Периодизация онтогенеза на основе его взаимодействия со средой
Как говорилось выше, в настоящее время существует много разных систем периодизации онтогенеза. Авторы каждой из них главное внимание уделяют описанию основных периодов. В предлагаемой ниже системе основное внимание сосредоточено на критических периодах. В ней указываются объективные критерии, с помощью которых можно определить, какие критические периоды прошел наблюдаемый человек и, следовательно, в каком основном периоде он находится. Эти критерии напрямую связаны с ведущими факторами среды, без которых развитие прекращается. Эволютивная фаза Первый критический период — оплодотворение. Момент оплодотворения — начало жизни индивидуума. Продолжительность — несколько часов. Ведущим фактором развития является способ питания: в это время организм использует запасные питательные вещества, имевшиеся в яйцеклетке. Во взаимодействие с внешней средой он не вступает, поскольку отделен от полости трубы и матки несколькими оболочками. Эти оболочки на всем продолжении первого основного периода обеспечивают зародышу постоянство его микросреды. Остановка развития произойдет в двух случаях: если эта специфическая среда будет нарушена или по каким-то причинам эндогенный способ питания не сможет быть использован. В этом случае зародыш погибает на стадии зиготы или бластулы. Второй критический период — имплантация. Зародыш проходит его в возрасте 6 — 12 дней. Продолжительность — несколько часов. Средой обитания зародыша становится слизистая оболочка матки. Ведущий фактор среды — способ питания: в это время зародыш питается выделениями желез слизистой оболочки матки и продуктами ее лизиса. Остановка развития происходит в двух случаях: если имплантация не произошла или зародыш не смог адаптироваться к жизни в новых условиях. Третий критический период — переход на гемотрофное питание (питание через кровь). Продолжительность — несколько дней, пока формируются кровь и кровеносные сосуды. К концу этого периода средой обитания становится плодный пузырь, заполненный амниотической жидкостью. Ведущим фактором развития является гемотрофный способ питания. Остановка развития происходит в двух случаях; если плацента не оформилась или организм на предыдущих этапах развития не созрел для перехода на гемотрофный способ питания. Наступает самопроизвольный аборт. В медицинской литературе указывается, что наибольшая частота самопроизвольных абортов приходится именно на 8 — 10-ю недели беременности, что совпадает с моментом окончательного формирования плаценты. Четвертый критический период — освоение амниотрофного способа питания, а если говорить шире — то питания жидкой пищей через рот. Зародыш начинает осваивать новый способ питания с 16-й недели. Продолжительность — 1 — 2 недели. Средой обитания плода продолжает оставаться амниотическая жидкость, Ведущий фактор среды — питание амниотической жидкостью, Торможение развития: если количество и качество околоплодных вод не соответствует норме; если плод не может освоить амниотрофный способ питания. Тогда рождается физиологически незрелый ребенок, у которого не сформированы сосательные, глотательные и дыхательные рефлексы, нарушена ферментативная и механическая активность желудочно-кишечного тракта. При незначительной незрелости развитие тормозится, при сильной — ребенок гибнет. Пятый критический период — роды. Он продолжается от нескольких часов до двух суток и наступает через 40 недель беременности с возможными отклонениями в обе стороны на десять дней. После родов из водной среды ребенок переходит в воздушную. Ведущую роль играют сразу несколько факторов, в первую очередь воздух и температура. Остановка развития происходит в двух случаях: если ребенок не родился в срок (при очень длительном перенашивании), либо из-за физиологической незрелости он не способен освоить самостоятельное дыхание. Способ питания в данном периоде меняется незначительно: ребенок продолжает питаться жидкой пищей через рот, только теперь вместо амниотической жидкости использует вначале молозиво, а затем молоко. Период питания жидкой пищей можно разбить на четыре подпериода: амниотическая жидкость, молозиво, зрелое молоко и иные жидкости (соки, супы и т.д.). Шестой критический период в литературе не выделен. Назовем его периодом структуризации среды. Он приходится на конец 3-го — начало 4-го месяца внеутробной жизни. Продолжительность — 1 — 2 недели. Критерием наступления этого периода служит момент, когда ребенок впервые протянул руку к погремушке. Чуть раньше он различил лицо матери и улыбнулся ей. Если до этого среда была для него бесструктурной, то теперь она распадается на отдельные объекты, которые он начинает различать. Вероятно, это является серьезной нагрузкой для незрелого мозга. В данный период повышается чувствительность ребенка к неблагоприятным воздействиям. Начиная с 4-го месяца ведущим фактором становится структура внешней среды. Чем она богаче и разнообразнее, чем больше событий, значимых для ребенка, тем полноценнее осуществляется развитие маленького человека. В обедненной среде развитие замедляется, а в совершенно однообразной — прекращается. Имея достаточно пищи, ребенок способен выжить, но стать полноценной личностью не сможет. В психологии это явление описано под названием "госпитализм". Следовательно, торможение развития происходит в двух случаях: если ребенок живет в очень бедной среде, либо на предыдущих этапах он не созрел для взаимодействия с внешней средой. Последнее может быть вызвано разными причинами: дефектами анализаторов, нарушением психического развития и т.д. Седьмой критический период — динамический. Приходится на возраст 10 — 14 месяцев (конец 1-го и начало 2-го года жизни). Для каждого конкретного ребенка он длится 2 — 3 недели. За это время кардинально меняются два фактора среды: жидкая пища заменяется смешанной; ребенок начинает ходить, т.е. активно перемещаться в среде. На данном этапе оба фактора становятся ведущими. Торможение развития произойдет при нарушении взаимодействия с обоими факторами. Сохранение молочного вскармливания и питание исключительно жидкой пищей негативно сказываются на развитии и состоянии здоровья, причем чисто молочное кормление — без использования хлеба, каш, мяса, овощей — рано или поздно приведет к гибели. Ходьба, самостоятельное передвижение обеспечивают значительное расширение границ среды, с которой человек может взаимодействовать лично, причем взаимодействовать активно. Ограничение движения тормозит развитие, а полная его невозможность делает невозможным и само существование человека. Жизнь может поддерживаться только в искусственных условиях, если данного человека кто-то обслуживает. Невозможность самостоятельного перемещения не затормозит умственное развитие только в том случае, если окружающие люди смогут создать ребенку обогащенную, постоянно меняющуюся среду, и так организуют воспитание, что личная воля ребенка будет играть ведущую роль при взаимодействии со средой. Восьмой критический период — социализация. Он приходится примерно на возраст 3-х лет. Продолжительность равна 1 — 3 неделям. Критериями перехода ребенка в новый период развития служит появление способности играть с детьми примерно своего возраста и осознание понятия "Я". С этого момента он разделяет себя и среду и смотрит на среду как на объект приложения собственных сил. В состав среды он включает и других людей. Остановка или торможение развития происходит в двух случаях: если ребенок к трем годам не созрел для взаимодействия с другими людьми (такое бывает при умственной отсталости, а также при неправильной организации среды и дефектах воспитания на предыдущих этапах) или лишен возможности вступать в контакт с другим детьми и проявлять личную активность и волю при взаимодействии с ними. При сильно выраженных ограничениях свободы воли дело может закончиться не только отставанием в развитии, но и гибелью. Девятый критический период приходится на 7-й год жизни. Его интуитивно ощущают и педагоги и психологи, но каковы его критерии, пока не ясно. Косвенным доказательством того, что данный период является критическим, служит повышение заболеваемости и смертности детей по сравнению с предыдущими и последующими возрастами.
Популярное: Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация... Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (174)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |