Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Способы (виды) психологических защит



2019-12-29 180 Обсуждений (0)
Способы (виды) психологических защит 0.00 из 5.00 0 оценок




 

В зависимости от защищающего субъекта и от направленности можно выделить две группы психологических защит.[15]

Во-первых, это могут быть соответственно межличностные и внутриличностные защиты, и, во-вторых, защиты бывают специфическими и неспецифическими. 

Внутриличностные защиты возникают в условиях внутриличностной борьбы, которые ведут между собой относительно самостоятельные личностные подструктуры. Это могут быть, например, отдельные желания человека, его умения, предпочтения, самоуверенность, самооценка. Каждая из этих подструктур определяет особенности внутреннего мира человека и формирует его внешнее поведение. Каждая из них имеет свои собственные устремления, которые, по меньшей мере, не совпадают, а иногда и противоречат друг другу. Происходит естественная конкуренция между ними. Когда эта конкуренция перерастает во внутриличностную борьбу, возникает необходимость в психологических защитах, которые уберегают одни внутрипсихические образования от ущерба со стороны других. Такие психологические защиты называются внутриличностными.

Межличностные защиты обнаруживаются там, где речь идёт о борьбе межличностной. Так как люди, вступающие в общение, являются носителями несовпадающих желаний, между ними естественным образом возникают противоречия, которые вызывают стремление защищаться. Предметом межличностных защит является индивидуальная целостность, соотносимая с индивидуальной обособленностью, и направленная против силы желаний и устремлений оппонента.

В зависимости от направленности выделяются специфические и неспецифические психологические защиты.

 

Специфические психологические защиты – это защиты, которые направлены на характер угрозы. По сути, они напоминают процесс решения проблем. Они представляют собой поисковые действия в проблемной ситуации. Такие защитные действия сориентированы на стандартный, часто повторяющийся вид угрозы. Вследствие этого, специфические психологические защиты могут превратиться в автоматические, стать привычкой. Такой вид защит обеспечивает детальный анализ характера угрозы. Результатом этого анализа будет ощущение, образ.

Неспецифические психологические защиты направлены на сам факт угрозы. Такие защиты имеют дело с характеристиками ситуации взаимодействия. Они в наибольшей степени подвержены стереотипизации и генерализации.[16] Благодаря этому виду защит время задержки реакции сильно сокращается. Факт присутствие угрозы действует как ключевой раздражитель, который запускает один из психических автоматизмов, состоящий из базовых защитных установок. Неспецифические защиты обеспечивают быстрый анализ силы угрозы. Результатом их работы является эмоциональная оценка.

 При дальнейшем изучении предмет психологических защит становится не столь важным. Во-первых, потому, что большое количество сходств меж- и внутриличностных защит доказывает их существенную «взаимозависимость и взаимообратимость»[17]. Во-вторых, вопрос о том, где воспроизводятся психологические защиты(в межличностных отношениях или во внутреннем мире человека) отходит на второй план, когда речь заходит об используемых при этом стратегиях.

Существует большое количество способов уберечься от манипуляций, но всё же все они состоят из переплетения шести так называемых базовых защитных установок. А именно: уход, изгнание, блокировка, управление, замирание и игнорирование.

Уход – увеличение дистанции, прерывание контакта, удаление себя за пределы досягаемости влияния агрессора. Крайним выражением этой стратегии может считаться отчуждение, полная замкнутость в себе, отказ от контактов с людьми. Обычным проявлением этого вида защит является смена темы беседы, прерывание беседы под благоприятным предлогом, уход от контактов с неприятными Вы людьми.

Изгнание – увеличение дистанции, удаление агрессора. Предельным выражением такой защиты является убийство. Часто проявляется в увольнении с работы агрессора, изгнание его из дома, осуждение, колком замечании, насмешке (частичное убиение какой-либо части агрессора: привычки, характера и т.д.)

Блокировка – контроль воздействия, выставление преград на его пути. Предельное выражение – полная самоизоляция посредством активизирования отдельных статусов и подсистем. Повседневное применение в виде смысловых и семантических барьеров.

Управление – контроль воздействия, исходящий от агрессора, влияние на него. Предельное выражение – подчинение себе другого человека. Привычные способы использования таких защит – жалобы, плач, подкуп, попытки подружиться, спровоцировать желаемое поведение. Сюда же относиться и манипуляция, защитного происхождения. 

Замирание – контроль информации о самом субъекте, её намеренное искажение или сокращение. Крайняя форма – оцепенение. Чаще всего проявляется в сокрытии чувств, обмане.

Игнорирование – контроль информации об агрессоре, искажённое восприятие агрессора или угрозы с его стороны. Предельная форма выражения – утрата адекватности восприятия, иллюзии. Обычно проявляется как стереотипизация (она просто дурачится), объяснение манипуляции позитивными намерениями (мне желают добра).

Все эти базовые защитные установки можно попарно объединить между собой, опираясь на степень пассивность/активность. Получаются следующие пары: уход – изгнание, блокировка – управление, замирание – игнорирование. Каждая пара имеет своё поле действие. Уход – изгнание создаёт дистанцию с агрессором, блокировка – укрытие управляет потоком воздействия, замирание – игнорирование работает с информационным каналом.

Важно помнить, что базовые защитные установки являются лишь направляющими защитных действий. В жизни они часто используются в композиции и переплетении.

Исходя из определения неспецифических защит, не трудно понять, что механизмы их начинают своё действие в ответ на сам факт присутствия угрозы и не учитывают её характера. Так как манипуляция чаще всего бывает скрытая, наличие угрозы адресатом воспринимается в основном неосознанно. Защитные действия также не воспринимаются сознанием, а в случаях, когда они замечаются, им находятся вполне здравые объяснения.

Среди механизмов специфических защит в зависимости от уровня, на котором они действуют, можно выделить три подвида. К первому уровню относятся те, что имеют связь с особенностями угрозы, которую несёт манипуляция. Действуют они в собственно личностных структурах. Ко второму уровню относятся защиты имеющие связь с автоматизмами – психическими процессами, которые реализуют манипулятивное воздействие. Здесь механизмы защиты соотносятся с механизмами манипуляции. К третьему уровню относятся те защиты, которые связаны с используемыми манипулятором средствами.

Механизмы специфических психологических защит первого уровня. Основной мишенью любой манипуляции являются собственно личностные структуры оппонента, а основной путь к цели – расщепление этих структур. «Для того, чтобы чужое слово вошло в сознание как «своё», необходимо, чтобы в этом сознании было «место» для другого, готовность встретиться с другим голосом и услышать его. Это возможно только в том случае, если другой уже живёт в сознании, если он является не внешним воспринимаемом объектом, а внутренним содержанием сознания».[18]

Манипулятор стремиться усилить своего союзника, ослабить противоречащие ему мотивы. Чем меньшее количество внутренних субъектов участвует в конфликте, тем проще человеку проконтролировать его исход. Часто, с целью изолировать одну подструктуру, манипулятор, обращаясь к адресату, ведёт разговор с одной из его социальных или статусных ролей. Поскольку самостоятельный поступок совершается всей личностью в целом, с согласия всех её подструктур, защита от манипуляции – это в первую очередь защита целостности личности, уничтожение структур, которые работают в пользу манипулятора.

Поскольку манипулятор стремиться проникнуть во внутренний мир адресата, зацепить его слабые места, последний старается каким-либо образом закрыться, не позволить «задеть» себя. В явном виде такое сопротивление в жизни встречается редко и проявляется в словах. В основном борьба между манипулятором и адресатом здесь происходит за контроль над автоматизмами (психологические процессы, составляющие механизмы манипулятивного влияния).

Важнейшая задача для адресата на этом уровне – не позволить манипулятору запустить механизм работы автоматизмов, не дать ему завладеть ими. «Американские психологи утверждают, что у каждого человека есть тысячи автоматических программ. Одной из таких программ поведения является, например, рукопожатие, когда человек протягивает руку, Вы автоматически протягиваете свою в ответ. Но что произойдет, если он не поздоровается, а, к примеру, возьмет Вас за запястье. Он нарушит программу. Вы не знаете, что делать дальше, у Вас отсутствует следующий шаг, к которому можно перейти. И это самое время он даете Вам определенную инструкцию, внушение: «Мы сегодня обязательно должны закончить все дела». Если манипулятор просто прервёт рукопожатие и ничего больше не сделает, то человек, с которым поздоровались таким странным образом, будет в недоумении. Здесь важно словесное внушение».[19]

Наиболее эффективным проявлением защит автоматизмов считается непредсказуемость. Если реакцию адресата нельзя предугадать, то манипулятору не к чему подстраиваться, его планы рушатся. Однако, в силу социальной культуры, человек живёт под властью, во-первых, сложившихся в обществе стереотипов поведения и мышления, во-вторых, ожиданий и требований окружающих его людей, поэтому непредсказуемость не поощряется.

 Механизмы специфических защит третьего уровня. Так как защиты этого уровня связаны со средствами воздействия, которые использует манипулятор, перечислить все возможные защиты нельзя в силу разнообразия средств самой манипуляции. Здесь можно выделить две наиболее общие стратегии защиты.

Первая такая стратегия связана с разрушением технологических элементов воздействия и подразумевает под собой встречную активность адресата. В ответ на желание манипулятора скрыть факт воздействия возникает стремление вскрыть его намерения, сделать «всё тайное явным». Проявляться такие защиты могут как уточнения с недоверчивой интонацией, сомнения, цепляние к словам, прямые вопросы: «Куда Вы клоните?», «К чему этот разговор?», «Скажите прямо, чего Вы хотите».

В ответ на психологическое давление адресат, скорее всего, станет искать такую силу, в котором он имеет преимущество. Эффект такого противодействия усиливается неполной включённостью адресата в разговор.

Вторая стратегия специфических защит этого уровня связана с использованием технологических элементов воздействия в своих интересах. Часто она представляет собой встречную манипуляцию, итогом которой является стремление переиграть манипулятора.

Так как манипуляция чаще всего носит тайный характер, далеко не всегда можно точно определить факт её существование в каком-либо конкретном событии. Однако следует предположить, что, изучая действия оппонента, можно выделить те из них, в которых это присутствие встречается довольно часто. Общим признаком наличия манипулятивных попыток является «нарушение баланса тех или иных переменных взаимодействия».[20] Здесь можно выделить несколько известных воздействующих приёмов:

· Прежде всего, в этом аспекте следует упомянуть приём, который опирается на накопленный опыт общения с конкретным человеком.

· Неверное соотношение выигрыш-плата. Проявляется такой приём в том, что получаемый результат не соответствует вложенным усилиям.

· Дисбаланс в распределении ответственности за совершаемые действия и принятые решения.

· Деформация уравновешенности элементов ситуации. Здесь следует обратить внимание на необычность компоновки или подачи информации, смещение внимания на второстепенные детали.

Г.С. Мельник пишет, что «в практике СМИ широко используются такие методы, когда отношение аудитории к тем или иным явлениям окружающей среды формируется с помощью упрощенных представлений (стереотипов, имиджей, мифов, слухов), которые внедряются в поток «организованных» новостей, автоматически вызывая в массовом сознании либо отрицательную, либо положительную реакцию на конкретное событие».[21]

В гипнозе психологами часто используется такой прием, как «отрицательная команда». На этом приёме собственно построены некоторые рекламные акции. Такой прием «могут применить и во время деловой беседы, если в доброжелательно-шутливом тоне, без какого-то тайного подтекста скажут: «Будьте внимательны при ознакомлении с этими документами, не расслабляйтесь, не теряйте контроль, Вы должны все тщательнейшим образом проверить. А то сейчас многие обманывают». После таких слов Вы можете абсолютно проникнуться доверием к своему возможному партнеру и обнаружить, что начали терять контроль, расслабляться и вообще готовы хоть сейчас подписать все, что Вас попросят. Если Вы чувствуете нечто похожее, то лучше перенести рассмотрение документов на следующий день».[22]

Также манипулятивное воздействие можно проследить и прислушиваясь к своим собственным состояниям. Здесь, помимо явных сигналов, есть смысл вспомнить о так называемых предчувствиях, бессознательных защитах, внимание на которые, к сожалению, люди обращают в основном уже после воздействия.

 

Практическая часть

 

ТЕСТ Способны ли ВЫ влиять на людей?

Каждый из нас, как известно, подвержен влиянию других ней, нередко и сам старается повлиять на них в желаемом 1равлении. Предлагаем проверить, какой силой внушения (едены вы. Политики, педагоги, врачи, журналисты, актеры должны, в силу своей профессии, обладать этим качеством.

Инструкция
Вам поочередно предлагается 13 вопросов. Отвечайте положительно ("Да"), если данное качество у Вас действительно проявляется. В противном случае выбирайте ответ "Нет". Отвечайте быстро, не раздумывая, так как важна первая реакция.

 

1. Выбрали бы вы профессию актера или политика? Да Нет

2. Раздражают ли вас люди, которые экстравагантно одеваются и ведут себя? Да Нет

3. Способны ли вы поделиться с другим человеком своими личными переживаниями? Да Нет

4. Реагируете ли вы немедленно на малейшее проявление неподобающего к вам отношения? Да Нет

5. Задевают ли вас успехи других в той области, в какой хотелось бы достичь успехов вам? Да Нет

6. Готовы ли вы взять на себя очень трудное дело только для того, чтобы показать, что оно вам под силу? Да Нет

7. Могли бы вы пожертвовать всем ради совершения чего-то исключительного? Да Нет

8. Хотите ли вы, чтобы вас всегда окружал один и тот же круг друзей?

Да Нет .

9. Придерживаетесь ли вы в своей жизни строгого, расписанного по часам распорядка? Да Нет

10. Любите ли вы переставлять мебель в квартире? Да Нет

11. Нравится ли вам делать привычное дело каждый раз по-новому? Да Нет

12. Любите ли вы подтрунивать над теми, у кого слишком большое самомнение? Да Нет

13. Можете ли вы сказать своему начальнику или тому, кто считается общепризнанным авторитетом, что он не прав? Да Нет

Теперь подсчитайте очки.

  Да Нет
1. 5 0
2. 0 5
3. 5 0
4. 5 0
5. 5 0
6. 5 0
7. 5 0
8. 0 5
9. 0 5
10. 5 0
11. 5 0
12. 5 0
13. 5 0

Если вы набрали от 65 до 35 очков, то: У вас есть все данные для того, чтобы подчинять своему влиянию других, перевоспитывать их, поучать, наставлять. Вы превосходно чувствуете себя в такой роди. Убеждены, что человек не должен замыкаться в себе, избегать других, держаться в стороне и думать только о себе.

Напротив, он должен стремиться сделать что-то для других, руководить ими, указывать на ошибки, научить их видеть светлые стороны окружающей действительности. Вы способны убеждать и оказывать влияние на других, но при этом постарайтесь не дойти в своем наставничестве до крайности, ибо это угрожает вам превратиться в фанатика или тирана.

Если же вы набрали от 30 до 0 очков, то: Увы, вы не обладаете силой внушения, способной убедить других, хотя зачастую во многом правы. Идеальной для себя (и других) вам представляется жизнь строго. упорядоченная, подчиненная законам здравого смысла и благонравия, “будущее -предсказуемым. Вы ничего не любите делать через силу. Иногда слишком сдержанны, что подчас мешает в достижении цехи, выставляет в несколько превратном свете ваше поведение.

 

Тест: Подвержены ли вы чужому влиянию?

Тест

1. Вы прочли статью о новых тенденциях, касающихся рационального образа жизни. Ваши действия…

а. Немедленно поменяете свой образ жизни - 1

б. Задумываетесь, что из этого может вам пригодиться - 2

в. Не обращаете внимания! - 3

2. Если официант или водитель такси посмотрит на вас недружелюбно, вы, скорее всего, решите, что…

а. Вы ему не понравились - 1

б. Он, наверное, устал или чем-то раздражен - 2

в. Он, вероятно, человек, вечно всем недовольный - 3

3. Если вы узнаете, что, по мнению коллег, ваша работа в последнее время несколько ухудшилась, то…

а. Вы в самом деле станете работать хуже - 1

б. Отнесете это на счет людского злословия - 2

в. Постараетесь трезво оценить свою работу - 3

4. Если у вас на лице выступила сыпь или вы поранились при бритье, вы…

а. Постараетесь не показываться на людях – 1

б. Попытаетесь замаскировать изъян, а при встрече со знакомыми станете объяснять, что случилось - 2

в. Не придадите этому большого значения! – 3

5. Почувствовав легкое недомогание, вы не идете к врачу, потому что…

а. Поликлиники переполнены болтливыми пациентами, а вас это раздражает - 1

б. Врач может докопаться до каких-то скрытых недугов, а вам этого не хочется - 2

в. У вас просто нет на это времени - 3

6. Когда вам нужно принять важное решение, вы…

а. Ни с кем не обсуждаете свою проблему, потому что боитесь получить противоречивые советы, которые собьют вас с толку - 1

б. Ищите совета, но в конце концов поступаете по-своему - 2

в. Доверяете только своему опыту и интуиции - 3

7. Когда вы вспоминаете о бабушке и дедушке или о пожилых родителях, с которыми вы не живете вместе…

а. Вам вспоминается запах в их доме - 1

б. Вы слышите их голоса - 2

в. Перед глазами возникает интерьер их дома - 3

8. Если вы чувствуете, что кто-то идет за вами следом и буквально наступает вам на пятки, то вы…

а. Ускоряете шаг - 1

б. Не придаете этому большого значения, но из любопытства оглядываетесь - 2

в. Никак не реагируете - 3

 

РЕЗЮМЕ

12 баллов и менее. Будьте осторожнее – вы легко можете оказаться жертвой внушения. Старайтесь не впадать в меланхолию от каждого резкого слова или косого взгляда – ведь что бы о вас ни думали, вы все равно остаетесь собой.

13-19 баллов. Вы не вполне защищены от корыстного внушения и можете стать объектом манипуляций, если к вам верно «подобрать ключик». Но в целом вы достаточно хорошо владеете собой и контролируете ситуацию. Вашу позицию не так уж просто изменить.

20 баллов и более. Вы непоколебимы. По любому вопросу имеете свое мнение, которое не могут разрушить ни эмоциональные уговоры, ни изощренные доводы, ни даже очевидные факты. Ваша уверенность в себе вызывает восхищение и поднимает вас в глазах окружающих, но все-таки немного чуткости и отзывчивости в жизни не помешает

 

 

Заключение

В заключении необходимо отметить, что мы постарались решить поставленные задачи:

§ рассмотреть понятие «манипуляция» и его сущность;

§ выявить технологии манипулятивного воздействия;

§ определить способы противостояния.

Итак, отличительной чертой психологических манипуляций является отношение к партнеру по взаимодействию и общению не как к личности, обладающей самоценностью, а как к специфическому средству, посредством использования которого достигаются, как правило, скрываемые цели манипулятора, реализуется,  его интересы и удовлетворяются собственные потребности без учета интересов, воли и желаний другой стороны - человека, выступающего как объекта манипуляций.

Следующей отличительной особенностью манипулятивного воздействия является его тайный, скрытый для адресата характер. В связи, с чем выделяются два уровня воздействия: явный и скрытый.

Также для человека при организации защитных процедур по нейтрализации манипулятивного воздействия возникают ряд специфических задач. В условиях все большего увеличения информационного компонента в коммуникативных процессах происходит возрастание роли приемов манипулятивного воздействия, связанных с оперированием информацией.

Иными словами, процесс манипулирования может быть растянут во времени и представлять многошаговую поэтапную процедуру оказания манипулятивного воздействия на человека. Он может быть относительно простым, включающим «одноактный» период общения с использованием одного или нескольких приемов манипулятивного воздействия, или структурно достаточно сложным, т.е. включать комплекс (систему) разнообразных манипулятивных приемов, действие которых направлено на различные психологические структуры личности и использование различных психологических механизмов с поэтапной реализацией этих приемов в определенные периоды времени и в различных ситуациях взаимодействия. Таким образом, сложная манипуляция имеет свои временную, пространственную и организационно-социальную структуры.

Сложные и устойчивые организационные формы тайного принуждения человека, как уже отмечалось, могут обозначаться самостоятельными понятиями, например, такими как политические игры, психологические операции, манипулятивные информационно-пропагандистские и информационно-рекламные кампании и т.д. В данном случае добавление определения «манипулятивный» позволяет при анализе отделить недобросовестную рекламу и пропаганду от общественно необходимых форм публичного доведения информации о важных и социально значимых проблемах, идеях, взглядах, товарах и т.п. (например, пропаганда здорового образа жизни, реклама новых технологий и технических новинок и т.д.).

Кроме этого, для обозначения отдельных способов, их устойчивых сочетаний, условий и организации их применения могут использоваться такие понятия, как манипулятивные приемы, манипулятивные техники, манипулятивные технологии и т.п.

 

 

Список литературы:

1. Берн Э. Игры, в которые играют люди. Психология человеческих взаимоотношений; Люди, которые играют в игры. Психология человеческой судьбы.- СПб., Нева, 1992. 296с.

2. Богомолова Н.Н. Социальная психология печати, радио и телевидения. - М.: МГУ. 1991. – 332с.

3. Волков Е. Обманы вокруг нас // "Школьный психолог" N 05/2000. издательский дом "Первое сентября".

4. Доценко Е.Л. Манипуляция: психологическое определение понятия//Психологический журнал, 1993. Т.14. - N 4 – С. 32-43

5. Доценко Е.Л. Механизмы межличностной манипуляции//Вестник Московского университета. Серия 14, Психология. 1993.  - N4 – С. 12-21

6. Доценко Е.Л. Психология манипуляции. - М., Прогресс, 1996. – 396с.

7. Доценко Е.Л. Механизмы межличностной манипуляции//Вестн. Моск. ун-та. Сер.14, Психология. 1993.N 4. с.5 - 9

8. Ермаков Ю.А. Манипуляция личностью: Смысл, приемы, последствия.- Екатеринбург. 1995. – 220с.

9. Ионин Л.Г. Технология социальная/Современная западная социология: Словарь.- М.: Политиздат, 1990. – 679с.

10. Карнеги Д. Как завоевать друзей и оказывать влияние на людей. М. “Прогресс”, 1989., - 140с.

11. Мельник Г.С. Mass Media: Психологические процессы и эффекты. – СПб., 1996.

12. Общая психология. Учебник для пед. ин-тов /под ред. проф. А.В.Петровского. - Изд. 2-е, доп. и перераб. – М.: Просвещение, 1976. – 421с.

13. Общая психология. /под ред. В.В.Богословского, А.Г.Ковалевой, А.А.Степановой, С.Н.Шабалиной. – 2-у изд., перераб. и доп. – М.: Просвещение, 1973. – 316с.

14. Политология: Энциклопедический словарь/Общ.ред. и сост.: Ю.И.Аверьянов - М. 1993. – 415с.

15. Психологический словарь /Под ред. В.В. Давыдова, А.В. Запорожца, Б.Ф. Ломова и др.; НИИ общей и педагогической психологии Акад. пед. Наук СССР. - М.: Педагогика, 1983г., - 175с.

16. Психологические операции и противодействия им. Сборник. – М.: Бахра-м, 1993. – С. 135

17. Психология. Словарь/под общ. ред. А.В.Петровского, М.Г.Ярошевского. 2-е изд., испр. и доп. -  М.: Политиздат, 1990. - 494с.  

18. Реклама: внушение и манипуляция. Медиа-ориентированный подход. Ред. Д.Я. Райгородский. – М.: Бахрах-М, 2001. – 751с.

19. Станкин М.И. Психология общения: курс лекций: - М.: Институт практической психологии, 1996. – 312с.

20. Столяренко Л.Д. Основы психологии. Издание третье, перераб. и доп. – Ростов н/Д: Феникс, 1999. – 672 с.

21. Уфаев К. Психологическое давление // Вечерний Петербург. -  7 августа. - 1996.

22. Шиллер Г. Манипуляторы сознанием /Пер. с англ. - М.: Мысль, 1980. – 432с.

 

 


[1] Богомолова Н.Н. Социальная психология печати, радио и телевидения. - М.: МГУ,1991. – С. 112

[2] Там же, С. 117

[3] Доценко Е.Л. Психология манипуляции. - М., Прогресс, 1996. – С. 32

 

[4] Доценко Е.Л. Механизмы межличностной манипуляции//Вестн. Моск. ун-та. Сер.14, Психология. 1993. - N 4.  – С..5.

[5] Там же, С.5

[6] Психологические операции и противодействия им. Сборник. – М.: Бахра-м, 1993. – С. 132

[7] Доценко Е.Л. Психология манипуляции. - М., Прогресс, 1996. – С. 32

 

[8]Доценко Е.Л. Психология манипуляции. - М., Прогресс, 1996. – С. 58

 

[9] Доценко Е.Л. Психология манипуляции. - М., Прогресс, 1996. – С. 32

[10] Реклама: внушение и манипуляция. Медиа-ориентированный подход. Ред. Д.Я. Райгородский. – М.: Бахрах-М, 2001. – С.669

[11] Реклама: внушение и манипуляция. Медиа-ориентированный подход. Ред. Д.Я. Райгородский. – М.: Бахрах-М, 2001. – С.671

[12] Доценко Е.Л. Механизмы межличностной манипуляции//Вестн. Моск. ун-та. Сер.14, Психология. 1993. - N 4. - С.7.

[13] Психологические операции и противодействия им. Сборник. – М.: Бахра-м, 1993. – С. 135

[14] Реклама: внушение и манипуляция. Медиа-ориентированный подход. Ред. Д.Я. Райгородский. – М.: Бахрах-М, 2001. – С.675

 

[15] Богомолова Н.Н. Социальная психология печати, радио и телевидения. - М.: МГУ, 1991. – С. 137

 

[16] Богомолова Н.Н. Социальная психология печати, радио и телевидения. - М.: МГУ, 1991. – С. 142

[17] Доценко Е.Л. Психология манипуляции. - М., Прогресс, 1996. – С. 37

 

[18]  Доценко Е.Л. Психология манипуляции. - М., Прогресс, 1996. – С. 210

[19] Уфаев К. Психологическое давление // Вечерний Петербург. 7 августа. 1996

      

 

[20] Доценко Е.Л. Психология манипуляции. - М., Прогресс, 1996. – С. 68

 

[21] Мельник Г.С. Mass Media: Психологические процессы и эффекты. – СПб., 1996

[22] Волков Е. Обманы вокруг нас // "Школьный психолог" N 05/2000. издательский дом "Первое сентября".

 



2019-12-29 180 Обсуждений (0)
Способы (виды) психологических защит 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Способы (виды) психологических защит

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (180)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.014 сек.)