Опорно-двигательный аппарат (ОДА)
Рабочая тетрадь для лабораторных работ по Возрастной анатомии, физиологии и гигиене
Студента группы __________________________ Факультет (институт) ________________________ ____________________________________________ ____________________________________________ (Фамилия, имя, отчество)
Киров 2018 Антропометрия. Оценка физического развития центильным методом. Определение школьной зрелости методом Керна Йерасика
Цель работы: овладеть навыками антропометрии для определения тотальных размеров тела; оценить антропометрические показатели центильным методом и методом индексов; оценить по рисунку степень школьной зрелости. Оборудование: ростомер, медицинские весы, сантиметровая лента, центильные таблицы, набор детских рисунков. Ход работы 1. Ознакомьтесь с методами определения тотальных размеров тела: роста (при помощи ростомера), массы (взвешиванием) и окружности груди. При проведении измерений необходимо соблюдать ряд требований: · Исследования должны проводиться специальным инструментарием. · В помещении должно быть достаточное освещение; температура не должна быть менее 18°С. · Обследуемый должен быть без обуви; форма одежды: плавки для мужчин и открытый купальник (или трусы и бюстгальтер) для женщин. · Во время измерения обследуемый должен поддерживать позу, близкую к положению «смирно»; голова располагается так, чтобы верхний край козелка уха и нижний край глазницы находились в одной горизонтальной плоскости («немецкая горизонталь»). · Измерения нужно проводить утром, натощак; длительность измерений одного человека – не более 15-20 минут. · Измерения лучше проводить вдвоем: один человек измеряет; второй – следит за соблюдением правил измерения и позой обследуемого, а также заносит результаты измерений в специальный Протокол измерений. Длина тела измеряется ростомером. Измеряемый прикасается к вертикальной стойке межлопаточной и ягодичной областью, пятками. Горизонтальная планка прижимается к темени. Окружность грудной клетки (ОГК) – измеряется мягкой сантиметровой лентой, которая накладывается сзади под нижними углами лопаток, спереди смыкается у мужчин и детей - по сосковой линии, у женщин - над молочными железами. Обхват груди измеряется в трех состояниях: при спокойном дыхании, при глубоком вдохе и максимальном выдохе. Разница между величинами окружностей при максимальном вдохе и максимальном выдохе является экскурсией грудной клетки и в норме составляет 6-8 см. Масса тела определяется путем взвешивания на медицинских весах.
2. Ознакомьтесь с методами оценки антропометрических показателей. Для суждения о физическом развитии человека полученные антропометрические показатели оценивают путем сравнения со средними величинами аналогичных показателей, наблюдаемых в такой же возрастно-половой группе. При этом используют: метод стандартов (метод Мартина); центильный метод; метод пропорций. Оценка антропометрических показателей методом стандартов производится по оценочным таблицам. Физическое развитие отдельного индивида оценивается посредством сравнения его показателей со средними (М), характерными для той группы людей, к которой он относится (по возрасту, полу, росту, месту проживания или этнической принадлежности). Степень отклонения от стандартной величины (М) определяется по формуле: и оценивается по шкале (табл. 1): Таблица 1 Шкала оценки развития признака
В последнее время чаще применяют центильный метод оценки, для которого требуются центильные таблицы, где значения показателей располагаются от минимального до максимального, характерных для определенной части (%, или центиль) данной группы населения. При оценке полученное значение измеряемого признака подставляют в коридор значений, по номеру которого можно оценить степень развития признака. В центильных таблицах принято различать 7 коридоров показателей. · 1 коридор – значение показателя очень низкое (характерно для 3% обследованных); · 2 – низкое (для 7%); 3 – ниже среднего (для 25%); · 4 – среднее (для 50%); 5 – выше среднего (для 25%); · 6 – высокое (для 7%); 7 – очень высокое (для 3%). Зная номера коридоров тотальных размеров тела (длина тела, масса тела и окружность груди в покое), можно оценить гармоничность телосложения и соматотип человека. Гармоничность телосложения оценивают по разнице номеров коридоров. Физическое развитие можно считать: · гармоничным, если разница между номерами коридоров тотальных размеров тела равна 0 или 1; · дисгармрничным – если разница равна 2; · резко дисгармоничным – если равна 3 и более. Соматотип определяется по сумме номеров коридоров тотальных размеров тела: · если сумма коридоров менее 10 – тип телосложения определяется как микросоматик; · если сумма 10–15 включительно – тип телосложения мезосматик; · если сумма более 15 – макросоматик. 3. Определите тотальные размеры тела. Внесите полученные данные во второй столбик таблицы 5.Оцените полученные данные центильным методом, используя центильные таблицы (см. Приложение). Определить гармоничность физического развития и тип телосложения, внесите полученные данные в таблицу 2.
Таблица 2 Протокол оценки антропометрических показателей
4. Оцените пропорциональность развития методом индексов. 4.1. Оценить соотношение массы тела и роста, рассчитав ВРП – весо-ростовой показатель по формуле: ВРП = , где Р – масса тела (г), L – рост (см). Оценка ВРП производится по шкале: Средние показатели (средняя упитанность): · для мужчин – 350–400 г/см; для женщин – 325–375 г/см; · для мальчиков до 15 лет – 325 г/см; для девочек – 300 г/см. Если значение отличается от среднего, то оценивается по шкале: · 540 и более – ожирение; 451–540 – чрезмерный вес; · 450–416 – излишний вес; 415–390 – высокая упитанность · 359–320 – плохая упитанность; · 300–319 – очень плохая упитанность; · 200 – 299 – истощение.
ВРП=______________________________________ Оценка ВРП: ________________ 4.2. Определить рост сидя и оценить длину ног, рассчитав индекс скелии по формуле Мануврие: %, гдеL – рост стоя (см), Si – рост сидя (см). Оценка индекса производится по шкале: · менее 84,9% – брахискелия (коротконогость); · 85,0–89,9% – мезоскелия (средненогость); · более 90,0% – макроскелия (длинноногость). ИС =_______________________ Оценка длины ног: ___________________________ 4.3. Оценить пропорциональность грудной клетки, рассчитав индекс Эрисмана по формуле: ИЭ = ,где Т – окружность груди в покое, L – рост (см). Оценка ИЭ: среднее развитие: ИЭ = 3,3 см (для женщин) и 5,8 см (для мужчин), большее значение ИЭ – широкая грудная клетка; меньшее –узкогрудость. ИЭ = _________________см; Оценка грудной клетки__________________________
5. Изучите методику определения «школьной зрелости» детей 6–7 лет методом Керна Йерасика. Данный тест состоит из 3 заданий: 1. Рисунок человека. 2. Срисовывание простой фразы из 3 слов (например, «Он ел суп»). 3. Срисовывание группы точек. Ребенку выдается лист нелинованной бумаги и карандаш. Задание №1: на лицевой стороне ребенку предлагается нарисовать «дядю», как он умеет. Инструктирование по поводу деталей рисунка запрещается. На оборотной стороне, которая заранее разделяется горизонтальной линией на 2 части, предлагается выполнить задания № 2 и 3. При выполнении задания № 2 перед ребенком кладут карточку 7×14 см, на которой письменными буквами написана (размер букв не менее 1 см) фраза из 3 коротких слов, которую ему предлагается перерисовать. Для выполнения задания № 3 на нижней части листа ребенку предлагается скопировать 10 точек (диаметр 2 мм, расстояние между точками 1 см), расположенных в виде пятиугольника с вершиной, обращенной вниз. После выполнения теста лист подписывается (ФИО, возраст, дата) и оценивается (табл. 3).
Таблица 3 Критерии оценки школьной зрелости по методу Керна Йерасика
Баллы за все задания суммируются. Если сумма баллов составляет 3–5 – ребенок «зрелый», готов к обучению в школе; 6–8 – ребенок «среднезрелый», необходима дополнительная подготовка к школе; 9 и более – ребенок к школе не готов, «незрелость». По выданному рисунку определить «школьную зрелость» ребенка, оценив выполненные им задания в таблице 4.
Таблица 4 Протокол оценки школьной зрелости ФИО ребенка, Возраст | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Задание | Балл | Сумма | Вывод | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
№ 1 |
|
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
№ 2 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
№ 3 |
Оценка ___________ Преподаватель_____________ Дата_____________
Лабораторная работа № 2
Опорно-двигательный аппарат (ОДА)
Цель: изучить особенности строения и функций опорно-двигательного аппарата человека.
Ход работы:
1. Какие отделы выделяют в составе ОДА? Дополните схему:
2019-12-29 | 162 | Обсуждений (0) |
5.00
из
|
Обсуждение в статье: Опорно-двигательный аппарат (ОДА) |
Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓ |
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...
Система поиска информации
Мобильная версия сайта
Удобная навигация
Нет шокирующей рекламы