Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Добавление элемента в B-дерево



2019-12-29 186 Обсуждений (0)
Добавление элемента в B-дерево 0.00 из 5.00 0 оценок




Для того чтобы наше дерево можно было считать эффективной структурой данных для хранения множества значений, необходимо, чтобы каждый узел заполнился хотя бы наполовину. Дерево строится снизу. Это означает, что любой новый элемент добавляется в листовой узел. Если при этом произойдет переполнение (на этот случай в каждом узле зарезервирован лишний элемент), то есть число элементов в узле превысит NumberOfItems, то надо будет разделить узел на два узла, и вынести средний элемент на верхний уровень. Может случиться, что при этой операции на верхнем уровне тоже получится переполнение, что вызовет еще одно деление. В худшем случае эта волна докатится до корня дерева.

В общем виде алгоритм добавления элемента Item в B-дерево можно описать следующей последовательностью действий:

1. Поиск листового узла Node, в который следует произвести добавление элемента Item.

2. Добавление элемента Item в узел Node.

3. Если Node содержит больше, чем NumberOfItems элементов (произошло переполнение), то

o делим Node на две части, не включая в них средний элемент;

o Item=средний элемент Node;

o Node=Node.PreviousNode;

o Переходим к пункту 2.

Заметим, что при обработке переполнения надо отдельно обработать случай, когда Node – корень, так как в этом случае Node.PreviousNode=nil.

Посмотрим, как это будет работать, на примере.

Возьмем нарисованное ниже дерево и добавим в него элемент 13.

 


Двигаясь от корня, найдем узел, в который следует добавить искомый элемент. Таким узлом в нашем случае окажется узел, содержащий элементы 11 и 12. Добавим. В результате наше дерево примет такой вид:

 

 

Понятно, что мы получили переполнение. При его обработке узел, содержащий элементы 11, 12 и 13 разделится на две части: узел с элементом 11 и узел с элементом 13, – а средний элемент 12 будет вынесен на верхний уровень. Дерево примет такой вид:

 

 

Мы опять получили переполнение, при обработке которого узел, содержащий элементы 8, 10 и 12 разделится на два узла: узел с элементом 8 и узел с элементом 12, – а средний элемент 10 будет вынесен на верхний уровень. И теперь дерево примет такой вид:

 

 

Теперь мы получили переполнение в корне дерева. Как мы оговаривали ранее этот случай надо обработать отдельно. Это связано с тем, что здесь мы должны будем создать новый корень, в который во время деления будет вынесен средний элемент:

 

 

Теперь полученное дерево не имеет переполнения.

В этом случае, как и при поиске, время обработки страницы поиска есть величина постоянная, пропорциональная размеру страницы, а значит, сложность алгоритма добавления в B-дерево будет также T(h), где h – глубина дерева.

Итак, как мы заметили с самого начала, у B-деревьев есть своя сфера применения: хранение настолько больших массивов информации, что их невозможно целиком разместить в выделяемой оперативной памяти, но требуется обеспечить быстрый доступ к ним.

В таких случаях B-деревья являются хорошим средством программно ускорить доступ к данным.

Ярким примером практического применения B-деревьев является файловая система NTFS, где B-деревья применяются для ускорения поиска имен в каталогах. Если сравнить скорость поиска в этой файловой системе и в обычной FAT на примере поиска на жестком диске большого объема или в каталоге, содержащем очень много файлов, то можно будет констатировать превосходство NTFS. А ведь поиск файла в каталоге всегда предшествует запуску программы или открытию документа.

B-деревья обладают прекрасным качеством: во всех трех операциях над данными (поиск/удаление/добавление) они обеспечивают сложность порядка T(h), где h – глубина дерева. Это значит, что чем больше узлов в дереве и чем сильнее дерево ветвится, тем меньшую часть узлов надо будет просмотреть, чтобы найти нужный элемент. Попробуем оценить T(h).

Число элементов в узле есть величина вероятностная с постоянным математическим ожиданием MK. Математическое ожидание числа узлов равно:

 

,

 

где n – число элементов, хранимых в B-дереве. Это дает сложность T(h)=T(log(n)), а это очень хороший результат.

Поскольку узлы могут заполняться не полностью (иметь менее NumberOfItems элементов), то можно говорить о коэффициенте использования памяти. Эндрю Яо доказал, что среднее число узлов после случайных вставок при больших n и NumberOfItems составит N/(m*ln(2))+F(n/m2), так что память будет использоваться в среднем на ln(2)*100%.

В отличие от сбалансированных деревьев B-деревья растут не вниз, а вверх. Поэтому (и из-за разной структуры узлов) алгоритмы включения/удаления принципиально различны, хотя цель их в обоих случаях одна – поддерживать сбалансированность дерева.

Идея внешнего поиска с использованием техники B-деревьев была предложена в 1970 году Р.Бэйером и Э.Мак-Крэйтом и независимо от них примерно в то же время М.Кауфманом. Естественно, что за это время было предложено ряд усовершенствований B-деревьев, связанных с увеличением коэффициента использования памяти и уменьшением общего количества расщеплений.

Одно из таких усовершенствований было предложено Р.Бэйером и Э.Мак-Крэйтом и заключалось в следующем. Если узел дерева переполнен, то прежде чем расщеплять этот узел, следует посмотреть, нельзя ли «перелить» часть элементов соседям слева и справа. При использовании такой методики уменьшается общее количество расщеплений и увеличивается коэффициент использования памяти.

 

program PTree; {$APPTYPE CONSOLE} type TInfo = Byte; PItem = ^Item; Item = record Key: TInfo; Left, Right: PItem; end; TTree = class private Root: PItem; public constructor Create; procedure Add(Key: TInfo); procedure Del(Key: TInfo); procedure View; procedure Exist(Key: TInfo); destructor Destroy; override; end; //--------------------------------------------------------- constructor TTree.Create; begin Root := nil; end; //--------------------------------------------------------- procedure TTree.Add(Key: TInfo);   procedure IniTree(var P: PItem; X: TInfo); //создание корня дерева begin New(P); P^.Key :=X; P^.Left := nil; P^.Right := nil; end;   procedure InLeft (var P: PItem; X : TInfo); //добавление узла слева var R : PItem; begin New(R); R^.Key := X; R^.Left := nil; R^.Right := nil; P^.Left := R; end;   procedure InRight (var P: PItem; X : TInfo); //добавить узел справа var R : PItem; begin New(R); R^.Key := X; R^.Left := nil; R^.Right := nil; P^.Right := R; end;   procedure Tree_Add (P: PItem; X : TInfo); var OK: Boolean; begin OK := false; while not OK do begin if X > P^.Key then //посмотреть направо if P^.Right <> nil //правый узел не nil then P := P^.Right //обход справа else begin //правый узел - лист и надо добавить к нему элемент InRight (P, X); //и конец OK := true; end else //посмотреть налево if P^.Left <> nil //левый узел не nil then P := P^.Left //обход слева else begin //левый узел -лист и надо добавить к нему элемент InLeft(P, X); //и конец OK := true end; end; //цикла while end;   begin if Root = nil then IniTree(Root, Key) else Tree_Add(Root, Key); end; //------------------------------------------------------------- procedure TTree.Del(Key: TInfo);   procedure Delete (var P: PItem; X: TInfo); var Q: PItem;   procedure Del(var R: PItem); //процедура удаляет узел имеющий двух потомков, заменяя его на самый правый //узел левого поддерева begin if R^.Right <> nil then //обойти дерево справа Del(R^.Right) else begin //дошли до самого правого узла //заменить этим узлом удаляемыйQ^.Key := R^.Key; Q := R; R := R^.Left; end; end; //Del   begin //Delete if P <> nil then //искать удаляемый узел if X < P^.Key then Delete(P^.Left, X) else if X > P^.Key then Delete(P^.Right, X)  //искать в правом поддереве else begin //узел найден, надо его удалить //сохранить ссылку на удаленный узел Q := P; if Q^.Right = nil then //справа nil //и ссылку на узел надо заменить ссылкой на этого потомка P := Q^.Left else if Q^.Left = nil then //слева nil //и ссылку на узел надо заменить ссылкой на этого потомка P := P^.Right else //узел имеет двух потомков Del(Q^.Left); Dispose(Q); end else WriteLn('Такого элемента в дереве нет'); end;   begin Delete(Root, Key); end; //------------------------------------------------------------- procedure TTree.View;   procedure PrintTree(R: PItem; L: Byte); var i: Byte; begin if R <> nil then begin PrintTree(R^.Right, L + 3); for i := 1 to L do Write(' '); WriteLn(R^.Key); PrintTree(R^.Left, L + 3); end; end;   begin PrintTree (Root, 1); end; //------------------------------------------------------------- procedure TTree.Exist(Key: TInfo);   procedure Search(var P: PItem; X: TInfo); begin if P = nil then begin WriteLn('Такого элемента нет'); end else if X > P^. Key then //ищется в правом поддереве Search (P^. Right, X) else if X < P^. Key then Search (P^. Left, X) else WriteLn('Есть такой элемент'); end;   begin Search(Root, Key); end; //------------------------------------------------------------- destructor TTree.Destroy;   procedure Node_Dispose(P: PItem); //Удаление узла и всех его потомков в дереве begin if P <> nil then begin if P^.Left <> nil then Node_Dispose (P^.Left); if P^.Right <> nil then Node_Dispose (P^.Right); Dispose(P); end; end;   begin Node_Dispose(Root); end; //------------------------------------------------------------- procedure InputKey(S: String; var Key: TInfo); begin WriteLn(S); ReadLn(Key); end;   var Tree: TTree; N: Byte; Key: TInfo; begin Tree := TTree.Create; repeat WriteLn('1-Добавить элемент в дерево'); WriteLn('2-Вывести узлы дерева'); WriteLn('3-Проверить существование узла'); WriteLn('4-Выход'); ReadLn(n); with Tree do begin case N of 1: begin InputKey('Введите значение добавляемого элемента', Key); Add(Key); end; 2: View; 3: begin InputKey('Введите элемент, существование которого вы хотите проверить', Key); Exist(Key); end; end; end; until N=4; Tree.Destroy; end.



2019-12-29 186 Обсуждений (0)
Добавление элемента в B-дерево 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Добавление элемента в B-дерево

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (186)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.007 сек.)