Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Методика выявления степени интеграции



2019-12-29 574 Обсуждений (0)
Методика выявления степени интеграции 0.00 из 5.00 0 оценок




«СПСК»—социально-психологическая самооценка коллектива

(методика О. Немова)

Инструкция.

Ознакомившись со списком суждений, оцените, какое количество ваших коллег проявляет отношения и формы поведения, зафиксированные в содержании этих суждений.

Варианты ответов:

«все» — 6 баллов;

«почти все» — 5 баллов;

«большинство» — 4 балла;

«половина» — 3 балла;

«меньшинство» — 2 балла;

«почти никто» — 1 балл;

«никто» — 0 баллов.

Выбранные оценки записывайте в опросном листе напротив порядкового номера соответствующих суждений.

 

Опросный лист

Суждения Оценка
1 Свои слова подтверждают делом  
2 Осуждают проявления индивидуализма  
3 Имеют сходные убеждения  
4 Радуются успехам друг друга  
5 Оказывают помощь новичкам и членам других подразделений  
6 Умело взаимодействуют друг с другом  
7 Знают задачи, стоящие перед коллективом  
8 Требовательны друг к другу  
9 Все вопросы решают сообща  
10 Едины в оценках проблем, стоящих перед коллективом  
11 Доверяют друг другу  
12 Делятся опытом работы с новичками и членами других подразделений  
13 Бесконфликтно распределяют обязанности между собой  
14 Знают итоги работы коллектива  
15 Никогда и ни в чем не ошибаются  
16 Объективно оценивают свои успехи и неудачи  
17 Личные интересы подчиняют интересам коллектива  
18 Одному и тому же посвящают свой досуг  
19 Защищают друг друга  
20 Учитывают интересы новичков и представителей других подразделений  
21 Взаимно дополняют друг друга в работе  
22 Знают положительные и отрицательные стороны работы коллектива  
23 Работают над решением задач и проблем с полной отдачей  
24 Не остаются равнодушными, если задеты интересы коллектива  
25 Одинаково оценивают правильность распределения обязанностей  
26 Помогают друг другу  
27 К новичкам, старым членам коллектива и представителям других подразделений предъявляют одинаково справедливые требования  
28 Самостоятельно выявляют и исправляют недостатки в работе  
29 Знают правила поведения в коллективе  
30 Никогда и ни в чем не сомневаются  
31 Не бросают начатое дело на полпути  
32 Отстаивают принятые в коллективе нормы поведения  
33 Одинаково оценивают интересы коллектива  
34 Искренне огорчаются при неудачах коллег  
35 Одинаково объективно оценивают работу старых, новых членов коллектива и представителей других подразделений  
36 Быстро разрешают конфликты и противоречия, возникающие в процессе взаимодействия друг с другом при решении коллективных задач  
37 Хорошо знают свои обязанности  
38 Сознательно подчиняются дисциплине  
39 Верят в свой коллектив  
40 Одинаково оценивают неудачи коллектива  
41 Тактично ведут себя в отношении друг друга  
42 Не подчеркивают своих преимуществ перед новичками и представителями других подразделений  
43 Быстро находят между собой общий язык  
44 Хорошо знают приемы и методы совместной работы  
45 Всегда и во всем правы  
46 Общественные интересы ставят выше личных  
47 Поддерживают полезные для коллектива начинания  
48 Имеют одинаковые представления о нормах нравственности  
49 Доброжелательно относятся друг к другу  
50 Тактично ведут себя по отношению к новичкам и членам других подразделений  
51 Берут на себя руководство коллективом, если потребуется  
52 Хорошо знают работу товарищей по коллективу  
53 По-хозяйски относятся к имуществу фирмы  
54 Поддерживают сложившиеся в коллективе традиции  
55 Дают одинаковые оценки социально значимым качествам личности  
56 Уважают друг друга  
57 Тесно сотрудничают с новичками и членами других коллективов  
58 Принимают на себя обязанности других членов коллектива при необходимости  
59 Знают черты характера друг друга  
60 Все умеют делать  
61 Ответственно выполняют любую работу  
62 Оказывают активное сопротивление силам, разобщающим коллектив  
63 Одинаково оценивают правильность распределения поощрений  
64 Поддерживают друг друга в трудные минуты  
65 Радуются успехам новичков и представителей других подразделений  
66 Действуют слаженно и организованно в сложных ситуациях  
67 Хорошо знают привычки и склонности друг друга  
68 Активно участвуют в общественной работе  
69 Постоянно заботятся об успехах коллектива  
70 Одинаково оценивают справедливость наказаний  
71 Взаимно относятся друг к другу  
72 Искренне сопереживают неудачам новичков и членов других подразделений  
73 Быстро находят вариант распределения обязанностей, который устраивает всех  
74 Хорошо знают, как обстоят дела друг у друга  

Обработка результатов. Подсчитайте сумму баллов по каждой из приведенных ниже групп для каждого сотрудника подразделения. После этого найдите интенсивность развития каждого из показателей в подразделении по формуле: сумма полученных баллов по определенной шкале всех сотрудников подразделения, принявших участие в опросе, делится на количество принявших участие в опросе.

Шкала достоверности — вопросы 16; 31; 46; 61. Чем больше положительных ответов дал сотрудник по этой шкале, тем менее правдиво он отвечал на вопросы методики.

Показатель Вопросы
1 Стремление к сохранению целостности группы 2; 9; 17; 24; 32; 39; 47; 54; 62; 69
2 Сплоченность (единство отношений) 3; 10; 18; 25; 33; 40; 48; 55; 63; 70
3 Контактность (личные взаимоотношения) 4; 11; 19; 26; 34; 41; 49; 56; 64; 71
4 Открытость 4; 12; 20; 27; 35; 42; 49; 57; 65; 72
5 Организованность 4; 13; 21; 28; 36; 43; 51; 58; 66; 73
6 Информированность 4; 14; 22; 29; 37; 44; 52; 59; 67; 74
7 Ответственность 4; 8; 16; 23; 31; 38; 46; 53; 61; 68

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 3

 

Экспресс-методика оценки
социально-психологического климата в трудовом коллективе
(А.С.Михайлюк, Л.Ю.Шарыто)

Предлагаемая методика позволяет делать периодические «срезы» с целью диагностики состояния психологического климата в коллективе, прослеживать эффективность тех или иных мероприятий и их влияние на психологический климат. Такие измерения полезны при изучении степени адаптации новых сотрудников, отношения к труду, причин текучести кадров, эффективности руководства, продуктивности деятельности.

Методика позволяет диагностировать три компонента психологического климата: эмоциональный, поведенческий и когнитивный. Для измерения эмоционального компонента используется критерий привлекательности — на уровне понятий «нравится — не нравится», «приятный — неприятный». Вопросы, направленные на измерение поведенческого компонента, конструируются на основе критерия «желание — нежелание работать в данном коллективе», «желание — нежелание общаться с членами коллектива в сфере досуга». Основным критерием когнитивного компонента избрана переменная «знание — незнание особенностей характера членов коллектива».

Инструкция.

Просим Вас принять участие в исследовании, целью которого является оптимизация психологического климата в коллективе.

Внимательно прочитайте варианты ответа. Выберите один из них, наиболее соответствующий Вашему мнению. Поставьте рядом с ним знак «+» или предлагаемую оценку.

 

Опросный лист

Вопросы
1 Отметьте, пожалуйста, с каким из приведенных ниже утверждений Вы больше всего согласны: А) большинство членов нашего коллектива — хорошие симпатичные люди; Б) в нашем коллективе есть всякие люди; В) большинство членов нашего коллектива — люди малоприятные.
2 Думаете ли Вы, что было бы весьма неплохо, если бы члены Вашего коллектива жили неподалеку друг от друга? 1 — нет; 2 — скорее нет, чем да; 3 — не знаю, не задумывался об этом; 4 — скорее да, чем нет; 5 — да, конечно.
3 Как Вам кажется, могли бы вы дать достаточно полную характеристику: А) деловых качеств большинства членов коллектива __________; Б) личных качеств большинства членов коллектива ___________. 1 — нет; 2 — пожалуй, нет; 3 — не знаю, не задумывался об этом; 4 — пожалуй, да; 5 — да.
4 Цифра «один» на приведенной ниже шкале характеризует коллектив, который Вам очень не нравится, а цифра «девять» — коллектив, который Вам очень нравится. Какой цифрой Вы бы охарактеризовали свой коллектив? 1 2 3 4 5 6 7 8 9
5 Если бы у Вас возникла возможность провести отпуск вместе с членами Вашего коллектива, то как бы Вы к этому отнеслись: А) это меня бы вполне устроило; Б) не знаю, не задумывался над этим; В) это меня бы совершенно не устроило.
6 Могли бы Вы с достаточной уверенностью определить, с кем охотно общаются по деловым вопросам большинство членов Вашего коллектива? А) нет, не мог бы; Б) не знаю, не задумывался об этом; В) да, мог бы.
7 Какая атмосфера обычно преобладает в Вашем коллективе? На приведенной ниже шкале цифра «один» соответствует нездоровой атмосфере, а цифра «девять» — наоборот, атмосфере взаимопомощи, взаимного уважения, понимания. Какой цифрой Вы бы охарактеризовали свой коллектив? 1 2 3 4 5 6 7 8 9
8 Как Вы думаете, если бы Вы по какой-либо причине долго не работали (болезнь, декретный отпуск, пенсия и т. п.), Вы бы стремились встречаться с членами Вашего коллектива? 1 — нет; 2 — скорее нет, чем да; 3 — не знаю, не задумывался об этом; 4 — скорее да, чем нет; 5 — да, конечно.

 

Обработка результатов, полученных при использовании методики, стандартизирована и имеет следующий алгоритм: анализируются различные стороны отношений к коллективу для каждого сотрудника в отдельности. Каждый компонент трактуется тремя вопросами, причем ответ на них принимает одну из трех возможных форм: +1; 0; –1. Следовательно, для целостной характеристики компонента полученные сочетания ответов каждого сотрудника на вопросы по данному компоненту должны быть обобщены следующим образом:

-Положительная оценка (+1). К этой категории относятся те сочетания, в которых положительные ответы (4, 5 — на ответы-утверждения; 7, 8, 9 — на ответы по шкале «1–9») даны на все три вопроса, относящиеся к данному компоненту, или два ответа положительные, а третий может иметь другой знак;

-Отрицательная оценка (–1). Сюда входят сочетания, содержащие три отрицательных ответа (1, 2 — на ответы-утверждения; 1, 2, 3 — на ответы по шкале «1–9») или два ответа отрицательные, а третий может иметь другой знак;

-Неопределенная (противоречивая) оценка (0). Эта категория включает такие случаи:

· на все три вопроса дан неопределенный ответ (3 — на ответы-утверждения; 4, 5, 6 — на ответы по шкале «1–9»);

· ответы на два вопроса — неопределенные, а третий может иметь другой знак;

· один ответ неопределенный, а два других имеют разные знаки.

На опросном листе вопросы 1-й, 4-й, и 7-й относятся к эмоциональному компоненту; 2-й, 5-й, 8-й — к поведенческому компоненту; 3-й, 6-й — к когнитивному (причем вопрос 3 содержит две позиции).

По группе ответов строится таблица для всех сотрудников подразделения:

Сотрудники Эмоциональный компонент Когнитивный компонент Поведенческий компонент
1. 2. ... n.      

 

В каждой клетке таблицы должен стоять один из знаков: +1; 0; –1.

На следующем этапе обработки для каждого компонента выводится средняя оценка по выборке. Например, для эмоционального компонента:

Э = Е(+) – Е(–) / n,

 где Е(+) — количество всех положительных ответов;

Е(–) — количество всех отрицательных ответов;

n — число сотрудников, принявших участие в опросе.

Очевидно, что для любого компонента средние оценки могут располагаться в интервале от +1 до –1. В соответствии с принятой трехчленной оценкой ответов классифицируются полученные средние данные. Для этого континуум возможных оценок (от +1 до –1) делится на три равные части:

От –1 до –0,33 — средние оценки, попадающие в этот интервал, считаются отрицательными. Психологический климат по каждому компоненту в этом интервале признается неудовлетворительным.

От –0,33 до +0,33 — средние оценки, попадающие в этот интервал, считаются противоречивыми. Психологический климат по каждому компоненту в этом интервале признается противоречивым, неопределенным и нестабильным.

От +0,33 до +1 — средние оценки, попадающие в этот интервал, считаются положительными. Психологический климат по каждому компоненту в этом интервале признается как благоприятный.

В соответствии с полученными результатами должны строиться мероприятия по улучшению психологического климата в подразделении.

 


[1] Самыгин С.И., Столяренко Л.Д. психология управления: Учеб. пособие. – Ростов –на – Дону: Феникс, 1997.

[2] Парыгин Б.Д, Основы социально – психологической теории. –М.: Наука, 1971. – 186 с.

[3] Ковалевский С. Руководитель и подчиненный. -М.: Экономика, 1989. –226 с.

[4] Самыгин С.И., Столяренко Л.Д. Психология управления: Учеб. пособие. – Ростов –на – Дону: Феникс, 1997.

[5] Методики социально – психологической диагностики личности и группы // АН СССО. Институт психологии. – М.: Наука, 1990. – 216 с.

 

[6] Практикум по общей, экспериментальной и прикладной психологии / Под ред А.А. Крылова, С.А. Маничева. – СПб.: Питер, 2000.- 560с. (с. 441-448)



2019-12-29 574 Обсуждений (0)
Методика выявления степени интеграции 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Методика выявления степени интеграции

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (574)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.008 сек.)