Теория соотношения факторов производства
12 Индивидуальное домашнее задание Теории международной торговли Работу выполнила студентка 4 курса факультета ФОМв Селиверствова Н.А. Работу проверила ст.преподаватель Исаева Н.А.
Санкт-Петербург 2010 Теория соотношения факторов производства
Теория сравнительных преимуществ требует решения одного вопроса: какие факторы определяют набор продуктов, для производства которых у страны есть сравнительные преимущества? Для того чтобы ответить на этот вопрос, два шведских экономиста — Эли Хекшер (Eli Hecksher) и Бертил Олин (Bertil Ohlin) — разработали теорию соотношения факторов производства (theory of relative factor endowments); эта теория известна под названием теория Хекшера—Олина(Hecksher- Ohlin theory). Эти экономисты сделали два основополагающих наблюдения: 1. В каждой стране есть характерная только для нее совокупность факторов производства (или типов ресурсов). 2. Ассортимент товаров, в производстве которых специализируется страна, зависит от того, какими ресурсами для их выпуска она обладает. На основании этих наблюдений Хекшер и Олин сформулировали свою теорию: страна имеет сравнительное преимущество в производстве продуктов, для выпуска которых интенсивно используются те ресурсы (факторы производства), в которых эта страна не испытывает недостатка. Согласно теории Хекшера-—Олина, страна должна экспортировать те товары, для выпуска которых интенсивно используются факторы производства, имеющиеся в этой стране в изобилии. Например: Среди стран мира Россия лидирует по запасам топливно-энергетических ресурсов. В России находится 50% мировых потенциальных запасов угля (а используется всего 40%), 23% – запасов нефти, 33% – запасов природного газа. Кроме этого Россия богата запасами железной руды, медных, алюминиевых, никелевых и титановых руд. Таким образом, Россия имеет сравнительное преимущество в производстве тех продуктов, для выпуска которых у неё есть ресурсы. Поэтому, для промышленности РФ характерно преобладание топливно-, энерго-, сырье- и материалоемких отраслей. Согласно теории Хекшера-—Олина, РФ экспортирует те товары, для выпуска которых интенсивно используются факторы производства, имеющиеся в этой стране в изобилии.
2. Теория жизненного цикла товара Жизненный цикл товара - это время с момента первоначального появления продукта на рынке до прекращения его реализации на данном рынке. Жизненный цикл товара описывает изменения объема продаж, и прибыли по времени, которые включает в себя следующие стадии: a. Начало продаж (внедрение на рынок) или еще говорят “Детство” b. Рост c. Зрелость d. Упадок В некоторых изданиях жизненный цикл товара начинается со стадии его разработки, а не в выхода на рынок, как указано выше. · Для ВНЕДРЕНИЯ характерно незначительный рост объема продаж; на этой стадии предприятие может нести убытки из-за больших начальных затрат на маркетинг, малых объемов выпуска продукта, неосвоенности его производства; · Стадия РОСТА объема продаж характеризуется быстрым увеличением объема продаж, обусловленного признанием продукта потребителями; на этой стадии прибыль предприятия растет, относительная доля затрат на маркетинг, как правило. Снижается, цены на продукт постоянны или немного падают; · На стадии ЗРЕЛОСТИ рост объема продаж замедляется и даже начинает падать, так как продукт уже приобретен большинством потребителей; усиливается конкуренция; затраты на маркетинг, как правило возрастают; возможно снижение цен, прибыль стабилизируется или снижается. При модернизации продукта и/или пересмотре сегментов рынка возможно продление данной стадии; · СПАД проявляется в резком снижении объема продаж и прибыли. Модернизация продукта, снижение цен, увеличение затрат маркетинг могут только продлить эту стадию. Например: На этапе становления индустрии персональных компьютеров мелкие производители, функционировавшие в этой отрасли, едва успевали удовлетворять стремительно растущий спрос на свою продукцию. Типичным примером этой проблемы является деятельность компании Apple Computer. Первая сборочная мастерская этой компании, основанной в 1976 г. располагалась в гараже одного из соучредителей Стива Джобса. Первый крупный заказ на компьютеры, сделанные в кустарных условиях (заказ на 50 компьютеров, полученный от местного магазина товаров для любителей вычислительной техники), едва не привел компанию к банкротству, так как в ней не было достаточного количества денег для покупки необходимых деталей. Компания Apple смогла выжить только благодаря благоприятным условиям для ведения бизнеса в том месте, где она была расположена, — в Силиконовой Долине. Именно в Силиконовой Долине были расположены основные компании, занимающиеся выпуском электронного оборудования (такие как Hewlett-Packard, Intel я National Semiconductor). Таким образом, в этом регионе не было недостатка в инженерах-электронщиках, которых можно было привлечь к разработке продукции Apple. В Силиконовой Долине было также много компаний, которые были готовы делать венчурные инвестиции. Кроме того, Силиконовая Долина оказалась прекрасным рынком сбыта для продукции Apple, обеспечив рост продаж компании от нулевого уровня в 1976 г. до $7,8 млн. в 1978 г. и $5,7 млрд. в 2002 г. На второй стадии жизненного цикла продукта, стадии роста компания Apple представила версию своей второй модели компьютера «Apple II», собранную вручную, на компьютерной выставке-ярмарке в Сан-Франциско весной 1977 г. За три последующих года компания расширила свои производственные мощности за пределы гаража Стива Джобса и продала 130 000 единиц продукции. Для того чтобы удовлетворить потребительский спрос на внутреннем и внешнем рынке, производство компьютеров «Apple II» было размещено на различных предприятиях в Калифорнии и Техасе, а поставки продукции осуществлялись со складов, расположенных в США и в Нидерландах. В настоящее время индустрия персональных компьютеров находится на стадии стандартизации продукта. Дешевые компьютеры известных торговых марок, поставляемые на рынок США новыми производителями (такими как южнокорейские компании Hyundai и Samsung), представляют собой серьезную угрозу продукции признанных американских лидеров в сфере производства вычислительной техники. Производители из Тайваня, такие как Tatung, Mitac International, First International и ТЕСО Information Systems (все эти названия не очень известны американскому потребителю), ежегодно экспортируют в Соединенные Штаты Америки миллионы персональных компьютеров, многие из которых производятся по контрактам для иностранных дистрибьюторов. У компании Apple появилась настоятельная необходимость решить проблему появления новых конкурентов на рынке, а также обеспечить возможность назначения более конкурентоспособных цен на свою продукцию. Для этого в компании была разработана новая, упрощенная линия выпускаемых изделий, а также был расширен диапазон использования деталей, соответствующих отраслевым стандартам. Кроме того, производство некоторых компонентов было переведено на предприятия, расположенные в зарубежных странах и была осуществлена модернизация работы складских предприятий. Тем не менее, несмотря на все эти усилия, отечественные и зарубежные конкурирующие компании продолжают отнимать у компании Apple ее долю на рынке и ее прибыли. В результате компания, которая была одним из основоположников индустрии персональных компьютеров, вынуждена обслуживать только небольшой сегмент рынка. [1]
3. Теория жизненного цикла отрасли Консолидация по A. T. Kearney. Авторы выяснили, что зависимость показателей концентрации отрасли от времени везде одинакова, иными словами, отрасли проходят одни и те же этапы консолидации. В результате либерализации или появления перспективных технологий возникает новый рынок, куда выходят множество компаний, – это этап открытия отрасли. Затем наступает этап роста: фрагментированный рынок начинает консолидироваться, активные компании поглощают слабых конкурентов и постепенно набирают вес. В следующей стадии - стадии фокуса, игроки, выбившиеся в лидеры, становятся все крупнее, сливаясь с равными, очищаясь от непрофильных и нерентабельных направлений бизнеса и повышая внутреннюю эффективность. Число компаний сокращается минимум вдвое по сравнению с предыдущей стадией. Конечный этап – этап балансов и альянсов: несколько оставшихся на рынке гигантов образуют союзы, чтобы наилучшим образом распорядиться имеющимися компетенциями. Затем от этих гигантов отделяются перспективные бизнесы, которые в будущем дадут начало новым отраслям, и весь цикл повторится. Консультанты из A. T. Kearney оценивали консолидационные процессы по двум показателям: совокупной доле трех крупнейших компаний в отрасли (CR3) и индексу Хиршмана-Херфиндаля (HHI), равному сумме квадратов долей всех компаний в отрасли. Первый характеризует рыночный вес «большой тройки», второй – отрыв группы лидеров от остальной массы участников рынка. При минимальной концентрации (бесконечном числе фирм с бесконечно малыми долями) индекс HHI стремится к нулю, а при максимальной (на рынке присутствует одна фирма со 100-процентной долей) – к 10 тыс. В A. T. Kearney выяснили, что в любой отрасли динамика концентрации описывается S-образной кривой (синусоидой). Когда отрасль открывается, индексы концентрации падают до 10–15%, затем, на этапе роста, когда объединительные процессы протекают наиболее бурно, доля лидеров повышается до 45%. На этапе фокуса концентрация возрастает до 60–70%, а на следующей стадии вес «большой тройки» достигает и 90%. Например: наиболее бурно процессы консолидации в ближайшее время развернутся в розничной торговле. Эта отрасль крайне фрагментирована. В прошлом году, по оценкам Росстата, доля десяти крупнейших продовольственных сетей составили 7,1%, а вес первой тройки – «Пятерочки», «Магнита» и Metro – не дотягивает и до 4%. Развитие на зрелых рынках, таких как Москва или Санкт-Петербург, продлится не больше двух-трех лет. В ближайшие годы розничная торговля будет развиваться путем поглощения региональных сетей, а не слияния национальных лидеров. Из регионов с наиболее динамичным развитием розничной торговли игроки будут осуществлять экспансию в такие же крупные регионы, но развивающиеся с небольшим отставанием: Новосибирск, Самару, Екатеринбург и другие города-миллионники. ТД «Перекресток» в последние два года купил ряд розничных операторов в регионах и на Украине. Сначала компания выкупила у Delta Capital Management сеть SPAR Middle Volga в Нижнем Новгороде, годом позже приобрела ярославскую сеть «365». И в значительной степени благодаря региональным продажам «Перекресток» показал в прошлом году 77-процентный рост выручки. К 2010 году большинство рынков будут уже поделены федеральными и крупными региональными игроками. И только после того, как в отрасли сформируется пул лидеров и пул отставших, начнется скупка успешных ритейлеров западными компаниями или слияние крупных российских игроков в целях противостояния экспансии с Запада. Темп роста для гарантированного лидерства: в прошлом году розничная торговля выросла на 34%, доля «большой розничной тройки», по прогнозу A. T. Kearney, должна увеличиваться на 5% в год, таким образом, ритейлерам нужно расти на 39–40% в год[2].
12
Популярное: Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение... Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы... Как построить свою речь (словесное оформление):
При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (160)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |