Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Глава 2. Организация и методы исследования



2019-12-29 175 Обсуждений (0)
Глава 2. Организация и методы исследования 0.00 из 5.00 0 оценок




 

В детских садах п. Дровяная Читинской области "Уголек" и "Рассвет" с сентября 2003 по май 2004 годов проводился эксперимент. Эксперимент состоял в том, что в детском саду "Уголек" в подготовительной группе велись занятия по гимнастике, а в детском саду "Рассвет" преподавалась просто физическая культура. Возраст детей 7 лет.

 

Исследования проводились по следующим качествам:

Физические способности Контрольные упражнения (тест)
Скоростные Бег, 30 м
Координационные Челночный бег 3x10 м, с
Скоростно-силовые Прыжки в длину с места, см
Гибкость Наклон вперед из положения сидя, см

 

Данные качества были выбраны потому, что основная программа в области физической культуры и спорта базируется на этих стандартных тестах, которые просты в выполнении и информативны. Граничные значения по тесту Стьюдента для р при 0,05 зависит от количества участников, то есть р=2,08.

Этапы исследования:

1 этап: Работа по теме началась в апреле 2004 года с просмотра и анализа литературных источников по теме работы.

2 этап: В связи с тем, что был поставлен эксперимент, то было сделано тестирование в сентябре 2003 года детей старших групп детских садов.

 

В сентябре 2003 года были получены следующие результаты:

Физические способности

 

Средняя величина

Стандартное отклонение

Стандартная ошибка

р
Экспериментальная Контрольная Экспериментальная Контрольная Экспериментальная Контрольная  
Координационные 10,5 10,5 0,36 0,36 0,10 0,10 2,01<р
Скоростно- 105,8 105,8 3,3 3,3 0,95 0,95 2,06<р
силовые              
Гибкость 5,5 5,5 1,6 1,6 0,4 0,4 1,2<р
Скоростные 6,25 6,25 0,65 0,65 0,18 0,18 0,63<р

 

По данным этой таблицы видно, что физические качества детей обоих детских садов одинаковые, то есть, приступая к эксперименту мы брали детей, у которых физическая подготовленность была одинакова. После чего начались занятия по гимнастике с экспериментальной группой.

3 этап: Когда эксперимент был завершен, то было проведено повторное тестирование по окончанию эксперимента в контрольной и экспериментальной группах.

 

По окончанию эксперимента в мае 2004 года получены следующие результаты:

Физические способности

 

Средняя величина

Стандартное отклонение

Стандартная ошибка

  р
Экспериментальная Контрольная Экспериментальная Контрольная Экспериментальная Контрольная  
Координационные 11,2 10,7 0,56 0,36 0,07 0,16 3,6>р
Скоростно- 108,5 125,1 3,8 3,4 1,09 0,98 11,8>р
силовые              
Гибкость 8,3 5,6 2 1,7 0,5 0,4 4,5>р
Скоростные 6,34 6,25 0,68 0,66 0, 19 0,18 2,48>р

 

По окончанию эксперимента видно, что физические показатели детей, занимающихся гимнастикой в детском саду "Уголек" выше, чем у детей, детского сада "Рассвет", где велись просто физкультурные занятия, то есть показатели физических качеств у детей в экспериментальной группе выше, чем в контрольной.


Глава 3. Результаты исследования и их обсуждение

 

 

Начало эксперимента

Завершение эксперимента

Достоверность различий

Экспериментальная

Контрольная

Экспериментальная

Контрольная

Начало эксперимента

Окончание эксперимента

Экспериментальная Контрольная   Экспериментальная   Контрольная
Координа 10,5 10,5 11,2 10,7 2,01<р   3,6>р 2,07<р
ционные                
Скоростно 105,8 105,8 108,5 125,1 7,6>р   П,8>р 2,06<р
-силовые                
Гибкость 5,5 5,5 8,3 5,6 3,2>р   4,5>р 1,9<р
Скорост- 6,25 6,25 6,14 6,25 0,63 <р   0,48<р 1,6<р
ные                

 

По данным эксперимента видно, что гимнастика влияет на физическую подготовленность дошкольников.

Результаты исследования показали, что занятия гимнастикой способствуют развитию координационных способностей. Это видно из показателей физических качеств детей в экспериментальной и контрольной группах, так как в экспериментальной группе показатели не только изменились, они увеличились с 2,01 до 3,6, а в контрольной группе показатели мало изменились. Результат тестирования в экспериментальной группе выше, чем в контрольной на 0,9. Это говорит о том, что дети могут выполнять упражнения повышенной сложности и содержащие элементы новизны, комбинируя двигательные навыки. Например, сочетая ходьбу с прыжками, бег и ловлю предметов, выполняя упражнение по сигналу или за ограниченный промежуток времени.

Занятия по гимнастике способствуют развитию и скоростно-силовых качеств и гибкости. По результатам тестирования скоростно-силовые показатели в экспериментальной группе изменились с 2,06 до 11,8 и эти результаты намного выше и лучше, чем в контрольной группе на 8,8. По данным показателям видно, что занятия по гимнастике положительно влияют на скоростно-силовые качества детей. Это говорит о том, что у детей развита быстрота реакции, быстрота движений, силовые способности.

В экспериментальной группе результаты тестирования на гибкость изменились с 1,2 до 4,5, что лучше чем в контрольной группе на 1,6. Все это способствует гармоничному развитию ребенка как личности.

В меньшей степени под влиянием гимнастики развиваются скоростные способности дошкольников. Но показатели физических качеств у детей в экспериментальной группе выше, чем в контрольной, они изменились с


Выводы

 

1. Анализ литературных источников, позволил изучить психологические и физиологические особенности детей дошкольного возраста и сделать вывод, что занятия по гимнастике влияют на физические способности детей;

2. В начале эксперимента были взяты группы, у которых физические показатели были одинаковы, об этом свидетельствует первое тестирование, которое было проведено в начале эксперимента.

3. Сравнивая динамику показателей уровня физической подготовленности детей из детских садов "Уголек" и "Рассвет" п. Дровянная. По показателям видно, что у группы детского сада "Уголек", занимающейся гимнастикой наряду с физкультурой средние физические показатели превышают показатели группы детского сада "Рассвет", занимающейся просто физкультурой. Это свидетельствует о том, что дети, занимающиеся гимнастикой, лучше подготовлены физически к школе.

4. Результаты работы свидетельствуют об эффективности занятий гимнастикой, которую целесообразно применять для повышения уровня физического здоровья и двигательной активности, а также формирования положительной мотивации к занятиям физической культурой и спортом у детей дошкольного возраста.


Список литературы

 

1. Воротилкина, И.М. Физкультурно-оздоровительная работа в дошкольном учреждении: Метод, пособие. - М.: Изд-во НЦ ЭНАС, 2004. - 144 с.

2. Гавердовский, Ю.К. Техника гимнастических упражнений: Попул. учеб. пособие. - М.: Тера - Спорт, 2002. - 512 с.

3. Гимнастика: Учеб. для студентов вузов / Под ред. М.Л. Журавина, Н.К. Меньшикова. - М.: Академия, 2001. - 448 с.

4. Глазырина, Л.Д. Методика физического воспитания детей дошкольного возраста. - М.: Владос, 1999. - 175 с.

5. Глазырина, Л.Д. Физическая культура дошкольникам: Младший возраст: Пособие для педагогов дошк. учреждений. - М.: Владос, 1999. - 272 с.

6. Железняк, Ю.Д. Основы научно-методической деятельности в физической культуре и спорте/ Ю.Д. Жедезняк, П.К. Петров - М.: Академия, 2001. - 264 с.

7 Здоровьеформирующее физическое развитие. Развивающие двигательные программы для детей 5-6 лет / Науч. ред.М. М Безруких. - М.: Владос, 2001. - 336 с.

8. Зимонина, В.Н. Воспитание ребенка-дошкольника: Развитого, организованного, самостоятельного, инициативного, неболеющего, коммуникабельного, аккуратного. Расту здоровым: Програм. - метод, пособие для педагогов дошк. образоват. учреждений/ В.Н. Зимонина. - М.: Владос, 2003. - 304 с.

9. Кенеман, А. Теория и методика физического воспитания детей дошкольного возраста. - М.: Просвещение, 1985. - 271 с.

10. Кожухова, Н.Н. Воспитатели по физической культуре в дошкольных учреждениях. - М.: Академия, 2002. - 316 с.

11. Кожухова, Н.Н. Теория и методика физического воспитания детей дошкольного возраста: Схемы и таблицы/ Н.Н. Кожухова, Л.А. Рыжкова, М.М. Борисова. - М.: Владос, 2003. - 192 с.

12. Куцакова, Л.В. Воспитание ребенка-дошкольника: Развитого, образованного, самостоятельного, инициативного, неповторимого, культурного, активно-творческого: В мире прекрасного: Программно-метод. посбие/ Л.В. Куцакова, СИ. Мерзлякова. - М.: Владос, 2003. - 368 с: ил.

13. Маланов, СВ. Развитие умение и способностей у детей дошкольного возраста. Теоретич. и метод, материалы: Учеб. - метод, пособие/ СВ. Маланов. - Рос. Акад. образования. Москов. психолого-социальный ин-т. - Воронеж: Модэк; М.: МПСИ, 2001. - 160 с.

14. Пензулаева, Л.И. Оздоровительная гимнастика для детей дошкольного возраста (3-7 лет). - М.: Владос, 2001. - 128 с.

15. Пензулаева, Л.И. Физкультурыне занятия с детьми 3-4 лет. - М.: Просвещение, 1983. - 95 с.

16. Пензулаева, Л.И. Физкультурыне занятия с детьми 4-4 лет. - М: Просвещение, 1986. - 112 с.

17. Пензулаева, Л.И. Физкультурыне занятия с детьми 5-6 лет. - М.: Просвещение, 1988. - 143 с.

18. Петров, П.К. Курсовые и выпускные квалификационные работы по физической культуре. - М.: Владос-Пресс, 2003. - 112 с.

19. Смирнова, Е.О. Особенности общения с дошкольниками: Учеб. Пособие для студентов сред. пед. учеб. заведений. - М.: Академия, 2000. - 160 с.

20. Физическое воспитание детей дошкольного возраста: Кн. для воспитателя дет. сада: Из опыта работы/ В.А. Андерсон. - М.: Просвещение, 1991. - 63 с.

21. Формирование нравственного здоровья дошкольников: Занятия, игры, упражнения/ Под ред. Л.В. Кузнецовой, М.А. Панфиловой. - М.: Сфера, 2002. - 64 с.

22. Фриш, Г.Л. Устав дошкольного образовательного учреждения. - М.: Перспектива, 2001. - 56 с.


Доклад

 

Глубокие социально-экономические преобразования, происходящие в современном обществе, предъявляют к здоровью людей, особенно детей, повышенные требования. Прежде всего, это проявляется в необходимости преодоления негативных явлений - это компьютеризация обучения, увеличение нервно-психологического напряжения и т.д.

Физическая культура, особенно ее новые, нетрадиционные формы, воспитывают устойчивый интерес и привычку к систематическим занятиям физическими упражнениями. К новым формам относится наиболее популярная ритмическая гимнастики и ее многочисленные разновидности.

При правильном построении занятий по физической культуре некоторые недостатки, мешающие формированию здорового образа жизни, могут быть устранены (отсутствие валеологического подхода, принципа индивидуализации, учета интереса занимающихся, низкая плотность занятий и др.). Еще П.Ф. Лесгафт (1951) говорил о том, что физическое образование не должно ограничиваться только оздоровлением и формированием спортивных навыков, а его надо связывать с задачами умственного, нравственного, трудового и эстетического воспитания. Однако эти возможности учтены до сих пор очень слабо и, следовательно, недостаточно используются в практике физического воспитания.

Для решения задачи приобщения молодого поколения к здоровому образу жизни наиболее эффективными могут быть средства и методы нетрадиционных видов физических упражнений, и в частности занятия ритмической гимнастикой и ее разновидностями. В сочетании с умело подобранным музыкальным сопровождением, словесным воздействием педагога они способствуют укреплению здоровья, повышению физической и умственной работоспособности, нравственной воспитанности, развитию двигательных способностей.

Формирование здорового образа жизни у населения, особенно детей, остается важной задачей и требует своего решения. Исследования показывают, что возможности физической культуры для решения этой задачи используются далеко не полностью. Это затрудняет результативность их практической реализации в преодолении научно необоснованных, традиционных подходов к использованию средств и методов физического воспитания.

Таким образом, решение данной проблемы становится актуальной и требует поиска, разработки и применения новых, более эффективных средств и методов физического воспитания, позволяющих повысить интерес к занятиям физическими упражнениями, создать положительный эмоциональный фон, не только активизировать двигательную деятельность, но и сообщить теоретические сведения, включающие формирование определенного мировоззрения, убежденности и осознанного отношения человека к освоению ценностей физической культуры, развитию мотивационно-потребностной сферы.

Исходя из проблемы целью моего исследования является влияние занятий по гимнастике на детей дошкольного возраста.

Объектом исследования: учебно-воспитательный процесс по физической культуре ДОУ.

Предмет исследования: Методика проведения занятий по гимнастике у детей дошкольного возраста.

Чтобы решить цель исследования мы поставили задачи:

1) проанализировать литературу по проблеме;

2) рассмотреть уровень физической подготовленности детей детских садов "Уголек", "Рассвет";

3) разработать методику и внедрить ее;

4) сравнить динамику показателей уровня физической подготовленности детей.

Из всего многообразия средств и методов физического воспитания более действенными могут быть упражнения ритмической гимнастики, которые в настоящее время, являются распространенными и пользуются наибольшей популярностью. Специально подобранные упражнения, музыкальное сопровождение занятий, словесные воздействия педагога, условия, в которых проводятся занятия, их социальная окраска (назначение) - комплексное и эффективное средство педагогического воздействия на занимающихся. С помощью упражнений ритмической гимнастики можно оценить и развивать способности занимающихся к овладению двигательными действиями, их музыкальность, чувство ритма, художественный вкус.

Содержание гимнастики составляют основные движения, общеразвивающие и строевые упражнения.

Учитывая особенности и характер занятий ритмической гимнастикой можно предположить, что они оказывают положительное воздействие на здоровье занимающихся, вызывают положительный интерес к занятиям и воспитывают многие личностные качества, такие как трудолюбие, настойчивость, организованность, столь необходимые при формировании здорового образа жизни.

Начинать занятия ритмической гимнастикой можно и нужно в дошкольном возрасте. Однако предварительно следует выполнить цикл упражнений по укреплению свода стопы (профилактика плоскостопия), о чем выше уже говорилось. Затем элементы аэробики включаются в комплекс физкультурных занятий детей старшего и даже среднего дошкольного (4 года) возраста. Длительность таких "включений"-5-7 минут с постепенным увеличением до 15-20.

Интересна методика, предложенная для совместных занятий мам и дочек с 5-летнего возраста. (Кстати, опыт показал, что и мальчики этого возраста также с увлечением выполняют упражнения из танцевальной гимнастики.) Поскольку этот комплекс опубликован в периодическом издании, привожу некоторые упражнения из него. Перед их разучиванием ребенку напоминается содержание сказки "Белоснежка и семь гномов". Подбирается музыкальное сопровождение преимущественно с быстрыми ритмами. Кроме того, перед занятием комнату необходимо проветрить, температура воздуха не должна превышать 16-17°С.

Упражнения выполняются танцевально в такт музыке, с веселым настроением и активным движением.

1. "Ходьба гномов". Ребенок идет на слегка согнутых в коленях ногах, попеременно ставя их носками наружу и внутрь, и как бы несет на плече "мешок с тяжелым грузом".

2. "Танец гномов". Ноги согнуты в коленях, руки на бедрах. Наклоны туловища в стороны с кивками головой.

3. "Белоснежна стирает". Покачивания в стороны - двойные и одинарные. "Белье" трут кулачками при двойном покачивании, при одинарном - "полоскают".

4. "Гномы приветствуют Белоснежку". Ноги согнуты в коленях, спина прямая. Хлопки по бедрам, подъемы рук вверх и прыжки.

5. "Тюлененок". Лежа животом на коврике, руки согнуты в локтях, подъемы головы и плеч с одновременным подтягиванием корпуса вверх. Затем скольжение ногами по коврику с подъемом и опусканием таза.

6. Веселые прыжки и бег на месте - вместе с мамой. Прыжки поочередно на одной ноге" затем на двух, бег с высоким подниманием колен в такт музыке.

В этот комплекс можно постепенно включать и другие упражнения, менять порядок их выполнения. Важно, чтобы каждое упражнение повторялось неоднократно. Следует контролировать, особенно в начале занятий, пульс ребенка, хотя обычно можно не опасаться его высоких (до 170-180 уд/мин) параметров.

Разработана эффективная методика проведения занятий по ритмической гимнастике с детьми, обеспечивающая овладение знаниями, умениями и навыками ведения здорового образа жизни и повышения уровня физической подготовленности. Выявлено ее влияние на особенности проведения занятий ритмической гимнастикой с учетом динамики уровня здоровья, физического развития и физической подготовленности.

Использование комплексов ритмической гимнастики позволяет повысить уровень двигательных способностей, физической подготовленности и физического развития занимающихся, уровень знаний о здоровом образе жизни.

Для приобщения детей к здоровому образу жизни необходимо использовать популярные, нетрадиционные средства физической культуры, какой является ритмическая гимнастика. Это сказывается на уровне физической подготовленности детей, их физическом развитии и уровне здоровья, что непосредственно отражается на формировании их здорового образа жизни.

В детских садах п. Дровяная Читинской области "Уголек", "Рассвет" с 2003 по 2004 год проводился эксперимент. Эксперимент состоял в том, что в одном детском саде в подготовительной группе велись занятия гимнастики, а в другом саду преподавалась просто физическая культура.

Проведенный эксперимент показал, что в процессе занятий ритмической гимнастикой формируются следующие показатели здорового образа жизни: повышение двигательной активности, организация режима дня, улучшение сна, снятие психологического напряжения, рациональное питание, закаливание организма, улучшение показателей здоровья.

Экспериментальные занятия ритмической гимнастикой оказали положительное воздействие на двигательную подготовленность, физическое развитие и уровень здоровья испытуемых.

В экспериментальной группе положительные сдвиги отмечены в физическом развитие, аэробная и мышечная выносливость, координация движений, физическая подготовленность.

Наиболее значимые положительные изменения произошли в развитии координации движений (11,2 %), аэробной выносливости и гибкости (8,3 %).

Это позволяет при планировании занятий по ритмической гимнастике особое внимание уделять физической подготовке (особенно координации движений, силовой и аэробной выносливости), как качествам, влияющим на повышение уровня физического развития и соматического здоровья.

Результаты работы свидетельствуют об эффективности занятий гимнастикой, которую целесообразно применять для повышения уровня физического здоровья и двигательной активности, а также формированию положительной мотивации к занятиям физической культурой и спортом у детей дошкольного возраста.

 


[1] Гимнастика: Учеб. для студентов вузов / Под ред. М.Л. Журавина, H. K. Меньшикова. - М.: Академия, 2001.

[2] Глазырина, Л.Д. Методика физического воспитания детей дошкольного возраста. - М.: Владос, 1999. - 175 с.

[3] Глазырина, Л.Д. Физическая культура дошкольникам: Младший возраст: Пособие для педагогов дошк. учреждений. - М.: Владос, 1999. - 272 с.

[4] Зимонина, В.Н. Воспитание ребенка-дошкольника: Развитого, организованного, самостоятельного, инициативного, неболеющего, коммуникабельного, аккуратного. Расту здоровым: Програм. - метод, пособие для педагогов дошк. образоват. учреждений/ В.Н. Зимонина. - М.: Владос, 2003. - 304 с.

[5] Кенеман, А. Теория и методика физического воспитания детей дошкольного возраста. - М.: Просвещение, 1985. - 271 с.

[6] Гимнастика: Учеб. для студентов вузов / Под ред. М.Л. Журавина, Н.К. Меньшикова. - М.: Академия, 2001.

[7] Шебеко, В.Н. Физическое воспитание дошкольников. - М.: Академия, 1998. - 192 с.

[8] Шебеко, В.Н. Физическое воспитание дошкольников. - М.: Академия, 1998. - 192 с.

[9] Пензулаева, Л.И. Физкультурыне занятия с детьми 3-4 лет. - М.: Просвещение, 1983. - 95 с.

[10] Пензулаева, Л.И. Физкультурные занятия с детьми 4-4 лет. - М.: Просвещение, 1986. - 112 с.

[11] Хухлаева, Д.В. Теория и методика физического воспитания детей дошкольного возраста. - М.: Просвещение, 1985. - 64 с.

[12] Глазырина, Л.Д. Методика физического воспитания детей дошкольного возраста. - М.: Владос, 1999. - 175 с.

[13] Шебеко, В.Н. Физическое воспитание дошкольников. - М.: Академия, 1998. - 192 с.

[14] Пензулаева, Л.И. Физкультурные занятия с детьми 4-4 лет. - М.: Просвещение, 1986. - 112 с.

[15] Фриш, Г.Л. Устав дошкольного образовательного учреждения. - М.: Перспектива, 2001. - 56 с.

[16] Глазырина, Л.Д. Методика физического воспитания детей дошкольного возраста. - М.: Владос, 1999. - 175 с.

[17] Кожухова, Н.Н. Теория и методика физического воспитания детей дошкольного возраста: Схемы и таблицы/ Н.Н. Кожухова, Л.А. Рыжкова, М.М. Борисова. - М.: Владос, 2003. - 192 с.

[18] Пензулаева, Л.И. Физкультурные занятия с детьми 5-6 лет. - М.: Просвещение, 1988. - 143 с.

[19] Пензулаева, Л.И. Физкультурные занятия с детьми 5-6 лет. - М.: Просвещение, 1988. - 143 с.

[20] Пензулаева, Л.И. Физкультурные занятия с детьми 5-6 лет. - М.: Просвещение, 1988. - 143 с.



2019-12-29 175 Обсуждений (0)
Глава 2. Организация и методы исследования 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Глава 2. Организация и методы исследования

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (175)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.012 сек.)