Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Сущность специализации региона



2019-12-29 214 Обсуждений (0)
Сущность специализации региона 0.00 из 5.00 0 оценок




 

В хозяйстве любой страны, района, региона мира выделяются две функционально неоднородные группы отраслей: специализирующие и обслуживающие.

Отрасли специализации играют ведущую роль в структуре хозяйства стран и районов, определяют их место в территориальном (международном, межрайонном) разде­лении труда. По этой причине отрасли специализации именуют также профилирующими отраслями, отраслями международного (межрайонного) значения.

Специализация стран и районов — результат территориального разделения труда, она обусловлена возмож­ностью производить на их территории (за счет использования благоприятных исторических, экономических, природных и др. условий) определенные виды продукции в количестве, значительно превышающем местные потребности, при сравнительно низких затратах труда, то есть возможностью развивать такие отрасли, продукция которых конкурентоспособна на внешнем рынке и преимущественно ориентирована на вывоз.

Таким образом, главная характерная черта и отличительная особенность отраслей специализации — большие масштабы (объемы) и эффективность производства, участие в территориальном обмене (вывозе) произведен­ной продукцией.

Отраслям специализации принадлежат решающая роль не только в производстве и экспорте (вывозе) продукции, но и во влиянии на размещение производительных сил (районообразующая функция отрасли), так как именно эти отрасли выполняют на территории (страны, района и т.д.) роль ядра, притягивающего к себе вспомогательные обслуживающие и другие дополняющие производства.

Существуют различные теории, объясняющие специализацию стран и регионов на производстве определенных экономических благ. К ним относятся: теория абсолютных преимуществ, теория сравнительных издержек, теорема Хекшера-Олина, теория международной конкурентоспособности наций и др. В основном эти теории объясняют территориальное разделение труда различных стран, но, основываясь на них, можно также определить приоритетные направления развития экономики регионов как «территориальных образований, имеющих четко очерченные административные границы, в пределах которых воспроизводятся социальные и экономические процессы обеспечения жизни населения, обусловленные местом региона в системе территориального и общественного разделения труда. Начало исследования этой проблемы положено А. Смитом, который в своем фундаментальном труде «Исследование о природе и причинах богатства народов» доказывал, что при отсутствии барьеров для торговли страны будут специализироваться на производстве тех товаров и благ, по которым у них есть абсолютное преимущество. Эта теория согласуется с монополистическим положением отдельных стран и регионов по производству определенных товаров, связанным сналичием естественных природных или иных преимуществ. Теория абсолютных преимуществ А. Смита предполагает, что при наличии двух абсолютных преимуществ нужно специализироваться на обеих, и не позволяет выбрать приоритетную, но тогда может теряться эффект из-за распыления ограниченных ресурсов. На данном этапе вступает в силу теория сравнительных издержек Д. Рикардо, который доказывал, что страна (регион) должна специализироваться на тех товарах и услугах, которые она может производить наиболее экономически эффективно по сравнению с другими странами. То есть наличие абсолютного преимущества может быть не достаточным основанием для выбора этой сферы деятельности для приоритетного развития.

Таким образом, вопрос определения направлений оптимизации отраслевой структуры экономики региона может быть решен путем выбора сферы деятельности (отрасли), требующей приоритетного развития в данный момент времени с целью получения сравнительного преимущества по производству продукта либо услуги выбранной отрасли в регионе.

Однако относительное преимущество какого-то комплекса ресурсов может, но не обязательно должно, обеспечивать приоритетное развитие связанных с ним видов экономической деятельности. И здесь, по аналогии с действиями фирмы по фокусированию клиентуры, которые превращают относительные ресурсные преимущества в конкурентные преимущества в рыночном положении, стратегия властных институтов при разработке региональной экономической программы развития включает выбор самобытных ресурсов и ключевых компетенций и четкое фокусирование протекционистских действий. Такой подход позволяет выявить потенциальные возможности развития экономики региона, не замыкаясь лишь на уже известных, апробированных вариантах и, проведя сравнительный анализ компетенций других регионов, адекватно оценить свои возможности и преимущества.

Развивая теорию сравнительных издержек Д. Рикардо, шведские ученые Э. Хекшер и Б. Олин разработали теорию сравнительных преимуществ, получившую впоследствии название по их имени. Если анализ А. Смита и Д. Рикардо основывался на анализе трудовых издержек, то в теореме Хекшера-Олина анализируется влияние на специализацию района с точки зрения воздействия основных факторов производства по классической теории, а именно, земли, капитала совместно с трудом. В настоящее время существует множество теорий регионального развития. Согласно теории экономической базы, чем больше специализация на продукции, пользующейся большим спросом, тем больше вывоз товаров и темпы роста в регионе.

Отрасли специализации определяют место региона в территориальном разделении труда. Специализация регионального комплекса обусловлена, прежде всего, возможностями эффективно производить массовую продукцию, то есть такую продукцию, которая, будучи дешевой, имела бы значительную долю в общегосударственном балансе. Удешевление продукции происходит за счет использования благоприятных природных и экономических условий. Особо важную районообразующую роль выполняют главные (профилирующие) отрасли специализации, дающие наибольший экономический эффект.

Каждый регион имеет в рамках экономического пространства страны собственную специализацию, которая представляет собой концентрацию на его территории конкретных видов производств, удовлетворяющих своей продукцией не только собственные потребности, но также и потребности других регионов страны и даже в ряде случаев экспортирующих продукцию в другие страны.

При этом следует иметь в виду, что специализация региона не исчерпывает собой всех сторон участия региона в территориальном разделении труда. Специализация региона и межрайонные связи - различные, хотя и взаимообусловленные стороны территориального разделения труда. Поэтому определять отрасли специализации можно на основе производственных показателей и показателей вывоза продукции из региона.

Для определения региональной специализации наиболее существенными показателями являются:

1. Коэффициент локализации. Коэффициент локализации Кл выявляет отрасли специализации региона с помощью сопоставления отраслевой структуры региона с отраслевой структурой базовой территории. В качестве базовой территории могут приниматься любые территории более высокого ранга (например, страна, экономический район, область и т.п.) Коэффициент локализации показывает как степень специализации региона на данной отрасли, так и степень концентрации данной отрасли в регионе. Отрасль считается отраслью специализации для региона, если Кл>1. Причем, чем больше значение коэффициента локализации, тем больше концентрация данной отрасли в регионе. Коэффициенты локализации рассчитываются обычно по численности занятых в отрасли; по объему произведенной продукции.

2. индекс уровня специализации региона по отраслям (отношение удельного веса региона в Российской Федерации по производству продукции данной отрасли к удельному весу региона в стране по всей промышленности и сельскому хозяйству);

3. индекс эффективности специализации (отношение объема производства на единицу издержек в регионе к такому же показателю по России);

4. общий индекс специализации (произведение предыдущих частных индексов).

 


 



2019-12-29 214 Обсуждений (0)
Сущность специализации региона 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Сущность специализации региона

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (214)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.007 сек.)