Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Государственный финансовый контроль как средство решения проблемы финансовой безопасности России



2019-12-29 331 Обсуждений (0)
Государственный финансовый контроль как средство решения проблемы финансовой безопасности России 0.00 из 5.00 0 оценок




 

Проблему финансовой безопасности страны во многом решает эффективный ГФК экономических субъектов. ГФК экономических субъектов в аспекте обеспечения финансовой безопасности Российской Федерации должен быть организован в соответствии с общей стратегией обеспечения финансовой безопасности страны. Данная же стратегия должна включать в себя как минимум:

- разработку механизмов и мер идентификации угроз и их носителей;

- установление основных субъектов, или носителей, угроз (субъектов хозяйствования), механизмов их функционирования, критериев их воздействия на национальные экономическую и социально-политическую системы;

- разработку методологии прогнозирования, выявления и предотвращения возникновения факторов, обуславливающих угрозы финансовой безопасности, а также методологии проведения исследований по выявлению тенденций и возможностей развития таких угроз;

- определение объектов и предметов контроля за обеспечением финансовой безопасности страны;

- разработку системы количественных и качественных показателей, или индикаторов, финансовой безопасности как для отдельных стратегически важных для страны предприятий, так и для отраслей экономики (звеньев финансовой системы), а также для страны в целом (интегральные показатели);

- определение параметров показателей финансовой безопасности, разработку методики их определения, классификации и оценки, а также процедур мониторинга с соответствующим методическим, организационным, информационным и техническим обеспечением;

- формирование механизмов и мер финансово-экономической политики и институциональных преобразований, нейтрализующих или смягчающих воздействие негативных факторов;

- организацию адекватной системы органов контроля за финансовой безопасностью страны.

Направления же совершенствования ГФК экономических субъектов в аспекте обеспечения финансовой безопасности государства должны определяться в зависимости от специфики последних (как объектов ГФК).

Из наиболее важных направлений совершенствования контроля за иностранными деловыми партнерами российских предприятий в аспекте обеспечения финансовой безопасности страны следует отметить следующие:

- совершенствование контроля за монопольной скупкой акций стратегически значимых для России предприятий зарубежными организациями (особенно на вторичном рынке);

- совершенствование законодательства о соглашениях о разделе продукции (с точки зрения четкости механизмов контроля иностранных партнеров);

- разработку механизмов превентивного контроля иностранных организаций;

- совершенствование контроля финансово-хозяйственной деятельности иностранных организаций в России (контроля за операциями нерезидентов на фондовом рынке России и т.д.);

- разработку систем государственного контроля за привлечением и использованием средств иностранных заимствований и др.

Одним из важных средств обеспечение финансовой безопасности страны следует считать контроль привлечения и использования средств займов международных финансово-экономических организаций (МВФ, МБРР и др.).

Трудно переоценить важность займов международных финансово-экономических организаций (МФЭО) для укрепления российской экономики (особенно в условиях бюджетного дефицита), построения развитого рыночного хозяйства в нашей стране. Проблемы недостатка финансовых ресурсов для развития отечественного высокотехнологичного производства вопросы оптимизации привлечения и использования займов МФЭО становится все более актуальными. Вполне очевидно, что и привлекать и использовать займы МФЭО необходимо на основе принципов законности, целесообразности и эффективности.

Одной из существенных проблем сегодня является отставание в темпах использования средств по сравнению с темпами использования времени по предоставленным займам. Замедление же темпов расходования заимствованных средств влечет за собой дополнительные расходы по выплате комиссий МФЭО. Таким образом, привлечение и использование заемных средств должно обеспечиваться эффективным и действенным контролем ответственных государственных организаций и иных хозяйствующих субъектов, непосредственно участвующих в реализации проектов. При этом предварительный и текущий контроль должен осуществляться соответственно на стадии подготовки проектов и привлечения соответствующих займов и в процессе реализации проектов. Следует отметить, что отчеты органов ГФК свидетельствуют о том, что некоторые государственные органы, на которых в соответствии с законодательством РФ возложены функции контроля за привлечением и использованием займов МФЭО, не выполняют свои функции надлежащим образом, что в принципе способствуют многочисленным нарушениям при использовании займов и реализации соответствующих проектов.

Одно из наиболее ярко выраженных полей деятельности субгосударственных финансовых систем - разнообразные транснациональные бизнес-структуры (ТБС), включая транснациональные корпорации (ТНК), транснациональные банки (ТНБ) и т.п. Мощные экономические факторы (в первую очередь ТНК и ТНБ), действующие в глобальных масштабах, пытаются для облегчения своих целей завоевания экономического пространства “денационализировать” территорию государств. Это особенно характерно для сферы экономики и финансов.

В связи с этим контроль функционирования ТБС для финансовой безопасности страны приобретает особую важность. Для контроля ТБС необходимо установить определенные предметы и параметры контроля, разработать специальные модели, формулы и т.п. Например, направлениями контроля ТБС (кроме контроля многочисленных показателей их финансово-хозяйственной деятельности) с точки зрения их угроз финансовой безопасности государства могут быть:

- взаимодействие и взаимозависимость между различными ТБС, их конфигурация в “экономическом пространстве” государства;

- юридические адреса и наименования основных иностранных партнеров ТБС (связанных сторон), формы их взаимоотношений, финансовые между ними трансакции, гражданство членов советов директоров и т.п.;

- происхождение, циркуляция и трансформация инициируемых ими финансовых потоков (прямых и портфельных инвестиций, кредитов и т.д.), методы и результаты воздействия на национальную экономическую систему (включая вклад в теневой сектор);

- механизмы влияния ТБС на общество и государство (предоставление рабочих мест, воздействие рекламными и иными методами на общественную психологию, лоббирование в органах власти нужных государственных решений, тех или иных нормативно-правовых актов, скрытое финансирование политических и иных общественных структур и т.д.);

- логика их политики, их комбинации и чередование на экономическом “поле” страны и т.д.

При этом необходимо выявить основные ТБС (или их систему), способные оказывать влияние на макроэкономические показатели государства, установить их цели и стратегии. Все это позволяет в дальнейшем наладить системы ГФК за такими субъектами.

Одним из основных вопросов обеспечения финансовой безопасности России является формирование системы соответствующих контрольных органов.

В связи с широким спектром геофинансовых вопросов необходима именно система контрольных органов. Для системной координации работы по контролю за обеспечением финансовой безопасности целесообразно создать специальную службу - Центральное геоэкономическое управление (ЦГУ), которое будет осуществлять направление и координацию работы соответствующих подразделений спецслужб по сбору информации о состоянии финансовой безопасности Российской Федерации (внутри страны и за рубежом), а также ее обработку, учет, анализ и передачу в Совет Безопасности РФ для принятия соответствующих решений.

Возникает необходимость исследования и обоснования системы направлений деятельности Счетной палаты РФ. Необходимо направить деятельности по контролю за обеспечением финансовой безопасности Российской Федерации в ходе бюджетного процесса. В связи с этим в первую очередь представляется необходимой разработка соответствующей нормативно-правовой базы, где должны быть определены внутренние и внешние угрозы, а также критерии, на основании которых действия участников бюджетного процесса могут быть признаны наносящими ущерб финансовой безопасности Российской Федерации. Счетная палата РФ будет давать оценку соблюдению этих критериев и подготавливать соответствующие доклады парламенту (а также доводить информацию до широкой общественности). В то же время должны быть разработаны принципы раскрытия информации в отчетности органов исполнительной власти (отчетности о ведении финансово-хозяйственной деятельности, отчетности об использовании государственных финансовых ресурсов, заемных ресурсов международных организаций и т.д.), исходя из требований к обеспечению финансовой безопасности России. При этом Счетная палата РФ будет выражать также и свое аргументированное профессиональное мнение о существенности предъявляемой отчетности для оценки обеспечения финансовой безопасности.

Кроме этого, должна быть создана информационная система для всестороннего и объективного мониторинга хода бюджетного процесса, включающая выявление и прогнозирование внутренних и внешних угроз финансовой безопасности Российской Федерации. На основе получаемой информации должен разрабатываться комплекс оперативных мер и долгосрочных мер по противодействию негативным факторам, а также по предупреждению и преодолению возможных негативных последствий угроз.

Следует подчеркнуть, что основным фактором обеспечения финансовой безопасности страны в ходе бюджетного процесса должно являться полное доверие между федеральным Правительством и регионами, финансовые взаимоотношения которых должны быть построены на принципах законности, эффективности, целесообразности, прозрачности (или открытости для общества), баланса ответственности и ресурсов, реального согласования всех решений по аспектам, затрагивающим интересы регионов (по поводу уменьшения налоговой базы и т.д.).

 


Заключение

 

Существующая в стране система ГФК в полной мере не выполняет своего назначения и нуждается в серьезной реструктуризации. Сегодня органы государственной власти уделяют серьезное внимание вопросам совершенствования системы государственного финансового контроля в аспекте обеспечения финансовой безопасности РФ. Поскольку очевидно, что обязательным условием эффективного функционирования экономики и финансовой системы страны является наличие развитой системы контроля.

Примеров неэффективности организации и функционирования органов ГФК можно привести множество. На сегодняшний день трудно переоценить важность займов международных финансово-экономических организаций (МФЭО) для укрепления российской экономики (особенно в условиях бюджетного дефицита), построения развитого рыночного хозяйства в нашей стране. Все более актуальными становятся проблемы недостатка финансовых ресурсов для развития отечественного высокотехнологичного производства вопросы оптимизации привлечения и использования займов МФЭО; замедление темпов расходования заимствованных средств влечет за собой дополнительные расходы по выплате комиссий МФЭО; некоторые государственные органы, на которых в соответствии с законодательством РФ возложены функции контроля за привлечением и использованием займов МФЭО, не выполняют свои функции надлежащим образом, что в принципе способствуют многочисленным нарушениям при использовании займов и реализации соответствующих проектов; мощные экономические факторы (в первую очередь ТНК и ТНБ), действующие в глобальных масштабах, пытаются для облегчения своих целей завоевания экономического пространства “денационализировать” территорию государств; отсутствует система контрольных органов за обеспечением финансовой безопасности страны. Возникает необходимость исследования и обоснования системы направлений деятельности Счетной палаты РФ.

Все вышесказанное свидетельствует о том, что для того, чтобы ГФК в аспекте обеспечения финансовой безопасности РФ был действительно эффективным, необходимо проделать много важных и существенных преобразований:

- привлечение и использование заемных средств должно обеспечиваться эффективным и действенным контролем ответственных государственных организаций и иных хозяйствующих субъектов, непосредственно участвующих в реализации проектов;

- для контроля ТБС необходимо установить определенные предметы и параметры контроля, разработать специальные модели, формулы и т.п.;

- необходимо выявить основные ТБС (или их систему), способные оказывать влияние на макроэкономические показатели государства, установить их цели и стратегии;

- необходимо создать специальную службу - Центральное геоэкономическое управление (ЦГУ), которое будет осуществлять направление и координацию работы соответствующих подразделений спецслужб по сбору информации о состоянии финансовой безопасности Российской Федерации;

- необходимо направить деятельности Счетной палаты по контролю за обеспечением финансовой безопасности Российской Федерации в ходе бюджетного процесса;

- должна быть создана информационная система для всестороннего и объективного мониторинга хода бюджетного процесса, включающая выявление и прогнозирование внутренних и внешних угроз финансовой безопасности Российской Федерации;

Таким образом, если не уделять должного внимания проблемам ГФК, то вряд ли можно ожидать, что реформы в нашем государстве пойдут в правильном направлении, предотвратив бесконтрольность, казнокрадство, беспорядочность экономических решений и нарушения законодательства во многих сферах хозяйствования.


Литература

 

1) О мерах по обеспечению государственного финансового контроля в

РФ: Указ Президента РФ от 18.07.2001 N 87 - О признании утратившим силу пункта 5 указа Президента Российской Федерации от 25.07.1996 г. N 1095 // Российская газета. — 1996. — №11.

2) Бурцев, В.В. Концептуальные основы реформирования государственного финансового контроля в Российской Федерации в современных условиях / В.В. Бурцев // Аудит и финансовый анализ. - 2007. - №4.

3)Бурцев В.В. Построение современной системы государственного финансового контроля в свете необходимости укрепления Российской государственности / В.В. Бурцев // Менеджмент в России и за рубежом. - 2008. - №2.

4) Васильева, М.В. Финансовый контроль / М.В Васильева// Финансы и Кредит. - 2009. - №12.

5) Коробов, В.В. Финансовая безопасность в системе государственного финансового контроля / В.В. Коробов // Финансы и кредит. - 2009.- № 47.

6) Моданов, В.В. Роль государственного финансового контроля в обеспечении национальной безопасности Российской Федерации / В.В. Моданов. - М.: Изд-во ООО «ИД «РИПОЛ классик», 2006.

7) Моданов, В.В. Финансовый контроль в системе национальной безопасности / В.В. Моданов. - М.: Изд-во Вестник Международного «Института управления», 2006.

8) Шохин, С.О. Проблемы и перспективы развития финансового

контроля в Российской Федерации: учебник / С.О. Шохин. — М.: Финансы и статистика, 2007.

9) Шуляк, П.Н. Финансы: учебник / П.Н. Шуляк, Н.П. Белотелова. – М. : Издательско-торговая компания «Дашков и К», 2002. – 456 с.


Приложение 1

 

Рис.1. - Классификация органов ГФК в зависимости от характера их компетенции

Характеристика компетенции органов ГФК
Общая компетенция

 

Отраслевая компетенция

 

Межотраслевая компетенция

 

Специальная компетенция
Счетная палата РФ, Контрольно-отчетные палаты субъектов в РФ, Департамент ГФК и аудита Минифина РФ, Территориальные КРУ, ГКУ Президента РФ, органы ГФК при администрациях и др. (правительствах) субъектов РФ и др. Департамент страхового надзора Минифина РФ, Департамент инспектирования кредитных организаций Банка России, иные отраслевые органы ГФК МНС РФ, ФСНП России, органы федерального казначейства РФ, ГТК РФ, иные государственные комитеты и комиссии и др. Минимущество РФ, ФКЦБ России, ВЭК России, МАЛ РФ, ФСФО России, ФЦПД России и др.

 


Приложение 2

 

Рис.2.- Принципиальная схема системы государственного финансового контроля во взаимосвязи ее элементов

Информационно-коммуникационная инфраструктура ГФК
Информационное обеспечение ГФК (статистическая, оперативная, плановая, учетная, отчетная, нормативно-справочная и др. информация, унифицированные и специальные системы документации, системы баз данных, информационно-аналитические технологии, подразделения обеспечения информацией и т.д.) Системы коммуникаций ГФК (процедуры взаимодействия между органы ГФК, координации их деятельности, совместное решение рабочих вопросов, обмен информацией, инициирование информационных потоков с соблюдением установленного порядка ее использования, механизмы взаимодействия с государственными и негосударственными организациями, общественностью)

 

Методологическая основа ГФК

 

Нормативно-правовая база, методическое обеспечение ГФК

 

Организационные структуры ГФК

 

Научно-исследовательская и учебная базы, кадровое обеспечение ГФК

 

Материально-техническое и финансовое обеспечение ГФК
Определение понятий, сущность, значение, функции, цели, задачи, принципы, требования, классификация видов (по типам, формам, методам, субъектам, объектам, предметам и т.д.), критерии эффективности ГФК   Система нормативно-правовых актов, стандартизация, контрольные процедуры, оргмодели, методики, тесты, блок-схемы, органайзеры, контрольные анкеты и др. Структура системы органов ГФК, состав ЦО, их статус, разграничение направлений деятельности, порядок их взаимосвязей Научно-исследовательские и учебные учреждения (центры, институты и т.д.), программы, курсы, кадры ГФК Финансовые ресурсы, техника и технология (включая электронную), помещения и т. д.

 



2019-12-29 331 Обсуждений (0)
Государственный финансовый контроль как средство решения проблемы финансовой безопасности России 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Государственный финансовый контроль как средство решения проблемы финансовой безопасности России

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (331)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.009 сек.)