Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Воспитание мальчиков и девочек



2019-12-29 188 Обсуждений (0)
Воспитание мальчиков и девочек 0.00 из 5.00 0 оценок




 

Ненецкое традиционное общество было простроено на строжайшем разделении сфер «мужского» и «женского». Специальных обрядов посвящения мальчики не проходили. С трёх лет могли участвовать вместе с взрослыми мужчинами в жертвоприношении, Отцы и старшие братья возвращаясь с охоты, мазали лица мальчиков кровью животного, что бы другие звери знали, что он тоже охотник, хоть и будущий. Если на охоте был убит медведь, его лапы с когтями приносили в чум как оберег, они макались в кровь, а потом ими мазали кулаки мальчика, говоря: «медведь пусть в этих руках будет такая же сила как в твоих лапах, но только не для убийства». Важное значение в семье придавалось первой добыче будущего кормильца. У мальчика она была обычно не большой: куропатка, утка, заяц, а у юноши – более крупной: дикий олень, тюлень. Первая добыча торжественно варилась в честь мамы и бабушки тем самым, подчёркивая роль будущего кормильца. Шкура первого добытого песца шла матери или бабушке на воротник шубы или на опушку шапки. Мальчику не положено мыть посуду, иначе он будет плохим охотником, звери и птицы будут издалека слышать скрип кастрюль и сковородок.

Женщина же занимает своё особое место, как представительница сакрального мира, и от её поведения зависят судьбы людей. Женщина выполняла важные функции по созиданию, сохранению, передаче социального и культурного опыта. Одним из механизмов реализации этих функций и являлась система запретов, которые регулировали её поведение.

Приобщение к нормам поведения начиналось с детства. Девочки усваивали их, наблюдая за поведением взрослых.

В жизни девочки-женщины выделяются следующие периоды:

1. находящаяся в люльке

2. ходячая девочка

3. сакрально чистая девочка

4. девочка, ставшая девушкой

5. могущая быть замужем

6. взрослая девушка (перезрелая)

7. замужняя женщина

8. мать одного, двух детей

9. детьми зрелая женщина (5-6 детей)

10. повзрослевшая женщина

11. женившая детей женщина

12. женщина в возрасте

13. ставшая «чистой» женщина

14. старая; бабушка

15. престарелая.

Как отмечалось выше, нечистота женщины является одной из центральных категорий их традиционной духовной культуры.

Запреты следовало соблюдать при наступлении у девушки половой зрелости, и они теряли силу после климакса. В приведённом выше перечне возрастных периодов сакрально нечистой девушка-женщина является с 4-го по 10-11 периоды. С 13-го периода женщина как бы становится снова девочкой, но в силу укоренившихся психологических установок продолжает соблюдать запреты.

Трудовая и пищевая табуация была лишь частью той системы запретов, которыми определялись границы женского поведения.

Девушка и женщинам нельзя наступать, и перешагивать через вещи. Нельзя ездить на мужские места. В обрядах жертвоприношения женщинам разрешалось быть на жертвенном месте при условии, что она положит в пимы, какой-нибудь медный предмет. У женщины в присутствии мужчин не должны быть видны непокрытые ноги и руки. Женщины, вышедшие замуж закрывают головы от родственников мужа.

Женщинам нельзя сушить свою обувь, вешать её на шесты и нарты. Выводя оленей из загона, женщина сначала проходит под верёвкой, затем те, кто держит верёвку, опускали её до земли, и она выводит оленей уже через верёвку. Женщина не могла наступать на след медведя, а должна была снять след (вместе с землё, со снегом) железной лопаткой.. или замести его выбивалкой снега, иначе её муж на промысле не заметит медведя и он его замучит.

Все эти запреты теряли силу, когда женщина снова становилась сакрально чистой.

 

Свадебный обряд

 

Замуж девушек отдают, как только они достигли половой зрелости 14-15 лет. Согласия у девушек не спрашивали, если отец доволен калымом (числом оленей, которых давали за невесту), значит свадьбе быть. Каждая семья старалась найти хозяйственную женщину, если она ходила с отцом на рыбалку, пасла оленей, охотилась, за неё могли дать хорошее стадо. Когда приезжают сваты, договариваться о дне свадьбы, невесту одевают в красивую ягушку, и вплетали (впервые в жизни) накосники. Свататься приезжает жених, отец и братья жениха, останавливаются возле чума, но их туда не пускают. Отец и братья невесты крепко держат полог чума, пока сваты не откупятся подарками. Когда подарки подарены, гостей приглашают в чум, кормят, и вручают им подарки в знак дружбы. Мужчины за столом обсуждают дату свадьбы, для гостей зарезают молодого оленя, кровью и лучшими кусками кормят гостей, кости и внутренности приносятся в жертву духам, проситься благословение для дочери. Жених и невеста друг друга не видят, невесту прячут в женской половине чума. Невесту в чум к жениху собирают три дня, её снаряжают сумками с рукодельными принадлежностями, это считается главным атрибутом в хозяйстве женщины. Одевают в нарядную ягушку, шапку и пояс украшают медными кольцами, цепочками, старинными монетами из серебра. При каждом шаге невесты все звенело, и переливалось мелодичным звоном, который отпугивал злых духов. В нарты запрягали трёх оленей. На рогах у них были повязаны яркие разноцветные ленточки, на шее весели колокольчики. По приезду в стойбище жениха совершался свадебный ритуал на расторопность невесты. К невесте подходит мать или бабушка жениха, которая берёт за руку, и тянет её на себя, и резко толкает к толпе. Если она не удержится, и упадёт, то на неё родственники жениха будут смотреть как на беспомощную и слабую женщину. Это считается большим позором для будущей хозяйки.

Мать жениха берёт невесту за руку, ведёт в чум, и усаживает на постель жениха, там теперь её место. Невесты плакать не должны, так как в тундру не любили хмурых и плаксивых, видя в них ленивых и лживых женщин. С этого момента невеста становилась хозяйкой чума, начинала готовить для всех еду и т.д. У ненцев запрещается называть имена с того момента, как молодые сыграли свадьбу позднее их называют именем старшего из детей – мать Нядмы. Старых людей называют по имени их внуков – дедушка Хэвко.

Молодые люди, приглашённые на свадьбу, состязались в ловкости и смелости. Старики вспоминали молодость. Празднование шло три дня. На третий день приглашался шаман, и делалось жертвоприношение духам для благословения новой семьи.

 

Обряд погребения

 

Смерть, духа смерти ненцы представляли очень большим, у него на теле чёрные волосы, и он выглядит как человек. Его жилище – подземный чум, и он собирает у себя умерших. Со смертью у человека начинается другая жизнь, но там всё наоборот. Похороны и поминки проводят к вечеру, так как земной день в Нижнем мире - это ночь, а ночь у них день. Обряд захоронения совершается, пока на землю идут лучи солнца (жизни), потом придёт время тех, кто встречает покойника в подземном стойбище. Поэтому к вечеру заканчивается активная деятельность у людей в тундре. Детям нельзя играть в куклы, так как в это время играть начинают умершие дети. Считается, что в подземном мире очень холодно, вероятно связывалось это с тем, что под землёй вечная мерзлота. Поэтому умерших всегда одевают в тёплые зимние одежды. Покойника в полном одеянии кладут на его спальном месте в обратном направлении, ногами к стене. Покойнику предлагают его чайную чашку с чаем, льют чай ему на пальцы ног и на дверь. На месте захоронения голову умершего обращали на запад или восток. Ворожеев хоронили лицом в низ, чтоб он не пугал родственников; либо в гробу «провидца» просверливали около головы отверстие, чтобы он имел выход, и мог защитить близких. В похоронном обряде строго соблюдается направление восток – запад: восток – сторона живых, оттуда появляется день; запад – сторона мёртвых, закат солнца, туда уходит день. В руки умершего кладут кусок шкурки бобра или выдры, используемый в обряде очищения. Если в руках у него ничего нет, он может «взять» с собой чью-то душу. Жители Нижнего мира встречают покойного со словами: «Что ты нам принёс?», - и он отдаёт им предметы, вложенные в руки. Покойника одевают в лучшую одежду.

Глаза и сердце накрывают металлическими пластинами или лицо накрывают суконной маской с обозначенными бисером линиями лица. Считалось если этого не сделать, то умерший не найдёт, «не увидит» дрогу в загробный мир, и это может предвещать близкую смерть кого либо из родственников. Заворачивают покойника половиной покрытия для чума. Покойника, вынося не через дверь, где ходят живые люди, для этого приподнимают полог чума с другой стороны. В гроб кладут одежду и инструменты покойника. Вещи приводят в негодность – у острых предметов обламывают кончик, одежду режут, в рукавицу кладут спички, сера на них обжигается. Около гроба оставляют продырявленный котёл, перевёрнутую поломанную нарту. В поперечину гроба втыкают хорей, на поперечине вешают колокольчик, рядом оставляют стол с чашкой.

У ненцев известно, по крайней мере, пять способов отправления вещей за пределы Среднего мира:

1. Ломка (например, надкалывание сосуда, отрезание куска одежды, обламывания кончика стрелы или ножа).

2. Придание вещи неестественного положения (перевертывания сосуда вверх дном, оставление у могилы нарт вверх полозьями)

3. Зарывание в землю

4. Втыкание вещи в землю (ножа, копья, хорея др.)

5. Помещение на высоте (захоронение выкидышей)

Для достижения Нижнего мира покойный обеспечивается средством передвижения. Олени в упряжке «уходя за хозяином» (умертвляются); если похороны проводятся зимой, олени оставляются неразделанными – как идут в упряжке. Отправляется за хозяином и его собака, кроме ездовых оленей, забивается олень на угощение.

В похоронных ритуалах всячески подчёркивалось, что у живых и мёртвых разные пути, которые не должны совпадать. Когда провожают человека в иной мир нельзя молчать, надо разговаривать. Нельзя плакать у покойника будет болеть голова. Нельзя оборачиваться. Женщины в знак траура распускают волосы.

Когда люди возвращаются с могилы, то оленей не распрягают, пока каждый не подпалит огнём шерсть ездовых оленей на шее; люди тоже поджигают шерсть на своей одежде.

После погребения желательно, чтобы связи между покойником и его родственниками прекратились, такова особенность ненецкой традиции. Траур решает психологическую задачу, убивает у живых воспоминания о покойниках, смягчает боль утраты.

 


Заключение

 

Целью работы было исследование культуры ненецкого этноса. Сохранение и пропаганда традиционной культуры и искусства народов Севера – одна из ведущих тенденций в деятельности учреждений культуры округа. Формы работы, направленные на реализацию этой задачи, призваны способствовать углублению знаний и представлений об истории коренных народов Ямала, знакомству с их обычаями и традициями, с обрядами и праздниками, приобщению к истокам народной мудрости народов Севера.

 


Список литературы

1. Вениамин, архимандрит (Смирнов) «Самоеды мезенские» вестник географического общества 1855 г. Ч 14

2. Вербов Г.Д. «Ненецкие сказки и былины» Салехард 1937 г.

3. Хомич Л.В. «Традиционное воспитание детей у народов Севера» Ленинград 1988 г.

4. Хомич Л.В. «Ненцы очерки традиционной культуры» С. Петербург 1995 г.

5. Ядне Н.Н. «Я родом из тундры» Тюмень. 1995 г.

6. Турутина П.Г. «По тропам моих предков» Екатеринбург 2000 г.

 


Глассарий

Вайнута – один из сынов Нума положивший начало роду ненецкого народа

Варк - медведь

Вэсако – старик – мыс Болванский

Илебць – дикий олень

Илебям,пертя – несметное количество оленей

Инуцида – дух, лишающий человека разума

Мал,те Нга – мифическое существо, без рта и заднего прохода,

имеющее только обоняние.

Мандо,,яра – песчаные сопки энцев

Мандо,,Нева – голова энца

Мандо,, седа – сопка энцев

Минлей – мифическая птица имеющая семь крыльев на каждом боку, сын Нума отвечающий за смену времён года, дня и ночи и т.д.

Мэдна - злой дух, людям и животным уродством

Мэторта – наивысшая категория шамана

На – дух болезни и смерти

Накосники – украшение для волос женщин

Небя хэхэ – мать-дух

Нев,,себе,,э – голова сопка – род Ядне

Нешау - ненцы

Нув,падар – бумага Нума, подобие книги жизни у христиан

Нув,-то – Небесное Божье озеро

Нув,няны – верхний мир

Нум – небо и небесный Бог

Нэв,,соты – Возвышенность голов, холм голов

Нядангы – рода Нядангы

Пыри,,то – озеро Щучье

Пэ,мал хада – гора Минисей на Урале (Константинов камень)

Сармик – животные (в широком смысле слова)

Сидя-хэхэ,саля – двух идолов холм, остров Белый

Си,, ив седа – Семь холмов

Сииртя – тундровые аборигены

Сотэ,,я – род Яр

Сотэ я – мяд,пухуця хэбидя,я – священное место хозяйки чума

Сэро,,Ирико – Белый дедушка

Сюхней,,хэхэ,я – священное место Сюхней

Сябта,себе,,э (холм Сябтый) – из рода Няруй

Сядей – идол изображающий духа

Тусиди,,хэхэ,я – священное место Тусида

Ты – домашний олень

Тэри Намгэ – духи в образе разных подземных тварей

Хабча минрена – злой дух, приносящий болезни

хадако – бабушка (женское священное место)

Халэв,,но – остров чаек.

Хансосяда – злой дух, уносящий разум

Хантей но – род Япто нэ

Харв,Под – лиственничная чаща, дорога в ней. Козьмин

Перелесок

Харючи – один из сынов Нума положивший начало роду ненецкого народа

Хонго,,саля – род Тесида

Хэ – Гром

Хэхэ – дух – хозяин святилища

Хэбидя надэ,,э – Священная гора

Хэхэ,,но – священный остров

Хэх,ту – молния

Хэх,Саре - гроза

Хэххэ,хан,соты – священной нарты сопка

Юрибей,но,,я – род Ядно

Я,мал,хэхэ – дух конца земли(священное место макушки земли)

Я,миня – богиня, живущая с Нумом, защитница семьи, и душ детей, мать создательница

Яро,,то – озеро Яр, озеро песчаных яров

Ярта но,я – песчаная сопка, песчаные островные сопки.



2019-12-29 188 Обсуждений (0)
Воспитание мальчиков и девочек 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Воспитание мальчиков и девочек

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (188)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.013 сек.)