Развитие русской картографии в Х VIII — XIX вв.
В начале XVIII в. русская картография стала по инициативе Петра I на путь энергичного научного развития в связи с большими государственными преобразованиями, мерами по расширению промышленности и торговли, изучением внутренних районов и расширением территории страны. Осуществление всех этих и других мероприятий вызывало острую потребность в подробных и точных картах. Решение задачи необходимо было начинать с серьезной подготовки кадров. По указу Петра I в Москве (1701 г.) была впервые открыта специальная школа, которая стала готовить русских геодезистов (съемщиков); затем их стали готовить в Морской академии в Петербурге. С 1715 г. силами подготовленных геодезистов начались полевые съемочные работы, охватившие обширные территории страны. Съемки выполнялись по уездам. От центра уезда во все стороны до его границ прокладывались съемочные ходы, в которых длины сторон измерялись мерной цепью, а углы поворотов — угломерным прибором с диоптрами. При этом определялись широты центра уезда и конечных точек ходов на его границах. В результате были созданы карты («ландкарты») уездов в разных масштабах: от 1:21000 до 1:84000 (в европейской части страны) и еше мельче (в Сибири), Полученные карты уездов сосредоточивались затем в правительствующем Сенате, где они сводились в общую Генеральную карту страны. Всей работой по картографированию страны в то время руководил выдающийся русский картограф и географ XVIII в. Иван Кириллович Кирилов (1695—1737). На основании всех имеющихся материалов он стремился не только создать сводную карту России, но и подготовить обширный атлас, на картах которого была бы отражена во всем богатстве и полноте его страна, искажаемая и обедняемая на издаваемых за рубежом картах. В 1734 г. И. К. Кирилов опубликовал «Атлас Всероссийской империи», включающий Генеральную карту страны и 14 карт отдельных ее частей. Все карты атласа отличались подробностью содержания и хорошим оформлением, особенно Генеральная карта, отразившая быстрый рост географической изученности страны. После смерти Кирилова картографические работы в стране перешли в ведение Географического департамента Академии наук (которая была создана в 1725 г.). В 1745 г. вышел в свет «Атлас Российской Академии наук», который содержал, наряду с Генеральной картой, 13 карт Европейской России и 6 карт Азиатской России. Все карты атласа были построены на математической основе, по материалам новых съемок страны и географических описаний. Большое влияние на развитие картографии оказал гениальный русский ученый М. В. Ломоносов (1711—1765), который возглавлял Географический департамент Академии наук с 1757 г. Находясь на этом посту, он много сделал для улучшения подготовки кадров геодезистов и картографов, для повышения точности съемочных и картографических работ, организовал сбор различных, в том числе экономических, сведений на местах, что считал важным для своевременного обновления и совершенствования карт. После смерти М. В. Ломоносова Географический департамент продолжал намеченные им картографические работы. Академии наук удалось организовать и провести свои знаменитые комплексные экспедиции 1768—1774 гг., во многом подготовленные М. В. Ломоносовым. Всего до конца XVIII в., когда Географический департамент прекратил свое существование, им было опубликовано свыше 250 карт, обобщивших результаты государственных съемок, академических экспедиций, морских плаваний и других исследований. Во второй половине XVIII в. проводилось так называемое генеральное межевание, цель которого состояла в том, чтобы упорядочить и закрепить фактические границы землевладений, деревень, уездов и губерний. Оно охватило подавляющую часть Европейской России и продолжалось вплоть до середины XIX в. Само межевание осуществлялось посредством угломерной съемки (астролябией) с измерением длин мерной цепью. На все обмежеванные земли составлялись планы в масштабе 1:8400, которые затем сводились в планы уездов Отсутствие опорной сети и схематизм в передаче объектов местности были, конечно, недостатком планов межевания, но благодаря довольно крупному масштабу на целые уезды и губернии они представляли ценный материал для картографирования в более мелком масштабе. Так, по этим материалам в конце XVIII в. били составлены и изданы атласы отдельных губерний и затем сводный атлас 42 губерний с генеральной картой России. В начале XIX в. материалы межевания были использованы для составления первой государственной многолистной карты России в масштабе 1:840000. И в настоящее время эти материалы имеют большой исторический интерес. Как и в странах Западной Европы, в России к концу XVIII в. резко возросла потребность в подробных и точных крупномасштабных картах для военных целей. Увеличение объема и темпов работ по созданию таких карт вызвало необходимость в организации при Военном министерстве специального учреждения — Депо карт (с 1812 г. Военно-топографическое депо). С 1816 г. начались работы по проложению триангуляции, а в 1819 г. уже приступили к крупномасштабным съемкам на полученной геодезической основе. Среди новых топографических карт, составленных на геодезической основе, выдающееся место занимает трехверстная карта (1:126000) Европейской России, издание которой было начато в середине XIX в. Для этой карты была разработана особая шкала штрихов с целью более объективной передачи равнинного рельефа. Вместе с тем во второй половине XIX в. на топографических картах (1:21000, 1:42000, 1:84000) для передачи рельефа вместо штрихов начали применять горизонтали, тогда как на подобных картах западноевропейских государств переход от штрихов к горизонталям был в основном начат лишь после первой мировой войны, В России, как и в странах Запада, в XIX в. стало приобретать все большее значение тематическое картографирование. Были созданы тематические карты по самым различным отраслям естественно-географических знаний. Большое практическое и теоретическое значение имели работы В. В. Докучаева по почвенному картографированию на основе разработанной им генетической классификации почв. Крупным событием явилась созданная выдающимся картографом XIX в. Алексеем Андреевичем Тилло гипсометрическая карта Европейской России, которая обеспечила правильное представление о строении рельефа этой обширной территории. Много сделал для составления и издания карт экономики и населения России выдающийся географ XIX в. П. П. Семенов-Тян-Шанский. Развитие картографии в XIX в. в определенной мере было связано и с деятельностью географических обществ, в том числе Русского географического общества, созданного в 1845 г. Многочисленные экспедиции, организованные им, доставляли богатые картографические и описательные материалы, которые использовались при составлении различных карт и атласов. Значительный рост спроса в XIX в. на карты и атласы общего пользования привел к тому, что выпуск таких карт и атласов, в том числе учебных, приобрел коммерческий характер, стал очень выгодным для частного предпринимательства. Наряду с небольшими картоиздательствами создавались крупные специализированные картоиздательские фирмы. В России единственным специализированным предприятием этого рода было картографическое издательство А. Ильина в Петербурге (с 1859 г.), которое, в частности, сыграло положительную роль в обеспечении народного образования страны учебными картами и атласами. Картография новейшего времени. Перед советской картографией были поставлены задачи, включавшие обеспечение картами строительства народного хозяйства, культурно-просветительной работы, нужд обороны страны. Еще в тяжелые годы гражданской войны по инициативе В. И. Ленина был подготовлен и принят декрет (15 марта 1919 г.) об учреждении Высшего геодезического управления, преобразованного в дальнейшем в Главное управление геодезии и картографии (ГУГК) при Совете Министров СССР. Этот декрет предусматривал в первую очередь объединение и согласование картографо-геодезической деятельности всех учреждений республики; изготовление топографических и других карт, необходимых для народного хозяйства. Топографическая изученность дореволюционной России была недостаточной и неравномерной. Подробные и достаточно точные карты имелись лишь на пограничные районы, обширные внутренние районы страны были покрыты мелко- и среднемасштабными и к тому же устаревшими к этому времени картами. Поэтому в соответствии с ленинским декретом перед советской картографо-топографической службой ставилась сложнейшая задача по съемке и составлению топографических карт на современном уровне на всю территорию страны, что было остро необходимо для разностороннего исследования и использования природных ресурсов, размещения производства и обороноспособности страны. В качестве первоочередного мероприятия был осуществлен переход во всех картографо-топографических работах от старых русских мер к метрической системе. С 1923 г. для топографических карт были закреплены стандартные метрические масштабы и связанная с этим система разграфки и номенклатуры листов, принята единая для всех топографических карт проекция, введена система плоских координат и единая система условных знаков. В те же годы усиленно разрабатываются и внедряются в практику аэрофототопографические методы съемки; с конца 20-х годов начала применяться контурно-комбинированная съемка, а с середины 30-х стали постепенно внедряться методы стереотопографической съемки. В предвоенные годы были проведены серьезные исследования по теории картографических проекций, разработаны проекции для карт СССР (Ф. Н. Красовским, В. В. Каврайским и М. Д. Соловьевым), а также завершена большая работа по вычислению земного эллипсоида для территории СССР, названного в честь руководителя работы эллипсоидом Красовского (в 1940 г.). В те же годы советскими- картографами был создан ряд капитальных географических атласов СССР и мира, среди которых выделяется Большой Советский атлас мира. В предвоенный период много внимания уделялось подготовке высококвалифицированных кадров картографов и геодезистов, в связи с чем, в частности, был создан научно-исследовательский институт геодезии и картографии (ныне ЦНИИГАнК). В этом институте, начиная с 1929 г., ведется специальная разработка вопросов содержания и оформления школьных карт и атласов. В соответствии со специальным постановлением правительства с 1938г. стали издаваться школьные атласы для различных школьных курсов географии, а также стенные исторические карты и атласы. Кроме того, были изданы стенные школьные карты для различных частей СССР и ряда зарубежных стран. Во время Великой Отечественной войны, несмотря на напряженную работу по изготовлению топографических и других нужных фронту карт, не прекращалось издание карт для нужд хозяйства и культурных запросов трудящихся, для школьного образования. В послевоенный период перед советскими картографами и геодезистами встали новые ответственные задачи. В связи с огромными разрушениями прежде всего необходимо было провести большие работы по обновлению топографических карт, восстановлению геодезической опорной сети в европейской части СССР. Обширное строительство в нашей стране, развитие новых промышленных районов и центров, сельского хозяйства и транспорта требовало периодического обновления и совершенствования карт, создания на наиболее интенсивно развивающиеся районы карт более крупного масштаба. Огромную роль в ускоренном выполнении всей этой довольно сложной задачи играло применение аэрометодов, более совершённых приборов аэрофотосъемки и обработки ее материалов. В результате уже в середине 50-х годов картографирование в масштабе 1:100000 было завершено на всей территории страны. Одновременно интенсивно развивались съемки в более крупных масштабах. На основе получаемых крупномасштабных карт создавались обзорно-топографические карты (1:200000, 1:500000 и 1:1000000), удовлетворявшие разнообразные требования практики и исследовательских работ. К настоящему времени закончено изготовление топографической карты в масштабе 1:25000 на всю территорию СССР. Среди общегеографических карт мелкого масштаба, издаваемых в послевоенный период, следует выделить карты справочного Атласа мира (первое издание в 1954 г.), которые характеризуются богатством содержания и совершенством изображения его элементов и их связей. Атлас своими картами как бы свел воедино все топографические данные о поверхности планеты в мелком масштабе с высоким уровнем применения генерализации. В послевоенные годы значительные результаты были достигнуты в области тематического картографирования, в том числе по созданию многолистных карт государственного значения. К ним относятся: геологические карты масштабов 1:200 000 и 1:1 000 000, почвенная карта масштаба 1:1 000 000. В 1949 г. была издана гипсометрическая карта СССР в масштабе 1:2500000 с научно обоснованным изображением рельефа суши и дна морей. К числу достижений советского тематического картографирования по праву можно отнести издание в 1950—1959 гг. уникальной серии стенных карт СССР в масштабе 1:4000000, специально предназначенных для высшей школы (геологическая, тектоническая, геоморфологическая и др.). Эти карты открыли совершенно новый в картографии тип карт, а качеством генерализации содержания и оформления они могли служить образцом для совершенствования родственных по тематике карт. Много сделал для развития тематического экономико-географического картографирования основатель советской экономической картографии Н. Н, Баранский (1881 - 1963 гг.). В своих трудах, впервые изданных в конце 30-х годов, он обосновал основные принципы и методы составления и анализа экономических карт, которые используются в наши дни при создании карт и атласов этой тематики. Важное место в развитии картографии послевоенного периода занимает комплексное картографирование, заключающееся в создании серий взаимосвязанных тематических карт, дающих в совокупности разностороннюю, комплексную характеристику территории. Замечательным примером такой серии может служить уже упоминаемая серия стенных тематических карт природы СССР для высшей школы. С указанной целью, однако, удобнее использовать настольные карты аналогичных тематик — в атласах. Среди атласов послевоенного периода с удачным применением принципа комплексного картографирования можно назвать Географический атлас для учителей средней школы (первое издание в 1954 г.), широко применявшийся и учителями, и студентами географической специальности. Богатством содержания и комплексным подходом к его передаче выделяются такие крупные произведения послевоенной картографии, как трехтомный Морской атлас (1953—1958 гг.), первый том которого был удостоен Государственной премии I степени, Физико-географический атлас мира (1964 г.), Атлас Антарктики (1966—1969 гг.), трехтомный Атлас океанов (1974—1981 гг.) и др. Значительным вкладом в развитие комплексного картографирования явилось издание научно-справочных атласов отдельных союзных республик, а также многочисленных атласов (большей частью учебно-краеведческого назначения) «отдельных областей, краев и АССР, которые дают разностороннее представление о природе, населении, экономике и культуре соответствующего региона страны. Одним из основных и наиболее массовых по тиражированию направлений советской картографии в послевоенный период явилось издание школьных карт и атласов. Уже в первые послевоенные годы вышло огромное количество школьных карт по курсам географии и истории. Среди первых школьных атласов по географии, изданных в эти годы, следует назвать Атлас по экономической географии СССР (1951 г.), а среди атласов по истории — Атлас истории СССР в трех частях (1943—1950 гг.). К настоящему времени по всем основным разделам (курсам) школьных программ по географии и истории созданы атласы и стенные карты, которые периодически переиздаются с необходимыми исправлениями. Современные школьные карты и атласы в научно-методическом и оформительском отношении стоят на более высоком уровне, чем однотипные карты и атласы, издававшиеся в довоенные годы. Так, большим достижением является издание стенных карт сериями с безусловным соблюдением единства математической основы, приемов генерализации и оформления. Работа по совершенствованию и созданию школьных карт и атласов осуществляется специалистами-картографами с широким привлечением опытных школьных методистов и учителей. При этом каждый учитель может высказать свое мнение об использованной им карте, направив его в адрес изготовителя (указан на самой карте или обложке атласа) или в редакцию журнала «География в школе». Актуальной задачей картографии становится обеспечение картами быстро развивающихся видов массового туризма.
Популярное: Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние... Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе... Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (292)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |