Влияние дидактических игр и упражнений на развитие словаря
Дидактическая игра – один из методов активизации словаря детей. Каждая дидактическая игра имеет свое программное содержание, например, закрепляет знания о цвете, пространстве, времени, счете и т. д. В связи с этим в программное содержание игры входит и определенная группа слов, которую должен усвоить ребенок. Воспитатель обращает внимание детей на точность их ответов, добиваясь активизации намеченных слов. В дидактической игре можно косвенным путем добиться активности всех ее участников, давать по ходу игры задания (сказать хором, спеть песню, вспомнить загадку о предмете и т. п.). В конце игры особого вывода делать не следует; оценивать то, как она прошла, не обязательно. «Программа воспитания в детском саду» рекомендует для каждой группы основную тематику дидактических игр, способствующих закреплению словаря. Содержание игр раскрыто в многочисленных сборниках. Дидактическая игра применяется для закрепления знаний об окружающем и соответствующего словаря, тренировки речевых умений и навыков (построить фразу, изменить слово, составить рассказ и т.д.) В некоторые из тех игр, с которыми детей знакомят на занятиях (типа «Черное и белое», «Наоборот» и др.), они со временем начинают играть самостоятельно. Более сложные дидактические игры, требующие четкой роли ведущего («От какого растения лист?», «Летает – плавает», «Угадай кто это?»), воспитатель организует сам. Детям нужно предоставлять для самостоятельного пользования настольные дидактические игры, в том числе и спортивные, которые способствуют усвоению специальных выражений, приучают к сдержанной разговорной речи. Следует учить старших детей толково, обстоятельно объяснять правила игры товарищам, которые с ними не знакомы; организовывать общие разговоры – воспоминания об играх. Все это хороший путь к развитию речи. 1
Конспект занятия. Тема занятия: «Поможем Незнайке». Задачи: 1. продолжать учить детей проводить фонетический разбор слов; 2. закрепить умение различать твёрдость и мягкость согласных; составлять схему предложения, определять первое, второе, третье слово в нём; 3. формировать умение понимать учебную задачу и выполнять её самостоятельно; 4. развивать внимание, логическое мышление; воспитывать дружелюбное отношение друг к другу, умение слушать других Оборудование: мешочек с запиской, клубок, фланелеграфы, конверт с письмом, дидактические игры «Чудесный мешочек», «Узнай животное», «Узнай по запаху», схема слова, кукла Незнайка. Ход занятия. Дети сидят на стульчиках полукругом. Воспитатель: Ребята, я хочу рассказать вам о случае, который произошёл со мной сегодня утром. Когда я шла в детский сад, то на высоком тополе увидела ворону. У неё в клюве был какой-то мешочек. И как только я подошла ближе к дереву, ворона громко каркнула, и мешочек упал прямо к моим ногам. Я подняла его и посмотрела, что в нём. И вот, что я увидела. (Воспитатель достаёт записку с каракулями). Видите, ребята, какая-то бумажка с непонятными буквами. Из всех букв я узнала только одну, написанную внизу. А вы узнали эту букву? Дети: Это буква «Н» Воспитатель: А как вы думаете, что она может обозначать? (Дети рассуждают) Воспитатель: Может быть, это первая буква чьего-либо имени? Какие имена вы знаете, которые начинались бы на звуки «Н» и «Нь»? (Дети отвечают) Воспитатель: А имя нашего друга, Незнайки, с какого звука начинается? Дети: Со звука «Нь» Воспитатель: Ребята, мне кажется, это Незнайка прислал нам такую записку. Ведь он кроме буквы «Н» никакой другой не знает. Но непонятно, что он хотел нам написать? Ребята, в мешочке есть ещё клубочек (Воспитатель достаёт клубок). Смотрите, он прямо выпрыгивает из моих рук. Идёмте скорее за ним. Он нас куда-то зовёт. (дети подходят к первому фланелеграфу. На нём стоит конверт. Воспитатель берёт его). Воспитатель: Ребята, смотрите, здесь какое-то письмо. Сейчас я его прочитаю: «Вы найдёте своего друга, если справитесь с моими заданиями. Я хочу узнать, знаете ли вы звуки, буквы, умеете ли читать, составлять схемы предложений. Поспешите! Баба Яга!» Ребята, коварная Баба Яга приготовила нам задания, с которыми нам обязательно нужно справиться. Нам нужно быть очень внимательными, иначе с Незнайкой может случиться беда. Вы готовы помочь ему? Тогда давайте посмотрим, что же это за задания? Задание 1. Дидактическая игра «Чудесный мешочек». Отгадайте что лежит в мешочке и опишите какой это предмет. (В мешочке лежат предметы разные по форме, изготовленные из разного материала и с разным качеством поверхности.) Задание 2. Соедините слово со схемой, к которой оно подходит. (Слова: КОТ МЕЛ ЛИСА). (К слову ЛИСА нет схемы. Одна схема не подходит ни к какому слову). Воспитатель: Ребята, а давайте выложим схему к слову ЛИСА. (Каждый ребёнок самостоятельно выкладывает схему. Затем один у доски делает звукобуквенный анализ слова). Задание 3. Дидактическая игра «Узнай по запаху». (В коробочках с отверстиями в крышках приготовлены свеженарезаные фрукты и овощи: апельсин, лимон, огурец, чеснок, лук. Предложить по запаху узнать фрукт или овощ и назвать его.) Задание 4. Дидактическая игра «Узнай животное» – упражнять в умении распознавать животное по его частям. Воспитатель: Со всеми заданиями мы справились, а где Незнайка – так и не узнали. Может быть, клубочек нам подскажет? Смотрите, он снова зовёт нас за собой. (Дети находят ещё одно задание) Задание 5. Выложите первую букву своего имени. Дети из ниток выкладывают буквы. Воспитатель: Ну что же, ребята, клубочек больше никуда не катится. Значит, Незнайка где-то здесь. Давайте поищем его. (Дети ищут и находят Незнайку) Воспитатель от имени Незнайки: «Ребята, как я рад вас видеть!». Воспитатель: А что случилось? Незнайка: Я заблудился в лесу и попал к Бабе-Яге. Мне удалось послать вам записку. Вы прочитали её? Воспитатель: Нет, Незнайка, как же мы можем её прочитать? Ведь там одни каракули. И чтобы найти тебя, ребятам пришлось немало потрудиться. Баба Яга приготовила нам трудные задания, но дети справились с ними. Они придумывали слова со звуками «Н» и «Нь», составляли схемы слов, предложений, находили лишнее слово, выкладывали первую букву своего имени. Незнайка: Я тоже хочу всему этому научиться. Воспитатель: оставайся у нас, и ребята всему тебя научат! Заключение
В дошкольном возрасте ребенок должен овладеть таким словарем, который позволил бы ему общаться со сверстниками и взрослыми, успешно обучаться в школе, понимать литературу, телевизионные и радиопередачи и т.д. Развитие словаря понимается как длительный процесс овладения словарным запасом, накопленным народом в процессе его истории. Прежде всего, бросаются в глаза количественные изменения в словаре ребенка. В 1 год малыш активно владеет 10–12 словами, а к 6 годам его активный словарь увеличивается до 3–3,5 тысяч. Говоря о качественной характеристике словаря, следует иметь в виду постепенное овладение детьми социально закрепленным содержанием слова, отражающим результат познания. Этот результат познания закрепляется в слове, благодаря чему осознается человеком и передается в процессе общения другим людям. В силу наглядно-действенного и наглядно-образного характера мышления ребенок овладевает прежде всего названиями наглядно представленных или доступных для его деятельности групп предметов, явлений, качеств, свойств, отношений, которые отражены в словаре детей достаточно широко. В дошкольном возрасте игра становится ведущим видом деятельности, но не потому, что современный ребенок, как правило, большую часть времени проводит в развлекающих его играх, – игра вызывает качественные изменения в психике ребенка. Настоящее игровое действие будет происходить только тогда, когда ребенок под одним действием подразумевает другое, под одним предметом – другой. Игровое действие носит знаковый (символический) характер. Именно в игре наиболее ярко обнаруживается формулирующаяся знаковая функция сознания ребенка. Ее проявление в игре имеет свои особенности. Игровые заместители должны давать возможность действовать с ними так, как с замещаемым предметом. Поэтому, давая свое название избранному предмету-заместителю и приписывая ему определенные свойства, ребенок учитывает и некоторые особенности самого предмета-заместителя.
Список используемой литературы:
1. Алексеева М.М., Яшина В.И. Речевое развитие дошкольников – М.: Издательский центр «Академия», 1999. 2. Бондаренко А.К. Дидактические игры в детском саду: Кн. Для воспитателя дет. сада. – 2‑е изд., дораб. – М.: Просвящение, 1991. 3. Бондаренко А.К. Словесные игры в детском саду. Пособие для воспитателя детского сада. М., Просвящение, 1974. 4. Бородич А.М. Методика развития речи детей: Учеб. Пособие для студентов пед. инст. – М.: Просвящение, 1981. 5. Губанова Н.Ф. Игровая деятельность в детском саду. Программа и методические рекомендации. – М.: Мозаика-Синтез, 2008. 6. Мухина В.С. Детская психология. – М.: ООО Апрель Пресс, ЗАО Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2000. 7. Развитие речи детей дошкольного возраста: Пособие для воспитателя дет. сада. / Под ред. Сохина Ф.А. – М.: Просвящение, 1979.
Популярное: Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация... Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение... Почему стероиды повышают давление?: Основных причин три... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (197)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |