Вопрос 2: Прибыль, её функции, состав, распределение и использование.
12 Главным источником формирования финансовых ресурсов предприятий является чистый доход субъектов хозяйствования, количественное содержание которого выступает в виде прибыли. Прибыль является конечным результатом деятельности предприятия, в котором сосредоточены интересы всех участников производства: для предприятия прибыль является условием обеспечения расширенного воспроизводства, для владельца – доходом на вложенный инвестиционный капитал, для работника – источником личных и семейных доходов, для государства – основой формирования бюджета. Функции прибыли: 1) Является обобщающим оценочным показателем деятельности предприятия. 2) Воспроизводственная. Это означает, что прибыль является основным источником расширенного воспроизводства на предприятии. 3) Стимулирующая. Прибыль является «узлом» взаимоувязки интересов предприятия, работника и государства. 4) Прибыль является основным источником формирования бюджетов различных уровней. 5) Инвестиционная. Прибыль позволяет предприятию участвовать в финансировании капитальных вложений, приобретении ценных бумаг и т.д.) 6) Социальная (так как прибыль формирует доходную часть бюджета, то одна её часть направляется на выполнение социальных программ общества). 7) Прибыль рассматривается как главный источник возрастания рыночной стоимости предприятия. Виды прибыли: - Экономическая – это разность между общим доходом и экономическими издержками. Её источниками являются: реализация продукции, прочая реализация, внереализационные операции, инновационная деятельность. - Бухгалтерская – это разность между полученной выручкой и бухгалтерскими издержками. Источниками являются: реализация продукции, прочая реализация, внереализационные операции. - Валовая прибыль – это сумма прибыли от реализации продукции, основных фондов, иного имущества предприятия и доходов от внереализационных операций, уменьшенных на сумму расходов по этим операциям. а) прибыль от реализации – разница между выручкой от реализации за вычетом НДС и акцизов и затратами на производство и реализацию, включёнными в себестоимость. б) прибыль от реализации основных фондов или иного имущества – это разница между продажной ценой и первоначальной стоимостью этих фондов и имущества. в) прибыль от внереализационных операций – это разность от внереализационных операций и расходов. - Чистая прибыль – образуется после уплаты из валовой прибыли налогов и других обязательных платежей.
Механизм формирования, распределения и использования прибыли: 1) выручка – косвенные налоги – себестоимость = прибыль от реализации продукции; 2) прибыль от реализации продукции ± финансовый результат от операционных доходов и расходов ± финансовый результат от внереализационных доходов и расходов = общая прибыль; 3) общая прибыль – налог на недвижимость – налог на прибыль = прибыль, остающаяся в распоряжении предприятия (нераспределёггая прибыль); Нераспределённая прибыль распределяется в порядке, установленном в учредительных документах предприятия.
Фонды, формируемые из прибыли: 1) Фонд накопления, используется на: - модернизацию, реконструкцию и обновление основных фондов; - вложения в оборотные средства; - вклады в уставный фонд фонд других предприятий; - отчислений ассоциациям и концернам, в состав которых входит данное предприятие и т.д. 2) Фонд потребления, используется для: - единовременных выплат по окончанию финансового года; - единовременные поощрения за выполнение особо важных заданий; - ремонт и реконструкцию социально-культурных объектов предприятия; - выплаты дотаций на питание и т.д. 3) Резервный фонд, предназначен для: - покрытия убытков отчётного года; - выплаты дивидендов при недостаточности прибыли предприятия.
Главные требования к распределению прибыли: 1) Она должна обеспечивать финансовыми ресурсами потребности расширенного воспроизводства; 2) Составление конкурентной среды; 3) Должна учитывать масштабы отчислений от прибыли.
Существует 3 подхода к распределению прибыли: 1 подход – Полное изъятие чистой прибыли на потребление: собственник всю чистую прибыль изымает в виде дивидендов на капитал. В этом случае у предприятия нет источника финансирования и нет возможности расширить производство. 2 подход – Равное распределение прибыли на потребление и накопление: чистая прибыль в этом случае делится на 2 части – на накопление и дивиденды. С одной стороны, без накопления не будет развиваться предприятие, что приведёт к снижению конкурентоспособности и потере рынков сбыта. С другой стороны, без дивидендов нельзя рассчитывать на приток инвестиций. 3 подход – Преобладание потребления над накоплением: значительная часть чистой прибыли идёт в фонд потребления для выплат вознаграждений, премий, часть средств идёт в фонд накопления, т.е. на приобретение основных средств, прирост оборотных средств. Минимальная часть прибыли идёт на выплату дивидендов собственникам. Этот подход ведёт к сокращению инвестиций.
Задача:
Определить размер валовой прибыли предприятия. Данные для расчётов. Прибыль предприятия от финансово-хозяйственной деятельности составила 62 млн. рублей, проценты банка к получению – 12 млн. рублей, прочие внереализационные расходы – 4 млн. рублей, штрафы (полученные) за нарушение хозяйственных договоров – 3 млн. рублей. Решение: Валовая прибыль – это сумма прибыли от реализации продукции, основных фондов, иного имущества предприятия и доходов от внереализационных операций, уменьшенная на сумму расходов по этим операциям. Валовая прибыль = 62 + 12 – 4 + 3 = 73 млн.руб. Ответ: 73 млн.руб.
Список использованной литературы:
1. Макроэкономика : курс интенсивной подготовки / Под ред. Новиковой И. В., Ясинского Ю. М. – Мн. : «ТетраСистемс», 2008 . – 302 с. 2. Макроэкономика : учеб. пособие / И. В. Новикова, А. Н. Морова, и др. – Мн. : Академия управления при Президенте Республики Беларусь, 2006. 3. Теория финансов: Учебное пособие/ Н.Е.Заяц, М.К. Фисенко, Т.Е. Бондарь и др. – Мн.: Высшая школа, 1997 4. Финансы/ Под ред. М.В.Родионовой. – М.: Финансы и статистика, 1995 и др. издания. 5. Агапова, Г. А. Макроэкономика / Г. А. Агапова, С. Ф. Серегина. – 4-е изд-е. – М., 2001.
12
Популярное: Как построить свою речь (словесное оформление):
При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою... Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (144)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |