Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Самостоятельная работа студентов



2019-12-29 454 Обсуждений (0)
Самостоятельная работа студентов 0.00 из 5.00 0 оценок




Вопросы к семинарским занятиям по «Истории психологии»

Тема 1 . Философско- психологическая мысль Нового времени (период научной революции XVII в.)

План

1. Преобразование предмета психологии - от изучения души к изучению сознания.

2. Эмпирическая концепция Ф. Бэкона, разработка методологических проблем познания.

3. Рационализм в психологии (Р. Декарт) и начало нового этапа в развитии психологии.

4. Последекартовская полемика о природе человека и души (Т. Гоббс, Б. Спиноза, Дж. Локк, Г.В. Лейбниц).

5. Развитие ассоциативных идей в психологии.

Тема 2. Психологическая мысль эпохи Просвещения (XVIII в)

 

План

1. Специфика культуры эпохи Просвещения.

2. Ньютоновская механика и ее влияние на формирование научных идей Д. Гартли и его картину психического мира человека.

3. Д. Беркли, Д. Юм - дальнейшее развитие интроспективных представлений.

4. Особенности психологических воззрений французских материалистов XVIII века (Ж. Ламетри, З.Б. Кондильяк, К.А. Гельвеций, Д. Дидро, Ж..Ж. Руссо).

5. Психологические идеи немецкой классической философии конца XVIII - начала XIX в.

6. Особенности русской психологической мысли периода Просвещения.

 

Тема 3. Развитие психологии в романтический период (первая половина XIX в.)

План

 

1. Немецкая эмпирическая психология первой половины XIX в. Учение И.Ф. Гербарта.

2. Развитие английской ассоциативной психологии. (Т. Браун, Д. Милль).

3. Психологические идеи в работах представителей немецкой классической философии (И.Г. Фихте, Ф.В. Шеллинг, Г.В. Гегель, Л. Фейербах, И. Кант).

4. Френология Ф. Галля.

5. Достижения в области физиологии, оказавшие влияние на развитие психологического знания.

Тема 4. Становление психологии как самостоятельной науки (вторая половина XIX в.)

План

1. Предпосылки выделения психологии как самостоятельной науки (физиология органов чувств и мозга, взаимодействие локализационных и антилокализационных тенденций, развитие учения о рефлексе, концепция Ч. Дарвина).

2. Накопление психологических идей в пограничных психологии областях: психиатрии, гипнологии, педагогике, медицине и т.д.).

3. Первые области психологии как самостоятельной науки: психофизиология органов чувств (Г. Гельмгольц), психофизика (Э. Вебер и Г. Фехнер), психометрия (Дондерс).

4. В. Вундт и начало экспериментального этапа в развитии психологии.

5. Создание первой лаборатории экспериментальной психологии в России В.М. Бехтеревым (1885).

Тема 5. Этапы становления отечественной психологии: развитие психологии в 20-30 гг. ХХ в.

План

1. Общая ситуация в стране после революции 1917 г. и развитие психологии.

2. Развитие и запрет советской психотехники.

3. Развитие и запрет советской педологии.

4. Новые направления психологического знания и методологические дискуссии 20-30-х гг.

5. Поведенчество как фактор формирования материалистических основ в советской психологии в 20-30-е гг.

6. Развитие психоанализа в России.

7. Вклад С.Л. Рубинштейна, Л.С. Выготского в разработку теоретико-методологических основ общей и возрастной психологии.

 

Тема 6. Этапы становления отечественной психологии: развитие советской психологии в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.

 

План

1. Общая ситуация в стране после начала войны.

2. Перестройка советской психологии в соответствии с условиями военного времени. 

3. Основные задачи психологической науки в условиях военного времени. 

4. Ведущие направления и формы участия психологов в деле защиты Отечества.

5. Деятельность психологических учреждений в системе здравоохранения.

6. Деятельность психологических учреждений в системе образования и просвещения

7. Исследования и практические разработки по восстановлению боеспособности раненых.

 

Тема 7. Этапы становления отечественной психологии: развитие психологии в 50-е - 90-е гг. XX в. Современные проблемы и направления развития психологической науки

 

План

1. Психология и физиология: дискуссии о предмете психологии в 50-е - 60-е гг. XX в.

2. Конкретно-научные исследования в области психологии. Формирование новых направлений и отраслей психологии.

3. Тенденции интеграции психологических исследований, комплексный и системный подход в психологии.

4. Ключевые проблемы современной психологии: психофизическая проблема, психофизиологическая проблема, психогностическая проблема.

5. Основные направления в развитии современной мировой психологии.

6. Появление интегральных концепций в русле новейших науковедческих и социальных идей - информатизации, компьютеризации, идеи глобального экологического кризиса.

7. Когнитивная психология. Экологическая психология. Психология жизненного пути. Историческая психология.

 

Самостоятельная работа студентов

    Объем самостоятельной работы студентов по «Истории психологии», согласно учебному плану, составляет 82 часа и делится на две части: инвариантную (обязательную для всех) и вариативную (по желанию студента). В содержание инвариантной части входит составление словаря из основных понятий и выполнение 16 практических заданий. В содержание вариативной части входит составление конспектов по теме: «Вклад отечественных и зарубежных ученых в развитие психологии».

    Все задания по самостоятельной работе выполняются в отдельной тетради письменно!!!

Основные понятия по истории психологии (инвариантная часть)

 

1. Аверроизм 34 . Конгруэнтность 66. Рефлексология
2. Агностицизм 35. Локализационизм 67. Рефлекторная теория психического
3. Анамнез 36. Метод историко- психологического познания 68. Реформация
4. Анимизм 37. Методологический принцип 69. Самоактуализация
5. Антиклерикализм 38. Мифологическое мышление 70.Самоактуализирующаяся личность
6. Антропоморфизм 39. Монадология 71. Самонаблюдение
7. Антропоцентризм 40. Моральная философия 72. Святоотеческая психология
8. Апперцепция 41. Натурфилософия 73. Сенсуализм
9. Ассоцианизм 42. Научная школа 74. Системный подход
10. Ассоциативная психология 43. Нейропсихология 75. Скептицизм
11. Ассоциация 44. Необихевиоризм 76. Структурализм
12. Базальная тревога 45. Неофрейдизм 77. Суфизм
13. Бихевиоризм 46. Номинализм 78. Схоластика
14. Волюнтаризм 47. Объект истории психологии 79. Теология
15. Генетический подход 48. Онтология 80. Теологическое мышление
16. Гештальтпсихология 49. Павловская сессия 81. Теоцентризм
17. Гилозоизм 50. Педология 82. Томизм
18. Гомеостаз 51. Перипатетизм 83. Фатализм
19. Гуманизм 52. Поведенчество 84. Феноменология
20. Гуманистическая психология 53. Познание 85. Физиология
21. Детерминизм 54. Предмет истории психологии 86. Френология
22. Дифференциальная психология 55. Принцип развития 87. Функционализм
23. Догматизм 56. Психоанализ 88. Функциональная система
24. Естественнонаучная парадигма 57. Психологическое знание 89. Христианская антропология
25. Естественный эксперимент 58. Психологическое познание 90. Экзистенциальная психология
26. Закон Вебера-Фехнера 59. Психометрия 91. Эксперимент
27. Иерархия потребностей 60. Психотехника 92.Экспериментальная группа
28. Инженерная психология 61. Психофизика 93. Экспериментальная психология
29. Интроспекционизм 62.Психофизиологический параллелизм 94. Эмпиризм
30. Интроспекция 63. Психофизиология 95.Эмпириокритицизм
31. Иррационализм 64. Рационализм 96. Эмпирическая психология
32. Когнитивная психология 65.Реактология 97. Я – концепция
33. Инженерная психология    

 

 

Практические задания по инвариантной части самостоятельной работы

 

  1. Составить схему «Источники истории психологии».
  2. Составить таблицу «Периодизация истории психологии».
  3. Составить таблицу «Отличия идеалистического и материалистического учений в Античности».
  4. Составить схему «Связь истории психологии с другими науками».
  5. Составить конспект о вкладе средневекового мыслителя (любого на выбор: А. Аврелий, П. Абеляр, Ф. Аквинский, У. Оккам, Д. Скотт, Р. Бекон, Ибн Сина, Ибн Рушд, Ибн-аль-Хайсам и др.) в развитие психологической мысли.
  6. Составить таблицу «Отличия западной и арабоязычной философско-психологической мысли в эпоху Средневековья».
  7. Составить схему «Развитие ассоциативной психологии с 17 по первую половину 19 века».
  8. Составить конспект по теме «Особенности русской психологической мысли периода Просвещения».
  9. Составить таблицу по теме «Естественнонаучные, исторические и социальные предпосылки выделения психологии в самостоятельную науку».
  10. Составить конспект по теме «Различия взглядов В. Вундта, И.М. Сеченова, К.Д. Кавелина. Ф. Брентано и Г. Спенсера на программу построения психологии как самостоятельной науки».
  11. Составить таблицу по теме «Основные психологические школы конца 19 - начала 20 века».
  12. Составить конспект статьи: Выготский Л.С. Исторический смысл психологического кризиса // Л.С. Выготский. Собр. соч.: В 6 т. Т. 1.
  13. Составить конспект о вкладе одного из представителей неофрейдизма, бихевиоризма (или необихевиоризма) и гуманистической психологии в развитие психологии.
  14. Составить схему по теме «Новые прикладные отрасли в психологии».
  15. Составить конспект по теме «Комплексный и системный подход в психологии».
  16. Составить конспект о деятельности любого советского психолога в годы Великой отечественной войны.

 



2019-12-29 454 Обсуждений (0)
Самостоятельная работа студентов 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Самостоятельная работа студентов

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (454)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.009 сек.)