Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


История развития международной охраны авторских прав



2019-12-29 313 Обсуждений (0)
История развития международной охраны авторских прав 0.00 из 5.00 0 оценок




 

Авторское право достигло признания лишь в течение последних нескольких столетий, благодаря изобретению книгопечатания, которое дало книжной торговле новое направление. До этого изобретения распространение всякого сочинения было чрезвычайно трудоемким, затратным по времени и весьма недешевым процессом, поэтому о контрафакции не могло быть и речи.

До XIX в. вопросами охраны авторских прав не занимались на международном уровне, ибо в этом особенно не было нужды, так как технические средства использования произведений ограничивались территорией страны, а коммерческие рынки для последних были ограничены.

Однако техническая революция (появление кино, радио, звукозаписи и т.п.), расширение международного книжного рынка привели к необходимости поставить вопрос о международной охране авторских прав.

Начало многосторонней международной системе охраны авторского права положили Бернская конвенция об охране литературных и художественных произведений 1886г[4]. и Гаванская конвенция об охране литературной и художественной собственности 1928г.

Основными задачами Бернской конвенции являлись закрепление принципа национального режима и предоставление минимального объема охраны авторских прав.

В соответствии с Бернской конвенцией был создан Бернский союз для охраны прав авторов государств-участников.

Своеобразным итогом развития американского правового регулирования отношений в сфере авторского права стала Гаванская конвенция 1928г.

И Гаванская, и Бернская конвенция (в редакции Римского акта 1928г.) по сути были аналогичными нормативными актами с той лишь разницей, что распространяли они свое действие в различных частях света. В связи с этим возник вопрос о необходимости выработки единой всемирной конвенции по охране авторских прав.

Таким образом, 1952 год ознаменовался принятием не имеющей обратной силы (в отличие от Бернской конвенции) Всемирной конвенции об авторском праве[5].

Принятие этой многосторонней международной конвенции, охраняющей авторские права, было обусловлено в первую очередь невозможностью для многих стран обеспечить высокий уровень охраны, предоставляемой Бернской конвенцией. Казалось бы, принятие Всемирной конвенции должно было ослабить позиции Бернской. Однако некоторые ее нормы направлены именно на укрепление положений Бернской конвенции.

Так вкратце можно охарактеризовать историю становления международной охраны авторских прав.

Здесь нельзя не сказать о генезисе норм о защите авторского права в России. Известно, что история становления авторского права как самостоятельного направления общественных отношений и законодательства в России разительно отличается от аналогичных явлений в западных странах. Россия в лице властных органов имела собственный взгляд на отношения, возникающие в связи с авторством и результатами интеллектуального труда. В связи с этим законодательное регулирование авторского права начало зарождаться и развиваться довольно поздно – ближе к концу XIX века.

В России охрана авторского права общим законом начинается «Положением о правах сочинителей», изданном в 1828 г. в виде приложения к цензурному уставу (всего пять статей). В 1830 году был принят Закон «О правах сочинителей, переводчиков и издателей», фактически признавший права автора правом собственности. В 1845-48 гг. появляются законы для ограждения авторских прав в области музыкального и художественного творчества. Принятые законы совершенствовались, изменялись, но все равно с течением времени эти нормы устаревали, не отвечали требованиям жизни настолько, что дальнейшее их применение по заявлению правительства «грозило бы серьезной опасностью для всего нашего просвещения и культуры»[6]. В виду этого действовавшие законы были подвергнуты коренной переработке и заменены новым законом в марте 1911 г., составленным по образцу лучших западноевропейских законодательств – Положением об авторском праве[7].

Этот весомый для российского авторского права нормативный акт вывел страну на приемлемый для цивилизованного общества уровень регулирования творческих правоотношений.

Приход новой власти после революции 1917 года привел к отмене всего массива имперского гражданского законодательства, в том числе и авторского. Так, Декретом «О государственном издательстве» от 29 декабря 1917 г., специальной комиссии предоставлялось право устанавливать ограниченную сроком 5 лет государственную монополию на произведения некоторых авторов. Декретом «О признании научных, литературных, музыкальных и художественных произведений государственным достоянием» от 26 ноября 1918 г. в собственность государства переходили произведения целого ряда писателей и композиторов. За использование произведений, объявленных достоянием государства, организации-пользователи обязывались выплачивать авторам гонорар по установленным ставкам. Права наследников умерших авторов по общему правилу не признавались[8].

Период нэпа частично восстановил систему исключительных прав. Основы авторского права 1925 и 1928 гг. признавали права авторов на произведения, предусматривалось использование произведений только на основе авторского договора. Срок авторского права устанавливался в 25 лет. Более того, после смерти авторское право переходило к наследникам не всегда, а лишь в определенном случае, а именно: если к 1 января того года, в котором умер автор, не истекут указанные 25-летний или более краткие сроки, то авторское право переходит к наследникам автора на время, остающееся до истечения этого срока, однако, во всяком, случав, не более, как на 15 лет, начиная со смерти автора[9].

Закон «Основы авторского права» 1928 года определяет природу авторского права следующим образом: автор имеет исключительное право под своим именем (или под условным именем – псевдонимом), или без обозначения имени (анонимно) выпустить в свет свое произведение и в течение установленного в законе срока всеми позволенными в законе способами воспроизводить и распространять его, а равно извлекать всеми законными способами имущественные выгоды из названного исключительного права[10].

В 60-е годы было решено включить законодательство об авторском право в качестве самостоятельного раздела в Основы гражданского законодательства СССР и союзных республик и в гражданские кодексы союзных республик[11].

27 февраля 1973 года Советский Союз присоединился к Женевской конвенции об авторском праве 1952 г. В свете требований международного законодательства, были пересмотрены советские нормы об авторском праве, в частности, увеличен срок охраны права до 25 лет после смерти автора. Советское правительство заявляло также о том, что готово присоединиться и к Бернской конвенции, и, по сути, данный вопрос считался уже в принципе решенным. Поэтому был разработан соответствующий раздел «Авторское право» в Основах гражданского законодательства Союза ССР и республик 1991 г.[12]. Этим документом было исключено свободное использование произведений в кино, на радио и телевидении, а также публичное исполнение опубликованных произведений без согласия автора; был расширен круг охраняемых произведений, увеличен срок действия авторского права до 50 лет после смерти автора, введена охрана т.н. «смежных прав».

Одновременно с этим велись работы по подготовке специального закона, регулирующего авторские правоотношения. Введение в действие Закона РФ от 9 июля 1993 г. №5351-I «Об авторском праве и смежных правах» прекратило действие соответствующего раздела Основ. Началась современная веха развития авторского права России.

 




2019-12-29 313 Обсуждений (0)
История развития международной охраны авторских прав 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: История развития международной охраны авторских прав

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (313)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.007 сек.)