И организационно-экономической характеристики
МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА И ПРОДОВОЛЬСТВИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ ——— ГЛАВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ, НАУКИ И КАДРОВ ——— УЧРЕЖДЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ «БЕЛОРУССКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННАЯ АКАДЕМИЯ»
Кафедра экономики и МЭО в АПК
ВЫПОЛНЕНИЕ ЭКОНОМИЧЕСКИХ РАСЧЁТОВ Методические указания по выполнению курсовых И дипломных работ Для студентов экономических специальностей Горки 2004 МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА И ПРОДОВОЛЬСТВИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ ——— ГЛАВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ, НАУКИ И КАДРОВ ——— УЧРЕЖДЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ «БЕЛОРУССКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННАЯ АКАДЕМИЯ»
Кафедра экономики и МЭО в АПК
ВЫПОЛНЕНИЕ ЭКОНОМИЧЕСКИХ РАСЧЁТОВ Методические указания по выполнению курсовых и дипломных работ
Для студентов экономических специальностей
Горки 2004 СОДЕРЖАНИЕ
В В Е Д Е Н И Е…………………………………………………………………………. 1.О Б Щ И Е Т Р Е Б О В А Н И Я…………………………………………………….. 1.1.Составление вводной части и организационно-экономической характеристики.. 1.2. Экономические расчёты в экономическом анализе и проектировании отраслей растениеводства…………………………………………………………………………… 2. П Р О Е К Т И Р О В А Н И Е С Т Р У К Т У Р Ы П Р О И З В О Д С Т В А………. 3. И Н Д И В И Д У А Л Ь Н О Е З А Д А Н И Е………………………………………… 3.1.Расчёт численности трудовых коллективов сельскохозяйственного предприятия… 3.2.Экономические расчёты в животноводстве…………………………………………… ЛИТЕРАТУРА………………………………………………………………………………
УДК 631.15(072) Одобрено методической комиссией экономического факультета 06.11.2003. Составил В.И.Б у ц ь.
Выполнение экономических расчётов: Методические указания/Белорусская государственная сельскохозяйственная академия; Сост. В.И. Б у ц ь. Горки,2004. 28 с.
Рассмотрены вопросы проектирования экономических показателей предприятий АПК в рыночных условиях. Для студентов экономических специальностей. Таблиц 17. Рецензенты: зав. кафедрой экономики и международных отношений БГСХА, доктор экон.наук М.К.Ж у д р о; профессор кафедры статистики и экономического анализа БГСХА, доктор экон.наук П.В.КОВЕЛЬ.
© Составление В.И.Буць,2004 © Учреждение образования «Белорусская государственная сельскохозяйственная академия»,2004
ВВЕДЕНИЕ
Переход к социально-ориентированной рыночной системе требует формирования нового типа экономических показателей сельскохозяйственного производства. Прежде всего они должны учитывать условия неопределённости и риска, способствовать успешному ведению хозяйства. Руководитель должен менять свой статус от простого исполнителя решений вышестоящих инстанций до руководителя-менеджера, принимающего решения самостоятельно. Задачей данных методических указаний является формирование навыков проектирования экономических показателей сельскохозяйственного предприятия в рыночных условиях. Для усвоения материала рекомендуется следующий порядок его изучения. Основная форма изучения – самостоятельная работа под руко-водством преподавателя. Приступая к выполнению расчётов нужно внимательно прочитать разъяснения автора. Выполнение курсовой или дипломной работы желательно сопровождать конспектированием и проведением самостоятельных расчётов по выбранному объекту исследования. Неясные вопросы, которые могут возникать в процессе выполнения заданий своевременно должны быть заданы преподавателю. Кроме рекомендуемой литературы можно пользоваться и другими источниками. Для закрепления учебного материала желательно ознакомиться с практикой экономической работы на предприятиях АПК.
ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ Составление вводной части и организационно-экономической характеристики
Основному тексту курсовой работы предшествует содержание, где приведен перечень разделов, подразделов и других составных частей работы. Пример содержания, применимого для большинства тем курсовых и дипломных работ № 22–24, 27–33, 38–45, 47, 52–70, 72–82, 91, 92, 93, 96, 97 (Экономика сельского хозяйства: Метод. указания/ Белорусская сельскохозяйственная академия; Сост. А.Д.Савенок, М.К.Жудро, В.А.Прищеп и др. Горки, 1995. 24с.) приведен ниже [3; стр.5-11]. Содержание
Введение. 1.Обзор литературы (Теоретические аспекты экономики отрасли, производства, вида деятельности, использования ресурсов). 2. Организационно-экономическая характеристика предприятия. 2.1. Состав, местоположение, природные (для сельскохозяйственного предприятия) и экономические условия. 2.2. Размеры хозяйства и производства. 2.3. Специализация хозяйства. 2.4. Основные производственные и экономические показатели хозяйственной деятельности. 3. Экономика отрасли, производства, вида деятельности, использования ресурсов. 3.1. Современное состояние. 3.2. Организация основных рабочих процессов, оплата труда. 3.3. Планирование и перспективы развития отрасли, производства, использования ресурсов. Выводы и предложения. Литература. Во введении должны быть отражены: роль отрасли, производства, вида деятельности, использования соответствующих видов ресурсов в экономике; значение в экономике государства; номенклатура экономических показателей; цели, задачи курсовой работы и методы исследований. Следует обратить внимание на основные задачи развития агропромышленного комплекса и прогнозные экономические показатели, исходя из нормативно-правовых актов государства. Для примера предлагается описание курсовой работы по экономике производства зерна. Сельское хозяйство – одна из важнейших сфер материального производства, обеспечивающая население продовольствием и промышленность сырьём. Оно представляет собой совокупность отраслей, каждая из которых имеет свои специфические особенности, которые необходимо учитывать при разработке планов и организации сельского хозяйства. Одной из важнейших отраслей сельского хозяйства является растениеводство. От производства продукции растениеводства человек получает большинство продуктов питания, корма для животных, а также сырьё для отраслей промышленности. Одним из основных в отрасли растениеводство растениеводства является производство зерна. Увеличение производства зерна ¾ одна из важных задач дальнейшего развития сельского хозяйства. От её решения зависит удовлетворение растущих потребностей населения в продуктах питания и развитие отрасли животноводство. Производство зерновых культур имеет важное значение для пищевой промышленности, так как из зерна выпекают хлеб, который является основным продуктом питания человека. Зерно используют на корм скоту в качестве концентрированного корма, а также в перерабатывающей промышленности для производства спирта, крахмала, крупы, макаронных изделий и прочих продуктов. Учитывая актуальность проблемы повышения объёма производства зерна в нашей стране, зерно является стратегической продукцией, влияющей даже на экономическую независимость государства. Курсовая работа (дипломный проект) может преследовать следующие цели (на основе приведенного примера): v закрепить и расширить теоретические знания по предмету; v проведение анализа производства и себестоимости продукции зерна; v выявление факторов, влияющих на изменение себестоимости; v установление причин, способствующих изменению себестоимости продукции; v наметить пути повышения эффективности производства зерна; v проанализировать каналы реализации продукции, дать их коммерческую оценку; v развитие навыков работы с учебной и специальной литературой. Задачами курсового и дипломного проектирования являются: v изучение экономики производства зерна; v разработка основных направлений развития этой отрасли на перспективу; v повышение урожайности зерновых культур при стабильности посевных площадей. В курсовых и дипломных проектах применяются следующие методы и приёмы экономического анализа: · монографический ¾ при описании выводов, для анализа экономических показателей; · статистический ¾ сравнение и сопоставление величин, исчисление процентных отношений; · расчётно-конструктивный ¾ для определения резервов повышения эффективности отраслей; · балансовый ¾ при сопоставлении потребностей с источниками их обеспечения; · экономико-математический ¾ для оптимизации размеров отрасли, производства, использования ресурсов и прогнозирования тенденций их развития или использования. При оформлении организационно – экономической характеристики хозяйства в первую очередь нужно охарактеризовать состав, местоположение и природные условия хозяйства, его землепользование. В качестве примера приведено описание землепользования сельскохозяйственного предприятия "Активист". ТОО агрофирма "Активист" находится в центральной части Тутаевского района Ярославской области. Территория хозяйства расположена одним компактным массивом. По его территории проходит дорога Ярославль ¾ Рыбинск. Центральным населённым пунктом является посёлок Калитино. Общая земельная площадь хозяйства по состоянию на 01.01.2003г. составляет 5479 га, в том числе сельскохозяйственных угодий 4289, из них 2480 ¾ пашня, 465 ¾ сенокосы, 1344 га ¾ пастбища. Землепользование агрофирмы "Активист" расположено в низине и по характеру поверхности представляет собой пониженную слаборассеченную равнину, причём центральная и частично восточная части данной территории имеют форму ясно выраженной низины. На пахотных землях временно избыточное увлажнение ведет к несвоевременному поспеванию почвы, а также вымоканию посевов. По механическому составу пахотные земли относятся к легкосуглинистым, средне- и тяжелосуглинистым. Кормовые угодья расположены на дерново-подзолистых, а также пойменных почвах. Вторым подразделом раздела 2 курсового или дипломного проекта является размер хозяйства (предприятия). Следует охарактеризовать не только физический размер хозяйства (предприятия), отражаемый показателями площади сельскохозяйственных угодий, среднегодовой численности работников, стоимостью основных и оборотных средств, но и коммерческий размер (размеры производства), отражаемый величиной прибыли, стоимости валовой и товарной продукции предприятия. Рационализация организации производства предполагает определение наиболее целесообразного размера хозяйства, который должен соответствовать уровню производительных сил, интенсивности производства, специализации. Характеристика показателей физического и коммерческого размеров предприятия представлена в таблице 1.
Т а б л и ц а 1.Размеры хозяйства
Необходимо сделать обоснованные выводы, в которых не дублируются цифры из таблицы. Они должны указывать не только изменение показателей в динамике, но и причины сложившихся тенденций и резервы улучшения показателей. Целесообразно приводить для сравнения данные в среднем по республике, области, административному району или группе однотипных хозяйств. В современных условиях хозяйствования, имея ресурсный потенциал, предприятие может успешно развивать свою деятельность по увеличению объёма производства сельскохозяйственной продукции. В трудных финансовых условиях перед сельскохозяйственными предприятиями стоит задача соблюдения режима экономии для производства дешёвой, но высококачественной продукции. Эти задачи хозяйством успешно выполняются, когда это обосновано в дальнейших расчётах производственных и экономических показателей. Специализация (табл.2) определяет производственную направленность предприятия, основные отрасли развития, выведение из них главной. Т а б л и ц а 2. Специализация хозяйства
Для правильного определения специализации хозяйства необходимо учитывать особенности сельскохозяйственного производства. Поэтому при оценке этого процесса нужно руководствоваться не одним, а системой взаимосвязанных показателей. Название хозяйству даётся по направлению, исходя из производства по главной отрасли. Уровень специализации принято определять по удельному весу товарной продукции главной отрасли в общем объёме товарной продукции, структуре валовой продукции и затрат труда. Обобщающим показателем уровня специализации является коэффициент специализации. Проведём расчёты, на основании которых можно судить об уровне специализации хозяйства:
(1)
где, Ут ¾ удельный вес отрасли (видов продукции) в объёме товарной продукции в ранжированном ряду; Н ¾ порядковый номер по удельному весу товарной продукции отдельной отрасли в товарной продукции предприятия. Если коэффициент специализации по своей величине составляет: до 0,2 ¾ низкий уровень специализации; от 0,2 до 0,4 ¾ средний; от 0,4 до 0,6 ¾ высокий; свыше 0,6 ¾ очень высокий. В настоящее время сельскохозяйственные предприятия находятся в сложном экономическом состоянии. Чтобы дать оценку деятельности предприятия за два последних года, используем систему производственных и экономических показателей. Для их расчёта необходимы следующие исходные данные (табл.3). Используя их, произведём расчёты основных производственных и экономических показателей (тал.4,5).
Т а б л и ц а 3.Исходные данные для расчётов
Т а б л и ц а 4. Основные экономические показатели
Таблица 5. Экономическая эффективность производства
Продолжение табл.5
Популярное: Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы... Как построить свою речь (словесное оформление):
При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою... Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние... Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (177)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |