Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Глава 2. Совокупный спрос



2019-12-29 199 Обсуждений (0)
Глава 2. Совокупный спрос 0.00 из 5.00 0 оценок




 

Совокупный спрос — это модель, представ­ленная на рисунке в виде кривой, которая показывает различные объемы товаров и услуг, то есть реальный объем национального производства, который потре­бители, предприятия и правительство готовы ку­пить при любом возможном уровне цен. При прочих равных условиях, чем ниже уровень цен, тем боль­шую часть реального объема национального произ­водства захотят приобрести потребители внутри страны, предприятия, правительство, а также зару­бежные покупатели. И наоборот, чем выше уровень цен, тем меньший объем национального продукта они захотят купить. Таким образом, зависимость между уровнем цен и реальным объемом нацио­нального производства, на который предъявлен спрос, является обратной, или отрицательной.

      Обратная, или отрицательная, зависимость между уровнем цен и объемом национального производства отчетливо выражена на рисунке.

Причины такого от­клонения различны.

Такой характер кривой совокупного спроса определяется, прежде всего, тремя факторами:

1) эффектом процентной ставки;

2) эффектом материальных ценностей, или реальных кассовых остатков;

3) эффектом импортных закупок.

Эффект процентной ставки. Эффект процентной ставки предполагает, что траектория кривой сово­купного спроса определяется воздействием изменя­ющегося уровня цен на процентную ставку, а следовательно, на  потребительские расходы и инвести­ции. Точнее говоря, когда уровень цен повышается, повышаются и процентные ставки, а возросшие процентные ставки, в свою очередь, приводят к сокращению потребительских расходов и ин­вестиций.

Уточнение. Рассматривая кривую совокупного спроса, мы предполагаем, что объем денежной мас­сы в экономике остается постоянным.

Вывод. Более высокий уровень цен, увеличивая спрос на деньги и повышая процентную ставку, вызывает сокращение спроса на реальный объем национального продукта.

Эффект богатства. Второй причиной, определя­ющей нисходящую траекторию кривой совокупного спроса, является эффект богатства, или эф­фект реальных кассовых остатков. Де­ло в том, что при более высоком уровне цен ре­альная стоимость, или покупательная способность, накопленных финансовых активов — в частности, активов с фиксированной денежной стоимостью, таких, как срочные счета или облигации, — на­ходящихся у населения, уменьшится. В таком случае население реально станет беднее, и поэтому можно ожидать, что оно сократит свои расходы. И, наоборот, при снижении уровня цен реальная стоимость, или покупательная способность, материальных ценностей возрастет и расходы увеличатся.

Эффект импортных закупок. При повышении уровня цен эф­фект импортных закупок приводит к уме­ньшению совокупного спроса на отечественные то­вары и услуги. И наоборот, сравнительное уменьше­ние уровня цен в нашей стране способствует со­кращению нашего импорта и увеличению экспорта и тем самым увеличению чистого объема экспорта в совокупном спросе.

Изменения в уровне цен приводят к таким изменениям уровня затрат потребителей внутри страны, предприятий, правительства, зару­бежных покупателей, которые дают возможность прогнозировать изменения в реальном объеме наци­онального производства. Эго значит, что повыше­ние уровня цен, при прочих равных условиях, приве­дет к уменьшению спроса на реальный объем произ­водства. И наоборот, уменьшение уровня цен вызо­вет увеличение объема производства. Это соотношение представлено на графике как движение от одной точки до другой по стабильной кривой совокупного спроса. Однако если одно или несколь­ко "прочих условий" меняется, то смещается вся кривая совокупного спроса. Эти "прочие условия" называются неценовыми факторами со­вокупного спроса.

Чтобы понять, что приводит к изменениям в объеме национального выпуска, следует отличать изменения в объеме спроса на национальный продукт, вызванные изменениями в уровне цен, от изменений в совокупном спросе, вызванных изменениями одной или нескольких неценовых детерминант совокупно­го спроса.

Потребительские расходы. Потре­бители могут изменить характер закупок отечест­венных товаров независимо от изменений в уровне цен. В таком случае сместится вся кривая сово­купного спроса. Она сдвинется влево от AD1 к AD3, как показано на рисунке, когда потребители примут решение покупать меньше товаров, чем раньше, при данном уровне цен. И наоборот, кривая сместится вправо от AD1 к AD2, когда потребители примут решение увеличить объем закупок при дан­ном уровне цен.

Изменения одного или нескольких неценовых факторов могут изменить характер расходов потре­бителей и тем самым сместить кривую совокупного спроса. Как указано в таблице, такими фак­торами являются: благосостояние потребителя, ожидания потребителя, задолженность потребителя и налоги.

Благосостояние потребителя. Резкое уменьшение реальной сто­имости активов потребителей приводит к увеличе­нию их сбережений (к уменьшению покупок това­ров), как к средству восстановления их благосостояния. В результате сокращения потребительских расходов совокупный спрос уменьшается и кривая совокупного спроса смещается влево. И, наоборот, в результате увеличения реальной стоимости мате­риальных ценностей потребительские расходы при данном уровне цен возрастают. Поэтому кривая совокупного спроса смещается вправо.

Ожидание потребителя. Изменения в характере потребительских расходов зависят от прогнозов, которые делают потребители. Напри­мер, когда люди считают, что в будущем их ре­альный доход увеличится, они готовы тратить боль­шую часть своего нынешнего дохода. Следовате­льно, в это время потребительские расходы воз­растают (сбережения в это время уменьшаются) и кривая совокупного спроса смещается вправо, И наоборот, если люди полагают, что в будущем их реальные доходы уменьшатся, то их потреби­тельские расходы, а, следовательно, и совокупный спрос сократятся.

Точно так же массовое ожидание попои, полны инфляции увеличит сегодняшний совокупный спрос. Потому что потребитель может принять решение купить товары до повышения цеп. И наобо­рот, ожидание снижения цеп в ближайшем будущем приведет к уменьшению сегодняшнего потребления, то есть люди откажутся от части покупок, чтобы извлечь выгоду из будущего снижения цен.

Задолженность потребителя. Высо­кий уровень задолженности потребителя. Образовавшейся в результате прежних покупок в кредит, может заставить ею сократить сегодняшние рас­ходы, чтобы выплатить имеющиеся долги. Вследст­вие этого потребительские расходы сократятся, а кривая совокупного спроса сместится влево. И на­оборот, когда задолженность потребителя относи­тельно невелика, они готовы увеличить свои сегодняшние расходы, что приводит к увеличению сово­купного спроса.

Налоги. Уменьшение ставок подоходного на­лога влечет за собой увеличение чистого дохода и количества покупок при данном уровне цен. Это значит, что снижение налогов приведет к смещению кривой совокупного спроса вправо. С другой сторо­ны, увеличение налогов вызовет уменьшение потре­бительских расходов и смещение кривой совокуп­ного спроса влево.

Инвестиционные расходы. Инвестиционные рас­ходы, то есть закупки средств производства, явля­ются вторым неценовым фактором совокупною спроса. Уменьшение объемов новых средств производства, которые предприятия готовы приобрести при данном уровне цен, приведет к смещению кри­вой совокупного спроса влево. И наоборот, увеличе­ние объемов инвестиционных товаров, которые предприятия готовы купить, приведёт к увеличению совокупною спроса.

Процентная ставка. При прочих равных условиях, увеличение процентной ставки, вызванное любым фактором, кроме изменения уровня цен, приведет к уменьшению инвестиционных расходов и сокращению совокупного спроса. В данном случае мы не имеем в виду так называемый эффект про­центной ставки, который возникает в результате изменения уровня цен. Мы говорим об изменении процентной ставки вследствие, например, изменений объема денежной массы в стране. Увеличение де­нежной массы способствует уменьшению процент­ной ставки и тем самым увеличению капиталов­ложений. И наоборот, уменьшение денежной массы ведет к увеличению процентной ставки и сокраще­нию инвестиций.

Ожидаемая прибыль от инвестиций. Более оптимистические прогнозы на получе­ние прибылей на вложенный капитал увеличивают спрос на инвестиционные товары и тем самым сме­щают кривую совокупного спроса вправо. Напри­мер, предполагаемый рост потребительских расхо­дов может, и свою очередь, стимулировать инвестиции в надежде на будущие прибыли. И, наоборот, если перспективы на получение прибылей от будущих инвестиционных программ довольно туманны из-за ожидаемою снижения потребительских расхо­дов, то затраты на инвестиции имеют тенденцию к понижению. Следовательно, совокупный спрос то­же уменьшится.

Налоги с предприятий. Увеличение на­логов с предприятий приведет к уменьшению при­былей (после вычета налогов) корпораций от капи­таловложений, а, следовательно, и к уменьшению инвестиционных расходов и совокупного спроса. И наоборот, сокращение налогов увеличит прибыли (после вычета налогов) от капиталовложений и, воз­можно, увеличит инвестиционные расходы, а также подтолкнет кривую совокупного спроса вправо.

Технологии. Новые и усовершенствованные технологии имеют тенденцию к стимулированию инвестиционных расходов и тем самым к увеличе­нию совокупного спроса. Пример: последние дости­жения в высоко технологических областях микроби­ологии и электроники привели к созданию новых лабораторий и производственных мощностей для использования новых технологий.

Избыточные мощности. Увеличение из­быточных мощностей, то есть, наличного неисполь­зуемого капитала, сдерживает спрос на новые инвестиционные товары и потому уменьшает совокупный спрос. Попросту говоря, у фирм, работающих не на полную мощность, нет достаточного стимула, чтобы строить новые заводы. И наоборот, если все фирмы обнаруживают, что их избыточные мощности уменьшаются, они готовы строить новые заводы и покупать больше оборудования. Следова­тельно, инвестиционные расходы увеличиваются, и кривая совокупного спроса смещается вправо.

Государственные расходы. Стремление правительства покупать товары и услуги составляет третий неценовой фак­тор совокупною спроса. Увеличение государствен­ных закупок национальною продукта при данном уровне цен будет приводить к возрастанию совокуп­ною спроса до тех пор, пока налоговые сборы и процентные ставки будут оставаться неизменны­ми. И на­оборот, уменьшение правительственных расходов приведет к сокращению совокупного спроса. При­мер: сокращение государственных расходов на стро­ительство новых шоссейных дорог.

Расходы на чистый экспорт. Последним неценовым фактором совокупною спроса являются рас­ходы на чистый экспорт. Кривая со­вокупного спроса смещается и тогда, когда проис­ходят изменения в закупках товаров зарубежными потребителями независимо от уровня цен в нашей стране. Говоря о рычагах, сдвигающих сово­купный спрос, мы имеем в виду изменения в чистом экспорте, вызванные не изменениями в уровне цен, а другими факторами. Увеличение чистого экспорта (экспорт минус импорт), к которому привели эти "другие" факторы, смещает кривую совокупного спроса вправо. Логика этого утверждения такова. Во-первых, более высокий уровень экспорта создает более высокий спрос на товары за рубежом. Во-вторых, сокращение на­шего импорта предполагает увеличение внутреннего спроса на товары отечественного производства.

Какие неценовые факторы изменяют объем чи­стого экспорта? Это, прежде всего национальный доход зарубежных стран и валютные курсы.

Национальный доход других стран. Возрастание национального дохода ино­странного государства увеличивает спрос на наши товары и поэтому увеличивает совокуп­ный спрос в нашей стране. Почему? Когда уровень до­ходов в зарубежных странах повышается, то их граждане получают возможность покупать большее количество товаров как отечественного, так и зарубежного производства. Следовательно, наш эк­спорт увеличивается вместе с повышением уровня национального дохода у наших торговых партне­ров. Уменьшение национального дохода за рубежом имеет противоположный результат: чистый объем нашего экспорта сокращается, смещая кривую со­вокупного спроса влево.

Валютные курсы. Изменения курса рубля по отношению к другим валютам являются вто­рым фактором, который оказывает влияние на чис­тый экспорт, а, следовательно, и на совокупный спрос. Предположим, что цена иены в рублях возрастет. Это значит, что рубль обесценится по отношению к иене. То есть, если цена рубля в иенах падает, это значит, что курс иены повышается. В результате нового соотношения рубля и йены японские потре­бители смогут получить больше рублей за опреде­ленную сумму иен. А потребители в России получат меньше иен за каждый рубль. При таких обстоятель­ствах можно ожидать, что наш экспорт возрастет, а импорт уменьшится. Это означает увеличение чи­стого экспорта, которое, в свою очередь, приведет к увеличению совокупного спроса в РФ.

 

 



2019-12-29 199 Обсуждений (0)
Глава 2. Совокупный спрос 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Глава 2. Совокупный спрос

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (199)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.007 сек.)