Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Педагогическая наука с Февральской революции до начала Великой Отечественной войны



2019-12-29 270 Обсуждений (0)
Педагогическая наука с Февральской революции до начала Великой Отечественной войны 0.00 из 5.00 0 оценок




Теоретическая разработка проблем организации школьного дела, образования, обучения и воспитания была сконцентрирована преимущественно в рамках деятельности научно-педагогической секции ГУСа, созданной в 1921г. и возглавлявшейся Н.К. Крупской.

К работе в этой секции были в той или иной степени привлечены все наиболее теоретически мыслящие педагоги того времени, достаточно молодые и готовые сотрудничать с Наркомпросом на основе марксистско-ленинской идеологии.

После гражданской войны советский народ приступил к мирному строительству. В стране, разоренной длительной войной и иностранной интервенцией, надо было восстановить и реконструировать промышленность, всемерно развить производительные силы, поднять сельское хозяйство, организовать нормальную работу транспорта, наладить торговлю, одеть и накормить голодное и раздетое население. Все свои финансовые ресурсы государство должно было вкладывать в народное хозяйство — без поднятия производительной мощи страны не могло совершаться дальнейшее развитие культуры. Но в то же время возрождающаяся социалистическая промышленность нуждалась в хорошо подготовленных специалистах и квалифицированных рабочих. Культурные люди требовались и поднимающейся деревне.

В. И. Ленин во всех своих выступлениях, относящихся к этому времени, с особой остротой ставил вопрос о необходимости подъема культуры. Он считал необходимым изменить задачи и характер работы школы в соответствии с новыми задачами, вставшими перед Советской республикой, “не в том смысле, чтобы изменились самые основы и направление преподавания, а в том, чтобы приспособить характер деятельности к переходу на мирное строительство с широким планом промышленного и экономического преобразования страны.

В начале рассматриваемого периода в РСФСР была следующая школьная система: школа первой ступени — 4 класса (для детей 8—12 лет); школа-семилетка—7 классов (для детей 8—15 лет); школа-девятилетка—9 классов (для детей 8—17 лет). На Украине и в Белоруссии после школы-семилетки подростки могли поступить в техникум, VIII и IX классы общеобразовательной школы были преобразованы в начальные курсы техникумов и других профтехнических учебных заведений. С 1924 г. в РСФСР VIII— IX классы школ второй ступени тоже стали профессионализироваться и готовить учащихся к практической деятельности.

Однако, руководствуясь марксистско-ленинской теорией, директивными указаниями Коммунистической партии о школе, советские учителя с материалистических позиций и более широко освещали явления природы и человеческого общества; детей стали обучать использовать получаемые знания в практической жизни. В школах применялись методы и приемы учебной работы, которые способствовали развитию самостоятельности. и активности учащихся, воспитывали у них любовь к родному краю, к труду и трудящимся. Часто проводились экскурсии, наблюдения, организовывались практические работы учащихся в поле, на огороде, в саду. Но в методах учебной работы имели место ошибки и заблуждения: пропагандировался и кое-где в средних школах стал применяться так называемый Дальтон-план, созданный в США для достижения буржуазных целей воспитания.. Введение в советскую школу дальтоновского лабораторного плана вело к разрушению классно-урочной системы организации учебных занятий, к ликвидации уроков, к снижению эффективности учебных занятий и руководящей роли учителя, к нарушению важнейших принципов коммунистического воспитания школьников, к обезличке в учете знаний учащихся и т. п.

Социалистическое строительство в стране, применение в широких масштабах передовой техники и сложных машин и агрегатов требовали повышения культурного уровня рабочих и крестьян, прочного овладения ими основами наук, особенно математикой, физикой, химией, биологией. Задача введения всеобщего обязательного обучения стала неотложной.

Первоочередной задачей было повсеместное осуществление всеобщего обязательного начального обучения, введение всеобщего семилетнего обучения в городах и рабочих поселках, повышение качества знаний учащихся.

Введение всеобщего обязательного начального обучения и ликвидацию неграмотности XVI съезд ВКП (б) (1930 г.) назвал боевой задачей партии на ближайший период. В стране развернулась культурная революция. В решении вопросов всеобуча активно участвовали комсомол, профсоюзы и вся советская общественность.

Быстрыми темпами шло развитие сети школ и увеличение численности учащихся. Об этом говорит следующая таблица . Число школ и учащихся в них по СССР.

Учебный год Школ Учащихся (в тыс.)
1927/28 118 558 11 466
1932/33 166 275 21 397
1937/38 168 404 29 562
1940/41 191 545 34 784

 

Расширение сети детских садов было одной из составных частей культурной революции, важнейшим условием, обеспечивающим советским женщинам возможность участвовать в общественной жизни и в строительстве социализма. Большую роль в деле увеличения числа дошкольных учреждений сыграло общественное движение (“дошкольный поход”).

Детские сады открывались прежде всего в городах и поселках, где имелись или строились крупные промышленные предприятия, в колхозах и совхозах, при машинно-тракторных станциях. На период сельскохозяйственных работ открывались летние детские площадки.

Использую зарубежный опыт, советские педагоги стремились использовать формы, способствующие укреплению связи школы с жизнью, с производством: положительно оценивались установки на развитие индивидуальных способностей учащихся, умение планировать учебный труд и самостоятельно работать, формы самоконтроля учащихся. Направленность учебного процесса на развитие активности и самостоятельности учащихся нашла отражение и в формах учета знаний. Так появились круговые тетради, групповые дневники, отчетные конференции, итоговые выставки и т. п. Все это использовалось в качестве средства контроля за деятельностью ученика и учителя.



2019-12-29 270 Обсуждений (0)
Педагогическая наука с Февральской революции до начала Великой Отечественной войны 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Педагогическая наука с Февральской революции до начала Великой Отечественной войны

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (270)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.008 сек.)