Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Стратегия кейс-стади и ее применение в социальной работе



2019-12-29 191 Обсуждений (0)
Стратегия кейс-стади и ее применение в социальной работе 0.00 из 5.00 0 оценок




Метод отдельного случая (кейс-стади) и его использование в практике социальной работы


Содержание:

 

Введение

1. Стратегия кейс-стади и ее применение в социальной работе

2. Использование кейс-стади в практике социальной работы

2.1. История изучения отдельного случая (история семьи)

2.2. Методика социальной работы с семьей группы риска

Заключение

Список литературы


Введение

 

Для изучения низкого уровня социальной политики, где оперируют такие агентства и авторы, как социальные службы и социальные работники, полезно использование кейс-стади. Отличительный признак данного исследования - скрупулезное внимание к деталям, рассмотрение особенностей какого–либо процесса или института посредством включенного наблюдения, глубинных интервью, анализа документов. Применяемые в изучении внутренней жизни учреждений, эти инструменты сбора данных подразумевает аналитический интерес к структурам повседневной жизни, организационной культуре во всей совокупности ее проявлений. Принципиальное отличие этой методологии – в той сокращенной дистанции между «своим» и «чужим» миром, между социологом и информации исследования, основой доверия и благожелательного отношения со стороны членов сообщества. Заметим, что такие исследования проводятся на одном объекте – случае (case), каким является некое сообщество, отдельно взятое социальное явление, класс действий или область деятельности. Изучение случая опирается на выделение частных единиц для анализа – личных биографий, отдельных предприятий, населенных пунктов, типов потребления или трудовой деятельности.[1]

Целью работы является проведение углубленного изучения метода отдельного случая (кейс-стади) и его использование в практике социальной работы.

Целью исследования предопределены следующие задачи:

1. Изучение стратегии кейс-стади и ее применение в социальной работе.

2. Рассмотреть возможность использования кейс-стади в практике социальной работы на примере семьи.

Стратегия кейс-стади и ее применение в социальной работе

Отчет по различным типам кейс-стади содержит описания и рекомендации, основа которых – не расчет уровня доверия к данным, а представление спектра событий, типов социальной практики, способов социального взаимодействия. С учетом специфики этих полевых практик особенностей представления результатов сложилась определенная система увеличения надежности данных, известная под термином «триангуляция»[2]. В качественной социологической методологии имеется в виду исследование повторной и параллельной проверки надежности полевых материалов, а также такие способы сбора и анализа полевых материалов, когда в группе обязательно присутствие исследователей разного пола, расы, возраста, чтобы избежать односторонних интерпретаций, вызванных возможными предубеждениями участников исследования.

В литературе представлены различные типы кейс-стади. Например, Л. Стенхауз выделяет эвалюаторное (направленное на оценку эффективности), образовательное и этнографическое кейс-стади. Р.Йген предлагает свою классификацию, в которой называет такие типы, как аналитическое (объяснительное) и описательное кейс-стади. Описательная стратегия заключается в поиске ответов на вопрос «как», и задача состоит в подробном описании некоторого социального явления или института. В свою очередь, объяснительная стратегия призвана найти ответ, на вопрос «почему» осуществить поиск причин и факторов, оказывающих влияние на ситуацию. В этом случае кейс-стади не просто позволяет уточнить факты и упорядочить массу деталей, но способствует формулированию теории.[3]

Опираясь на кейс-стади и методы невключенного наблюдения П. Блау осуществил исследование организационных процессов, где продемонстрировал многие достоинства и недостатки этой методики. Он осторожно отметил, в частности, что несмотря на то, что выборка в таких исследованиях не является случайной и количество единиц исследования невелико, все же на основе сравнения данных, возможно сделать определенные обобщения по поводу деятельности формальных организаций.

Концепция кейс-стади опирается на определенные представления о природе случая и аналитическую стратегию, представляющую собой логический каркас для сбора и интерпретации данных. В качестве случая здесь предстают несколько социальных феноменов, каждый из которых обладает как уникальностью, так и достаточной степенью типичности. Кейс-стади – всегда динамическое балансирование между детальной описательностью, фокусирующейся на особенностях той или иной социальной практики, и стремлением выйти на объяснения более широких закономерностей.[4]

Какие случаи могут стать предметом анализа исследований социальной работы? В данной исследовательской области случай представляет собой отдельный фрагмент социальной реальности, рассматриваемый в пространственно-временном измерении и воплощенный в том или ином направлении социальной политики, организационном контексте определенного учреждения и действиях конкретных специалистов. Мы можем выбирать случаи в контексте места и времени, поэтому каждый из них имеет пространственно-временное измерение, а также отражает фокус исследования и уровень рассмотрения социальной проблемы.

Например, проблема социального статуса и социальной защищенности пожилых людей может рассматриваться как в сравнительно-историческом ключе, так и под «микроскопом» (здесь - и – теперь) в контексте конкретной организации. Через случай конкретной организации мы рассматриваем не только специфику и эффективность социальной политики, но и обобщает проблемы пожилых людей в современной России. Рассматривая школу-интернат для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата в качестве такого случая, мы можем увидеть, как относятся к инвалидам в нашем обществе, откуда рекрутируются взрослые инвалиды в дома престарелых, а рассматривая социальную политику в отношении инвалидов, анализируем ресурсы и барьеры современной ситуации в этой области. Случаи не просто взяты в пространственно-временном контексте, они дают образ, метафору этого контекста.[5]

В исторической перспективе изучение социальной работы отражает конкретный временной срез со всеми его особенностями и свойствами. Здесь мы имеем в виду изменчивость социально-экономических обстоятельств, особенно ярко проявляющихся в условиях трансформационного периода, с одной стороны, а с другой тот факт, что любой момент в истории развития какого-либо института предстает отягощенным предыдущим опытом. Этот опыт влияет на настоящее и будущее развитие, включает в себя знания поколений людей, вовлеченных в деятельность данной институции, а также идеологии, практики работы, особенности организационной культуры.

Разрабатывает стратегию кейс-стади, необходимо изучать и давать обзор исторического среза проблемы. Изучение социальной политики должно стать одним из уровней анализа, в результате которого тот или иной «случай» помещается в определенный контекст. «Случай» социальной политики по отношению к семье, пожилым или инвалидам, позволяют, опираясь на конкретные факты, проанализировать те структурные элементы, которые «вплетаются» в живую ткань повседневного опыта людей.[6]

Одна из особенностей работы исследователя социальной службы в стратегии кейс-стади в том, что очень трудно сохранять актуальность исследования. Социально-исторические факты фиксируются и подвергаются систематической обработке и документированию, представляя материал для сравнения. В то же время работы в этой области, проведенные в других социальных службах, городах, могут противоречить друг другу по некоторым вопросам. Новые материалы и противоречия, расширяют границы изучаемой реальности, они позволяют обсуждать нововведения в политическом аспекте, с учетом уже выявленного контекст или предполагая свое видение ситуации. Однако важно учитывать особенности методологии кейс-стади современного общества и затруднения, связанные с попытками фиксировать постоянные социальные изменения.

Не менее важно географическое изменение «случая» в исследованиях социальной работы. Поскольку исследование обычно осуществляется в конкретном населенном пункте, оно может содержать указания на культурный и географический контекст. Многое в развитии социальной политики в регионе зависит от приоритетов местной власти-губернатора, групп политических или экономических интересов, отдельных руководителей ведомств, корпораций, а также экономического состояния региона. В одних регионах могут наличествовать традиционные системы соседской поддержки (современно отсутствующие в других). Традиционная роль сообществ может по-разному проявляться в городе и селе, различаются уровень жизни, содержание и способы формулирование социальных проблем. Особенности управления и социальной поддержки тоже проявляют себя по-разному. Все это задает специфический контекст, в котором развивается социальная работа, формируются определенные типы профессиональных качеств организационной культуры.[7]




2019-12-29 191 Обсуждений (0)
Стратегия кейс-стади и ее применение в социальной работе 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Стратегия кейс-стади и ее применение в социальной работе

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (191)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.009 сек.)