Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Методы выявления опасных мест на автомобильных дорогах



2019-12-29 406 Обсуждений (0)
Методы выявления опасных мест на автомобильных дорогах 0.00 из 5.00 0 оценок




ДОРОЖНЫЕ УСЛОВИЯ

И БЕЗОПАСНОСТЬ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ

 

Методические указания по курсовому проектированию

 

 

Павлодар

 

 

УДК 656.11(07)

ББК 39.808я7

Д 69

 

 

Рекомендовано к изданию заседанием Учебно-методическим советом факультета металлургии, машиностроения и транспорта ПГУ им. С. Торайгырова

Рецензент:

кандидат технических наук, профессор Рындин В.В.

Составитель Х.З. Бейсенова

Д-69 Дорожные условия и безопасность дорожного движения:

методические указания к курсовому проектированию / сост.

Х.З. Бейсенова. – Павлодар, 2008 – 38 с.

 

В методическом указании приводятся методы выявления опасных участков автомобильной дороги, приведены варианты заданий.

 

УДК 656.11(07)

ББК 39.808я7

 

 

© Бейсенова Х.З., 2008

                                   © Павлодарский государственный университет

им. С. Торайгырова, 2008

УТВЕРЖДАЮ

                                                                 Проректор по УР

                                                                 ПГУ им. С. Торайгырова

                                                                 __________Н.Э. Пфейфер

                                                                  (подпись)

                                                                 «__»_________200_г.

 

Составитель: старший преподаватель Бейсенова Х.З.

 

 

Кафедра двигателей и организации дорожного движения

 

 

Утверждено на заседании кафедры «___»____200_г. Протокол № ____

 

Заведующий кафедрой ________Каракаев А.К.

 

Одобрено учебно – методическим советом факультета металлургии, машиностроения и транспорта «__»________200__г. Протокол № ____

 

Председатель УМС ________ Ахметов Ж.Е.

 

 

СОГЛАСОВАНО

Декан ФММиТ         ________ Токтаганов Т.Т. «__»_______200__г.               

                                   (подпись)

 

Нормоконтролер ОМК ________Баяхметова Г.С. «__»_______200__г.

                                    (подпись)

 

Одобрено ОПиМО

Начальник ОПиМО _________ Головерина Л.Т. «__»_______200__г.

                                    (подпись)

 

Введение

 

Проблема обеспечения безопасности и организации движения на автомобильных дорогах привлекает большое внимание во всех странах в связи со значительными жертвами и материальными потерями при дорожно-транспортных происшествиях. Участки дорог, не соответствующие режимам движения, складывающимся на основной протяженности дороги, становятся местами сосредоточения дорожно-транспортных происшествий. Оценка безопасности движения на дороге имеет основное значение для служб эксплуатации дорог и организации дорожного движения при выявлении опасных участков и разработке мероприятий по их реконструкции или улучшению условий движения.

В данных методических указаниях приведены рекомендации по выполнению курсового проекта, посвященного выявлению опасных участков на автомобильных дорогах и разработке мероприятий по повышению безопасности движения на этих участках дорог.

 

Общие положения

Выполнение курсового проекта по дисциплине «Дорожные условия и безопасность движения» предусмотрено учебными планами для студентов, обучающихся по специальности 050901 – Организация перевозок, движения и эксплуатация транспорта по дневной форме обучения в 6, а студентами заочной – в 7 семестре. Продолжительность проектирования 14–16 недель.

 

Задание на курсовой проект

Задание на курсовое проектирование выдается преподавателем индивидуально каждому студенту по номеру студента в списке группы в виде плана трассы с указанием ширины проезжей части, количества полос движения, ширины обочин, величин продольных уклонов, радиусов кривых в плане, интенсивности движения на главной и пересекающих дорогах, длины населенного пункта, длины участков на подходах к населенным пунктам, расстояния от застройки до проезжей части, коэффициента сцепления, приведенных в Приложении Д. Протяженность участка дороги 15 км для всех вариантов.

Остальные необходимые данные выбираются из таблицы Г.1 (Приложение Г) по последней цифре зачетной книжки.

Содержание и последовательность выполнения проекта

Пояснительная записка должна содержать:

1) титульный лист;

2) задание на проект;

3) аннотация;

4) введение;

5) методы выявления опасных мест автомобильной дороги;

6) расчет скоростей движения в прямом и обратном направлениях участка автомобильной дороги, построение эпюры скоростей в двух направлениях движения;

7) расчет коэффициентов безопасности, построение диаграммы коэффициентов безопасности в двух направлениях движения, определение опасных участков по значениям коэффициента безопасности;

8)определение коэффициентов снижения пропускной способности участков дороги в прямом и обратном направлениях дороги. Построение диаграммы пропускной способности в двух направлениях движения;

9) определение уровня загрузки дороги движением, построение диаграмм коэффициентов загрузки дороги движением, определение опасных участков по значениям коэффициента загрузки дороги движением;

10)определение частных и итоговых коэффициентов аварийности, коэффициентов тяжести дорожно-транспортных происшествий на участках автомобильной дороги, построение диаграммы итогового коэффициента аварийности, анализ и выявление опасных участков автомобильной дороги по коэффициентам аварийности;

11) анализ диаграмм и выявление опасных участков автомобильной дороги;

12) назначение мероприятий по устранению опасных мест на дороге;

13) выводы;

14) список использованной литературы;

15) приложения;

16) содержание.

 

Графическая часть проекта должна содержать:

лист 1 – эпюры скоростей, пропускной способности участков дороги, диаграммы коэффициентов безопасности, уровня загрузки дороги движением в двух направлениях движения, коэффициентов аварийности (Приложение А);

лист 2 – дислокация дорожных знаков на исследуемом участке автомобильной дороги, существующие схемы опасных участков и схемы предлагаемых мероприятий по реконструкции этих участков.

 

4 Методические указания по выполнению отдельных этапов работы над курсовым проектом

 

В этом разделе приведены методические указания по выполнению отдельных этапов проекта, содержатся требования к оформлению разделов пояснительной записки и графического материала.

 

Пояснительная записка

Текстовая часть пояснительной записки выполняется на компьютере. Страницы нумеруются. Нумерация страниц должна быть сквозной. На титульном листе и задании на проект номера страниц не проставляются. Номера страниц проставляются арабскими цифрами в правом верхнем углу.

Пояснительная записка должна быть разделена на разделы, подразделы, имеющие заголовки. Разделы нумеруются арабскими цифрами. «Введение» и «Литература» не нумеруются.

Справочные величины, используемые в расчетах, необходимо снабжать ссылками на источники, из которых они взяты.

Цифровой материал, помещенный в записку, необходимо оформлять в виде таблиц. Таблицы нумеруются последовательно в пределах раздела арабскими цифрами.

Записка должна быть сброшюрована в виде отдельной книжки с обложкой.

Аннотация. Аннотация на казахском, русском и одном из иностранных языков должен содержать:

– сведения об объеме проекта (количество страниц пояснительной записки, листов графической части проекта);

– ключевые слова;

– текст аннотации.

Текст аннотации следует составлять таким образом, чтобы он отражал сущность выполненной работы, конкретные сведения, раскрывающие содержание основных разделов записки, а также краткую информацию о предложенных мероприятиях по устранению опасных мест автомобильной дороги.

Введение. Во введении необходимо обосновать тему курсового проекта, увязывая ее с проблемами обеспечения безопасности на автомобильных дорогах.

 

Методы выявления опасных мест на автомобильных дорогах

Для повышения безопасности движения транспортных средств на автомобильной дороге большое значение имеет устранение аварийных участков дорог, так как дорожные условия являются основной или сопутствующей причиной дорожно-транспортных происшествий в 40-60% случаев.

Каждая автомобильная дорога состоит из сочетания отдельных участков, различающихся по радиусам кривых в плане и в продольном профиле, обеспеченной видимости, продольным уклоном и другим характеристикам трассы. Влияние этих показателей на условия движения, взаимно накладываясь, приводят к тому, что количество дорожно-транспортных происшествий на разных участках не одинаково.

При выполнении данного курсового проекта окончательная оценка безопасности движения на каждом подучастке автомобильной дороги дается с учетом результатов расчета (в комплексе): коэффициентов безопасности, коэффициентов загрузки дороги движением и итоговых коэффициентов аварийности с учетом стоимостных коэффициентов.

 

Метод коэффициентов безопасности. Наиболее безопасной для движения является плавная трасса без резких переломов в плане и профиле, допускающая движение автомобилей с высокими скоростями, которые мало отличаются на смежных участках. Оценка плавности трассы и вариантов проектных линий с точки зрения удобства и безопасности движения определяется на основе эпюр скоростей движения, развиваемых автомобилями по дороге и построение графика коэффициентов безопасности, представляющего собой отношение скоростей движения на смежных участках. Скорости движения возрастают до тех пор, пока не превысят значение, обеспечиваемого каким-либо элементом плана или профиля. Чем значительнее разность скоростей и чем меньше коэффициент безопасности, тем более вероятны дорожно-транспортные происшествия на рассматриваемом участке.

Расчет скоростей движения по трассе и построение графиков скоростей. Наиболее безопасной для движения является плавная трасса без резких переломов в плане и профиле и допускающая движение автомобилей с высокими скоростями, которые мало отличаются на смежных участках. Таким образом, показателем обеспеченности движения по дороге являются количество мест перепадов скоростей и их значение на графике изменения скоростей движения по длине.

Резкое повышение опасности дорожно-транспортных происшествий с одновременным снижением средней скорости движения транспортных потоков наблюдается в местах неожиданного резкого ухудшения дорожных условий, причинами которого могут быть:

– недостаточная видимость расположенного впереди участка

дороги;

– несоответствие размера или состояния одного из элементов дороги скоростям, обеспечиваемым другими ее элементами;

– потеря водителями ориентировки в дальнейшем направлении дороги или появление неправильного представления о нем.

На график наносят сжатый план и продольный профиль дороги с выявлением на них всех элементов, влияющих на безопасность движения (продольные уклоны, вертикальные кривые, кривые в плане, мосты, населенные пункты, пересекающие дороги, пешеходные тропы и т.д.). В специальной графе выписывают фактические расстояние видимости. Масштаб плана и профиля выбирают в зависимости от сложности рельефа и ситуации.

Далее необходимо разбить трассу на подучастки с однородными условиями движения, где влияние всех элементов дороги будет одинаковым и тогда скорость движения на этом участке принимается постоянной по значению. При выделении участков следует учитывать, что влияние каждого из мест, где возникают те или иные помехи движению, распространяется на некоторое расстояние. Зоны влияния различных дорожных элементов принимают по таблице 1.

 

Таблица 1 – Зоны влияний элементов дороги на режим движения

 

Элемент дороги Зона влияния, м
          1           2
Подъемы 100 за вершиной подъема
Спуски 150 после подошвы спуска
Пересечения в одном уровне при наличии твердого покрытия на пересекаемых дорогах В каждую сторону по 50
Пересечения в одном уровне при отсутствии покрытия на пересекаемых дорогах В каждую сторону по 100–500 в зависимости от типа грунта

 

 

Продолжение таблицы 1

1 2
Кривые в плане с обеспеченной видимостью при R > 400 м В каждую сторону по 50 от начала и конца кривой
Кривые в плане с необеспеченной видимостью при R < 400 м В каждую сторону по 100 от начала и конца кривой
Мосты и путепроводы В каждую сторону по 75–100 начала и конца сооружения
Населенные пункты В каждую сторону по 1000
Подходы к тоннелям В каждую сторону 150

 

Скорость движения определяют на каждом участке в прямом и обратном направлениях движения с использованием эмпирических формул, выведенных разными авторами на основе исследований движения потоков автомобилей по автомобильным дорогам.

Скорость движения во многом определяется размерами и сочетаниями геометрических элементов автомобильных дорог.

На горизонтальных (уклон до 2 %) прямолинейных (радиус кривой больше 1000 м) участках скорость движения потока автомобилей с учетом суммарной интенсивности движения N и доли легковых автомобилей в потоке  рассчитывается по формулам :

– на дорогах с двумя полосами движения

 

                  ,   (1)

 

– на дорогах с тремя полосами движения

 

              , (2)

 

– на дорогах с четырьмя полосами движения

 

                         (3)

 

Заметное влияние на скорость движения оказывает ширина проезжей части B на дорогах с двумя и тремя полосами движения.

Значение скорости движения V (км/ч) в зависимости от ширины проезжей части B (м) рассчитывается по формуле

 

                                                                        (4)

 

Существенное изменение скоростей движения наблюдается на участках подъемов. Значение установившейся скорости на подъеме рассчитывается по формуле

 

                                                                           (5)

 

где  – начальная скорость при въезде на подъем, км/ч;

                        – продольный уклон в долях единицы;

              – эмпирический коэффициент уклона.

Коэффициент  зависит от значения продольного уклона и принимается по таблице 2.

 

Таблица 2 – Значения эмпирического коэффициента    

 

 

Параметры

Значения

Уклон, % 2 3 4 5 6 7 8 9
Коэффициент 9 10 13,5 17,5 26,7 28,6 29,4 23,4

 

Большое влияние на скорости движения оказывают радиусы кривых в плане. Зависимость скорости от радиуса кривой  в плане можно рассчитать по формуле

 

                                                        (6)

                                     

Расстояние видимости также является важным фактором, определяющим скорость движения. Возрастая с увеличением расстояния видимости, скорости движения фактически стабилизируется при расстоянии свыше 500-700 м.

Рекомендуемое снижение скорости V при расстоянии видимости S  принимается по таблице 3.

 

Таблица 3 – Рекомендуемое снижение скорости 

 

 

Параметры

Значения

м 100 200 300 400 500 600
км/ч 15 10,5 7 4 2 1

 

Существенное влияние на скорости движения оказывают длина и ширина моста, а также интенсивность движения. А.В. Бабковым предложена эмпирическая формула для расчета скорости движения легковых автомобилей (км/ч) по мосту при низкой интенсивности движения (свободные условия движения)

 

          (7)

 

где - габарит (ширина) моста, м (7 м < < 13 м);

  - длина моста, м.

В населенном пункте скорость движения рассчитывается по формуле

                                                               (8)

 

где - ограничение скорости движения в населенном пункте,  

            км/ч.

На пересечениях в одном уровне скорость снижается на 20-50 % в зависимости от интенсивности на главной и пересекаемых дорогах и интенсивности автомобилей, поворачивающих налево.

При расчете скоростей на подучастках из всех скоростей, рассчитанных в зависимости от различных параметров, выбирают наименьшие значения (безопасные скорости).

Учитывая цель анализа и методику расчета скоростей, при построении графика скоростей вводят следующие допущения:

– не учитывают участки притормаживания для плавного изменения скорости при въездах на кривые малых радиусов, узкие мосты и т.д. В конце каждого участка дороги определяют максимальную скорость, которая на нем может быть развита, без учета условий движения на последующих участках;

– считают, что скорости движения возрастают до тех пор, пока не превысят безопасного значения, обеспечиваемого каким-либо

элементом плана или профиля. При дальнейших расчетах полагают, что автомобиль входит на следующий участок со скоростью, обеспечиваемой данным элементом.

Все эти допущения преследуют цель выявления наиболее неблагоприятного для безопасности режима движения автомобилей по дороге.

Расчет коэффициентов безопасности и построение графиков коэффициентов безопасности. Коэффициентом безопасности  называют отношение максимальной скорости движения, обеспечиваемой тем или иным участком дороги , к максимально возможной скорости въезда автомобилей на этот участок

 

                                                             (9)

 

Чем значительнее разность скоростей и чем меньше коэффициент безопасности, тем более вероятны дорожно-транспортные происшествия на рассматриваемом участке.

Опасность дорожно-транспортных происшествий на различных участках дороги в зависимости от коэффициента безопасности, определяемого по вычисленным скоростям движения, оценивают по таблице 4.

 

Таблица 4 – Определение характеристики участка дороги

 

Характеристика участка , коэффициент безопасности
Безопасный         > 0,8
Малоопасный        0,6–0,8
Опасный        0,4–0,6
Очень опасный        < 0,4

 

Результаты расчетов коэффициентов безопасности заносят в таблицу 5.

 

Таблица 5 – Значения коэффициентов безопасности по подучасткам дороги

 

Параметры

Номер подучастка

  1   2   3   …   n
Скорость на входе на участок, км/ч          
Скорость на участке, км/ч          
Коэффициент безопасности          

 

На линейном графике исследуемого участка дороги строят график изменения коэффициентов безопасности в виде диаграммы в обоих направлениях. На этом графике выделяют участки по степени опасности, уделяя особое внимание участкам, где значение коэффициента безопасности < 0,4.  

В проектах новых дорог недопустимы участки со значениями < 0,8. При разработке проектов реконструкции и капитального ремонта автомобильной дороги следует перепроектировать участки с  < 0,6.

Расчет пропускной способности трассы и уровня загрузки дороги движением и построение графиков. Для оценки пропускной способности применяют метод, основанный на использовании коэффициентов ее снижения - опытных коэффициентов, отражающих влияние ухудшения условий на изменение пропускной способности по сравнению с максимальной. Максимальная пропускная способность соответствует следующим дорожным условиям и составу потока автомобилей: прямолинейный участок дороги без пересечений, ширина полосы движения 3,75 метров, сухое покрытие имеет высокую ровность и шероховатость, транспортный поток состоит только из легковых автомобилей, отсутствуют какие-либо препятствия на обочинах, вызывающие снижение скорости, погодные условия благоприятные.

Поправочные коэффициенты были установлены проф.
В.В. Сильяновым по данным наблюдений за скоростями движения транспортных потоков на дорогах. Такой подход к учету влияния дорожных условий на пропускную способность является очень удобным в практической работе.

Значения коэффициентов снижения пропускной способности определяют как отношение пропускной способности рассматриваемого элемента дороги  к пропускной способности дороги с особо благоприятными условиями движения , т.е.

 

                                                                 (10)

 

Пропускная способность в конкретных дорожных условиях (авт/ч)

                                                             (11)

 

где  – итоговый коэффициент снижения пропускной способности.

                                            (12)

 

                                            (13)

             

где  – максимальная пропускная способность, авт/ч;

                  – частные коэффициенты снижения пропускной

                          способности, приведены в таблице Б.1.

Максимальная пропускная способность  определена для дорог, имеющих

2 полосы движения – 2200 авт/ч (в оба направления);

3 полосы движения – 4000 авт/ч (в оба направления);

4 полосы движения и более – 1800 авт/ч (на одной полосе).

Для построения графика пропускной способности необходимо определить на каждом подучастке частные и общие коэффициенты снижения пропускной способности автомобильной дороги и заполнить таблицу 5.

 

Таблица 5 – Пропускная способность и уровень загрузки дороги движением

 



2019-12-29 406 Обсуждений (0)
Методы выявления опасных мест на автомобильных дорогах 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Методы выявления опасных мест на автомобильных дорогах

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (406)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.011 сек.)