Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Глава 4 «Как тебе живется, особое царство?»»



2019-12-29 368 Обсуждений (0)
Глава 4 «Как тебе живется, особое царство?»» 0.00 из 5.00 0 оценок




Отличительная черта науки о почвах, основы которой были заложены замечательным русским ученым В.В.Докучаевым, - это его стремление всегда и во всем быть полезной хлеборобу, человеку земли. Почву изучают для того, чтобы знать, как ее лучше использовать, как сохранить и повысить плодородие. Именно с этого началось почвоведение в России. Именно поэтому в 1892г., когда житницу царской России вновь поразил неурожай, профессор Докучаев, к тому времени признанный ученый-почвовед, опубликовал интереснейшую книгу, в которой говорилось не только о почвах. Василий Васильевич любил свой народ, свою землю, и он не мог примириться с тем, что в богатейших черноземных областях так часто бывает засуха. В чем же причина катастрофических засух? Неужели это неизбежное зло, причина которого заложена в самой природе и с которым невозможно бороться? Почвы необычайно плодородны, климат благоприятный – откуда же эта страшная и всегда неожиданная – засуха? Количество атмосферных осадков с тех времен, когда степь не знала земледельца, почти не изменилось. Почему же дожди, которые раньше поили травы в рост человека, теперь не могут обеспечить урожай пшеницы? Ответить на этот вопрос и взялся В.В. Докучаев. Он исходил тысячи верст по чернозёмной степи, исследовал не только почвенный покров. Он постигал, как работает сложнейший механизм природы, как изменилась степь в течение десятков и сотен лет – медленно, незаметно для глаза, но неотвратимо. У почвы есть враги. Кто они? …Земледельцу, пришедшему в степное раздолье, нужен был, прежде всего, хлеб. Поэтому он распахал почву и засеял её пшеницей. Исчез мощный покров трав. Почва стала беззащитной, особенно на склонах. Талые и дождевые воды уже не задерживались толстым слоем степного войлока и не переходили оттуда в почву, а скатывались по бороздам, унося с собой её частички. Так в степи начали расти ненасытные овраги. Однако землепашцу нужен был не только хлеб, но и жильё. Поэтому в степи стали быстро исчезать те немногие островки леса, которые сохранялись в наиболее увлажненных её частях, у рек, на водоразделах. Крупные помещики охотно продавали лес прямо на корню. А ведь они не просто торговали древесиной, а лишали степь воды. Зеленая защита растягивала таяние снегов, задерживала дождевые воды. Поэтому теперь реки бурно вспухали в паводок и сильно мелели летом. Со временем положение ухудшилось. Распахивались все большие площади. Вырубались остатки леса. Росли и множились овраги. Земледелие, по словам Докучаева, стало чем-то вроде азартной игры: повезет – снимешь хороший урожай, не повезет – останешься без хлеба.  Никакой, даже геркулесовский организм не в состоянии часто переносить бедственных случайностей. Враги почвы были названы: вода, овраги, ветер. Сегодня к этим врагам можно добавить ещё человека.  В.В.Докучаев предложил удивительную по тем временам программу работ: регулировать течение рек, строить водохранилища, обуздать овраги, сажать лес. Он считал возможным даже улучшить степной климат. Царская Россия, естественно, не могла и думать о переделке природы в таких огромных масштабах. Докучаев понимал, что планы его осуществимы лишь в далеком будущем. Однако чувство долга перед Родиной было необыкновенно сильно в нем. Как ученый, он отлично понимал, что, прежде чем взяться за осуществление таких грандиозных работ, необходимо поставить сотни опытов и ответить на тысячи вопросов. Поэтому в 1892 году под руководством Докучаева организуется «Особая экспедиция», в задачу которой входило изучение способов лесоразведения, закладка опытных участков, исследование влияния лесных полос на климат и урожай хлебов. Пять лет руководил Докучаев «Особой экспедицией». Было организовано несколько опытных станций. Одна из них – в каменной степи – существует и ныне. Здесь находится сейчас институт земледелия центральной черноземной полосы, носящий имя В.В.Докучаева.

Как будет жить особое царство природы, зависит и от нас. На уроке мы обсудили вопрос «Надо ли сжигать сухую траву и листья?» Вот некоторые высказывания.

Ø «Из-за ежегодного сгребания и сжигания листвы и сухой травы почва лишается перегноя, становится истощенной и бесплодной. Ведь подстилка из опавших листьев и побегов – отличное органическое удобрение, которое обеспечивает растущие деревья, кустарники и травы питательными веществами. Опавшие листья – это не мусор, а единственное удобрение для дикорастущих растений. При сжигании оно буквально вылетает в воздух. Кроме того, оголенная, выжженная земля намного быстрее теряет накопленную за зиму влагу, что мешает полноценному развитию и жизнедеятельности растений».

Ø «Сжигание травы – большая беда для обитателей «травяных джунглей»: растений и животных. В огне гибнут насекомые, лягушки, кладки птиц, гнездящихся на земле. Сгорают корни и корневища растений, их семена, так и не попав в землю. Не случайно так беден видовой состав растений и животных в местах частых пожаров».

Ø «Не каждый думает о том, сколько копоти и вредных газов попадает в это время в атмосферу, загрязняя ее. Терпкий запах горящей листвы и старой травы к тому же небезопасен. Ведь даже дым от обычного костра из хвороста содержит десятки веществ, вредных для здоровья человека. При весенних и осенних кострах, сжигающих «мусор», концентрация этих веществ во много раз превышает гигиенические нормы, предъявляемые к воздуху, которым мы дышим. Такие кострища буквально пышут ядом. У людей ухудшается самочувствие, обостряются аллергические заболевания, заболевания органов дыхания. Массовое сжигание листвы и травы приводит к такому загрязнению атмосферы, которое сравнимо с мощными промышленными выбросами».

Значит, не зря в народе говорят: от пала все пропало. И это справедливо. Нельзя сжигать мусор, а полезнее закапывать его в землю, пусть превращается в удобрение. Значит, будет больше плодородных земель, богаче будет наша страна. Охрана почв – важнейшая задача человечества. Известные почвоведы нашей страны в 2001 году издали первую в мире «Красную книгу почв Оренбургской области», в которую внесены все типы почв, надлежащие сохранению их в естественном виде.

 

 

Заключение

    Земля-кормилица. Мы так часто слышим эти слова, что почти не придаем им значения. А ведь правильнее было бы сказать, что растут деревья и трава, шумят леса и колышется в поле пшеница только благодаря тому, что у нас есть земля, а точнее почва. Образование почвы началось с появлением на Земле первых живых существ, так что именно им мы обязаны жизнью. Важнейшее свойство почвы – плодородие. Возделывая сельскохозяйственные культуры, люди обратили внимание на то, что урожай, выращенный из семян одного и того же растения, оказывается неодинаковым на различных земельных участках. Еще в глубине веков узнали о том, что существуют различные почвы и научились по внешним признакам определять, на каких участках можно при меньшей затрате труда получить больший урожай. Но приоритет русской науки о почвах признается во всем мире. В результате работы над рефератом выяснено:

Ø Наука о почвах появилась в России (1883). В.В.Докучаев вскрыл подлинные законы почвообразования и объяснил, почему в различных природных условиях возникают неодинаковые почвы. Изучил и обосновал теорию происхождения почв. Опубликовал труд «Русский чернозем». Это год основания науки о почвах. В. В. Докучаев установил, что типы почв располагаются зонами, поясами, в зависимости от климата и растительности. Открытия Докучаева имеют большое значение для организации рационального использования земель в сельском хозяйстве и лесоводстве, для правильного размещения возделываемых культур и выбора наиболее выгодных систем земледелия. Он установил, что леса на водоразделах регулируют водный режим, предотвращают обмеление судоходных рек, защищают почвенный покров от разрушения.

Ø В.В.Докучаев назвал факторы почвообразования: материнские породы, климат, рельеф, живые организмы, время. Сегодня к этим факторам можно добавить ещё антропогенный, то есть деятельность человека.

Ø Выкопав много почвенных разрезов, В.В.Докучаев «нарисовал» лицо почвы. В разрезе почва похожа на слоеный пирог. Сверху гумусовый слой. Именно гумус определяет важнейшее свойство почвы – плодородие. Ниже находится горизонт вымывания – более светлый. Ещё ниже – горизонт вмывания. Он опять темнее. Мощность почвы не везде одинакова.

Ø У почвы есть враги: овраги, ветер, вода, человек. Человек может повысить плодородие почвы, а может и понизить. Чтобы плодородие повысилось, не надо сжигать сухую траву и мусор.

 Почвенный покров Земли (педосфера) является важнейшим компонентом экологических систем суши и биосферы планеты в целом. Почвенная оболочка представляет собой незаменимую часть механизма биосферы. Если это звено будет разрушено или уничтожено на больших пространствах, то общий механизм биосферы будет глубоко и необратимо нарушен. Основоположник почвоведения, В.В.Докучаев рано ушел из жизни, ему не довелось увидеть плодов своего упорного труда, услышать живую тишину возрожденной степи. Он был, однако, счастлив в другом – в создании совершенно новой науки, науки о почве. Уже при его жизни почвоведение получило всеобщее признание. Почвенные карты и коллекции из России пользовались большим успехом на международных выставках, русские методы исследования начинали применять во всем мире. Почвоведение и сегодня немыслимо без основ Докучаева, его взглядов на почву. Он вырастил много талантливых учеников, воспринявших его идеи. И чтобы ни делал сегодняшний почвовед, в его работе обязательно есть зерно, посеянное много лет назад этим замечательным русским ученым.

 

Список литературы

1. Иванов П.П. Агрохимический кружок в школе. М., Учпедгиз, 1958.

2. Горбылева А.И. Почвоведение с основами геологии. Учебное пособие для ВУЗов, 2002

3. Димитриев Ю.О. Полевые практики по почвоведению.Ульяновск, 2010

4. Кауричев И.С. Почвоведение. Учебное пособие для ВУЗов, 1989

5. Учебник География России

6. Фридланд В.М. Просто земля. М., Просвещение, 1977.

7. Энциклопедия юного биолога. М., Педагогика, 1986.

8. Энциклопедия юного натуралиста. М., Педагогика, 1986.

9. Энциклопедия школьнику. Киев, 1994.



2019-12-29 368 Обсуждений (0)
Глава 4 «Как тебе живется, особое царство?»» 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Глава 4 «Как тебе живется, особое царство?»»

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (368)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.009 сек.)