Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Тема 4.2 Основы художественного проектирования конструирования изделий из древесины



2019-12-29 279 Обсуждений (0)
Тема 4.2 Основы художественного проектирования конструирования изделий из древесины 0.00 из 5.00 0 оценок




Методика расчета и основные правила конструирования изделий. Системы автоматизированного проектирования изделий. Эргономические, конструктивные, технологические требования к мебельным и столярным изделиям. Эстетические аспекты проектирования изделий (форма и конструкция изделий, цвет в мебели и интерьере).

Методические указания

Для расширения разнооб­разия мебели используются приемы комбинатори­ки (из тех же унифицированных элементов), при­меняются различные облицовочные, отделочные материалы, варианты облицовки и отделки, цвето­вого решения, декорирования, а также оригиналь­ная фурнитура.

Под   декорированием следует понимать целенап­равленные действия (дизайнера в процессе проек­тирования, столяра в процессе изготовления мебе­ли) для придания изделию определенного декора­тивного внешнего вида. Мебель, изготовленная с использованием тех или иных приемов декориро­вания- это мебель декорированная.

Один из старинных и наиболее известных спо­собов декорирования изделий основан на художе­ ственной обработке древесины. При этом используются многие положительные качества этого материала — разнообразие тексту­ры и цвета, возможности его механической обра­ботки, отделки, мозаика, резьба, точе­ние, роспись и др. В одном изделии могут совме­щаться несколько видов художественной обработ­ки, например резьба и роспись, резьба и декоратив­ное облицовывание, точение и декоративное обли­цовывание и др.

Художественная обработка и приемы декори­рования на ее основе могут быть двух типов:

1) декорированию подвергаются элементы изде­ лия, выполняющие конструктивную функцию;

2) специальные декоративные элементы выпол­ няются отдельно и затем накладываются на кон­ структивные (так называемый «накладной декор»).

В практике проектирования и изготовления ме­бели используются оба приема декорирования.

Наиболее распространенными видами художе­ственной обработки конструктивных элементов являются мозаичные наборы и резьба. Сюда мож­но отнести также роспись, токарную обработку и обработку пескоструйным или дробеструйными способами (стекла).

Мозаика - это орнаментальное или сюжетное изображение из однородных частиц или разных материалов (камня, стекла, дерева, кости и т. д.). Простейший вид мозаики

представляет собой фи­гурный набор облицовок, выполненный из шпона разных по цвету пород древесины. Из более худо­жественных видов мозаики известны инкрустация, интарсия, маркетри, блочная мозаика.

Инкрустация - это украшение узорами и изоб­ражениями из кусочков мрамора, керамики, метал­ла, дерева и других материалов, которые врезают­ся в украшаемую поверхность заподлицо и отли­чаются от нее цветом или материалом.

Интарсия - инкрустация деревом по дереву.

Блочная мозаика получается в результате скле­ивания блоков из брусков различных пород древе­сины или окрашенных в разные цвета, распилива­ния их на тонкие пластинки и наклеивания этих пластинок на декорируемую поверхность в виде различных орнаментов.

Маркетри -составление рисунков из шпона раз­личных пород. Маркетри используют при изготовлении сувени­ров, оформлении интерьеров, а иногда и в производстве мебели.

Одним из наиболее древних способов художе­ственной обработки древесины является резьба.

Фоном для плосковыемчатой резьбы служит плоская поверхность, а рисунок образуют выемки различной формы. В зависимости от формы вые­мок и характера рисунка такая резьба подразделя­ется на геометрическую и контурную.

Геометрическая резьба выполняется в виде двух-, трех-, четырехгранных и скобчатых выемок. Такая резьба приме­няется для украшения предметов домашнего оби­хода.

Контурная резьба выполняется в виде тонких двугранных выемок различной формы и ширины по всему контуру рисунка (это могут быть цветы, фигурки людей, птицы, животные и т. п.). Такая резьба нередко употребляется в сочетании с други­ми ее видами, а также с росписью.

Рельефная резьба имеет более высокий рельеф, а фон при этом углубляется. Формы рисунка не имеют плоской поверхности. Рельефная резьба бывает барельефной и горельефной. Рельефная резьба очень выразительна, и деко­ративна, поэтому раньше она была широко распро­странена. В настоящее время ее применяют реже, например при оформлении общественных интерье­ров (настенное панно), при изготовлении мебели. Рельефная резьба может выполняться отдельно от изделия (в том числе с применением копировально-фрезерных станков), а затем накладываться на него (накладная резьба).

Элементы токарной работы в изделиях мебели выполняют конструктивную функцию, но нередко их используют и в чисто декоративных целях. Точеные детали применяются для ножек различных изделий, спинок диванов, кресел, кроватей, ограждений двухъярусных детских кро­ватей и т. д., а также используются при изготовле­нии фурнитуры.

В практике производства мебели широко ис­пользуют различные виды накладных декоратив­ных элементов. Среди накладного декора широкое распространение имеют профильные планки и рас­кладки. Профильные планки накладывают на всю длину или ширину щитовых деталей (так называе­мый погонажный декор) или в вид рамок. С помо­щью профильных раскладок крепят стекла, филен­ки и оформляют кромки щитов (раскладки выпол­няют также и конструктивную функцию).

Одними из наиболее сложных, но и высокоху­дожественных видов накладного декора являются рельефные элементы, форма которых выработана длительной историей развития художественной обработки древесины..

Функцию декоративных элементов в мебели может выполнять лицевая фурнитура. В одних слу­чаях она относительно нейтральна, в других - яв­ляется сильным декоративным акцентом, особен­но если выделяется формой, материалом, цветом.

Эффект декорирования может быть достигнут при умелом использовании таких облицовочных материалов, как натуральные и искусственные кожи, монолитно-пористые пленки, ткани. Они имеют хорошие внешний вид и драпируемость, при­ятны на ощупь и могут эффективно использоваться в наборах для спален, мягкой и детской мебели. Эти материалы технологичны, не требуют отделки, по­зволяют осуществлять декоративное тиснение и по­лучать изделия разнообразных форм.

Известны и другие способы декорирования, на­пример: фотоконтактная и плоская печать, фото­электрохимическое гравирование, использование ла­ тунных и алюминиевых пластин (для воспроизве­дения орнаментов) и др. Однако в современной практике они не применяются.

С их помощью нельзя достичь такого эффекта, как, например, ме­тодами художественной обработки древесины или использованием накладных декоративных элемен­тов; к тому же они не очень технологичны.

При производстве мягкой мебели используют различные декоративные швейные приемы, пиковку. Многие задачи декорирования изделий мебели и интерьера решаются с помощью цвета.

Эстетические аспекты проектирования мебели подробно изложены в учебнике Барташевича  А.А. «Конструирование мебели» стр. 114-128



2019-12-29 279 Обсуждений (0)
Тема 4.2 Основы художественного проектирования конструирования изделий из древесины 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Тема 4.2 Основы художественного проектирования конструирования изделий из древесины

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (279)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.006 сек.)