Генезис представлений о правах человека
Права человека: история и современность Содержание 1. План 1.1. Генезис представлений о правах человека 1.1.1. Развитие права в России до XIX века 1.2. Современное понимание прав человека, их типология 1.3. Россия и права человека Заключение Список литературы
План 1. Генезис представлений о правах человека. 2. Современное понимание прав человека, их типология. 3. Россия и права человека.
Генезис представлений о правах человека Теорий происхождения государства и права много. Они нередко противоречат друг другу и не содержат однозначных ответов на сложные вопросы. Почти каждая из существующих теорий, объясняющих появление государства и права, помогает осмыслить проблему. Государство и право теснейшим образом взаимосвязаны. В самом общем виде эта взаимосвязь заключается в том, что государство (его соответствующие органы) формирует (принимает) законы и гарантирует их реализацию, а право закрепляет обязательные правила деятельности органов государства, поведения его должностных лиц. Основные теории происхождения государства и права: · теологическая; · патриархальная; · договорная; · теория насилия; · органическая; · психологическая; · расовая; · материалистическая (марксистская). Самая ранняя из этих теорий — теологическая. Она обосновывает Божественное происхождение государства и права и непосредственно связана с религиозными представлениями о возникновении мира. Если Бог сотворил мир, то Его произволением созданы и государство, и законы. В средние века эту теорию разрабатывал ученый-богослов Фома Аквинский (1225—1274). Патриархальная теория, развивавшаяся еще Аристотелем (384—322 гг. до н.э.), соотносит государство с семьей. Государство появляется из разросшейся семьи. В семье глава — отец, в государстве — монарх, который обязан заботиться о своих подданных, как хороший отец призван опекать чад и домочадцев. Монархическая государственная власть имеет Божественное происхождение. Наиболее известные создатели и приверженцы теории договора — Г.Гроций (1583—1643), Б.Спиноза (1632—1677), Т.Гоббс (1588—1679), Д.Локк (1632—1704), Ж.-Ж.Руссо (1712—1778), в России — А.Н.Радищев (1749—1802). Эта теория трактует государственную власть как следствие объединения людей, заключивших между собой добровольное соглашение (договор). Отвергается идея Божественного происхождения государства и права, они рассматриваются как продукты воли и деятельности людей. В результате заключения договора люди передали властителям часть своих естественных (прирожденных) прав, а государство обязалось охранять собственность и безопасность граждан и страны. Вследствие этого государственная власть приобретает законную силу и оказывается принадлежностью всего народа. Если такая власть нарушает договор с народом, последний имеет право ее свергнуть. Теория насилия, сформулированная в трудах некоторых историков XIX в., существует в различных вариантах. Государственная власть, согласно этой теории, возникает в результате военно-политических событий, завоевания одних племен, народов другими. Для господства над побежденными и создается специальный аппарат принуждения — государство. А само завоевание одних народов другими есть подчинение слабых сильным. Это — вечный закон природы. Приверженцы этой теории чаще всего абсолютизируют роль насилия в истории и игнорируют другие пути образования государств. Органическая теория изложена в трудах Платона (428 или 427 — 348 или 347 гг. до н.э.), Аристотеля, Г.Спенсера (1820—1903) и других мыслителей. Структура и функции государства сопоставляются с соответствующими признаками живого организма, тела. Аристотель, например, полагал, что существование человека вне государства так же невозможно, как невозможно существование рук и ног, отнятых от тела. Г.Спенсер сравнивал людей внутри государства с клетками живого организма. Государства развиваются, эволюционируют так же, как это происходит с органическими существами. Если какие-то клетки организма больны, ослабляется весь организм. То же и с государством: его сила и крепость всецело зависят от душевного и физического здоровья граждан. Психологическая теория существует с середины XIX в. В России ее наиболее заметным приверженцем был Л.Петражицкий (1867—1931). Она сводится к объяснению государственных и правовых механизмов особыми психологическими переживаниями и потребностями людей, например, стремлением к власти, потребностью жить в организованном обществе. Утверждается, что одним людям свойственно властвовать, а другим — подчиняться. Государство и законы рассматриваются как средство усмирения изначально присущих индивидам агрессивных влечений. Расовая теория исходит из деления людей на “высшую” и “низшую” расы — расы хозяев и рабов. Качества тех и других, определяющие их “статус”, являются якобы прирожденными. Один из создателей расовой теории Ж.Гобино (1816—1882) считал, что на протяжении веков представителями высшей расы были европейцы (арийцы, т.е. народы, принадлежащие к индоевропейской языковой общности). Вульгарный вариант этой теории широко использовали в своей пропаганде нацисты и фашисты. В нашей стране долгие годы главенствовала материалистическая (марксистская) теория, считавшаяся единственно верной. Ее авторы — К.Маркс (1818—1883), Ф.Энгельс (1820—1895), В.И.Ульянов-Ленин (1870—1924) и другие. В соответствии с их воззрениями, главная причина возникновения государства и права связана с экономическими отношениями. По мере развития последних человечество переходило от родоплеменного строя к государственному, от обычаев к законам. Расслоение общества на богатых и бедных породило и его разделение на властителей и зависимых. Общество оказалось расколото на классы, что в конце концов обусловило необходимость появления государства и законов, охраняющих интересы господствующих классов (эксплуататоров). Государство, с точки зрения марксистов, есть порождение непримиримости классовых противоречий. После того как будут ликвидированы эксплуататорские классы (помещиков, капиталистов и т.д.), необходимость в государстве отпадет. Попытаемся резюмировать приведенные выше соображения о происхождении государства и права. Как появились законы и государство? Одно можно сказать с полной уверенностью: произошло это, конечно же, не в один год и даже не в одно столетие. При первобытнообщинном строе производительность труда была низкой, собственность — по преимуществу общественной, а труд — коллективным. Социальные отношения стабилизировал обычай. Не было необходимости в государстве и праве. Они стала возникать по мере усложнения общественных отношений. Возникла необходимость в “третьей силе”, которая была бы способна рассудить участвующие в различных конфликтах стороны. Такой силой стало государство. Оно заменило родовую организацию, которая основывалась на господстве обычая. Население в государстве разделяется не по родовому признаку, а по территориальному. Появляется особая группа людей, которая занимается именно тем, что управляет, используя для подчинения непокорных тюрьмы, специальные отряды вооруженных людей, регулярное войско и т.д. А всё население платит налоги на содержание этой особой группы людей, полиции, войска и т.д. Самые мудрые из правителей формулируют законы, нередко подчеркивая при этом (для придания им большего авторитета) их божественное происхождение.
Популярное: Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас... Почему стероиды повышают давление?: Основных причин три... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (239)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |