Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Природные ресурсы, их классификация, оценка и учёт



2019-12-29 186 Обсуждений (0)
Природные ресурсы, их классификация, оценка и учёт 0.00 из 5.00 0 оценок




КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

Основные задачи геоэкологии

Природные ресурсы, их классификация, оценка и учёт

     

Автор контрольной работы (подпись)                                                 21.01.2011   В. В. Иванов

 

Специальность 050103.65 «География»

 

Руководитель работы

доцент кафедры

экономич. планирования (подпись)                                                       21.01.2011 М. В. Кустов

 

 

Саранск 2011

Содержание

 

1. Основные задачи геоэкологии                                 3

1.1 Термин «геоэкология»                                             3

1.2 Задачи геоэкологии                                              4

2. Природные ресурсы, их классификация, оценка и учёт     8

2.1 Классификация природных ресурсов по происхождению 8

2.2 Классификация по видам хозяйственного использования   10

2.3 Классификация по признаку исчерпаемости                    11

2.4 Классификация по степени заменимости                        12

2.5 Классификация по критерию использования                   12

2.6 Оценка природных ресурсов                                              13

2.7 Учет природных ресурсов                                                 14

Список используемых источников                                           15

 

Основные задачи геоэкологии

Термин «геоэкология»

Термин «геоэкология» был впервые введён в 1939 г. Немецким географом К. Троллем взамен им же использованного термина «экология ландшафта» для придания ландшафтоведению экологической направленности. Из этого следует, что термин был введён как специальный в географической науке, поэтому ряд географов в целом правомерно настаивают на использовании его только в эколго-географических исследованиях.

В отечественную литературу обсуждаемый термин был, по видимому, В. Б. Сочавой [Сочава, 1970, 1978]. Он предложил геоэкологию как науку о состоянии геологической среды и всех её компонентов, о происходящих вней процессах, активизация которых может отражаться (в том числе и негативно) на состояние других геосфер Земли. В таком понимании содержание геоэкологии принципиально отличаться от введённого К. Троллем и, по существу, Представляет собой новую геоэкологическую науку. Совершенно иначе определил содержание геоэкологии Н. Ф. Реймерс [Н. Ф. Реймерс 1990]. Он считал что геоэкология это раздел экологии, исследующий экосистемы (геосистемы) высоких иерархических уровней – до биосферы включительно.

В последней четверти XX в. Термин «геоэкология» стали широко использовать почти во всех естественных науках, он потерял свою чёткость и стал, по сути термином свободного пользования. Только в публикациях геологов выделено не менее трёх толкований этого термина – геобиосферное, литосферное и геосферное – и соответственно его применение. Более того, Геоэкологическими часто называют работы, не имеющие ни малейшей экологической направленности. Этим обусловлены парадоксы современной геоэкологии, которые строго говоря, ставят вопрос о возможности относить её к новой, уже сформировавшейся науке.

Выводы: термин «геоэкология» был введён как специальный в географической науке К. Троллем, при содействии Б. В. Сочавы стал представлять геоэкологическую науку, и в последней четверти XX в. стал термином свободного пользования.

Задачи геоэкологии

 Хотя процесс экологизации интенсивно развивался в отечественной географии в 1980 гг., экологические подходы в географии существовали значительно раньше. Географы, говоря об экологической парадигме, вспоминают А.Гумбольдта, классические труды В. В. Докучаева, А. И. Воейкова, Л. Г. Раменского, Х. Берроуза, написавшего в 1923 г. статью «География как экология человека», К.Тролля, заговорившего о геоэкологии в 1930 гг., В. Б. Сочаву, считавшего, что экология человека — ключевая концепция в географии [2], истоки экологизации географии нашли даже в трудах Геродота.

Новое научное направление геоэкология возникло на стыке двух наук – географии и экологии, явившись логическим завершением процесса экологизации географии. В геоэкологии человек рассматривается не только в качестве разрушителя природы, но и жертвы ее воздействия как неизмененной (стихийные явления), так и, в особенности, измененный им же самим. Геоэкология предусматривает сочетание двух научно-исследовательских подходов: географического (пространственного) и экологического (системного: субъект-среда). Она призвана решить проблемы гармонизации взаимодействия общества и природы.

Часто перечисление задач геоэкологии почти не отличается от тех задач, которые всегда решала география. Например, экологическую политику определяли как «политику общества, направленную на охрану и оздоровление окружающей среды, рациональное использование и возобновление природных ресурсов». Напомним, что именно такие задачи стояли и перед конструктивной географией.

Геоэкологией называют науку, изучающую взаимодействие литосферы и биосферы с учетом специфики человека и его деятельности, систему наук об интеграции геосфер и общества, научное направление для изучения взаимодействия общества и природы, сочетающее био- и антропоцентричность экологии с полицентричностью и территориальностью географии; исследующее состояния геосистем как среды жизни и деятельности человека. Задачу геоэкологии видят в выявлении, оценке, картографировании и прогнозировании экологических проблем и ситуаций.

Предполагается, что геоэкология как новый уровень синтеза ряда интегральных наук в ближайшее время будет исследовать и проблемы части Космоса, затронутого человеческой деятельностью, и может стать одной из главных наук в XXI столетии.

Геоэкология тесно связана с природопользованием. Иногда их различия видят в том, что геоэкология направлена на понимание сверхсложной системы, называемой экосферой, а природопользование ориентировано на рациональное использование ресурсов; считают, что геоэкология основывается на глобальных подходах, а природопользование тяготеет к более низким иерархическим уровням. С этим вряд ли можно согласиться, очень часто говорят о природопользовании на высоких уровнях: мировом, государственном, а о геоэкологических проблемах на локальных уровнях. Высказывают мнение, что геоэкология ближе к естественным наукам, в то время как природопользование основано на социально-экономических науках. И это далеко не так, поскольку геоэкология «замечательна» именно тем, что захватывает в сферу своей деятельности социально-экономические вопросы.

Геоэкология рассматривается как теоретическая и методологическая основа рационального природопользования, исследуются одновременно методологические направления в геоэкологии и концепции природопользования[5].

Итак, прикладная география и геоэкология ищут пути и методы решения сложных задач, направленных на оптимизацию, гармонизацию взаимоотношений общества и природы, на поиски путей сбалансированного развития конкретных разномасштабных территорий и Земли в целом

Основная задача геоэкологических исследований – поиск разумных и приемлемых компромиссов между природой, населением и производством, интересы, которых находятся в постоянном противоречии.

Более мелкими задачами являются:

1) изучение источников антропогенного воздействия на окружающую среду и экосферу, их интенсивности и пространственно-временного распределения;

2) исследование уровня загрязнения и деструкций различных природных компонентов и сред, постоянный экологический контроль их динамики;

3) изучение геоэкологической нагрузки на геоэкостемы, различных иерархических уровней, оценка их фоновой устойчивости, нормирование и регулирование этих систем, изучение реакции биоты на технологические процессы различного характера;

4) оценка, прогноз и моделирование антропогенных воздействий;

5) разработка рекомендаций по оптимальному использованию геоэкосистем [6].

Итак, геоэкология формируется на стыке геологии и экологии. Она изучает разрушительные последствия, обязанные своим происхождением как деятельности человека, так и природным стихиям и катаклизмам.

В качестве примера таких последствий можно привести стихийные бедствия, землетрясения разной силы, подземные толчки, часто отмечающиеся после атомных испытаний. Вспомним, как через некоторое время после подземных атомных испытаний в Индии и Пакистане, словно по цепочке, прошла целая серия землетрясений в сопредельных с ними странах — в Японии, Китае, Афганистане, Турции, на Кипре и др. Аналогичные подвижки разной силы в земной коре отмечаются также и под влиянием техногенного воздействия крупных мегаполисов, водохранилищ, шахт, карьеров, мощных подземных взрывов, в том числе и атомных, т.е. являются спровоцированными, наведенными.

При этом нельзя не заметить, что количество природных и природно-техногенных катастроф в последние годы постоянно увеличивается, — а это значит, что повышается вероятность попадания в зону риска техногенных объектов повышенной экологической опасности — таких как атомные станции, крупные водохранилища и др. В этой связи одной из главных задач геоэкологии и является установление причин, прогнозирование, оценка риска и предупреждение таких катастроф на основе современных знаний о строении и эволюционном развитии нашего с вами общего дома — планеты Земля.

 

Природные ресурсы, их классификация, оценка и учёт

Более общим определением природных ресурсов, является данное А. А. Минцом[7] - "естественные ресурсы... тела и силы природы, которые на данном уровне развития производительных сил и изученности могут быть использованы для удовлетворения потребностей человеческого общества в форме непосредственного участия в материальной деятельности .

В связи с двойственным характером понятия "природные ресурсы", отражающим их природное происхождение, с одной стороны, и хозяйственную, экономическую значимость - с другой, разработаны и широко применяются в специальной и географической литературе несколько классификаций.

Рисунок 1. Классификация природных ресурсов.



2019-12-29 186 Обсуждений (0)
Природные ресурсы, их классификация, оценка и учёт 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Природные ресурсы, их классификация, оценка и учёт

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (186)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.009 сек.)