Взаимосвязь работы логопеда и воспитателя
Логопед должен работать в тесном контакте с воспитателем, обеспечивая чёткую преемственность этой работы. Поэтому от воспитателя логопедической группы требуется знание речевых и психолого-педагогических особенностей детей, умение подходить к ним индивидуально. Желательно, чтобы воспитатель по возможности посещал фронтальные логопедические занятия, с тем чтобы отмечать, кто из детей испытывает трудности при выполнении заданий логопеда и какие. Ознакомление с некоторыми специальными методическими приёмами позволит воспитателю не только эффективно закреплять материал, пройденный логопедом, но и грамотно координировать с ним решение воспитательных задач. Логопед и воспитатель совместно планируют работу по развитию речи детей, определяя тематику и содержание занятий, лексический материал и требования к речи детей на каждом конкретном этапе обучения. Воспитатель планирует ознакомление детей с лексическим материалом по заданным темам, а логопед обеспечивает его автоматизацию и введение в самостоятельную речь. Речь воспитателя должна отвечать правилам фонетики и грамматики. Он должен владеть достаточно широким лексическим запасом. [Основы логопедической работы с детьми: Учебное пособие для логопедов, воспитателей детских садов, учителей начальных классов, студентов педагогических училищ / Под ред. Г.В. Чиркиной. – М.: АРКТИ, 2002]. Удобно иметь так же тетрадь взаимосвязи логопеда и воспитателя. В эту тетрадь логопед записывает воспитателю задания для логопедической работы с отдельными детьми (3-6 человек). Например, отдельные артикуляционные упражнения, разбор специально подобранных логопедом предметных и сюжетных картинок, повторение текстов и стихотворений, отработанных ранее с логопедом. Можно включить различные варианты упражнений по развитию внимания, памяти, различению звуков, формированию лексико-грамматических компонентов языка. Все виды заданий должны быть знакомы детям и подробно объяснены воспитателю. В графе учёта воспитатель отмечает, как усвоен материал детьми, у кого и в связи с чем возникли трудности. [Поваляева М.А. Справочник логопеда. – Ростов-на-Дону: «Феникс», 2002. с. – 262].
Практическая часть
Опыт работы дошкольного учреждения по осуществлению коррекции фонетико-фонематического недоразвития у детей дошкольного возраста
Мы проанализировали годовой план работы ДОУ Новомичуринский детский сад № 6, в котором имеется группа для детей с ФФН, и выделили те аспекты, которые характеризуют коррекционную работу логопеда и воспитателя. Задачи: - воспитание артикуляционных навыков; - развитие слухового восприятия; - выделение звука из состава слова; - воспитание правильного произношения слов различной слоговой сложности. Семинары, которые проводит логопед в течение года: 1. Приёмы педагогической работы по формированию навыков правильного произношения. - заучивание стихотворений к праздникам; - повторение правильного произнесения слова за воспитателем. 2. Коррекционная речевая работа воспитателя с детьми на фронтальных занятиях. - строго следить за речевой активностью детей; - строго отслеживать речевой материал, выносимый на занятия, особенно по развитию речи; Работа с родителями. Проводятся разного вида родительские собрания: организационные и тематические совместно логопедом и воспитателями. 1. Как воспитать у ребёнка навыки правильного звукопроизношения. Проводит воспитатель, который поясняет родителям те приёмы, которые обсуждались совместно с логопедом на первом семинаре. 2. Играем пальчиками и развиваем речь. Проводит логопед совместно с воспитателем. Логопед рассказывает о теоретической стороне и показывает разные виды пальчиковых игр, а воспитатель проводит практическое занятие с родителями. Наблюдая за деятельностью логопеда и воспитателя, можно сделать следующие выводы: важную роль в обучении и воспитании детей с ФФН играет чёткая организация их жизни в детском саду, поэтому созданы необходимые условия, чтобы обеспечить разнообразную активную деятельность детей. В течение года дети изучают две программы: общеобразовательную и коррекционную. Соблюдение определённого режима, правильное равномерное распределение нагрузки на протяжении всего дня позволяет без лишнего напряжения и переутомления выполнять поставленные задачи. При этом правильно распределены обязанности логопеда и воспитателя. Задачи индивидуально-подгрупповой работы логопеда: - закрепление и автоматизация навыков правильного произношения имеющихся в речи детей звуков; - постановка отсутствующих у ребёнка звуков. Задачи работы воспитателя в вечернее время: - закрепление и автоматизация поставленных звуков; - введение звуков в речь ребёнка. Воспитатель всегда присутствует на фронтальных занятиях логопеда и при необходимости на индивидуальных, что помогает им максимально синхронизировать и систематизировать свою деятельность.
Популярное: Почему стероиды повышают давление?: Основных причин три... Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (303)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |