Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Опорно-двигательный аппарат (ОДА)



2019-12-29 162 Обсуждений (0)
Опорно-двигательный аппарат (ОДА) 0.00 из 5.00 0 оценок




Рабочая тетрадь для лабораторных работ по Возрастной анатомии, физиологии и гигиене

 

Студента группы __________________________

Факультет (институт) ________________________

____________________________________________

____________________________________________

(Фамилия, имя, отчество)

 

Киров

2018
Лабораторная работа № 1

Антропометрия. Оценка физического развития центильным методом.

Определение школьной зрелости методом Керна Йерасика

 

Цель работы: овладеть навыками антропометрии для определения тотальных размеров тела; оценить антропометрические показатели центильным методом и методом индексов; оценить по рисунку степень школьной зрелости.

Оборудование: ростомер, медицинские весы, сантиметровая лента, центильные таблицы, набор детских рисунков.

Ход работы

1. Ознакомьтесь с методами определения тотальных размеров тела: роста (при помощи ростомера), массы (взвешиванием) и окружности груди.

При проведении измерений необходимо соблюдать ряд требований:

· Исследования должны проводиться специальным инструментарием.

· В помещении должно быть достаточное освещение; температура не должна быть менее 18°С.

· Обследуемый должен быть без обуви; форма одежды: плавки для мужчин и открытый купальник (или трусы и бюстгальтер) для женщин.

· Во время измерения обследуемый должен поддерживать позу, близкую к положению «смирно»; голова располагается так, чтобы верхний край козелка уха и нижний край глазницы находились в одной горизонтальной плоскости («немецкая горизонталь»).

· Измерения нужно проводить утром, натощак; длительность измерений одного человека – не более 15-20 минут.

· Измерения лучше проводить вдвоем: один человек измеряет; второй – следит за соблюдением правил измерения и позой обследуемого, а также заносит результаты измерений в специальный Протокол измерений.

Длина тела измеряется ростомером. Измеряемый прикасается к вертикальной стойке межлопаточной и ягодичной областью, пятками. Горизонтальная планка прижимается к темени.

Окружность грудной клетки (ОГК) – измеряется мягкой сантиметровой лентой, которая накладывается сзади под нижними углами лопаток, спереди смыкается у мужчин и детей - по сосковой линии, у женщин - над молочными железами. Обхват груди измеряется в трех состояниях: при спокойном дыхании, при глубоком вдохе и максимальном выдохе. Разница между величинами окружностей при максимальном вдохе и максимальном выдохе является экскурсией грудной клетки и в норме составляет 6-8 см.

Масса тела определяется путем взвешивания на медицинских весах.

 

2. Ознакомьтесь с методами оценки антропометрических показателей.

Для суждения о физическом развитии человека полученные антропометрические показатели оценивают путем сравнения со средними величинами аналогичных показателей, наблюдаемых в такой же возрастно-половой группе. При этом используют: метод стандартов (метод Мартина); центильный метод; метод пропорций.

Оценка антропометрических показателей методом стандартов производится по оценочным таблицам. Физическое развитие отдельного индивида оценивается посредством сравнения его показателей со средними (М), характерными для той группы людей, к которой он относится (по возрасту, полу, росту, месту проживания или этнической принадлежности). Степень отклонения от стандартной величины (М) определяется по формуле:  и оценивается по шкале (табл. 1):

Таблица 1

Шкала оценки развития признака

Диапазон изменения признака Шкала оценки
От М + 2 σ до М + 3 σ От М + 1 σ до М + 2 σ От М + 1 σ до М + 0,5 σ От М + 0,5 σ до М – 0,5 σ От М – 0,5 σ до М -1 σ От М - 1 σ до М - 2 σ От М - 2 σ до М -3 σ Очень высокое развитие Высокое Выше среднего Типичные (средние) Ниже среднего Низкие Очень низкие

 

В последнее время чаще применяют центильный метод оценки, для которого требуются центильные таблицы, где значения показателей располагаются от минимального до максимального, характерных для определенной части (%, или центиль) данной группы населения. При оценке полученное значение измеряемого признака подставляют в коридор значений, по номеру которого можно оценить степень развития признака.

В центильных таблицах принято различать 7 коридоров показателей.

· 1 коридор – значение показателя очень низкое (характерно для 3% обследованных);

· 2 – низкое (для 7%);                                     3 – ниже среднего (для 25%);

· 4 – среднее (для 50%);                                  5 – выше среднего (для 25%);

· 6 – высокое (для 7%);                                   7 – очень высокое (для 3%).

Зная номера коридоров тотальных размеров тела (длина тела, масса тела и окружность груди в покое), можно оценить гармоничность телосложения и соматотип человека.

Гармоничность телосложения оценивают по разнице номеров коридоров. Физическое развитие можно считать:

· гармоничным, если разница между номерами коридоров тотальных размеров тела равна 0 или 1;

· дисгармрничным – если разница равна 2;

· резко дисгармоничным – если равна 3 и более.

Соматотип определяется по сумме номеров коридоров тотальных размеров тела:

· если сумма коридоров менее 10 – тип телосложения определяется как микросоматик;

· если сумма 10–15 включительно – тип телосложения мезосматик;

· если сумма более 15 – макросоматик.

3. Определите тотальные размеры тела. Внесите полученные данные во второй столбик таблицы 5.Оцените полученные данные центильным методом, используя центильные таблицы (см. Приложение). Определить гармоничность физического развития и тип телосложения, внесите полученные данные в таблицу 2.

 

Таблица 2

Протокол оценки антропометрических показателей

Показатель Значение № коридора Разность номеров коридоров Вывод (гармоничность развития) Сумма номеров коридоров Вывод (соматотип)
Рост      

 

 

 

 

Масса      
ОГК в покое    

4. Оцените пропорциональность развития методом индексов.

4.1. Оценить соотношение массы тела и роста, рассчитав ВРП – весо-ростовой показатель по формуле: ВРП = , где Р – масса тела (г), L – рост (см).

Оценка ВРП производится по шкале:

Средние показатели (средняя упитанность):

· для мужчин – 350–400 г/см;                        для женщин – 325–375 г/см;

· для мальчиков до 15 лет – 325 г/см;           для девочек – 300 г/см.

Если значение отличается от среднего, то оценивается по шкале:

· 540 и более – ожирение;                              451–540 – чрезмерный вес;

· 450–416 – излишний вес;                            415–390 – высокая упитанность

· 359–320 – плохая упитанность;

· 300–319 – очень плохая упитанность;

· 200 – 299 – истощение.

 

ВРП=______________________________________ Оценка ВРП: ________________

4.2. Определить рост сидя и оценить длину ног, рассчитав индекс скелии по формуле Мануврие: %, гдеL – рост стоя (см), Si – рост сидя (см).

Оценка индекса производится по шкале:

· менее 84,9% – брахискелия (коротконогость);

· 85,0–89,9% – мезоскелия (средненогость);

· более 90,0% – макроскелия (длинноногость).

ИС =_______________________ Оценка длины ног: ___________________________

4.3. Оценить пропорциональность грудной клетки, рассчитав индекс Эрисмана по формуле: ИЭ = ,где Т – окружность груди в покое, L – рост (см).

Оценка ИЭ: среднее развитие: ИЭ = 3,3 см (для женщин) и 5,8 см (для мужчин), большее значение ИЭ – широкая грудная клетка; меньшее –узкогрудость.

ИЭ = _________________см; Оценка грудной клетки__________________________

 

5. Изучите методику определения «школьной зрелости» детей 6–7 лет методом Керна Йерасика.

Данный тест состоит из 3 заданий: 1. Рисунок человека. 2. Срисовывание простой фразы из 3 слов (например, «Он ел суп»). 3. Срисовывание группы точек.

Ребенку выдается лист нелинованной бумаги и карандаш.

Задание №1: на лицевой стороне ребенку предлагается нарисовать «дядю», как он умеет. Инструктирование по поводу деталей рисунка запрещается.

На оборотной стороне, которая заранее разделяется горизонтальной линией на 2 части, предлагается выполнить задания № 2 и 3.

При выполнении задания № 2 перед ребенком кладут карточку 7×14 см, на которой письменными буквами написана (размер букв не менее 1 см) фраза из 3 коротких слов, которую ему предлагается перерисовать.

Для выполнения задания № 3 на нижней части листа ребенку предлагается скопировать 10 точек (диаметр 2 мм, расстояние между точками 1 см), расположенных в виде пятиугольника с вершиной, обращенной вниз. После выполнения теста лист подписывается (ФИО, возраст, дата) и оценивается (табл. 3).

 

 

Таблица 3

Критерии оценки школьной зрелости по методу Керна Йерасика

Балл Описание

1

1 есть голова, шея (не больше туловища), туловище и конечности; элементы мужской одежды; волосы, уши, глаза, нос, рот. На руках по 5 пальцев
2 как и в п. 1, но могут отсутствовать волосы, уши; по 4 пальца
3 есть голова, шея, туловище; руки и ноги нарисованы двумя линиями, отсутствуют (или не все) пальцы рук и ступни. Нет шеи, ушей, волос
4 примитивная фигура; конечности (нарисованы одной линией)
5 отсутствует четкое изображение человека

2

1 фразу можно прочитать, буквы образуют 3 слова, их размер не больше чем в 2 раза от образца; строка может отклоняться до 30° от горизонтали
2 предложение можно прочитать, нет стройности букв
3 буквы разделены на 2 группы; можно прочитать хотя бы 4 буквы
4 группа букв имеет вид письма. Читается хотя бы 2 буквы
5 Каракули

3

1 точное симметричное изображение образца. Допустимо увеличение, не более, чем в 2 раза
2 нарушение симметрии, 1 точка выходит за пределы строки или столбца; вместо точек могут быть кружки
3 слабая схожесть с образцом, но сохранено подобие пятиугольника. Нарушение симметрии. Число точек может быть от 7 до 20
4 точки располагаются кучно, напоминают другую фигуру
5 Каракули

 

Баллы за все задания суммируются. Если сумма баллов составляет 3–5 – ребенок «зрелый», готов к обучению в школе; 6–8 – ребенок «среднезрелый», необходима дополнительная подготовка к школе; 9 и более – ребенок к школе не готов, «незрелость».

По выданному рисунку определить «школьную зрелость» ребенка, оценив выполненные им задания в таблице 4.

 

Таблица 4

Протокол оценки школьной зрелости

ФИО ребенка,

Возраст

Задание Балл Сумма Вывод
№ 1  

 

 

№ 2  
№ 3  

Оценка ___________ Преподаватель_____________ Дата_____________


Лабораторная работа № 2

Опорно-двигательный аппарат (ОДА)

Цель: изучить особенности строения и функций опорно-двигательного аппарата человека.

Ход работы:

1. Какие отделы выделяют в составе ОДА? Дополните схему:

 


2019-12-29 162 Обсуждений (0)
Опорно-двигательный аппарат (ОДА) 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Опорно-двигательный аппарат (ОДА)

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему в редких случаях у отдельных людей появляются атавизмы?
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...
Почему в черте города у деревьев заболеваемость больше, а продолжительность жизни меньше?
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (162)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.006 сек.)