ИССЛЕДОВАНИЕ ПОКУПАТЕЛЕЙ РЫНКА ЧИПСОВ
12
Для исследования покупателей, как фактических, так и потенциальных проведено анкетирование покупателей исследуемого продукта (Приложение 1). Было опрошено 40 респондентов. Анкета содержала 13 вопросов: о предпочтениях к определенной марке чипсов, определенному вкусу чипсов, о том как часто они приобретается, о знакомстве с различными марками и др. Анкета Возрастающий темп жизни делает все более актуальными так называемые продукты быстрого питания, к числу которых относятся и чипсы. Предлагаем Вам ответить на ряд вопросов, чтобы получить информацию о положении товара на рынке и предпочтениях покупателей. 1. Что Вы чаще всего покупаете, чтобы утолить чувство голода? а) пирожки, пончики, хот-доги; (72,5%) б) сухарики; (2,5%) в) чипсы; (15%) г) другое. (10%) 2. Как часто Вы приобретаете чипсы? а) почти каждый день; (0%) б) 2-3 раза в неделю; (28%) в) несколько раз в месяц; (39%) г) реже 1 раза в месяц. (33%) 3. С какой целью Вы покупаете чипсы? а) перекусить на ходу, быстро утолить голод; (39%) б) просто пожевать, когда нечего делать; (13%) в) в кинотеатре/перед телевизором; (33%) г) люблю/просто хочется; (15%) 4. Какую упаковку чипсов Вы обычно покупаете? а) 28 г.; (75%) б) 90 г.; (25%) в) 170 г. (0%) 5. Какую марку чипсов Вы предпочитаете? а) Русская картошка (35%) б) Estrella; (6%) в) Fan; (18%) г) Lay`s;; (41%) д)другое ___________________________________(15%) 6. Вы пробовали чипсы “ Русская картошка ”? а) да; (100%) б) нет; (0%) 7. Какой вкус Вы предпочитаете? а) бекон; (35%) б) сыр; (5%) в) Сметана и укроп; (45%) г) икра; (10%) д) другой _____________________________________ (5%) 8. На что Вы обращаете внимание при выборе чипсов? а) цена; (20%) б) вкусовые особенности; (52%) в) популярность марки; (20%) г) производитель; (8%) 9. Влияет ли на ваш выбор реклама? а) да; (57,5%) б) нет; (20%) в) затрудняюсь ответить (22,5%) 10. Где вы чаще всего покупаете чипсы? а) в магазинах и супермаркетах; (95%) б) на улице, в торговых ларьках; (5%) 11. Ваш Возраст? а) <18 лет (5%) б) 18-25 лет (80%) в) 25-35 лет (10%) г) больше 35 (5%) 12. Ваш пол? а) жен (62,5%) б) муж (37,5%) 13. Ваш уровень доходов? а) ниже среднего (5%) б) средний (82,5%) в) выше среднего (12,5%) В опросе принимали участие в основном люди от 18 до 25 лет. В ходе исследования выяснилось, что вовлеченность в покупку чипсов для утоления голода невелика (15%). Наибольшей популярностью пользуются пирожки, пончики и хот-доги (72,5%). Среди потребителей выделяются четыре группы: самые активные – покупающие чипсы почти каждый день (среди опрошенных не встретилось ни одного человека), 28% покупают чипсы 2-3 раза в неделю, 39% покупают чипсы несколько раз в месяц и 33% опрошенных приобретают чипсы реже одного раза в месяц. Несмотря на огромное количество разновидностей чипсов 15% не могут объяснить причину покупки чипсов, а 13 % едят их, когда нечего делать. 39% покупают чипсы, чтобы быстро перекусить, а 33% воспринимают чипсы, как необходимый атрибут похода в кинотеатр или просмотра телевизора. Что касается марочных предпочтений, то здесь, несомненно, лидирует марка “Lay`s”(41%). Это объясняется тем, что фирма очень раскрутила свой бренд вкладываю уйма денег. Расчет доли рынка каждой марки: Марка Русская картошка : X1=(14/40)*100%= 35% Марка Estrella: X2=(2/40)*100%=6% Марка Fan: X3=(8/40)*100%=20% Марка Lay`s: X4=(16/40)*100%=41% По расчетным показателям видно, что рынок является олигопольным и лидирующую позицию занимает компания Frito Lay с долей рынка 41%, монополистической компанией ее назвать нельзя т.к. компании ООО «Русскарт» имеет долю рынка 35 %, а это очень весомая цыфра. Эти компании являются лидирующими по продажам чипсов в Российской Федерации. Другие компании имеют гораздо меньшую долю рынка. И в следствии, меньшую рыночную власть на рынке. Вывод: Наибольшим спросом у потребителей пользуется марка чипсов Lay`s. Чипсы под этой маркой предпочитает наибольшее число опрошенных. Компания Frito Lay занимает лидирующее положение на рынке, но компания Русскарт не отстает. Доли рынка чипсы марки Fun и Русская картошка велики, но компания Frito Lay активно использует рекламу как средство для завоевания наибольшей рыночной власти. Компания Frito Lay активно продвигает свои новые вкусы это видно по рекламе, в каждом магазине есть реклама этого продукта. В основе маркетинговой политики ООО «Русскарт» лежит принцип самых низких цен и высокого качества без канцерогенов.
3. РЫНОК ЧИПСОВ: ЕМКОСТЬ, СЕГМЕНТЫ, ПОЗИЦИОНИРОВАНИЕ ЧИПСОВ “РУССКАЯ КАРТОШКА”
Сегментирование рынка – это процесс моделирования или разработки товара или услуги, при котором они адресуются некой опознаваемой части целевого рынка. В зависимости от степени сегментации существуют три уровня маркетинговой политики. Массовый маркетинг - продавец занимается массовым производством, массовым распределением и массовым стимулированием сбыта одного и того же товара для всех покупателей сразу. Товарно-дифференцированный маркетинг - продавец производит два или несколько товаров с разными свойствами, в разном оформлении, разного качества, в разной расфасовке. Эти товары призваны не столько понравиться различным сегментам рынка, сколько создать разнообразие для покупателей. Целевой маркетинг - продавец производит различие между сегментами рынка, выбирает из них один или несколько и разрабатывает товары и комплексы маркетинга для отобранных сегментов. Для выделения среди всей совокупности покупателей отдельных групп проведено сегментирование рынка, в. т.ч. и по демографическим характеристикам (пол, возраст) и поведенческим характеристикам (интенсивность потребления). Можно выделить следующие группы: 1. По полу: - муж; - жен. 2. По частоте покупки - почти каждый день; - несколько раз в неделю; - несколько раз в месяц; - реже 1 раза в месяц. 3. По цели покупки: - перекусить, утолить голод - ‘просто пожевать’ - в кинотеатре 4. По месту покупки: - магазин, супермаркет - торговый ларек 5. По уровню доходов - ниже среднего - средний - выше среднего 6. По возрасту: - менее 18 лет - 18-25 лет - 25-35 лет - больше 35 лет Самые предпочтительные покупатели в возрасте от 18 до 25 лет со средним уровнем дохода, совершающие покупку в магазинах и супермаркетах с целью перекусить или быстро утолить голод. Позиционирование – это действия, направленные на формирование восприятия потребителями данного товара относительно товаров-конкурентов по тем выгодам и преимуществам, которые они могут получить. Для позиционирования чипсов “Русская картошка” выбраны несколько самых важных характеристик товара: цена, вкус, качество, популярность марки. В качестве сравниваемой цены возьмем цену за упаковку средней величины 75-90 г. Оценка реального восприятия потребителями выбранных характеристик (вкус, качество, популярность марки, цена) представлены в таблице 2.
Таблица 2 – Восприятие потребителями характеристик товара
Сравним чипсы “ Русская картошка ” и чипсы “Estrella” Рассчитаем индекс конкурентоспособности. Для этого найдем индекс качества (общий) и индекс цены. Индекс качества (общий) складывается из индексов качества, комфорта и упаковки товаров:
; ; ; IКАЧ = 1,28*0,4 + 1,14*0,3 + 1,25*0,3 = 1,23.
Чипсы “Русская картошка” превосходят чипсы “Estrella” по качеству на 23%. Чипсы “ Русская картошка ” дешевле чипсов “Estrella” на 15%. Индекс конкурентоспособности: Это говорит о том, что чипсы “Русская картошка ” превосходят чипсы “Estrella” по конкурентоспособности на 36%. Для определения возможного годового объема продаж на рынке необходимо оценить емкость рынка чипсов методом цепочки исключения по формуле:
Q = Qmax * (1-Y1)* (1-Y1)*…* (1-Yn)
где Qmax – общее число покупателей, чел. Приравняем к общему числу жителей г. Ижевска = 619468 чел; n – количество групп покупателей, которые не станут фактическими покупателями; Yi – отказавшиеся. Y1 – дети до 5 лет –33109 чел.=5% Y2 – люди старше 60 лет – 86102 чел.=13,9% Y3 – покупатели предпочитающие товар конкурентов =39% Q=619468*(1-0,05)*(1-0,139)*(1-0,39)=309083 чел. Если учесть, что в среднем покупатель совершает покупку 2 раза в месяц и предпочитает упаковку в 28 г., то годовой объем продаж составит: Qп = 309083*2*12=7417992 упаковки или 207704 кг в год. Если сравнить с общероссийскими показателями, то за 2005 год объемы продаж достигли более 60 тыс. тонн в год. Таким образом, в потребление чипсов вовлечено около 50% населения г. Ижевска. На основании полученных данных можно сделать вывод, что в целом величина аудитории потребителей в составляет около 309 тысяч человек. Преимущественно потребителями чипсов является молодежь – люди в возрасте до 25 лет.
4. РЕКОМЕНДАЦИИ ПО УЛУЧШЕНИЮ ПОЛОЖЕНИЯ НА РЫНКЕ ЧИПСОВ “Русская картошка”
Для улучшения положения чипсов « Русская картошка» на рынке проведен анализ потребности на данный товар. Результаты анализа и рекомендации представлены в таблице 4.
Таблица 4 - Результаты анализа потребности чипсов «Русская картошка»
ЗАКЛЮЧЕНИЕ чипсы позиционирование рынок покупатель Цель данной курсовой работы заключалась в анализе положения чипсов ‘Русская картошка” на рынке города Ижевска и выработке рекомендаций по улучшению его положения. Для этого проведен сбор информации о товаре и товарах-конкурентах в пяти местах продажи, а также исследование покупателей, как фактических, так и потенциальных, путем анкетирования. В работе было проведено наблюдение за товаром для определения степени его распространения на рынке, уровень насыщенности товаром, спрос на товар. Также произведено анкетирование покупателей для установления основных характеристик покупателей и покупательских предпочтений. В результате анкетного опроса было полечено достаточно много необходимой информации о самом потребителе товара, о его предпочтениях относительно товара. Определены основные характеристики рынка исследуемого товара: сегменты рынка, емкость рынка и позиционирование товара на рынке, для чего использовать данные наблюдения и анкетирования. Выявлены наиболее привлекательные сегменты для работы на рынке, а также проведено позиционирование товара чипсы ‘Русская картошка ”. Основными покупателями чипсов ‘Русская картошка” являются молодые люди в возрасте от 18 до 25 лет со средним уровнем дохода, совершающие покупку в магазинах и супермаркетах с целью перекусить или быстро утолить голод.
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 1. Котлер Ф. Основы маркетинга. М.: Прогресс, 1990. 2. Современный маркетинг /Под ред. В.Е. Хруцкого. М.: Финансы и статистика, 1991. 3. Маркетинговое управление МВА, Т.А. Гайденко, 2006г. 4. Курс лекций по маркетингу. 5. http://www.russkart.com/ - официальный сайт ООО «Русскарт»
Приложение №1. Анкета 1. Что Вы чаще всего покупаете, чтобы утолить чувство голода? а) пирожки, пончики, хот-доги; б) сухарики; в) чипсы; г) другое. 2. Как часто Вы приобретаете чипсы? а) почти каждый день; б) 2-3 раза в неделю; в) несколько раз в месяц; г) реже 1 раза в месяц. 3. С какой целью Вы покупаете чипсы? а) перекусить на ходу, быстро утолить голод; б) просто пожевать, когда нечего делать; в) в кинотеатре/перед телевизором; г) люблю/просто хочется; 4. Какую упаковку чипсов Вы обычно покупаете? а) 28 г.; б) 90 г.; в) 170 г. 5. Какую марку чипсов Вы предпочитаете? а) Русская картошка б) Estrella; в) Fan; г); Lay`s; д)другое ___________________________________(15%) 6. Вы пробовали чипсы “ Русская картошка ”? а) да; б) нет; 7. Какой вкус Вы предпочитаете? а) бекон; б) сыр; в Сметана и укроп; г) икра; (10%) д) другой _____________________________________ 8. На что Вы обращаете внимание при выборе чипсов? а) цена; б) вкусовые особенности; в) популярность марки; г) производитель; 9. Влияет ли на ваш выбор реклама? а) да; б) нет; в) затрудняюсь ответить 10. Где вы чаще всего покупаете чипсы? а) в магазинах и супермаркетах; б) на улице, в торговых ларьках; 11. Ваш Возраст? а) <18 лет б) 18-25 лет в) 25-35 лет г) больше 35 12. Ваш пол? а) жен (62,5%) б) муж (37,5%) 13. Ваш уровень доходов? а) ниже среднего б) средний в) выше среднего
12
Популярное: Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы... Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (788)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |