Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Тест «Самоконтроль в общении»



2019-12-29 443 Обсуждений (0)
Тест «Самоконтроль в общении» 0.00 из 5.00 0 оценок




ДИАГНОСТИЧЕСКАЯ ПРОГРАММА

для педагогов и родителей

 

«КОММУНИКАТИВНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ»

 

Автор-составитель:

Сухогузова И.Г.,

педагог-психолог МБУ «ЦППМИСП»

 

 

Старый Оскол

2019

Диагностическая программа для педагогов и родителей

«Коммуникативная компетентность»

При всем богатстве различных средств педагогической деятельности, направленной на приобщение детей к социуму, фундаментальную основу составляет общая культура взрослых (родителей, педагогов, сотрудников ДОУ). Показателем образованности, жизненной успешности, профессионализма деятельного взрослого является коммуникативная культура (компетентность), непосредственно обеспечивающая процесс расширения, умножения социальных связей ребенка с внешним миром.

Особое положение в характеристике личности педагога занимает коммуникативная компетентность, которая имеет две составляющие. Первая, профессиональная коммуникативная компетентность является ядром деятельности педагога и состоит из сложных педагогических знаний, умений и навыков, которые реализуются в процессе педагогического общения. Вторая - развитые коммуникативные качества как часть социальной компетентности.

Цель данной диагностическойпрограммы: методическое обеспечение диагностики коммуникативной компетентности.

Коммуникативная компетентность - сложное социально-психологическое образование, выражающееся в способности человека адекватно оценивать себя, свое место среди других людей, правильно определять личностные особенности и эмоциональные состояния партнеров по общению, прогнозировать межличностные события, выбирать и осуществлять адекватные способы обращения с окружающими и реализовывать эти способы в процессе взаимодействия с ними. Она включает адекватную самооценку, развитые перцептивные возможности, арсенал необходимых техник общения, усвоенные нормы ролевого поведения и навыки рефлексии и управления собственными эмоциями.

Коммуникативная компетентность личности складывается из следующих способностей:

1) давать социально-психологический прогноз коммуникативной ситуации, в которой предстоит общаться;

2) социально-психологически программировать процесс общения, опираясь на своеобразие коммуникативной ситуации;

3) «вживаться» в социально-психологическую атмосферу коммуникативной ситуации;

4) осуществлять социально-психологическое управление процессами общения в коммуникативной ситуации.

Коммуникативная компетентность состоит из следующих компонентов:

1. Коммуникативные склонности.

2. Общий уровень общительности.

3. Мотивация в коммуникации.

4. Самоконтроль в общении.

5. Владение механизмами обратной связи.

6. Типологическая принадлежность личности.

7. Стиль взаимодействия.

8. Организованность и др.

 

Для создания более полного психологического портрета необходимо использовать следующие методики психологического исследования, выявляющие особенности поведения личности в общении и взаимодействии:

· тест «30 пословиц» для выявления стилей взаимодействия  (приложение 1);

· тест-опрос «Оценка коммуникативных склонностей» (приложение 2);

· тест М. Снайдера «Самоконтроль в общении» (приложение 3).

 

 

Литература

1. Голикова О.Ю. Практикум по развитию общения педагогов [Текст] / О.Ю. Голикова, Н.К. Елизарова: Дошкольная педагогика.- 2008. - № 8 (49). - С.53-58.

2. Жуков, Ю.М. Диагностика и развитие компетентности в общении[Текст] / Ю.М. Жуков, Л.А. Петровская .- М.: ТЦ «Сфера», 2009.

3. Морева, Н. А. Тренинг педагогического общения[Текст]: учеб.пособие для вузов / Н.А. Морева.- М.: Просвещение, 2009. -304 с.

4. Петровская, Л.А. Компетентность в общении. Социально-психологический тренинг[Текст] /Л.А. Петровская.- М., 2009.

5. Ушачева Ю.В. Повышение уровня коммуникативной культуры сотрудников ДОУ [Текст] / Ю.В. Ушачева // Управление ДОУ. - 2008 - № 4. - С. 29-33.

 


 

Приложение 1

Тест «30 пословиц»

(авторы Г. Б. Монина, Е. К. Лютова-Робертс)

Методика направлена на изучения стиля поведения в конфликтных ситуациях

Инструкция:

Оцените каждое суждение по 5-ти бальной шкале. 5-4 – соответствует вашему мнению, 2-1 – не соответствует вашему мнению.

1. Худой мир лучше доброй ссоры.

2. Если не можешь заставить другого думать, как ты хочешь, заставь его делать.

3. Мягко стелет, да жестко спать.

4. Рука руку моет.

5. Ум хорошо, а два лучше.

6. Из двоих спорящих умнее тот, кто замолчит.

7. Кто сильнее, тот и прав.

8. Не подмажешь – не поедешь.

9. С паршивой овцы хоть шерсти клок.

10. Правда то, что умный знает, а не то, о чем все бают.

11. Кто ударит и убежит, тот смелый драться хоть каждый день.

12. Слово «победа» четко написано только на спинах врагов.

13. Убивай врагов своей добротой.

14. Честная сделка не вызывает ссоры.

15. Ни у кого нет полного ответа, но у каждого есть что добавить.

16. Дерись подольше да ума набирайся побольше.

17. Сражение выигрывает тот, кто верит в победу.

18. Добро слово победит.

19. Ты – мне, я – тебе.

20. Только тот, кто откажется от своей монополии на истину, может извлечь пользу из истины, которой обладает другой.

21. Кто спорит – ни гроша не стоит.

22. Кто не отступает – тот обращается в бегство.

23. Ласковый теленок двух мамок сосет.

24. Кто дарит – друзей наживает.

25. Вынеси заботы на свет и держи с другими совет.

26. Лучший способ решить конфликт – избежать его.

27. Семь раз отмерь – один раз отрежь.

28. Кротость торжествует над злом.

29. Лучше синица в руках, чем журавль в небе.

30. Чистосердечие, честь и доверие сдвинут горы.

 

Обработка:

Сложите баллы соответствующие номерам утверждений, написанных в столбце под названием стиля поведения.

Сравните полученные баллы всех стилей между собой; стиль поведения, получивший наибольшее количество баллов — является вашим стилем поведения в конфликтной ситуации.

 

«черепашка» «акула» «медвежонок» «лиса» «сова»
1 2 3 4 5
6 7 8 9 10
11 12 13 14 15
16 17 18 19 20
21 22 23 24 25
26 27 28 29 30

 

Интерпретация:

1-й тип «черепашка». У людей такого типа – большое желание спрятаться от проблем под «панцирь». Это представители позитивного консерватизма, они ценны тем, что никогда не теряют цель. В спокойной ситуации человек данного типа поддерживает вас, а в сложной ситуации может отойти от вас.

2-й тип – «акула». Для людей этого типа главное – их цель, их работа. Их не волнует отношение коллег («Ваша любовь мне ни к чему»). Умный руководитель уважает целенаправленность «акулы» — надо лишь ограничить ее притязания. «Акулы» очень важны для коллектива, потому что, двигаясь к собственной цели, они могут вывести коллектив из сложной ситуации.

3-й тип – «медвежонок». Люди этого типа стараются сглаживать острые углы, чтобы все в коллективе хорошо друг к другу относились. Зная заботы и интересы каждого, они вовремя подадут чай, подарят цветы в день рожденья, посочувствуют, поддержат в трудную минуту. Но при этом они могут полностью забыть конечную цель своей деятельности, потому что для них наиболее важным оказываются человеческие отношения.

4-й тип – «лиса». Люди этого типа всегда стремятся достигнуть компромисса. Они не просто хотят, чтобы всем было хорошо, они становятся активными участниками любой деятельности. Но в отношениях «лиса» может отойти от главных заповедей (пользуются принципом «не подмажешь – не поедешь»).

5-й тип – «сова». Это честные и открытые люди. Представители этого типа никогда не будут изворачиваться, уходить от борьбы, они могут пожертвовать хорошими отношениями во имя выбранной цели. У них стратегия честной и открытой борьбы, честной и открытой цели.

 

Конфликты предполагают пять стратегий поведения: соперничество, сотрудничество, компромисс, приспособление и избегание.

1. Соперничество – «акулы» – это открытая «борьба» за свои интересы. Данная стратегия используется тогда, когда человек обладает сильной волей, властью и достаточным авторитетом. Однако соперничество редко приносит долгосрочные результаты; тот, кто сегодня проиграл, в последствии может отказаться от сотрудничества. Поэтому эта стратегия не может быть использована в личных, близких отношениях.

2. Сотрудничество – «совы» – это поиск решения, удовлетворяющего интересы двух сторон. Такая стратегия ведет к успеху в делах и личной жизни, так как в процессе разрешения конфликта есть стремление к удовлетворению нужд всех. Специалисты рекомендуют начать реализацию этой стратегии с фраз типа: «Я хочу справедливого исхода для нас обоих», «Давайте посмотрим, что можно сделать, чтобы получить то, что мы оба хотим» и т. п.

Доказано, что при выигрыше двух сторон они более склонны исполнять принятые решения. Сотрудничество предполагает умение (желание) сдерживать свои эмоции, объяснять свои решения (аргументировать требования) и выслушивать другую сторону. При сотрудничестве происходит приобретение совместного опыта работы и вырабатываются навыки слушания.

3. Компромисс – «лисы» – это урегулирование разногласий через взаимные уступки. Такая стратегия эффективна тогда, когда обе стороны желают одного и того же, но точно знают, что одновременно их желания невыполнимы (например: желание занять одну и туже должность).

Как правило, компромисс позволяет хоть что-то получить, чем все потерять, и дает возможность выработать временное решение, если на выработку другого нет времени.

4. Избегание – «черепашки» – это стремление выйти из конфликта, не решая его, не настаивая на своем, но и не уступая своего. Данную стратегию рекомендуется использовать в случаях, когда одна из сторон чувствует, что не права, или считает, что нет серьезных оснований для продолжения контактов. Более того, уход или отсрочка позволяет предположить, что за это время ситуация может разрешиться сама собой или вы сможете ею заняться, когда будете обладать достаточной информацией или желанием разрешить ее.

5. Приспособление – «медвежата» – представляет собой тенденцию к сглаживанию противоречий, поступаясь своими интересами. Если нужда другого человека окажется более важной, чем ваша, а переживания – сильнее, то эта стратегия является единственной для разрешения конфликта.

Стратегия приспособления может применяться, если:

• вас не особо волнует случившееся, а предмет разногласия для вас не важен;

• вы осознаете, что правда на вашей стороне;

• вы чувствуете, что ваши шансы на победу минимальны;

• вы считаете, что лучше сохранить добрые отношения с партнером, чем отстаивать собственную позицию.

Ни одна стратегия поведения в продуктивном конфликте не может считаться лучшей, поэтому важно научиться эффективно использовать каждую из них, учитывая обстоятельства и ситуацию.

 


 

Приложение 2

МЕТОДИКА

«Коммуникативные способности»

Инструкция. При положительном ответе на вопрос ставьте знак «+», при отрицательном «-». При затруднениях представляйте типичную для вас ситуацию и не задумывайтесь над деталями. Обращайте внимание на выделенные слова. 

 

1. Многоли у друзей, с которыми вы постоянно общаетесь?

2. Долголи вас беспокоит чувство обиды, причиненной вам кет-то из ваших друзей?

3. Естьли у вас стремление к установлению новых знакомств с различными людьми?

4. Верноли, что приятнее проводить время с книгами, чем с людьми?

5. Легко ли вы устанавливаете контакты с людьми, которые значительно старше вас по возрасту?

6. Трудно ли вам включаться в новую для вас компанию?

7. Легко ли вам удается установить контакты с незнакомыми людьми?

8. Трудноли вам освоиться в новом коллективе?

9. Стремитесь ли вы при удобном случае познакомиться и пообщаться с новым человеком?

10. Раздражают ли вас окружающие люди, и хочется ли вам в таком случае побыть одному?

11. Нравится ли вам постоянно находиться среди людей?

12. Испытываете ли вы чувство затруднения, неудобства, стеснения, если приходится проявить инициативу, чтобы познакомиться с новым человеком?

13. Любители вы участвовать в коллективных играх?

14. Правдали, что вы чувствуете себя неуверенно среди малознакомых вам людей?

15. Полагаете ли вы, что вам не составит особого труда внести оживление в малознакомую для вас компанию?

16. Стремитесь ли вы ограничить круг своих знакомых небольшим количеством друзей?

17. Чувствуете ли вы себя непринужденно в незнакомой для вас компании?

18. Правда ли, что вы не чувствуете себя достаточно уверенно и спокойно, когда приходится говорить что-то большой группе?

19. Верно ли, что у вас много друзей?

20. Часто ли вы смущаетесь, чувствуете неловкость пи общении с малознакомыми людьми?

 

КЛЮЧ К МЕТОДИКЕ

 

    Двадцать вопросов методики дают возможность оценить наличие ли отсутствие коммуникативных способностей (высокий, средний или низкий уровень их развития).

Один балл получает ответы «да» на следующие вопросы № 1, 3, 5, 7, 9, 11, 13, 15, 17, 19 и ответы «нет» на вопросы № 2, 4, 6, 8, 10, 12, 14, 16, 18, 20.

 

    Высчитывается коэффициент (К) коммуникативных способностей.

К=м\20,

Где м – количество совпавших ответов.

 

Уровни способностей:

 

0,10 – 0, 45                       низкий                                 

0,46 – 0, 55                       ниже среднего          

0,56 – 0,65               средний                              

0,66 – 0,75               высокий                              

0,76 - 1,00                очень высокий                   


 

 

Приложение 3

Тест «Самоконтроль в общении»

(Автор М. Снайдер)

Методика позволит определить уровень коммуникативного контроля. Самоконтроль в общении - это высокая способность к саморегуляции эмоциональных состояний, возникающих в коммуникативной ситуации. Выделяют три уровня коммуникативного контроля: высокий, средний и низкий. Самоконтроль в общении является одной из главных составляющих коммуникативных умений.

ИНСТРУКЦИЯ: «Внимательно прочтите десять предложений, описывающих реакции на некоторые ситуации. Каждое из них вы должны оценить как верное или неверное применительно к себе. Если предложение кажется вам верным или преимущественно верным поставьте рядом с порядковым номером букву "В", если неверным или преимущественно неверным – букву "Н"».

Предложения:

1. Мне кажется трудным искусство подражать привычкам других людей.

2. Я бы, пожалуй, мог свалять дурака, чтобы привлечь внимание или позабавить окружающих.

3. Из меня мог бы выйти неплохой актер.

4. Другим людям иногда кажется, что я переживаю что-то более глубоко, чем это есть на самом деле.

5. В компании я редко оказываюсь в центре внимания.

6. В разных ситуациях и в общении с разными людьми я часто веду себя совершенно по-разному.

7. Я могу отстаивать только то, в чем я искренне убежден.

8. Чтобы преуспеть в делах и в отношениях с людьми, я стараюсь быть таким, каким меня ожидают видеть.

9. Я могу быть дружелюбным с людьми, которых я не выношу.

10. Я не всегда такой, каким кажусь.



2019-12-29 443 Обсуждений (0)
Тест «Самоконтроль в общении» 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Тест «Самоконтроль в общении»

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (443)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.011 сек.)