Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Психология предъявления для опознания



2019-12-29 156 Обсуждений (0)
Психология предъявления для опознания 0.00 из 5.00 0 оценок




Предъявление для опознания – процессуальное действие, которое состоит в предъявлении опознающему какого-либо лица или предмета для установления их тождества или различия с ранее наблюдаемым объектом[4].

Как правило, опознаваемый объект должен быть предъявлен для опознания в группе с другими однородными объектами в количестве не менее трех. О результатах опознания составляется специальный протокол.

Предъявление для опознания может проводиться следователем, лицом, производящим дознание, и судом. В качестве опознающих могут выступать: потерпевший, свидетель, обвиняемый, подозреваемый.

Опознаваемыми могут быть: лица, трупы, предметы (например, вещи, орудия, транспортные средства), участки местности, строения и др.

Так как объекты, предъявляемые для опознания, могут быть самыми разнообразными, их группируют по видам. На основе этого в криминалистике предъявления для опознания подразделяют на следующие виды:

1) Предъявления для опознания лиц.

2) Предъявления для опознания трупов.

3) Предъявления для опознания предметов.

4) Предъявления для опознания животных.

5) Предъявления для опознания участков местности, помещений и др.

Процесс опознания сводится к сравнению образа объекта, хранящегося в памяти опознающего, с объектами, предъявляемыми следствием. Вывод, который получается в результате такого сравнения, сообщается следователю.

На процесс опознания влияет ряд факторов:

1) условия формирования образа объекта, воспринятого в связи с событием преступления:

• социально-психологические установки воспринимающего («вор», «бандит»);

• эмоциональное состояние субъекта (сильное волнение, аффект);

• физическое состояние субъекта (т.е. состояние его органов чувств, здоровья);

• неблагоприятные погодные и иные обстановочные условия (ночное время, ненастье и т.п.);

• кратковременность восприятия;

• значительное число объектов и т.д;

2) объективность восприятия и анализа информации об объектах, предъявленных следователем (это связано главным образом с условиями, в которых проводится опознание);

3) объективность вывода опознающего, который сообщается следователю.

При производстве опознания необходимо учитывать, что оно может быть осуществлено на основе зрительных, осязательных и слуховых ощущений.  Возможно, что опознание произойдет в результате сочетания информации, складывающееся из комплекса всех этих ощущений[5].

 

 

                                                     

 

Психология обыска

Обыск — принудительное следственное действие по обследованию объектов и отдельных граждан с целью отыскивания и изъятия скрытых предметов и документов, имеющих доказательственное значение для раскрытия преступления, обнаружения разыскиваемых лиц, а также трупов[6]. 

Основанием производства обыска является наличие достаточных данных полагать, что в каком-либо месте или у какого-либо лица могут находиться орудия преступления, предметы, документы и ценности, которые могут иметь значение для уголовного дела. Обыск производится на основании постановления следователя, санкционированное прокурором, или судебное решение (обыск в жилище производится на основании судебного решения, принимаемого в порядке, установленном статьей 165 УПК).

Виды обыска:

1. обыск в помещении, занимаемом отдельным гражданином (жилище);

2. обыск в помещении, занимаемом предприятием;

3. обыск участков местности;

4. личный обыск;

5. обыск транспортных средств.

Он заключается в принудительном обследовании помещений и сооружений, приусадебных участков, одежды и тела отдельных лиц в целях отыскания и изъятия, имеющих значение для дела объектов. Принудительный характер обыска и противоречие целей у лиц, принимающих в нем участие, обусловливают конфликтную ситуацию. Кроме того, для обыска характерно отсутствие постоянного диалога с лицом, располагающим необходимой информацией, отсутствие контакта (обыскиваемый часто уже в силу одной ситуации обыска склонен отрицательно относиться к следователю).

Все перечисленные выше факторы затрудняют получение следователем информации о месте нахождения спрятанных предметов, поэтому он должен использовать факторы, способствующие успеху обыска: подготовку к производству обыска, наблюдение и правильный анализ результатов этого наблюдения, ряд личностных качеств и навыков следователя, которые при производстве обыска могут способствовать его успеху.

Положительные или отрицательные результаты обыска нередко предопределяются подготовкой к этому следственному действию. Хорошая подготовка обеспечивает своевременное начало этого действия, планомерность его проведения, уверенность в успехе, которая возникает у его участников. Отсутствие подготовки или плохая подготовка могут привести к случайным, бессистемным поискам, нескоординированности действий обыскивающих и, в конечном счете — к чувству неуверенности в успехе.

В ходе подготовки к обыску следователю рекомендуется получить ответы на следующие вопросы:

• что следует искать. Как выглядят разыскиваемые предметы (форма, цвет, запах и т. д.);

• что представляет собой объект, который подлежит обыску, площадь объекта, рельеф объекта, его планировка, количество помещений, количество дверей и окон и их расположение, мебель и ее расположение и т. д.;

• кто кроме обыскиваемого может находиться на объекте в момент обыска;

• каково (искусственное или естественное) освещение объекта обыска;

• имеется ли на объекте телефон или другие средства связи (рация, звонок, селектор и т. п.);

• где могут находиться искомые предметы;

• кто будет производить обыск;

• какие технические средства и другие материалы следует взять с собой и т.д.

Чем подробнее следователь разработает план обыска и решит все организационно-тактические вопросы до его начала, тем меньше неожиданностей будет его подстерегать в момент производства обыска и тем больше шансов на успех при его проведении.

Один из приемов, обеспечивающих успех обыска, заключается в его внезапности для того, у кого он производится. Для этого необходимо:

• определить наиболее подходящее время для обыска;

• участникам обыска скрытно прибыть на место;

• внезапно проникнуть в помещение, подлежащее обыску[7].

Основной способ получения информации при обыске — наблюдение и анализ его результатов. При обыске следует наблюдать за всей обстановкой на объекте, за поведением и обыскиваемого, и обыскивающих. В последнем случае кроме самонаблюдения рекомендуется заранее договориться о наблюдении друг за другом «со стороны».

Особенно много информации может дать наблюдение за поведением обыскиваемого, которое определяется следующими факторами:

• находясь в такой ситуации, он прогнозирует свое будущее в зависимости от результатов обыска. Это обстоятельство, как правило, приводит обыскиваемого в состояние сильного эмоционального возбуждения, которое он обычно стремится скрыть;

• приближение обыскивающего к месту хранения искомых предметов (например, похищенных вещей) приводит к акцентированию в мозгу обыскиваемого тех очагов, которые связаны с событием преступления и его последствиями, и это обстоятельство не может не сказаться на поведении обыскиваемого.

При наблюдении за обыскиваемым следует обращать особое внимание на невербальные проявления его психического состояния (жесты, мимика, пантомимика, покраснения кожных покровов, тремор рук, бегающие глаза, суетливость и т.д.), которые часто являются индикатором приближения обыскивающего к опасному месту или удаления от него[8].

 

 

                                           4. Психология осмотра

Осмотр места происшествия — это неотложное следственное действие, состоящее в непосредственном восприятии следователем и другими участниками осмотра места происшествия в целях изучения обстановки, обнаружения, фиксации и изъятия следов и других вещественных доказательств, выдвижения и проверки версий о событии преступления, его механизме, участниках, а также решения других вопросов, которые могут иметь значение для правильного решения уголовного дела.

Цели осмотра места происшествия:

1) непосредственное изучение следователем материальной обстановки места происшествия для выяснения характера и обстоятельств расследуемого события;

2) обнаружение, фиксация, изъятие и оценка следов преступления и иных вещественных доказательств;

3) получение исходной информации для выдвижения общих и частных версий о механизме события, его участниках, о личности преступника и др.;

4) получение данных для организации розыска преступника по горячим следам и других оперативно-розыскных мероприятий.

Кроме того, при проведении осмотра необходимо установить обстоятельства, способствовавшие совершению преступлений.

Следователь исследует материальную обстановку места происшествия в двух состояниях — до и после происшествия. Первое состояние следователь устанавливает посредством допросов потерпевших, очевидцев, подозреваемых и обвиняемых, путем проведения экспериментов и самого осмотра места происшествия. Второе определяет посредством проведения осмотра, при котором он непосредственно наблюдает вредные результаты совершенного деяния. После анализа и сравнительного исследования обоих состояний места происшествия следователь будет в состоянии выявить изменения, которые были внесены в данную обстановку действиями преступника, механизм возникновения следов, месторасположение отдельных предметов, их причинную связь с расследуемым событием.

Осмотр места происшествия в принципе возможен при расследовании любого преступления.

Осмотр места происшествия — сложное следственное действие. Сложность его определяется прежде всего тем, что обстановка места происшествия не всегда остается неизменной после происшествия (она изменяется под влиянием метеорологических условий, в результате влияния фактора времени, в силу возможных действий лиц, первыми обнаруживших происшествие на месте, и т. п.).  Сложность осмотра состоит и в том, что приходится исследовать довольно часто значительное количество самых разнообразных объектов. Нередко осмотр длится в течение довольно продолжительного промежутка времени, что приводит к психической и физической усталости следователя и других участников осмотра.

Трудность осмотра может состоять и в том, что на его участников нередко оказывает влияние обстановка места происшествия (трагическая ситуация — обнаружение трупа, особенно трупа несовершеннолетнего, настроение толпы людей, окружающей место происшествия, и т. п.). Сложность осмотра часто определяется тем, что преступники при совершении преступления прибегают к различным инсценировкам, и распознать истинный характер их действий довольно сложно. Наконец, следователю нередко приходится осматривать незнакомые места, зачастую довольно отдаленные от расположения следственного подразделения, при этом могут возникнуть следующие непредвиденные трудности:

1. Производство осмотра места происшествия для следователя обычно совпадает с острым недостатком информации. Нередки случаи, когда в ходе осмотра места происшествия следователю необходимо получить ответ на главный вопрос: имело ли место событие преступления вообще?

2. Вопросы, которые ставит перед собой и пытается разрешить следователь в ходе осмотра места происшествия, имеют, как правило, комплексный характер. Следователь стремится установить, было ли совершено преступление (или произошел несчастный случай, самоубийство и т. п.), кто совершил преступление, когда, где и по каким причинам оно было совершено, каков механизм действия преступника и т.п.

3. Характерная особенность осмотра места происшествия — получение информации путем наблюдения за конкретной обстановкой места происшествия с последующим анализом результатов наблюдения.

4. Основным средством закрепления добытой в ходе осмотра информации является протокол осмотра, в котором вся собранная в результате наблюдения информация излагается в словесной форме.

5. К протоколу осмотра места происшествия нередко прилагаются фотографии, схемы, рисунки, вещественные доказательства, отражающие результаты осмотра в форме образов на уровне первой сигнальной системы.

6. В ходе осмотра места происшествия следователь получает информацию не от людей, а от вещей, и в этом отношении осмотр места происшествия является противоположностью допроса.

Обнаружение следов и других вещественных доказательств на месте происшествия — это очень сложный процесс. В большинстве случаев следователь сталкивается с неясной обстановкой, для которой может быть характерно наличие очевидных, бросающихся в глаза следов или очень малое их количество; кроме того, имеющиеся следы могут быть не видны.

Очень труден поиск микрочастиц — текстильных волокон, мелкого стекла, краски и лака, штукатурки, извести, шерстяных волокон, мелких остатков пищи, табака, пепла, окурков, почвы, различных микроорганизмов и т. п. Эти объекты мелки и очень легки, поэтому при осмотре следует тщательно следить за тем, куда ступает нога осматривающего. В помещениях следует закрыть окна и двери, так как сквозной ветер может унести микрочастицы. Собирать их следует с помощью липкой ленты или пылесоса.

Следователь должен тщательно анализировать обнаруженное, на основании установленных фактов строить версии о местах возможного оставления следов участниками происшествия, производить мысленный поиск этих следов.

Успех раскрытия большинства преступлений, совершенных в условиях неочевидности, в значительной степени зависит от своевременно и правильно выдвинутой версии. Здесь огромную роль играют такие профессионально важные качества следователя, как воображение, следственное мышление, интуиция.

Для успешного осмотра места происшествия рекомендуется решать три задачи в строгой последовательности.

Задача первая — собрать всю информацию, которая может иметь отношение к расследуемому событию. На этом этапе не следует ограничиваться сбором сведений под влиянием только одной версии.

  Вторая задача — проанализировать собранную информацию и на этой основе попытаться создать версии, которые бы объясняли произошедшее событие.

Задача третья заключается в сопоставлении каждой выдвинутой версии со всей обстановкой места происшествия, В ходе такого сопоставления должны быть объективно отмечены все противоречия (негативные обстоятельства).

Если при решении второй задачи нет возможности выдвинуть хотя бы одну достаточно обоснованную версию, следует признать, что следователь поторопился, и вернуться к решению первой задачи (сбору информации).

Если же при проверке каждой выдвинутой версии выявляются противоречия, необходимо вернуться вновь к решению сначала первой, а затем второй задачи.

Картина преступления (криминальная версия) порождает в голове следователя еще одну модель - план расследования, которая представляет собой также последовательность действий, связанных с поиском преступника[9].

 

Заключение

Из данной работы можно сделать вывод, что все вышеперечисленные  следственные действия в уголовном процессе играют немаловажную роль.

При проведении очной ставки следователь стремиться путём попеременного предоставления вопросов по поводу одних и тех же обстоятельств, устранить противоречивые показания и получения, правдивых от обоих лиц, участвующих в очной ставке. Цель очной ставки – устранение противоречий.

В ходе следственных действий нередко следователю приходится проводить процедуру предъявления для опознания. Предъявление для опознания даёт полное сходство с лицом, совершившим правонарушение, предметами, которые использовались в ходе преступления, и многие другие элементы преступления.  Предъявление для опознания является по некоторым делам единственным элементом, по средствам которого можно опознать лицо, совершившее преступления и иные предметы, проходящие по конкретному уголовному делу.

Не мало важным при проведении следственных действий, если появилась вероятность полагать, что в каком-либо месте или у какого-либо лица могут находиться орудия преступления, предметы, документы и ценности, которые могут иметь значение для уголовного дела, провести обыск. Обыск в помещении, учреждении при необходимости личный обыск подозреваемого, обвиняемого.

Данные следственные действия - очная ставка, предъявления для опознания, обыск, выемка не редко являются главным рычагом в поиски истины при расследовании уголовного дела.

                           

 

 

Список использованной литературы

 

1. Белкин Р. С. «Профессия – следователь» М. 1998 г.

2. Васильев В. Л. «Юридическая психология» 2005 г.

3. Еникеев М.И. «Основы общей и юридической психологии». Учебник для вузов. – М.: Юрист, 1996 г.

4. «Криминалистика» Под ред. В.А. Образцова. - М, 1999 г.

5. Столяренко А. М. «Прикладная юридическая психология» 2001 г.

6. СПС «Консультант Плюс» Научно-практический комментарий к УПК РФ ст. 193 Под общей редакцией Председателя Верховного Суда Российской Федерации доктора юридических наук, профессора В.М. Лебедева

 


[1] Белкин Р. С. «Профессия – следователь» М. 1998 г.

[2] Васильев В. Л. «Юридическая психология» 2005 г.

[3] Васильев В. Л. «Юридическая психология» 2005 г.

[4] Консультант Плюс Научно-практический комментарий к УПК РФ ст. 193 Под общей редакцией Председателя Верховного Суда Российской Федерации доктора юридических наук, профессора В.М. Лебедева

[5] Столяренко А. М. «Прикладная юридическая психология» 2001 г.

[6] Еникеев М.И. «Основы общей и юридической психологии». Учебник для вузов. – М.: Юрист, 1996 г.

[7] «Криминалистика» Под ред. В.А. Образцова. - М, 1999 г.

[8] Столяренко А. М. «Прикладная юридическая психология» 2001 г.

 

[9] Васильев В. Л. «Юридическая психология» 2005 г.



2019-12-29 156 Обсуждений (0)
Психология предъявления для опознания 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Психология предъявления для опознания

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (156)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.011 сек.)