Торговля – процесс обмена товарами, услугами, ценностями и деньгами. В широком смысле – вид предпринимательской деятельности, связанный с куплей-продажей товаров. Различают оптовую и розничную торговлю.
Оптовая торговля. Осуществляется крупными партиями товаров оптовым покупателям, потребляющим товары в значительном количестве или продающим их затем в розницу.
Оптовая торговля – согласно ГОСТ Р 51303–99 – торговля товарами с последующей их перепродажей или профессиональным использованием.
В настоящее время оптовая торговля имеет основные формы:
Ø транзитная, когда оптовая база продает товары без завоза на свои склады, сразу конечному пользователю;
Ø складская, когда реализация товаров осуществляется непосредственно со своих складов.
Предприятие оптовой торговли может иметь собственное производство и собственную розничную сеть. Рассмотрим классификацию предприятий в таблице 2.1.
Таблица 2.1 – Классификация предприятий оптовой торговли
Наименование предприятия
| Характеристика
|
Джоббер
| Фирма, занимающаяся скупкой отдельных крупных партий товара для его быстрой перепродажи.
|
Дистрибьютор
| Фирма, осуществляющая оптовую закупку определенных товаров у крупных промышленных фирм-производителей и cбыт товаров на региональных рынках. Обычно фирма-дистрибьютор:
- располагает собственными складами;
- устанавливает длительные контрактные отношения с производителями;
- представляет фирму-производителя на региональном рынке;
- обладает преимущественным правом приобретать и продавать оборудование, технические новинки, программное компьютерное обеспечение.
|
Оптовая база
| Предприятие по приемке, хранению, складской переработке и отпуску продукции оптовым покупателям.
|
Оптовик с полным циклом обслуживания
| Оптовик с полным циклом обслуживания – оптовик, обеспечивающий:
- хранение товарных запасов;
- кредитование;
- доставку товара; и
- оказание содействия в области управления.
|
Оптовики с ограниченным циклом обслуживания
| Оптовики с ограниченным циклом обслуживания – оптовик, торгующий за наличный расчет без доставки товара, или оптовик обеспечивающий иной ограниченный набор услуг.
|
Оптовый магазин
| Торговое предприятие:
- реализующее товары в порядке оптовой и мелкооптовой торговли; а также
- оказывающее предторговые услуги: подготовку продукции к реализации, комплектование, раскрой, расфасовку и др.
Размеры партий продаж у оптовых магазинов больше, чем у розничного магазина, но меньше, чем у оптовых фирм, со складов которых оптовый магазин получает товары. Различают универсальные и специализированные оптовые магазины.
|
Оптовый центр
| Сгруппированные на едином земельном участке предприятия оптовой торговли, принадлежащие разным фирмам.
|
Торговое предприятие
| Имущественный комплекс:
- используемый организацией для купли-продажи товаров и оказания услуг торговли;
- включающий земельные участки, здания, сооружения, оборудование, инвентарь, товары, права требования, долги, фирменное наименование, товарные знаки, знаки обслуживания и др.
|
Торговец оптом
| Оптовик, торгующий с предприятиями розницы, предоставляя им полный набор услуг. Различают:
- оптовиков смешанного ассортимента, занимающихся несколькими ассортиментными группами товаров;
- оптовиков неширокого насыщенного ассортимента, занимающихся одной или двумя ассортиментными группами товаров при значительной глубине этого ассортимента;
- узкоспециализированных оптовиков, занимающихся частью той или иной ассортиментной группы товаров, охватывая ее на большую глубину.
|
Прасол
| Оптовый скупщик скота и сельскохозяйственных продуктов.
|
Негоциант
| Оптовый купец, ведущий крупные (международные) торговые сделки.
|
Розничная торговля – торговля товарами и оказание услуг покупателям для личного, семейного, домашнего использования, не связанного с предпринимательской деятельностью.
Различают следующие формы розничной торговли:
Ø Стационарная торговая сеть является наиболее распространённой, включает в себя как крупные современные, технически оборудованные магазины, так и ларьки, палатки, торговые автоматы.
Ø Передвижная торговая сеть способствует приближению к покупателям и оперативному его обслуживанию.
Виды торговли:
– разносная с применением лотков и других несложных устройств;
– развозная с использованием автоматов, вагонолавок;
– прямая продажа на дому.
Ø Посылочная торговля занимается обеспечением населения, предприятий, организаций книжной продукцией, канцтоварами, аудио- и видеозаписями, радио- и телеаппаратурой, лекарственными средствами, некоторой продукцией производственно-технического назначения (запасные части, инструмент, резинотехнические изделия, подшипники и др.). Большое удобство для населения заключается в возможности приобретения товаров в кредит с рассрочкой платежа. В России эта форма торговли успела уже себя достаточно дискредитировать, несмотря на большие её размеры в ведущих капиталистических странах.
Ø Электронная торговля получила достаточно широкое распространение за рубежом как новый вид безмагазинной торговли. При этой форме покупатель с помощью персональных компьютеров может выбрать по каталогам необходимую модель изделия и одновременно осуществить оплату выбранных товаров с использованием специальных кредитных карточек.
Предприятия розничной торговли классифицируются по ассортименту реализуемых товаров. Различают универсальные, специализированные магазины, магазины с комбинированным, а также смешанным ассортиментом товаров. Представим классификацию магазинов в таблице 2.2.
Таблица 2.2 – Классификация предприятий розничной торговли
Вид предприятия
| Характеристика
|
Бутик
| Небольшой магазин с узкой специализацией товаров высокого качества.
|
Комбинированный магазин
| Торговое предприятие, сочетающее в себе продовольственный магазин с аптекой. В комбинированных магазинах могут также продаваться промышленные товары.
|
Магазин с комбинированным ассортиментом товаров
| Предприятие розничной торговли, реализующее несколько групп товаров, связанных общностью спроса и удовлетворяющих отдельные потребности.
|
Магазин со смешанным ассортиментом товаров
| Предприятие розничной торговли, реализующее отдельные виды продовольственных и непродовольственных товаров.
|
Магазин товаров повседневного спроса
| Небольшой магазин: - расположенный в непосредственной близости от жилого района;
- открытый допоздна все семь дней в неделю; и
- предлагающий ограниченный ассортимент товаров повседневного спроса с высокой оборачиваемостью.
|
Специализированный магазин
| Предприятие розничной торговли, реализующее одну группу товаров или ее часть.
Специализированными магазинами являются магазины одежды, спорттоваров, мебельные, цветочные и книжные магазины.
|
Универсальный магазин
| Предприятие розничной торговли, реализующее универсальный ассортимент продовольственных и / или непродовольственных товаров.
|
Универсам широкого профиля
| Универсам широкого профиля – розничное предприятие: - превышающее по размеру обычный универсам; и - стремящееся полностью удовлетворить нужды потребителя в обычно покупаемых им пищевых и непищевых товарах.
|