Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


ТРАНСПОРТНОЕ МАШИНОСТРОЕНИЕ (НА ПРИМЕРЕ АВТОМОБИЛЕСТРОЕНИЯ И ПОДВИЖНОГО СОСТАВА ДЛЯ ЖЕЛЕЗНЫХ ДОРОГ)



2019-12-29 237 Обсуждений (0)
ТРАНСПОРТНОЕ МАШИНОСТРОЕНИЕ (НА ПРИМЕРЕ АВТОМОБИЛЕСТРОЕНИЯ И ПОДВИЖНОГО СОСТАВА ДЛЯ ЖЕЛЕЗНЫХ ДОРОГ) 0.00 из 5.00 0 оценок




СОСТАВ, ЗНАЧЕНИЕ В ЭКОНОМИКЕ, УРОВЕНЬ РАЗВИТИЯ ОТДЕЛЬНЫХ ОТРАСЛЕЙ

Машиностроение - главная отрасль обрабатывающей промышленности. Именно эта отрасль и определяет развитие других отраслей хозяйства. Современное машиностроение состоит из большого числа отраслей и производств. Предприятия отрасли тесно связаны между собой, а также с предприятиями других отраслей хозяйства. Продукция машиностроения потребляется всеми, без исключения, отраслями народного хозяйства.

В настоящее время в структуре машиностроения насчитывается 19 самостоятельных отраслей, куда входят свыше 100 специализированных подотраслей и производств. К комплексным самостоятельным отраслям относятся: тяжелое, энергетическое и транспортное машиностроение; электротехническая промышленность; химическое и нефтяное машиностроение; станкостроение и инструментальная промышленность; приборостроение; тракторное и сельскохозяйственное машиностроение; машиностроение для легкой и пищевой промышленности и т.д. [11]

Электротехническая промышленность. Отрасль выпускает более 100 тыс. наименований продукции, потребителем которой является практически все народное хозяйство. По объему производства она значительно превосходит в совокупности все подотрасли тяжелого машиностроения. Для производства электротехнической продукции требуется широкий набор технических средств и материалов, производимых различными промышленными комплексами. Основную номенклатуру производства составляют: генераторы к паровым, газовым и гидравлическим турбинам, электромашины, электродвигатели; трансформаторы и преобразователи, светотехническое, электросварочное и электротермическое оборудование. [6]

Приборостроение. Продукция этой отрасли отличается небольшой материало- и энергоемкостью, но для ее производства требуются высококвалифицированная рабочая сила и научно-исследовательские кадры. Заводы отрасли специализируются на монтаже и наладке средств автоматизации, разработке программного обеспечения, конструировании и производстве часов, медицинских приборов, измерительной аппаратуры, оргтехники. Эта наукоемкая продукция является основным элементом систем автоматизации управления технологическими процессами, а также управленческого и инженерно-технического труда, информационных систем.

Полиграфическое машиностроение имеет наименьший объем товарной продукции в отрасли и производит печатные станки, конвейеры для типографий и т.д.

Машиностроение для легкой и пищевой промышленности. Сюда входят следующие подотрасли: производство оборудования для текстильной, трикотажной, швейной, обувной, кожевенной, меховой промышленности, а также для производства химических волокон и оборудование для пищевой промышленности. Основным фактором размещения является близость к потребителю. [6]

Ракетно-космическая промышленность выпускает орбитальные космические корабли, ракеты для вывода спутников, грузовых и обитаемых кораблей и корабли многоразового использования типа «Буран», сочетающая высокие технологии с широкой межотраслевой комплексностью производства.

Авиационная промышленность получила развитие в центрах высокой технической культуры. В авиационной промышленности кооперируются предприятия практически всех отраслей промышленного производства, поставляющие разнообразные материалы и оборудование. Предприятия отличаются высоким уровнем квалификации инженерно-технического и рабочего персонала. Авиационная промышленность России опережает многие страны мира по разработке многих типов самолетов и вертолетов, но уступает в производстве двигателей и приборов (авионики). В настоящие время осуществляется реформирование отрасли путем формирования холдинговых компаний. [11]

Автомобильная промышленность. По объему производства, а также по стоимости основных фондов она является крупнейшей отраслью машиностроения. Продукция автомобилестроения широко используется во всех отраслях народного хозяйства и является одним из самых ходовых товаров в розничной торговле.

В сельскохозяйственном машиностроении осуществляется предметная и подетальная специализация; значительно меньше заводов специализировано на определенных стадиях технологического процесса или капитальном ремонте оборудования. Отрасль производит различные виды комбайнов, а также различные модификации тракторов.

Судостроительная промышленность. Большинство предприятий отрасли, несмотря на потребляемое ими значительное количество металла больших параметров, что неудобно для транспортировки, находится вне крупных металлургических баз. Сложность современных судов обусловливает установку на них разнообразного оборудования, что подразумевает наличие кооперационных связей с предприятиями других отраслей народного хозяйства. [6]

ТРАНСПОРТНОЕ МАШИНОСТРОЕНИЕ (НА ПРИМЕРЕ АВТОМОБИЛЕСТРОЕНИЯ И ПОДВИЖНОГО СОСТАВА ДЛЯ ЖЕЛЕЗНЫХ ДОРОГ)

Транспортное машиностроение представлено производством автомобилей, тепловозов, вагонов, речных судов. По темпам роста производства машиностроение определило лидирующее положение среди других направлений промышленности. Эта отрасль, безус­ловно, требует вложений, но при этом имеет в активе колоссальный потенциальный спрос плюс ощутимую поддержку со сторо­ны государства.

Первыми среди машиностроителей пло­ды удачной мировой конъюнктуры на това­ры нашего сырьевого экспорта, а также об­щего подъема народного хозяйства начали пожинать локомотиво- и вагоностроители. Состояние подвижного состава, практиче­ски не обновлявшегося все 1990-е годы, ста­вило под вопрос перспективы роста грузопо­тока: по данным ОАО «Российские железные дороги» за 2006 год, износ парка тепло­возов составил 84,2%, грузовых вагонов — 85,9%, электровозов — 72,5%.

Экспортеры ринулись заказывать собст­венный подвижной состав, что вызвало бум производства цистерн, а потом и выпуска са­мых массовых типов грузовых вагонов — благо у созданного на базе МПС ОАО «Рос­сийские железные дороги» появились сред­ства для инвестиций. Осваивать большую часть этого бюджета будет Трансмашхолдинг, который имеет среди владельцев и основного заказчика собственной продук­ции — РЖД. [2]

В состав Группы компаний "Трансмашхолдинг" входят Коломенский завод и Пензадизельмаш, обеспечивающие потребности заводов группы в дизельных двигателях для маневровых и магистральных тепловозов.

Таблица 1. Структура рынка. Данные по итогам 2005 года

ФГУП «Уралвагонзавод» (г. Нижний Тагил)

доля в общем объеме производства отрасли (в стоимостном выражении) – 28 % доля Компании в объеме выпуска продукции (грузовые вагоны) – 50 %

,

Таблица 2. Рост производства в России (2000 год = 100%) [9]

Маневровые и промышленные тепловозы для широкой и узкой колеи поставляют преимущественно предприятия Центрального района (Муром, Людиново, Брянск).

Грузовые вагоны производятся в Нижнем Тагиле, Алтайске, Абакане, пассажирские – в Санкт-Петербурге, Твери, трамвайные – в Усть-Катаве (Урал), вагоны для метрополитена – в Мытищах, Санкт-Петербурге. В Брянске производятся изотермические вагоны.[12]

Как видно из Таблицы 2, производство подвижного состава для железных дорог на протяжении пяти лет неуклонно возрастало и увеличилось в несколько раз по всем видам продукции транспортного машиностроения.

Анализ структуры производства промышленной продукции по отраслям машиностроения в России по данным 2006 г. выявил, что наибольшая доля 28,91% принадлежит автомобильной промышленности, что является достаточно высоким показателем экономического положения отрасли. За счет акцизов, НДС, отчислений в пенсионные и другие фонды автомобильные заводы являются одним из основных источников дохода для бюджетной системы государства. Рост объема продукции машиностроения в 2002-2006 гг. увеличился на 120% (в 2,2 раза) (табл. 3).

Таблица 3. Структура и динамика производства промышленной продукции машиностроения в России

  В 2002 г., млн руб. В 2006 г., млн руб. Темп прироста, %
машиностроение, из него: 658817 1450824 120
автомобилестроение 187781 419378 123
       

Автомобильная промышленность - ведущая отрасль машиностроения в промышленно развитых странах. Оно стимулирует развитие многих отраслей, занятость населения в производстве и обслуживании автомобильной техники, повышает товарооборот, укрепляет денежную систему, определяет потребность в продукции всей промышленности.

Предприятия автомобилестроения размещены в различных районах страны, однако подавляющая часть производства сосредоточена в старопромышленных районах европейской части с высокой концентрацией автоперевозок. Особенно велика роль Центрального региона, где расположен завод им. И.А. Лихачева (ЗИЛ), завод малолитражных автомобилей (АЗЛК), заводы по производству подшипников и комплектующих деталей. В Московской области и Ликино-Дулево находиться автобусный завод. В Ярославле налажено производство автомобильных двигателей. Широкое развитие транспортного машиностроения в районе обусловлено его центральным положением и наличием густой сети путей сообщения. В районе действуют многочисленные предприятия-смежники: машиностроительные, текстильные, химические, которые обеспечивают автомобилестроение необходимыми узлами, деталями, комплектующими изделиями в порядке кооперирования. [12]

- Легковые автомобили высшего и среднего класса производят в Волго- Вятском (Нижний Новгород), Центральном (Москва), Уральском (Ижевск) районах; малолитражные - в Поволжье (Тольятти), микролитражные - в Серпухове.

- Грузовые автомобили среднего тоннажа - выпускают заводы Центрального (Москва, Брянск), Волго-Вятского (Нижний Новгород), Уральского (Миасс) районов.

- -Автомобили небольшого тоннажа и большегрузные выпускаются в Поволжье (Ульяновск и Набережные Челны)

Создана сеть автобусных заводов в Центральном (Ликино, Голицино), Волго-Вятском (Павлово), Уральском (Курган), Северо-Кавказский (Краснодар) районах. 

В Энгельсе действует троллейбусный завод.

Специализированные предприятия по производству моторов находятся в Ярославле, Уфе, Омске, Тюмени, Заволжье. [4]

Поволжье — крупнейший в стране производитель автомобилей. Для развития этой отрасли имеются все необходимые предпосылки: район находится в зоне концентрации основных потребителей продукции, хорошо обеспечен транспортной сетью, уровень развития промышленного комплекса позволяет организовать широкие связи по кооперированию. Волжский автомобильный завод был построен в Тольятти за 3,5 года (1967 — 1971 гг.) и по технической оснащенности цехов, уровню автоматизации и механизации является ведущим в автомобилестроении страны. ВАЗ имеет обширные связи по кооперации. Более 90% получаемых заводом материалов и комплектующих изделий изготавливается по специальным техническим условиям. В комплектации автомобиля «Жигули» участвуют:

· предприятия Поволжья — Нижнекамский завод (покрышки), волжский завод РТИ (прокладки, резиновые кольца), заводы г. Диммитровграда Ульяновской области (тканевые материалы для обивки и утепления салона, кузовная арматура, карбюраторы, вкладыши);

· предприятия, специально построенные для поставки своих изделий ВАЗу в других районах страны, например Вологодский подшипниковый завод.

КамАЗ - крупнейшее в России предприятие по производству грузовых автомобилей большой грузоподъемности. В составе КамАЗа семь заводов: автомобильный, двигателей, прессово-рамный, кузнечный, литейный, колесный, ремонтно-инструментальный. КамАЗ имеет более 100 предприятий-смежников, обеспечивающих поставки необходимых комплектующих изделий.

Ульяновский автозавод возник в 1941 г. на базе эвакуированного ЗИЛа. Здесь создана серия автомобилей УАЗ высокой проходимости, предназначенных для мелкопорционной перевозки грузов. [12]

В транспортном машиностроении насчитывается 118 крупных и средних промышленных предприятий с общей численностью работающих более 190 тыс. человек.

Автомобилестроение является «звездой» се­годняшнего российского машиностроения. Правда, в основном за счет выпуска легкову­шек, которые лишь с явной натяжкой могут быть отнесены к продукции группы «А», то есть к сектору производства средств произ­водства. [2]

Производство легковых автомобилей в РФ в 2006 г., согласно данным статистики, выросло на 12,3% до 1,2 млн. шт. Из них 0,28 млн. шт. – это иномарки российского производства.

Поддержание достаточно высоких темпов роста машин и оборудования по видам обеспечивалось главным образом за счет расширения спроса на продукцию, ориентированную на внутренний рынок. Кроме того, на протяжении последних лет сохраняется устойчивое расширение спроса на оборудование для отраслей потребительского комплекса.

В таблицах 4 и 5 представлено несколько крупнейших предприятий автомобилестроения и подвижного состава для железных дорог из рейтинга Эксперт 400.

Таблица 4. Крупнейшие машиностроительные компании 1999-2007 г.г.[8]

Компания

Объем реализации, млн руб.

Темп прироста (%)

Объем реализации, млн руб.

Темп прироста (%)

Темп прироста с 2000 к 2008, %

1999 г. 2000 г. 2006 г. 2007 г.
АвтоВАЗ 47 999,1 66 930,9 39 179 915,0 187 545,0 4 291
Группа ГАЗ 24 291,4 29 601,5 22 120 265,2 152 784,8 27 529
Группа КамАЗ 8 780,5 18 487,4 111 71 012,0 97 229,0 37 1 007
"Уралвагонзавод" 2 597,8 4 016,2 55 27 995,6 39 595,4 41 1 424

Таблица 5. Крупнейшие машиностроительные компании 2002-2007 г.г.[8]

Компания

Объем реализации, млн руб.

Темп прироста (%)

Объем реализации, млн руб.

Темп прироста (%)

Темп прироста с 2002 к 2008, %

2002 г. 2003 г. 2006 г. 2007 г.
АвтоВАЗ 119 432,0 130772,0 10 179 915,0 187 545,0 4 57
Группа ГАЗ 32 977,7 36685,9 11 120 265,2 152 784,8 27 363
Форд Мотор Компани н.д. 14886,1 - 74 547,3 121 236,0 63 714
Группа КамАЗ 23 304,8 29326,7 26 71 012,0 97 229,0 37 317
Трансмашхолдинг 7 073,4 12167,6 72 55 080,0 68 007,0 24 861
"Уралвагонзавод" 14 887,6 22000,3 48 27 995,6 39 595,4 41 166
"Автофрамос" 2 946,6 4434,3 51 21 717,5 31 269,9 44 961

 

За взятый период времени, на протяжении которого эти предприятия не только не сдали своих позиций, но и уверенно сдерживают свои места в рейтинге, прослеживается значительный рост объема реализации в денежном выражении по всем предприятиям. Темпы прироста 2008 года по отношению к 2002 составляют от 57% до 961%, т.е увеличение объемов реализации продукции в денежном эквиваленте в 0,5-10 раз за 6 лет.

Заметный рост благосостояния на­ряду с созданием благоприятных условий для сборки на территории России иномарок уже который год приводит к взрывному (на десятки процентов) увеличению продаж но­вых автомобилей в стране. Только за 2006 год было продано 1,8 млн новых ма­шин, что на 23,6% больше абсолютных пока­зателей года предыдущего. По различным экспертным данным, в денежном выражении рынок в 2006 г. достиг $32-33 млрд. – на 40-45% больше, чем в 2005 году.

В 2006 году впервые произошел перевес в количестве проданных иномарок (в том числе собран­ных в России) над «исконно» отечественны­ми вроде «Лад» и «Волг». Новые импортные иномарки «взяли» на себя 57% всего объема продаж – $18,2 млрд, а российские автомобили – $5,8 млрд.

Рост производства иностранных моделей обусловлен реализацией принятого в апреле 2005 года постановления правительства о промышленной сборке автомобилей. Со­гласно этому документу иностранные ком­пании при соблюдении условий по локали­зации производства получили ряд льгот при организации в России сборочных произ­водств. С момента вступления постановле­ния в силу большинство грандов мировой автоиндустрии уже создали или объявили о запуске в ближайшие два года заводов по выпуску машин под своими марками. В на­стоящее время крупнейшими из них являют­ся заводы Ford (в 2009 году намечено увели­чение мощности до 125 тыс. машин в год), «Автофрамос» (сегодняшняя мощность 80 тыс. с доведением до 120 тыс.). Из таблицы 5 видно как за последние пять лет динамично развиваются эти компании, объём реализации которых возрос в 8,1 и 10,6 раз соответственно. Toyota (первоначальная мощность 50 тыс. с расши­рением до 200 тыс.), GM (70 тыс.), Volkswagen (115 тыс.). [2]

Общий вывод свидетельствует, что сегмент иномарок все сильнее теснит отечественное производство, несмотря на положительные темпы прироста отечественной автомобилестроительной отрасли.

По оценкам экспертов рынка, нынешняя тенденция — постепенное сокращение доли, а затем и абсолютного числа «абориген­ных» легковушек — будет только усиливаться. Поэтому крупнейшему российскому автозаводу — АвтоВАЗу придется либо корен­ным образом обновлять модельный ряд и вкладываться в НИОКР, либо надеяться на поддержку государства, в собственность ко­торого в лице «Рособоронэкспорта» волж­ский автогигант перешел в 2005 году. [2] Антикризисные мероприятия по поддержке Российского автопрома активно стали проводиться государством с 2009 года.



2019-12-29 237 Обсуждений (0)
ТРАНСПОРТНОЕ МАШИНОСТРОЕНИЕ (НА ПРИМЕРЕ АВТОМОБИЛЕСТРОЕНИЯ И ПОДВИЖНОГО СОСТАВА ДЛЯ ЖЕЛЕЗНЫХ ДОРОГ) 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: ТРАНСПОРТНОЕ МАШИНОСТРОЕНИЕ (НА ПРИМЕРЕ АВТОМОБИЛЕСТРОЕНИЯ И ПОДВИЖНОГО СОСТАВА ДЛЯ ЖЕЛЕЗНЫХ ДОРОГ)

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (237)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.016 сек.)