Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Психоанализ литературы



2019-12-29 152 Обсуждений (0)
Психоанализ литературы 0.00 из 5.00 0 оценок




Психоанализ в XX веке широко применялся при анализе литературного творчества, понимаемого как проявление неосознанных влечений автора. Ему близки методы патографического анализа литературы и психиатрического литературоведения.

 

9. Педагогические идеи Яна Амоса Коменского

 

Ян Амос Коменский был основоположником педагогики нового времени. В его теоретических трудах по вопросам обучения и воспитания детей рассмотрены все важнейшие педагогические проблемы.

Отличительной чертой педагогических воззрений Ян Амоса Коменского было то, что он рассматривал воспитание в качестве одной из важнейших предпосылок установления справедливых и дружественных отношений между людьми и народами. Также во всем учении Коменского прослеживается его гуманистический подход к человеку, к образованию. Основные положения его учения, такие как принцип природосообразности, дидактические принципы, семейная педагогика, рассматриваются в данной работе.

Принцип природосообразности

Одним из важнейших положений Коменского, на котором стоят многие утверждения его педагогики, является принцип природосообразности.

На основании принципа природосообразности, Ян Коменский создает грандиозный и по современным масштабам проект воспитания человека о рождения до двадцати четырех лет. Проект был ориентирован на идею "учить всех всему" - на рациональную организацию "массовой школы".

Опираясь на принцип природосообразности, Коменский представил время взросления человека как четыре этапа по шесть лет каждый и определил для каждого этапа задачи.

Исходя из природы человека, он выделяет следующие этапы:

 

 детство - от рождения до 6 лет включительно
отрочество - от 6 до 12 лет
юность - от 12 до 18 лет
возмужалость - от 18 до 24 лет

 

В основу этого деления он кладет возрастные особенности: детство характеризуется усиленным физическим ростом и развитием органов чувств; отрочество - развитием памяти и воображения с их исполнительными органами - языком и рукой; юность, помимо указанных качеств, характеризуется более высоким уровнем развития мышления; возмужалость - развитием воли и способностью сохранять гармонию.

Для каждого из этих возрастных периодов, следуя характерным возрастным особенностям (природе ребенка), Коменский намечает особую ступень образования.

Процессуальная сторона обучения у Коменского выражается в поиске "естественного (природосообразного) метода", который ориентирован на целостную личность ученика, на мотивационную сферу, на разностороннюю работу интеллекта, на "живое знание", а не традиционную "книжную ученость", которую ученик брал памятью и напряжением воли.

Гуманизм и нравственное воспитание в трудах Яна Коменского.

Задачей каждого христианского государства, утверждал Коменский, должна стать "всеобщее образование юношества". Главное для него - избежать "соблазна" исторических условий того времени: низведения человека до его сословного облика, до орудия национально-государственных и религиозных интересов и целей, а его воспитания - до подготовки человека к выполнению его сословных ролей, социальных функций.

В концепции Коменского человек помещен в "микромир", наделен властью над вещами и ответственностью за свою деятельность в "микромире".

Педагогическая система Коменского оптимистична, пронизана светом веры в возможности человека и возможности воспитания, в перспективы разумного "общежития человеческого", объединения "возвышенных, мужественных, великодушных людей".

В общем, педагогическую систему Коменского возможно представить как гуманистическую модель педагогического процесса, цель которого является ценностно-направленное и целостное развитие природных сил и способностей растущего человека.

Дидактические принципы Яна Коменского

В педагогической литературе различают дидактические (общие) принципы обучения и методические (частные) принципы обучения:

1) принцип сознательности и активности;

2) принцип наглядности;

3) принцип постепенности и систематичности знаний;

4) принцип упражнений и прочного овладения знания и навыками.

Итак,

1) Принцип сознательности и активности

Этот принцип предполагает такой характер обучения, когда учащиеся не пассивно, путем зубрежки и механических упражнений, а осознанно, глубоко и основательно усваивают знания и навыки. Там, где отсутствует сознательность, обучение ведется догматически и в знании господствует формализм.

Воспитание активности и самостоятельности в обучении Коменский считает важнейшей задачей: "Необходимо, чтобы все делалось посредством теории, практики и применения, и притом так, чтобы каждый ученик изучал сам, собственными чувствами, пробовал все произносить и делать и начинал все применять. У своих учеников я всегда развиваю самостоятельность в наблюдении, в речи, в практике и в применении, как единственную основу для достижения прочного знания, добродетели, и, наконец, блаженства".

2) Принцип наглядности

Коменский определял наглядность и ее значение следующим образом:

1) "Если мы желаем привить учащимся истинное и прочное знание вещей вообще, нужно обучать всему через личное наблюдение и чувственное доказательство".

2) "Поэтому школы должны предоставлять все собственным чувствам учащихся так, чтобы они сами видели, слышали, осязали, обоняли, вкушали все, что они могут и должны видеть, слышать и т.д., они избавят, таким образом, человеческую природу от бесконечных неясностей и галлюцинаций..."

3) То, что нужно знать о вещах, должно быть "преподаваемо посредством самих вещей, т.е. должно, насколько возможно, выставлять для созерцания, осязания, слушания, обоняния и т.п. сами вещи, либо заменяющие их изображения".

4) "Кто сам однажды внимательно наблюдал анатомию человеческого тела, тот поймет и запомнит все вернее, чем, если он прочтет обширнейшие объяснения, не видав всего этого человеческими глазами".

Учебный эффект всякого наблюдения зависит от того, насколько учитель сумел внушить учащемуся, что и для чего он должен наблюдать, и насколько ему удалось привлечь и сохранить его внимание на протяжении всего процесса обучения.

3) Принцип постепенности и систематичности знаний

Последовательное изучение основ наук и систематичность знаний Коменский считает обязательным принципом обучения.

Первое требование Коменского состоит в том, чтобы был установлен точный порядок обучения во времени, поскольку "порядок - душа всего".

Второе требование касается соответствия обучения уровню знаний учащихся и чтобы "вся совокупность учебных занятий должна быть тщательно разделена на классы".

Третье требование касается того, чтобы "все изучалось последовательно с начала и до завершения".

Четвертое требование – "подкреплять все основания разума - это значит, всему учить, указывая на причины, т.е. не только показывать, каким образом что-либо происходит, но также показывать, почему оно не может быть иначе. Ведь знать что-нибудь - это, значит, называть вещь в причинной связи".

Коменский формулирует ряд конкретных указаний и дидактических правил для реализации этих требований.

1. Занятия должны быть распределены таким образом, чтобы на каждый год, каждый месяц, день и час были поставлены определенные учебные задачи, которые должны быть заранее продуманы учителем и осознаны учащимися.

2. Эти задачи должны решаться с учетом возрастных особенностей, точнее говоря, соответственно задачам отдельных классов.

3. Один предмет следует преподавать до тех пор, пока он с начала и до конца не будет усвоен учащимися.

4. "Все занятия должны быть распределены таким образом, чтобы новый материал всегда основывался на предшествующем и укреплялся последующим".

5. Обучение "должно идти от более общего к более частному", "от более легкого - к более трудному", "от известного - к неизвестному", "от более близкого к более отдаленному" и т.д.

4) Принцип упражнений и прочного овладения знания и навыками

Показателем полноценности знаний и навыков являются систематически проводимые упражнения и повторения.

Коменский же ввел в понятия упражнения и повторения новое содержание, он поставил перед ними новую задачу - глубокое усвоение знаний, основанное на сознательности и активности учащихся. Также большое внимание Коменский требует уделять физическому воспитанию учащихся.

Коменский разработал такие требования для принципа обучения и повторения:

1. "Правила должны поддерживать и закреплять практику"

2. "Ученики должны делать не то, что им нравится, но то, что им предписывают законы и учителя".

3. "Упражнения ума будут происходить на специальных уроках, проводимых по нашему методу".

4. "Каждая задача прежде иллюстрируется и объясняется, причем от учеников требуется показать, поняли ли они ее и как поняли. Хорошо также в конце недели устраивать повторения".

Из этих положений видно, что Коменский упражнение и повторение полностью подчиняет задаче сознательного и прочного усвоения знаний учащимися. С этой точки зрения многие предложенные им правила поныне сохраняют свое теоретическое и практическое значение.

Семейное воспитание в педагогике Коменского

Воспитанию в семье Коменский придает огромное значение. "Показав, что райские растеньица - христианское юношество - не могут расти наподобие леса, а нуждаются в попечении, следует рассмотреть, на кого же падает это попечение. Всего естественнее признать, что оно падает на родителей, чтобы те, кому дети обязаны жизнью, оказались и источником для них разумной нравственной и святой жизни".

Коменский ставит учителей на второе место после родителей. Следуя Платону и Аристотелю, основными добродетелями Коменский считал мудрость, умеренность, мужество и справедливость. И главными средствами их воспитания был пример родителей. Семья, по мнению Коменского, является главным средством нравственного воспитания.

Важной функцией семейного воспитания для Каменского является пробуждение и поддержание в детях стремления учиться. "Стремление к учению пробуждается и поддерживается в детях родителями, учителями, школой, самими учебными предметами, методом обучения и школьным начальством.

 

10. Назовите 2-3 проблемы современного российского образования

 

Работая над этим вопросом и пытаясь сформулировать свои мысли о сегодняшних проблемах образования, я перечитала много информации в Интернете. Я считаю, что одна из проблем – это нехватка квалифицированных специалистов. Наткнулась в Интернете с отчетом о прошедшем Брифинге Министра образования и науки Российской Федерации Фурсенко Андрея Александровича и была приятно удивлена, что мою мысль поддерживает сам министр: " … он отметил, что во всех странах, и в России в частности, образование не в полном объеме отвечает требованиям экономики. "Сегодня экономика ощущает катастрофический недостаток квалифицированных людей. Это ощущается во всем мире. Пока никакие меры не способны решить эту задачу", - сказал министр".

Еще я согласна с высказываниями Анны Валерьевны Архангельской (Кандидат филологических наук, доцент, заведующая учебной частью филологического факультета МГУ, заместитель ответственного секретаря приемной комиссии филологического факультета МГУ): "Почему люди меньше читают и почему люди стали читать менее осмысленно – это, мне кажется, два несколько разных вопроса. Меньше читают, наверное, прежде всего потому, что существуют более привлекательные формы времяпрепровождения. Особенно это касается детей. Вариативность, предлагаемую нынешней телепрограммой, не сравнить с тем, что было 20, а тем более 30 лет назад. Индустрия компьютерных игр усовершенствовалась настолько, что, сидя за монитором, можно конструировать собственные виртуальные миры. Книге сложно с этим конкурировать: в отличие от телевизора, чтение требует вдумчивости, а в отличие от компьютера – скорее навязывает тебе, чем подчиняется твоей воле. Любовь к чтению надо воспитывать с детства (и то бывает, что она проходит, например, под влиянием примера одноклассников), а сейчас родители заняты на работах, дети больше предоставлены сами себе…

Кроме того, жизнь становится быстрее. Чтение не терпит суеты, недаром идеал для человека читающего – уютное кресло или диван, плед, чашка чая, камин и много свободного времени. В метро трудно читать Достоевского (хотя не скажу, что совсем невозможно), вот и берут что-то попроще или предпочитают слушать плеер, а то и дремать.

Насчет осмысленного чтения – еще сложнее. Во-первых, этому надо учить. То есть, как минимум, предполагается, что родители обсуждают с ребенком каждую прочитанную им книгу. Предполагается, что в школе на уроках литературы учат интерпретировать художественный текст. Предполагается, что ребенку вообще есть где и с кем обсудить прочитанное. Оглядевшись вокруг, я понимаю, что, по нынешним временам, это уже почти утопия. Литература – пожалуй, один из самых сложных школьных предметов для преподавания. Вызвать отвращение здесь – легче легкого, а убедить, что это можно и нужно полюбить, может только по-настоящему тонкий профессионал. Можно натаскать на решение физических задач, заставить вызубрить правила русской грамматики, вдолбить лексический минимум по английскому языку, набить руку в черчении и т.д. Но нельзя натаскать на чтение и заставить понимать прочитанное. Надо учитывать, конечно, и специфику современной школьной программы: мы все-таки должны отдавать себе отчет в том, что тот мир, который предстает со страниц русской классической литературы, фантастически далек от современного подростка. Они иногда половины слов не понимают, что уж тут говорить о вдумчивом чтении".

В нашей стране высшее образование стало практически обязательным. Система среднего профессионального образования рухнула, поэтому считается, что практически каждый должен поступить в какой-нибудь вуз. Очень многие компании при приеме на работу менеджеров низшего звена в качестве обязательного условия ставят наличие высшего образования, но при этом все равно, какого. Из этого принципа совершенно понятно, что опираться они собираются вовсе не на профессиональные умения работников. Просто, видимо, высшее образование стало чем-то вроде гарантии, что человек – "не совсем дурак". Я считаю, что это ненормально. Произошел развал блестящей системы нашей советской высшей школы, просто потому, что наши чиновники не умеют жить своим умом, и навязывают нам непримиримую к нашему менталитету и традициям западную систему жизни и образования. Причем, даже не стараясь сохранить в процессе реформ те явные преимущества, за которые русский ум так ценится в мире.


Список литературы

1. Закон РФ "Об образовании" ( в послед.редакции)

2. Толкачева О.А. Педагогические идеи Яна Амоса Коменского. М.: 1993

3. Википедия – свободная энциклопедия

4. Психология. Словарь / под общ.ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. – 2-е изд., испр. и доп. –М.: Политиздат, 1990. – 494 с.

5. Психология и педагогика: учеб.пособие для студ.высш.учеб.заведений / В.А. Сластенин, В.П. Каширин. – 7-е изд., стер. –М.: Издательский центр "Академии", 2008. - 480 с.

6. Педагогика: учеб.пособие для студ.высш.учеб.заведений / Н.М. Борытко, И.А. Соловцова, А.М. Байбаков; под ред. Н.М. Борытко. –М.: Издательский центр "Академия", 2007. – 496 с.



2019-12-29 152 Обсуждений (0)
Психоанализ литературы 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Психоанализ литературы

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (152)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.008 сек.)