой матери, мы ущемляем не только ее интересы, но и интересы ребенка[4].



2019-12-29 220 Обсуждений (0)
Понятие и субъекты права на воспитание детей, оставшихся без попечения родителей 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Понятие и субъекты права на воспитание детей, оставшихся без попечения родителей

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (220)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.013 сек.)