Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


РАЗРАБОТКА ВОПРОСОВ БЕЗОПАСНОСТИ



2019-12-29 226 Обсуждений (0)
РАЗРАБОТКА ВОПРОСОВ БЕЗОПАСНОСТИ 0.00 из 5.00 0 оценок




БЕЗОПАСНОСТЬ И ЭКОЛОГИЧНОСТЬ

ПРОЕКТНЫХ РЕШЕНИЙ

Методические указания к выполнению раздела «Безопасность и экологичность проектных решений» дипломного проекта

для студентов лесотехнического факультета

 

Составитель М.В. Анисимов

 

Томск 2009

     Безопасность и экологичность проектных решений: методические указания / Сост. М.В. Анисимов. – Томск.: Изд-во Том. гос. архит.-строит. ун-та, 2009. – 32 с.

           

     Рецензент Г.И. Ковалев

     Редактор Е.Ю. Глотова

 

         

Методические указания к выполнению раздела «Безопасность и экологичность проектных решений» дипломного проекта для студентов лесотехнического факультета специальностей 150405 «Машины и оборудование лесного комплекса» и 250403 «Технология деревообработки» всех форм обучения.

 

  Печатаются по решению методического семинара кафедры охраны труда и окружающей среды, протокол № 12 от 12.02.2009 г.

 

     Утверждены и введены в действие проректором по учебной работе В.В. Дзюбо

 

 с 15.02.2009

 до 15.02.2014

 

 

Оригинал-макет подготовлен автором.

 

Подписано в печать.

Формат 60´90/16. Бумага офсет. Гарнитура Таймс,

печать офсет. Уч-изд. л. 1,68. Тираж 150 экз. Заказ №

 

 

Изд-во ТГАСУ, 634003, г. Томск, пл. Соляная, 2.

Отпечатано с оригинал-макета в ООП ТГАСУ.

634003, г. Томск, ул. Партизанская, 15.

ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение ……………………………………………………..........................

4
1.

Организация работы ……………………………….............................

4
2.

Содержание и оформление раздела БЭПР ..........................................

6

2.1.

Общие положения ………………………………………...................    6

2.2.

Содержание пояснительной записки и графического материала ….  6
3.

 Разработка вопросов безопасности предлагаемых проектных

 решений .…………......................................................................................

  9
4.

 Разработка вопросов экологичности проектных

 решений………………………………........................................................

  12
5.

 Перечень тем типовых заданий по разделу БЭПР…………………..

13

5.1.

Санитарно-гигиенические мероприятия .……………....................... 13

5.2.

Обеспечение безопасности при выполнении земляных работ ……. 16

5.3.

Обеспечение безопасности при монтажных работах ........................ 17

5.4.

Обеспечение безопасности труда в технологических процессах .. 18

5.5.

Обеспечение безопасности работ на производстве ........................... 18

5.6.

Обеспечение безопасности эксплуатации сосудов, работающих под давлением ..…………………………….........................................   19

5.7.

Разработка противопожарных мероприятий ..................................... 19

5.8.

Экологические мероприятия  .............................................................. 21

Список использованной и рекомендуемой литературы ........................

21
       

ВВЕДЕНИЕ

 

Настоящее пособие предназначено для студентов лесотехнического факультета всех форм обучения.

Дипломное проектирование является завершающим этапом подготовки инже­неров-механиков. Основная цель дипломного проектирования – развитие у студен­тов навыков творческого применения накопленных знаний в своей практической деятельности.

В процессе выполнения раздела квалификационной работы «Безопасность и экологичность проектных решений» (БЭПР), а затем защиты дипломного проекта, выявляются профессиональный уровень подготовки дипломника, степень его готовности к бу­дущей самостоятельной инженерной деятельности в современных условиях. Будущий инженер должен иметь спо­собность принимать и решать не только технические задачи на инженерном уровне, но и ориентироваться в вопросах, связанных с обеспечением безопасности труда и экологии на производстве.

В данном методическом указании даны рекомендации:

– по организации работы над разделом БЭПР;

– по выполнению выданного преподавателем задания;

– по контролю за ходом его выполнения;

– по оформлению пояснительной записки и чертежей проекта.

Все рекомендации и положения в данном указании нельзя рассматривать как единственно правильный вариант. Они являются примерами и основой для правильного выполнения одного из разделов выпускной квалификационной работы.

ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ

 

В первые дни работы над проектом дипломник совместно с руководителем проекта определяют основное задание будущей работы, ее тип (дипломный проект или дипломная работа) и составляют календарный график ее выполнения. После по­лучения основного задания от руководителя проекта студент должен получить на кафедре охраны труда и окружающей среды у своего преподавателя-консультанта (в дальнейшем консультанта) задание на выполнение раздела БЭПР. Затем совместно они намечают структуру построения раздела и не­обходимость выполнения чертежа (не более 1 листа формата А1). Например, если у студента по технологической части проекта получается много листов чертежей, то допускается ограничиться в разделе БЭПР только пояснительной запиской. После получения задания студент должен по данному указанию выбрать литературу по поставленному вопросу и взять ее в библио­теке университета.

Содержание задания по разделу БЭПР должно соответствовать основной те­ме квалификационной работы и быть ее составной частью.

Консультант устанавливает для студента определенное время консультаций – не реже одного раза в неделю. Во время встреч студент обсуждает с консультантом возникшие проблемы и ставит его в известность о ходе написания раздела БЭПР.

Квалификационная работа является самостоятельной творческой работой, по­этому консультант не должен выбирать или подсказывать студенту технические ре­шения, а желательно только ознакомить его с возможными вариантами решений, методами расчета и т. п.

Студент является автором проекта и поэтому окончательные решения должен принимать сам, однако он должен выполнять указания консультанта о проведении при необходимости дополнительной разработки определенных вопросов по разделу БЭПР.

После написания раздела БЭПР проверенные студентом пояснительная за­писка и чертеж подписываются студентом и сдаются на проверку консультанту. Консультант, проверив раздел БЭПР, подписывает первый лист раздела, титульный лист проекта и чертеж и отдает все это студенту для дальнейше­го оформления дипломного проекта.

СОДЕРЖАНИЕ И ОФОРМЛЕНИЕ РАЗДЕЛА БЭПР

Общие положения

Как было отмечено в главе 1, раздел дипломного проекта БЭПР состоит из пояснительной записки и графического материала. Записка по разделу обычно не должна превышать 10...20 страниц машинописного текста. Графический материал может включать 0,5... 1,0 лист чертежей формата А1, а также графики и рисунки, имеющиеся в за­писке и поясняющие содержание текста. Графическая часть проекта выполняется карандашом либо с использованием компьютерных чертежных приложений САПР (например, AutoCAD или подобных), демонстрационные плакаты также могут быть выполнены с использованием классических чертежных средств или с применением САПР и распечатаны.

Применение вычислительной техники при работе над разделом является необ­ходимым и обязательным для всех дипломников. Не возбраняется представление квалификационной работы в виде презентации, выполненной в приложении Microsoft PowerPoint.

Содержание пояснительной записки

   и графического материала

Пояснительная записка по разделу БЭПР должна в краткой и четкой форме раскрывать замысел работы по вопросам производственной безопасности и охраны окружающей среды, содержать методы исследований и сами расчеты, анализ полу­ченных результатов и выводы по разделу. Текст должен дополняться иллюстрация­ми (диаграммами, схемами и т. п.). Раздел проекта следует писать в соответствии с требованиями ГОСТ 2.105–95 [1]. На первом листе раздела должна быть рамка с ос­новной надписью.

Пояснительная записка должна быть написана грамотно, четко, инженерным языком. Стиль изложения должен быть в утвердительной форме. Все физические положения нужно отражать кратко и понятно. Приводимые расчеты и данные к ним должны сопровождаться краткими пояснениями и ссылками на литературу.

При использовании какого-либо метода расчета формулы приводятся в буквен­ном выражении, а затем – в цифровом; результаты вычислений указываются с раз­мерностями полученных величин [1]. Многократно повторяющиеся расчеты приводят­ся только один раз, а результаты должны быть сведены в таблицы [1].

Разделу БЭПР присваивается порядковый номер в соответствии со структу­рой и содержанием проекта. При наличии подразделов, параграфов и пунктов ста­вятся двух- и трехкратные номера, разделенные точками. Перенос слов в заголов­ках не допускается, точку в конце заголовка не ставят.

В пояснительную записку по разделу БЭПР включаются:

– описание разрабатываемого объекта или технологии, поставленные вопросы;

– задачи и т. п.;

– основная часть, посвященная разработке вопросов безопасности труда работающих и вопросов охраны окружающей среды разрабатываемых проектных решений;

– выводы по разделу;

– список литературы;

– приложения;                                            

– графический материал.

В описании должно быть показано развитие и состояние рассматриваемых вопросов по безопасности труда работающих и вопросов охраны окружающей сре­ды и обосновываться необходимость их решения и связь с народнохозяйственными задачами.

В начале раздела в соответствии с поставленными задачами, которые должны быть расшифрованы студентом, следует привести описание объекта, района его размещения и т. п., записать исходные данные, определить требования к планируе­мым результатам. Желательно дать краткий анализ производственной обстановки.

В основной части раздела БЭПР дается характеристика проектируемого объекта с точки зрения возникновения потенциально опасных и вредных производ­ственных факторов в период его сооружения, эксплуатации и обслуживания. С этой  целью указывается наличие опасных для работающих факторов, возможные выде­ления вредных и опасных веществ (паров, газов, аэрозолей) в воздух рабочих поме­щений и дается оценка их гигиенических и пожаро- и взрывоопасных свойств на ос­нове действующих норм с определением класса опасности и ПДК на вредные веще­ства и категории пожаро- и взрывоопасного технологического процесса (производ­ственного участка). Более подробно об этом описано ниже в главах 3 и 4.

Правильная характеристика объекта проектирования (гигиеническая, пожарной и взрывной опасности) позволяет вскрыть специфические узловые вопросы охраны труда, решение которых наиболее актуально для обеспечения безопасности рабо­тающих в период строительства и эксплуатации.

В выводах в пунктах 1–3 должны быть сформулированы основные результаты (как положительные, так и отрицательные), полученные в ходе выполнения разде­ла.

Список литературы, которую студент использовал при работе над разделом проекта, должен быть приведен в общем списке литературы проекта в конце пояс­нительной записки строго в соответствии с ГОСТ 7.1–2003 [2], аналогично разделу «Список литературы» данных методических указаний.

Приложения, если они необходимы, включающие в себя математические вы­воды, громоздкие расчеты, программы, распечатки ЭВМ, таблицы вспомогатель­ных цифровых данных, иллюстрации вспомогательного характера и т. п., должны быть приведены в конце дипломного проекта.

Оформление графического материала раздела должно быть сделано в соот­ветствии с требованиями существующей нормативно-технической документации. Чертежи и схемы необходимо выполнять в соответствии с требованиями ЕСКД: ГОСТ 21.101–93 [3], ГОСТ 21.205–93 [4], ГОСТ 21.206–93 [5], ГОСТ 21.501–93 [6], ГОСТ 21.403–80 [7], ГОСТ 2.784–96 [8]. При выполнении раздела проекта допуска­ются некоторые отклонения от стандартов, учитывающие особенности учебного процесса.

Чертежи выполняются с предпочтительным размещением основной надписи (углового штампа) параллельно большой стороне листа. Масштаб и степень дета­лизации должны выбираться исходя из их целесообразности. Чертежи должны быть наглядными и помещаться на одном листе. Выполнение чертежей в неестественно крупном масштабе не допускается.

Не допускается в пояснительную записку переписывать правила, нормы и ин­струкции по технике безопасности и эксплуатации машин и механизмов, а также обязанности административно-технического персонала в области охраны труда и окружающей среды.

 

РАЗРАБОТКА ВОПРОСОВ БЕЗОПАСНОСТИ

ПРЕДЛАГАЕМЫХ ПРО­ЕКТНЫХ РЕШЕНИЙ

Многоплановость и многофункциональность профессиональной деятельности инженера лесного комплекса предопределяет тематическое и структурное многооб­разие выпускной квалификационной работы.

Тематика поставленных для решения вопросов по разрабатываемому разделу БЭПР должна отвечать реальному времени, быть актуальной с позиций научно-технических задач и потребностей народного хозяйства и отвечать современному уровню развития техники.

В пояснительной части раздела БЭПР приводятся инженерные решения, принятые при проектировании объекта, а также требования безопасности, предъяв­ляемые к нему при сооружении и эксплуатации (при работе и обслуживании) в со­ответствии со строительными нормами и правилами (СНиП, ТСН, СанПиН, СН, ССБТ, ГОСТ и т. п.), утвержденными Госстроем России, Правилами безопасности, утвержденными Госгортехнадзором РФ и Госэнергонадзором РФ.

Рассматриваемые инженерные решения в целом могут не требовать для своего обоснования специальных инженерных расчетов. Они могут приниматься с учетом указаний и требований действующих нормативных документов, правил безопасно­сти и других руководящих материалов, а также на основе полученной выше харак­теристики проектируемого объекта, отечественного и зарубежного опыта устройст­ва, монтажа, наладки, эксплуатации и обслуживания аналогичных систем. Рассмат­риваемые технические решения должны отвечать требованиям безопасности труда по устройству, монтажу, наладке и эксплуатации проектируемого объекта. Они не должны увеличивать взрывную и пожарную опасность объекта проектирования, способствовать распространению взрыва, пожара и продуктов сгорания в другие помещения и здания. Промышленные помещения с взрывоопасным процессом должны иметь ряд конструктивно-планировочных решений, направленных на со­кращение ущерба от возможного взрыва или пожара.

При проектировании должно быть обеспечено удобство монтажа оборудования систем и безопасность работающих при монтаже и пуско-наладочных работах. Ин­женерные решения в целом должны быть направлены на устранение возможного действия опасных и вредных производственных факторов, специфичных для соору­жения, эксплуатации и обслуживания объекта.

В расчетной части раздела БЭПР отдельные из принятых инженерных ре­шений, отвечающие требованиям безопасности, могут быть обоснованы расчетами. По согласованию с консультантом расчетному обоснованию подвергаются 1–3 вы­бранных инженерных решения применительно к той или иной конкретной системе или объекту, разрабатываемым в проекте.

Расчетная часть начинается с общей формулировки задачи, связанной с расчет­ным обоснованием рассматриваемого инженерного решения. Сформулированная задача решается на основе существующих методик инженерных расчетов общетех­нических и специальных дисциплин (механики грунтов, сопротивления материалов, строительной эргономики, механики, статики и динамики сооружений, тепломассообмена, механики сжимаемой и несжимаемой жидкости, теории горения, электро­техники и др.). При этом могут быть выделены стандартные методики, выпущенные в виде нормативных документов, указаний, инструкций, руководств, правил и спра­вочных изданий, а также оригинальные методики, вошедшие в монографии, учеб­ные пособия и научную литературу.

На основе полученных результатов дается гигиеническая, биологическая или техническая (по надежности, прочности, устойчивости и др.) оценка предлагаемого технического решения при сопоставлении его расчетных параметров с действую­щими нормами. В тех случаях, когда это окажется возможным, расчеты по стан­дартным методикам (формулам) дополняются расчетами по методикам современ­ных литературных источников, выполненных в оригинальной теоретической поста­новке. Это позволяет дипломнику не только проявить определенную эрудицию в избранной сфере деятельности, но и в ряде случаев уточнить параметры принимае­мого инженерного решения. При этом, если расчетные параметры окажутся ниже уровня нормативных требований, целесообразно принятие параметров норматив­ного уровня. Если расчетные параметры окажутся выше уровня нормативных пара­метров, полученных по стандартной методике, целесообразно принятие расчетных параметров.

При проведении инженерных расчетов особое внимание дипломнику следует уделять уяснению физической сущности и защитному действию проектируемого средства коллективной или индивидуальной защиты.

В заключение следует отметить, что профессиональная подготовка дипломника как специалиста прежде всего проявляется в умении всесторонне обосновывать принимаемые инженерные решения с использованием не только действующих норм и правил, но и современных расчетных методов и оригинальных подходов к реше­нию инженерных задач.

Перечень тем типовых заданий для проектов по разделу БЭПР приведен в главе 5.



2019-12-29 226 Обсуждений (0)
РАЗРАБОТКА ВОПРОСОВ БЕЗОПАСНОСТИ 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: РАЗРАБОТКА ВОПРОСОВ БЕЗОПАСНОСТИ

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (226)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.009 сек.)