Биологические эффекты радиации
О том, что облучение рентгеновскими или гамма-лучами может вызывать тяжелые последствия для здоровья, стало известно вскоре после их открытия. Ученые, работавшие в первые годы с источниками ионизирующего излучения, традиционно имели лучевые поражения. Но основные сведения о вредном действии ионизирующих излучений были получены в специальных исследованиях на животных и в массовых наблюдениях за людьми, работавшими в первые десятилетия с источниками ионизирующего излучения: рентгенологами, радиологами, шахтерами урановых рудников, работницами, наносившими на циферблаты часов и приборов светящуюся массу, содержащую радиоактивные вещества. У них отмечалась повышенная заболеваемость злокачественными опухолями разной локализации и лейкозами, что приводило к сокращению продолжительности их жизни, Много сведений дали длительные наблюдения за пациентами, получавшими облучение в больших дозах в связи с лечением незлокачественных заболеваний, что часто осуществлялось в 20-40 годы. Наконец, тщательные наблюдения за японцами, выжившими после варварской атомной бомбардировки Хиросимы и Нагасаки, явились серьезным вкладом в общую сумму знаний о радиационных поражениях и отдаленных эффектах воздействия ионизирующих излучений. Однако перечисленные выше наблюдения относятся к случаям облучения человека (однократного или хронического) в больших дозах - 1 Гр и более). Значительно меньше было достоверных сведений о действии средних и, в особенности, малых доз облучения, которыми люди подвергаются в обычной жизни и на работе. И только радиационно-эпидемдиационно-эпидемлиз последних десятилетий позволил заполнить и эту белую страницу недавних неопределенностей. При воздействии ионизирующего излучения на биологический объект происходит гибель клеток (рисунок № 8, приложение Б). Количество гибнущих клеток возрастает с увеличением дозы. В связи с этим подавляющее большинство ученых радиобиологов считает, что радиация является единственным естественным фактором, который формально нежелателен в любых количествах. Малые дозы радиации, хотя и не вызывают никаких заметных органных и тем более организменных изменений, но они могут иногда подтолкнуть те процессы изменений в организме, которые в конечном итоге ведут к злокачественному перерождению ткани. Вероятность этих процессов возрастает с дозой, а потому желательна ее минимизация. Правда есть и ученые, которые считают, что такие небольшие раздражители как малые дозы радиации даже нужны и полезны для организма. Они, как это известно из сельскохозяйственной практики, стимулируют деятельность организма, усиливают обменные процессы, стимулируют быстрый рост, созревание, зрелость. И более раннюю смерть - подчеркивают их оппоненты. Поэтому для человека этот прекрасный фильм под названием «Жизнь» пройдет быстрее. А этого он, как правило, не хочет. В настоящее время имеется несколько классификаций вредных эффектов действия ионизирующих излучений на живой организм. Прежде всего эффекты делят на пороговые, детерминистские (нестохастические) и беспороговые вероятностные (стохастические). Для возникновения детерминистских нестохастических эффектов необходимо превышение определенной дозы, после чего лишь могут возникнуть такие проявления как лучевая болезнь, лучевое поражение кожи, лучевая катаракта. Тяжесть развития этих эффектов зависит от степени превышения пороговой дозы облучения. К числу беспороговых вероятностных стохастических эффектов радиации относятся злокачественные новообразования и наследственные изменения. Здесь от дозы зависит только вероятность их возникновения, но не тяжесть заболевания.[6]
Решение задач по радиации Задача №1 Дано: 238U А=200Бк; T½=4,5 млрд. лет; М=238,03 г. Требуется определить: Массу 200 Бк изотопа238U Решение : m = 0.24*10-23*М*T½(9)
Где: T½- период полураспада, с; М- относительная атомная масса, г;
где Т1/2 – период полураспада; λ – постоянная распада.
где А – скорость распада; N–число ядер.
= 0,24 *10-23 * Т1/2 *А
где А – активность; L0 – число Авагадро = 6,02*1023 моль-1. m = 0.24*10-23*200*238,03*1,42*1017= 1,62*10-2 г Ответ: m238U=1,62*10-2 г Задача №2 Дано: m = 2000г; М= 238,03г; T½=4,5 млрд. лет. Требуется определить: А- активность. Решение: А =m/0.24*10-23*А*T½(10)
Где: m- масса данного изотопа. А = 2000/0.24*10-23*238,03*1,42*1017=2,47*10-3Бк Ответ: А=2,47*10-3Бк
ПРИЛОЖЕНИЕ А
Таблица № 1 Поправка учитывающая продольный уклон улицы или дороги
Таблица № 2 Поправка , учитывающая влияние отраженного звука
Таблица № 3 Средние значения уровней звукового давления, ряда источников шума.
Таблица № 4 Октавные полосы частот с граничными среднегеометрическими частотами.
Таблица № 5 Относительная частотная характеристика кривой коррекции А.
Таблица № 6 Сложение уровней звукового давления.
Таблица №7 Звукоизоляция окон и глухих остекленных витражей
Примечания: 1. Данные, приведенные в таблице, являются ориентировочными; более точные характеристики звукоизоляции следует брать из сертификатов организаций - изготовителей окон.
Таблица №8
Таблица № 9 коэффициент поглощения звука в воздухе
Таблица №10 Взвешивающие коэффициенты для тканей и органов при эффективной дозе облучения
Таблица №11 Средние эффективные годовые дозы облучения человека в России
Таблица №12 Содержание урана в минералах
Таблица № 13 Добыча по странам в тоннах по содержанию U на 2005—2006 гг.
ПРИЛОЖЕНИЕ Б
Рисунок № 1 Зависимость длины волны в воздухе от частоты при температуре 20°С.
Рисунок № 2 Кривые равной громкости
Рисунок № 3 Снижение уровня звука с расстоянием 1 - улица, 2 полосы движения; 2 - улица, 4 полосы движения; 3 - улица, 6 полос движения; 4 - улица, 8 полос движения; 5 - трамвай ( ); 6 - трамвай ( )
Рисунок № 4 Расчетная схема для определения ожидаемых уровней шума: и.ш- источник, шума; а.ц - акустический центр; р.т -расчетная точка
Рисунок № 5
Рисунок № 6 Три вида излучений и их проникающая способность.
Рисунок № 7 Распад урана-238
Рисунок № 8
Рисунок № 9 Схема действия ионизирующего излучения
Популярное: Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация... Как построить свою речь (словесное оформление):
При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (268)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |