РАЗРАБОТКА ВОПРОСОВ БЕЗОПАСНОСТИ
12 БЕЗОПАСНОСТЬ И ЭКОЛОГИЧНОСТЬ ПРОЕКТНЫХ РЕШЕНИЙ Методические указания к выполнению раздела «Безопасность и экологичность проектных решений» дипломного проекта для студентов лесотехнического факультета
Составитель М.В. Анисимов
Томск 2009 Безопасность и экологичность проектных решений: методические указания / Сост. М.В. Анисимов. – Томск.: Изд-во Том. гос. архит.-строит. ун-та, 2009. – 32 с.
Рецензент Г.И. Ковалев Редактор Е.Ю. Глотова
Методические указания к выполнению раздела «Безопасность и экологичность проектных решений» дипломного проекта для студентов лесотехнического факультета специальностей 150405 «Машины и оборудование лесного комплекса» и 250403 «Технология деревообработки» всех форм обучения.
Печатаются по решению методического семинара кафедры охраны труда и окружающей среды, протокол № 12 от 12.02.2009 г.
Утверждены и введены в действие проректором по учебной работе В.В. Дзюбо
с 15.02.2009 до 15.02.2014
Оригинал-макет подготовлен автором.
Подписано в печать. Формат 60´90/16. Бумага офсет. Гарнитура Таймс, печать офсет. Уч-изд. л. 1,68. Тираж 150 экз. Заказ №
Изд-во ТГАСУ, 634003, г. Томск, пл. Соляная, 2. Отпечатано с оригинал-макета в ООП ТГАСУ. 634003, г. Томск, ул. Партизанская, 15. ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
Настоящее пособие предназначено для студентов лесотехнического факультета всех форм обучения. Дипломное проектирование является завершающим этапом подготовки инженеров-механиков. Основная цель дипломного проектирования – развитие у студентов навыков творческого применения накопленных знаний в своей практической деятельности. В процессе выполнения раздела квалификационной работы «Безопасность и экологичность проектных решений» (БЭПР), а затем защиты дипломного проекта, выявляются профессиональный уровень подготовки дипломника, степень его готовности к будущей самостоятельной инженерной деятельности в современных условиях. Будущий инженер должен иметь способность принимать и решать не только технические задачи на инженерном уровне, но и ориентироваться в вопросах, связанных с обеспечением безопасности труда и экологии на производстве. В данном методическом указании даны рекомендации: – по организации работы над разделом БЭПР; – по выполнению выданного преподавателем задания; – по контролю за ходом его выполнения; – по оформлению пояснительной записки и чертежей проекта. Все рекомендации и положения в данном указании нельзя рассматривать как единственно правильный вариант. Они являются примерами и основой для правильного выполнения одного из разделов выпускной квалификационной работы. ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ
В первые дни работы над проектом дипломник совместно с руководителем проекта определяют основное задание будущей работы, ее тип (дипломный проект или дипломная работа) и составляют календарный график ее выполнения. После получения основного задания от руководителя проекта студент должен получить на кафедре охраны труда и окружающей среды у своего преподавателя-консультанта (в дальнейшем консультанта) задание на выполнение раздела БЭПР. Затем совместно они намечают структуру построения раздела и необходимость выполнения чертежа (не более 1 листа формата А1). Например, если у студента по технологической части проекта получается много листов чертежей, то допускается ограничиться в разделе БЭПР только пояснительной запиской. После получения задания студент должен по данному указанию выбрать литературу по поставленному вопросу и взять ее в библиотеке университета. Содержание задания по разделу БЭПР должно соответствовать основной теме квалификационной работы и быть ее составной частью. Консультант устанавливает для студента определенное время консультаций – не реже одного раза в неделю. Во время встреч студент обсуждает с консультантом возникшие проблемы и ставит его в известность о ходе написания раздела БЭПР. Квалификационная работа является самостоятельной творческой работой, поэтому консультант не должен выбирать или подсказывать студенту технические решения, а желательно только ознакомить его с возможными вариантами решений, методами расчета и т. п. Студент является автором проекта и поэтому окончательные решения должен принимать сам, однако он должен выполнять указания консультанта о проведении при необходимости дополнительной разработки определенных вопросов по разделу БЭПР. После написания раздела БЭПР проверенные студентом пояснительная записка и чертеж подписываются студентом и сдаются на проверку консультанту. Консультант, проверив раздел БЭПР, подписывает первый лист раздела, титульный лист проекта и чертеж и отдает все это студенту для дальнейшего оформления дипломного проекта. СОДЕРЖАНИЕ И ОФОРМЛЕНИЕ РАЗДЕЛА БЭПР Общие положения Как было отмечено в главе 1, раздел дипломного проекта БЭПР состоит из пояснительной записки и графического материала. Записка по разделу обычно не должна превышать 10...20 страниц машинописного текста. Графический материал может включать 0,5... 1,0 лист чертежей формата А1, а также графики и рисунки, имеющиеся в записке и поясняющие содержание текста. Графическая часть проекта выполняется карандашом либо с использованием компьютерных чертежных приложений САПР (например, AutoCAD или подобных), демонстрационные плакаты также могут быть выполнены с использованием классических чертежных средств или с применением САПР и распечатаны. Применение вычислительной техники при работе над разделом является необходимым и обязательным для всех дипломников. Не возбраняется представление квалификационной работы в виде презентации, выполненной в приложении Microsoft PowerPoint. Содержание пояснительной записки и графического материала Пояснительная записка по разделу БЭПР должна в краткой и четкой форме раскрывать замысел работы по вопросам производственной безопасности и охраны окружающей среды, содержать методы исследований и сами расчеты, анализ полученных результатов и выводы по разделу. Текст должен дополняться иллюстрациями (диаграммами, схемами и т. п.). Раздел проекта следует писать в соответствии с требованиями ГОСТ 2.105–95 [1]. На первом листе раздела должна быть рамка с основной надписью. Пояснительная записка должна быть написана грамотно, четко, инженерным языком. Стиль изложения должен быть в утвердительной форме. Все физические положения нужно отражать кратко и понятно. Приводимые расчеты и данные к ним должны сопровождаться краткими пояснениями и ссылками на литературу. При использовании какого-либо метода расчета формулы приводятся в буквенном выражении, а затем – в цифровом; результаты вычислений указываются с размерностями полученных величин [1]. Многократно повторяющиеся расчеты приводятся только один раз, а результаты должны быть сведены в таблицы [1]. Разделу БЭПР присваивается порядковый номер в соответствии со структурой и содержанием проекта. При наличии подразделов, параграфов и пунктов ставятся двух- и трехкратные номера, разделенные точками. Перенос слов в заголовках не допускается, точку в конце заголовка не ставят. В пояснительную записку по разделу БЭПР включаются: – описание разрабатываемого объекта или технологии, поставленные вопросы; – задачи и т. п.; – основная часть, посвященная разработке вопросов безопасности труда работающих и вопросов охраны окружающей среды разрабатываемых проектных решений; – выводы по разделу; – список литературы; – приложения; – графический материал. В описании должно быть показано развитие и состояние рассматриваемых вопросов по безопасности труда работающих и вопросов охраны окружающей среды и обосновываться необходимость их решения и связь с народнохозяйственными задачами. В начале раздела в соответствии с поставленными задачами, которые должны быть расшифрованы студентом, следует привести описание объекта, района его размещения и т. п., записать исходные данные, определить требования к планируемым результатам. Желательно дать краткий анализ производственной обстановки. В основной части раздела БЭПР дается характеристика проектируемого объекта с точки зрения возникновения потенциально опасных и вредных производственных факторов в период его сооружения, эксплуатации и обслуживания. С этой целью указывается наличие опасных для работающих факторов, возможные выделения вредных и опасных веществ (паров, газов, аэрозолей) в воздух рабочих помещений и дается оценка их гигиенических и пожаро- и взрывоопасных свойств на основе действующих норм с определением класса опасности и ПДК на вредные вещества и категории пожаро- и взрывоопасного технологического процесса (производственного участка). Более подробно об этом описано ниже в главах 3 и 4. Правильная характеристика объекта проектирования (гигиеническая, пожарной и взрывной опасности) позволяет вскрыть специфические узловые вопросы охраны труда, решение которых наиболее актуально для обеспечения безопасности работающих в период строительства и эксплуатации. В выводах в пунктах 1–3 должны быть сформулированы основные результаты (как положительные, так и отрицательные), полученные в ходе выполнения раздела. Список литературы, которую студент использовал при работе над разделом проекта, должен быть приведен в общем списке литературы проекта в конце пояснительной записки строго в соответствии с ГОСТ 7.1–2003 [2], аналогично разделу «Список литературы» данных методических указаний. Приложения, если они необходимы, включающие в себя математические выводы, громоздкие расчеты, программы, распечатки ЭВМ, таблицы вспомогательных цифровых данных, иллюстрации вспомогательного характера и т. п., должны быть приведены в конце дипломного проекта. Оформление графического материала раздела должно быть сделано в соответствии с требованиями существующей нормативно-технической документации. Чертежи и схемы необходимо выполнять в соответствии с требованиями ЕСКД: ГОСТ 21.101–93 [3], ГОСТ 21.205–93 [4], ГОСТ 21.206–93 [5], ГОСТ 21.501–93 [6], ГОСТ 21.403–80 [7], ГОСТ 2.784–96 [8]. При выполнении раздела проекта допускаются некоторые отклонения от стандартов, учитывающие особенности учебного процесса. Чертежи выполняются с предпочтительным размещением основной надписи (углового штампа) параллельно большой стороне листа. Масштаб и степень детализации должны выбираться исходя из их целесообразности. Чертежи должны быть наглядными и помещаться на одном листе. Выполнение чертежей в неестественно крупном масштабе не допускается. Не допускается в пояснительную записку переписывать правила, нормы и инструкции по технике безопасности и эксплуатации машин и механизмов, а также обязанности административно-технического персонала в области охраны труда и окружающей среды.
РАЗРАБОТКА ВОПРОСОВ БЕЗОПАСНОСТИ ПРЕДЛАГАЕМЫХ ПРОЕКТНЫХ РЕШЕНИЙ Многоплановость и многофункциональность профессиональной деятельности инженера лесного комплекса предопределяет тематическое и структурное многообразие выпускной квалификационной работы. Тематика поставленных для решения вопросов по разрабатываемому разделу БЭПР должна отвечать реальному времени, быть актуальной с позиций научно-технических задач и потребностей народного хозяйства и отвечать современному уровню развития техники. В пояснительной части раздела БЭПР приводятся инженерные решения, принятые при проектировании объекта, а также требования безопасности, предъявляемые к нему при сооружении и эксплуатации (при работе и обслуживании) в соответствии со строительными нормами и правилами (СНиП, ТСН, СанПиН, СН, ССБТ, ГОСТ и т. п.), утвержденными Госстроем России, Правилами безопасности, утвержденными Госгортехнадзором РФ и Госэнергонадзором РФ. Рассматриваемые инженерные решения в целом могут не требовать для своего обоснования специальных инженерных расчетов. Они могут приниматься с учетом указаний и требований действующих нормативных документов, правил безопасности и других руководящих материалов, а также на основе полученной выше характеристики проектируемого объекта, отечественного и зарубежного опыта устройства, монтажа, наладки, эксплуатации и обслуживания аналогичных систем. Рассматриваемые технические решения должны отвечать требованиям безопасности труда по устройству, монтажу, наладке и эксплуатации проектируемого объекта. Они не должны увеличивать взрывную и пожарную опасность объекта проектирования, способствовать распространению взрыва, пожара и продуктов сгорания в другие помещения и здания. Промышленные помещения с взрывоопасным процессом должны иметь ряд конструктивно-планировочных решений, направленных на сокращение ущерба от возможного взрыва или пожара. При проектировании должно быть обеспечено удобство монтажа оборудования систем и безопасность работающих при монтаже и пуско-наладочных работах. Инженерные решения в целом должны быть направлены на устранение возможного действия опасных и вредных производственных факторов, специфичных для сооружения, эксплуатации и обслуживания объекта. В расчетной части раздела БЭПР отдельные из принятых инженерных решений, отвечающие требованиям безопасности, могут быть обоснованы расчетами. По согласованию с консультантом расчетному обоснованию подвергаются 1–3 выбранных инженерных решения применительно к той или иной конкретной системе или объекту, разрабатываемым в проекте. Расчетная часть начинается с общей формулировки задачи, связанной с расчетным обоснованием рассматриваемого инженерного решения. Сформулированная задача решается на основе существующих методик инженерных расчетов общетехнических и специальных дисциплин (механики грунтов, сопротивления материалов, строительной эргономики, механики, статики и динамики сооружений, тепломассообмена, механики сжимаемой и несжимаемой жидкости, теории горения, электротехники и др.). При этом могут быть выделены стандартные методики, выпущенные в виде нормативных документов, указаний, инструкций, руководств, правил и справочных изданий, а также оригинальные методики, вошедшие в монографии, учебные пособия и научную литературу. На основе полученных результатов дается гигиеническая, биологическая или техническая (по надежности, прочности, устойчивости и др.) оценка предлагаемого технического решения при сопоставлении его расчетных параметров с действующими нормами. В тех случаях, когда это окажется возможным, расчеты по стандартным методикам (формулам) дополняются расчетами по методикам современных литературных источников, выполненных в оригинальной теоретической постановке. Это позволяет дипломнику не только проявить определенную эрудицию в избранной сфере деятельности, но и в ряде случаев уточнить параметры принимаемого инженерного решения. При этом, если расчетные параметры окажутся ниже уровня нормативных требований, целесообразно принятие параметров нормативного уровня. Если расчетные параметры окажутся выше уровня нормативных параметров, полученных по стандартной методике, целесообразно принятие расчетных параметров. При проведении инженерных расчетов особое внимание дипломнику следует уделять уяснению физической сущности и защитному действию проектируемого средства коллективной или индивидуальной защиты. В заключение следует отметить, что профессиональная подготовка дипломника как специалиста прежде всего проявляется в умении всесторонне обосновывать принимаемые инженерные решения с использованием не только действующих норм и правил, но и современных расчетных методов и оригинальных подходов к решению инженерных задач. Перечень тем типовых заданий для проектов по разделу БЭПР приведен в главе 5.
12
Популярное: Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы... Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы... Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (226)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |