Филологический факультет
Экскурсия по музею истории ТГПУ Витрина № 1 Экспозицию открывает парадная витрина музея: 18 ноября 1981 г. Томский государственный педагогический институт “за достигнутые успехи в подготовке кадров для народного образования” был награжден орденом “Знак почёта”, к которому прилагалось знамя Ленинского комсомола и грамота. В юбилейный 2002 год Университет был награжден медалями (золото, серебро, бронза), также были выпущены юбилейные публикации ТГПУ - 3 тома, раскрывающие всю столетнюю историю Университета. Во II-ой половине XIX в. Томск занимал особое положение в Сибири. Он являлся одним из центров всероссийского рынка. Томск стал центральной станцией Великого Сибирского тракта. В Сибири город уверенно лидировал, имея почти 40 млн. рублей торгового оборота. Интенсивное экономическое развитие губернии стимулировало и развитие системы народного образования. В Томске был открыт 1-ый в Сибири классический университет, технологический институт, высшие женские курсы и 1-ый учительский институт за Уралом. 18 февраля 1902 года Министерство народного просвещения уведомило о “повелении” Государя Императора Николая II “учредить с 1 июля 1902 года в городе Томске Учительский институт”. Первым директором Томского учительского института был назначен статский советник, выпускник Санкт-Петербургского историко-филологического института, инспектор народных училищ Томской губернии В.П. Щепетев. В первый год конкурс абитуриентов был высоким: на 20 мест воспитанников претендовали 69 человек. Большинство абитуриентов составляли выпускники начальных училищ, средних классов гимназий, духовных семинарий, городских и уездных училищ. К экзаменам после предварительного собеседования, проверки необходимых документов и состояния здоровья были допущены лишь 44 человека. До 1917 года в учительский институт допускались только молодые люди. Располагался Томский учительский институт сначала в арендованном двухэтажном деревянном доме по ул. Никитина, 15. К лету 1905 г. на перекрестке улиц Киевской Александровской (ныне - Герцена) был построен специальный корпус. Здание Учительского института возвели на земельном участке, переданном в дар институту городскими властями. Расходы на строительство полностью на себя взяла государственная казна. Корпус Томского учительского института стал одним из лучших творений известного всей Сибири архитектора Ф.Ф. Гута. В 1978 году по решению Томского облисполкома зданию (сейчас это учебный корпус № 2 ТГПУ) был присвоен статус архитектурного памятника начала XX века. Наиболее значимым директором Томского учительского института был Иван Александрович Успенский. 13 лет он занимал этот пост до временного закрытия института (1907 - 1920). Судя по многочисленным воспоминаниям, И.А. Успенский отечески заботился о своих питомцах. Он был настоящим педагогом, психологом, знатоком человеческой души. По воспоминаниям Сергея Степановича Москвитина, внука преподавателя института Петра Владимировича Пудовикова, в семье которого жил в период с 1920 по середину 1940-х годов Успенский, Иван Александрович был человеком спокойным, очень добрым, всюду, где ему приходилось жить, разводил сады и цветники. Это он заложил основу современного Учительского сквера рядом с корпусом института (сейчас - Педагогического университета). К юбилею университета Москвитин передал музею этажерку, принадлежавшую Успенскому. На всю Россию славился Томский учительский институт преподавательскими кадрами, передовыми педагогическими идеями и творческими традициями. Из стен учительского института вышло очень много известных людей. В 1910 году выпускником института был известный сказочник Александр Мелентьевич Волков, автор таких книг, как “Волшебник изумрудного города”, “Урфин Джюс и его деревянные солдаты”, “7 подземных королей” и др. Волков писал, что Томский учительский был “настоящим оазисом на фоне общей сухости и консерватизма”, преобладавших в ту пору в учебных заведениях”. Тяжелые испытания выпали на долю всей России и Учительского института в годы революции и гражданской войны. 1 ноября 1920 года деятельность института была временно приостановлена. Однако временность затянулась. На десять лет забыли об институте. В 1930 году в ТГУ открывается педагогический факультет, который в 1931 году становится Индустриально-педагогическим институтом, готовивший учителей фабрично-заводских школ. В 1933 году он становится Томским государственным педагогическим институтом. На стенде представлена фотография Георгия Трифоновича Чуича, известного лингвиста, профессора, ставшего в 1930 году деканом педфака в ТГУ. В 1931 году Чуич становится директором Индустриально-педагогического института до 1933 года. При формировании профессорско-преподавательского состава Чуич был профессором кафедры общего и русского языкознания. За 9 предвоенных выпусков коллективом института были подготовлены и получили квалификацию и звание учителя 2037 выпускников, разъехавшихся во все уголки Сибири, Алтая и Дальнего Востока (диплом С.Л. Захарова, 1939 г., зачетная книжка А.П. Линкевича, 1931 г., группа студентов-отличников в Ленинграде, 1939 г., билет-зачетная книжка А.А. Тимаковой, 1935 г., зачетная книжка П.Д. Лоншакова, 1938 г.). Волна сталинских репрессий 1930-х годов оставила страшные зарубки на судьбах многих людей вуза. Только в одном 1937 году в ВУЗе репрессиям подверглись 59 человек, а 44 из них были приговорены к высшей мере наказания - расстрел. Среди них 7 преподавателей, 6 студентов, 14 служащих, 17 рабочих. Серьезно пострадал физико-математический факультет, лишившийся декана Николая Николаевича Муравьева и заведующего кафедрой математики Александра Ефимовича Миловидова. Большую утрату понесла кафедра языкознания, потерявшая превосходного педагога Георгия Федоровича Зайцевского, профессора М.В. Крупенину, осужденную на 10 лет исправительно-трудовых лагерей в 1938 г. В 1937 году был расстрелян известный в Томске садовод-пчеловод Е.Я. Лопухов, извозчик Н.П. Костромин старший бухгалтер И.М. Ягунов. Невинные жертвы, искалеченные судьбы. Педагоги и студенты, рабочие и служащие - преобладающее большинство никогда не состояло ни в каких политических партиях, а серьёзно и увлеченно занималось своей профессиональной деятельностью. Они оказались в числе многих миллионов жертв сталинизма, глубину трагедии которых еще предстоит осознать и донести до сердец живущих. К началу 1940-х гг. Томский государственный педагогический институт представлял собой крупный образовательный комплекс с прочной материально-технической базы, относительно стабильным профессорско-преподавательским составом, с постоянно растущим студенческим контингентом, со сложившимися культурными традициями. На предстоящий 1941/42 уч. г. стоились большие планы по приему студентов: общий прием должен был составить более 1000 человек, активно велась общественная работа. Но наступивший 1941 г. изменил жизнь всей страны.
Витрина № 2 В витрине, посвященной ВОВ, находятся плакаты тех лет. Это копии самых распространенных плакатов, имеющие патриотический характер и которые были наиболее популярные в ВОВ. Плакат “Ты чем помог фронту” (известный художник Моор), плакат “За Родину мать” (художник Тоидзе). Гордость университета - выпускник исторического факультета Герой Советского Союза Александр Петрович Калашников, удостоенный этого высокого звания в годы ВОВ, награжден посмертно Золотой звездой Героя Советского Союза. Трофейная немецкая карта Восточной Европы 1939 года. Привез ее в Томск Николай Федорович Тюменцев - капитан, артиллерист. Мог сделать военную карьеру, но вернулся в Томск и занялся своим любимым делом - почвоведением, стал доктором биологических наук, профессором, заведующим кафедрой основ сельского хозяйства. Его сын Герман Николаевич передал эту карту в дар музею (2001 год). Нина Ивановна Малышева участник ВОВ (снайпер, связист), библиотекарь с 27 летним стажем. Рядом ее медали: за победу над Германией, юбилейные медали ВОВ, трудовые медали. Военные предметы, привезены из местечка Мясной Бор (под Новгородом), где погибло много томичей из 19-ой гв. Дивизии. Привез их Иван Григорьевич Харченко, руководитель поискового отряда (за 1999 - 2001 гг.). А передал их музею Константин Анатольевич Чернов, участник поискового отряда. Представлены: патроны и пули, железный немецкий ящик для мин (один образец мины), переключатель от немецкого танка, ствол винтовки Мосина (русский; отсутствует приклад - деревянная часть). Новогодняя открытка с фронта выпускника факультета русского языка и литературы ТГПИ Корытко Юрия Владимировича, который послал ее своей семье с фронта. Погиб под Сталинградом в 1942 году. Его жена передала открытку музею.
Филологический факультет Современный филологический факультет Томского государственного педагогического университета был открыт 28 сентября 1930 г. как литературно-лингвистическое отделение педагогического факультета Томского государственного университета во многом благодаря известнейшей подвижнице педагогического образования, знатоку древней и классической русской словесности Вере Николаевне Наумовой-Широких. В начале 1930-х гг. литературное отделение функционировало в составе двух кафедр: языкознания (заведующий кафедрой - директор вуза, профессор Г.Т. Чуич) и литературы (или литературоведения) под руководством профессора Н.И. Ефимова. В настоящее время учебный процесс обслуживают четыре кафедры. Исторически они восходят к двум: кафедре русского языка и кафедре литературы. В первые годы они то объединялись в одну, то вновь разъединялись; иногда менялись их названия (например, кафедра русского языка в 1930-е гг. называлась кафедрой русского и общего языкознания). Перспективное развитие факультета позволило в 1990-е гг. произвести разделение двух кафедр на четыре: славянской филологии, современного русского языка и стилистики, русской и зарубежной литературы, литературы ХХ века и мировой художественной культуры. При кафедрах открыта аспирантура по лингвистическому и литературоведческому направлениям. На стенде представлены фотография выпуска литературного факультета 1939 г. с Георгием Трифоновичем Чуичем. Стихотворение Л. Мыслинского, посвященное однокашникам 43 группы 1935 - 39 гг. “Хороводная”. Альманах литературного кружка “Молодость”1954 г., который выпускал ТГПИ, где печатались В. Досекин, А. Дремов и др. Просуществовал до начала ВОВ и возобновился в 1947 г. Всего вышло 13 номеров альманаха. Заведующий кафедрой русского языка, профессор Владимир Васильевич Осокин. Его труд “Изучение логического ударения в школе”, 1974 г. Удостоверение “Отличник просвещения СССР”, 1980 г., удостоверение к медали “Китайско-советская дружба”, 1959 г., переданные его женой. Профессор кафедры русской и зарубежной литературы Яков Романович Кошелев. Его труд “Весенне-летние народные праздники на Смоленщине”, 2001 г. Заслуженный работник высшей школы, член-корреспондент Академии гуманитарных наук, заведующая кафедрой современного русского языка и стилистики, профессор Нина Сергеевна Болотнова. Болотнова читает лекции по лексикологии русского языка, риторике, лингвистическому анализу художественного текста. Она в совершенстве владеет материалом; её отличают высокое мастерство, эрудиция и огромная работоспособность. Н.С. Болотнова является автором более 120 научных работ, включая 6 монографий. Кафедра под ее руководством наиболее продуктивная (выпущено за два года 7 научных трудов). На стенде представлены ее труды. Фотография встречи польского посла А. Залуцки со студентами и преподавателями ТГПУ, 2000. Впервые в городе в рамках ТГПУ преподается польский язык. Был создан научно-методический центр по изучению польского языка и культуры. На стенде представлены фотографии нынешних преподавателей филологического факультета: профессор кафедры русской и современной литературы Ольга Бодовна Кафанова, заслуженный работник культуры РФ, заведующая кафедрой русской литературы XX века и МХК, профессор Валентина Егоровна Головчинер, заведуюшая кафедрой русской и зарубежной литературы, профессор Татьяна Тимофеевна Уразаева. На стенде представлены их труды.
Популярное: Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ... Почему стероиды повышают давление?: Основных причин три... Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (156)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |