Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Для студентов заочного факультета



2019-12-29 337 Обсуждений (0)
Для студентов заочного факультета 0.00 из 5.00 0 оценок




Методические указания и контрольные задания

 

 

 

                      Иваново  2002

Составитель Е.А. ПЫШНЕНКО

Редактор     Г.В. ПОПОВ

 

В методических указаниях изложен перечень вопросов, составляющих основу учебной дисциплины "Экология", даны пояснения по ее изучению. Методические указания разработаны в соответствии с государственными требованиями по данной дисциплине к содержанию и уровню подготовки инженера по специальностям 100400, 180400, 200400, 330110  и бакалавра по направлению 553500.

Приведена рекомендуемая литература и задания для выполнения контрольного работы.

Методические указания рассмотрены и одобрены цикловой методической комиссией (ЦМК) ИФФ.

 

 

Рецензент

кафедра «Безопасность жизнедеятельности» Ивановского государственного энергетического университета

 

 
 


Общие указания

 

Развитие человеческого общества невозможно без взаимодействия с природой. До некоторого времени отрицательные последствия хозяйственной и иной деятельности человека компенсировались способностью природных систем к самовосстановлению. Но к середине двадцатого столетия ситуация изменилась: окружающая природная среда уже не в состоянии компенсировать полностью последствия воздействия роста численности людей и расширения производства. Загрязнены вода, воздух, растения, выпадают кислотные дожди, эрозия выводит почвы из сельскохозяйственного оборота, полярные льды тают из-за потепления климата, исчезают многие виды животных и растений, население приобретает хронические заболевания, растет смертность. Существующая сейчас интенсивность антропогенного воздействия ведет нашу планету к истощению и деградации.

Для того чтобы каждый человек осознал необходимость бережного отношения к природной среде, ему необходимо обладать основами знаний об окружающей природе и путях ее сохранения и оздоровления.

В соответствии с программой курса “Экология” студент должен:

прослушать обзорные лекции;

самостоятельно изучить курс по литературным источникам;

выполнить и защитить одну контрольную работу;

сдать зачет по теоретическому курсу.

При необходимости студент может получить устную консультацию преподавателя кафедры “Безопасность жизнедеятельности”.

При работе с литературными источниками рекомендуется конспектировать изучаемый материал, так как наличие конспекта в дальнейшем облегчит подготовку к зачету.

 

 

ПРОГРАММА КУРСА*

 

Цели и задачи дисциплины

 

Учебная дисциплина “Экология” является общеобразовательной естественно-научной дисциплиной и носит как мировоззренческий, так и прикладной характер.

В соответствии с государственным образовательным стандартом обязательный минимум содержания дисциплины включает следующие вопросы .

Биосфера и человек: структура биосферы, экосистемы, взаимоотношения организма и среды, экология и здоровье человека; глобальные проблемы окружающей среды, экологические принципы рационального использования природных ресурсов и охраны природы; основы экономики природопользования; экозащитная техника и технологии; основы экологического права, профессиональная ответственность; международное сотрудничество в области охраны окружающей среды.

Дисциплина призвана способствовать формированию у студентов представлений о человеке как о части природы, о единстве и ценности всего живого и невозможности выживания человечества без сохранения биосферы. Она должна обучить грамотному восприятию явлений, связанных с жизнью человека в окружающей среде, в том числе и с его профессиональной деятельностью.

Главной задачей изучения дисциплины является формирование у студентов знаний, необходимых инженеру для решения задач рационального природопользования, оценки состояния окружающей природной среды и планирования мероприятий по ее охране.

Изучив дисциплину, студент должен

иметь представление :

- об основных терминах и понятиях экологии;

- биосфере и направлении ее эволюции;

- причинах обострения экологической ситуации, экологическом кризисе;

_________________________________________________________

* При составлении данных методических указаний и контрольных заданий использовалось изданное преподавателями Российского государственного открытого технического университета путей сообщения (РГОТУПС) учебное пособие:

Васин В.К., Крылов В.К., Бекасов В.И., Гирина Е.С. Экология: Рабочая программа и задание на контрольную работу для студентов III , IV , V курсов всех специальностей /РГОТУПС. - Москва , 2000. - 64 с.

- основных законах и механизмах функционирования и развития экосистем, о законах сохранения равновесия в природе, круговороте элементов, принципах движения потоков энергии, о влиянии деятельности человека на экосистемы;

- основах природоохранного законодательства, основных законодательных актах, правовых нормах и стандартах качества природной среды;

- основах экономики природопользования;

- экологическом мониторинге и экологическом контроле;

- принципах охраны природы и рационального использования природных ресурсов, ресурсосберегающих технологиях и перспективах их развития;

знать:

- основные проблемы и задачи экологии;

- характер и степень опасности воздействия объектов энергетики на природу;

- принципы формирования допустимой нагрузки на окружающую природную среду;

- порядок проведения экологической паспортизации и экологической экспертизы.

уметь :

- оценивать степень экологической опасности антропогенного воздействия на окружающую природную среду;

- выполнять инженерные расчеты устройств по очистке выбросов и сбросов от вредных веществ и других видов антропогенного воздействия на природную среду;

- определять размеры платежей за использование природных ресурсов и загрязнение окружающей среды.

Содержание дисциплины

 

1. Основы общей экологии

 

Предмет, содержание и основные задачи экологии. Место экологии в системе естественных наук и в современном обществе. Современное понимание экологии как науки об экосистемах в биосфере. Основные термины, понятия и законы экологии.

Понятие о системе и ее свойствах и характеристиках. Классификация систем. Причинные связи и поведение систем. Система “Человек-Экономика-Биота-Среда”. Системное моделирование с использованием теории ориентированных графов.

Понятие "популяция". Биотический потенциал и сопротивление среды. Характеристики динамики популяции: плотность, рождаемость, смертность, выживаемость, возрастная структура. Кривые выживания и роста популяции. Механизмы популяционного равновесия (гомеостаза). Территориальная структура популяций. "Безопасные" поселения.

Биосфера. Основные составляющие биосферы (почва, недра, гидросфера, ландшафты, атмосфера, флора, фауна) и их значение для жизни на Земле. Основные положения теории биосферы В.И. Вернадского. Понятие “ноосфера”. Основные свойства биосферы.

Структура экосистем. Биотические, абиотические и антропогенные экологические факторы. Энергия, энтропия, продуктивность. Основные закономерности движения вещества и энергии в биосфере. Особенности биохимических круговоротов веществ в биосфере (воды, кислорода, углерода, азота, фосфора, серы). Пути возврата веществ в круговорот. Трофическая структура экосистем и ее составляющие: продуценты, консументы, детритофаги, редуценты. Правило Линдемана (10 %). Экологические пирамиды. Правило 1 %. Концепция продуктивности. Первичная, вторичная, валовая продуктивность. Энергетические субсидии. Разложение живого вещества.

Среда обитания. Соответствие между организмами и средой обитания. Виды адаптаций организмов к факторам среды. Взаимосвязи и взаимоотношения между организмами в экосистемах. Экологическая ниша. Концепция лимитирующих факторов. Законы минимума Либиха, толерантности Шелфорда, компенсации факторов.

Основное правило экологии (закон динамики и эволюции экосистем). Устойчивость и равновесие экосистем. Принципы сохранения равновесия в окружающей среде. Влияние человека на устойчивость экосистем.

Природные ресурсы и их классификация.

Проблемы, связанные с антропогенным воздействием на биосферу. Причины экологического кризиса и его проявления в биосфере.

Глобальные проблемы экологии (изменение климата, парниковый эффект, разрушение озонового слоя, кислотные дожди, деградация земель, загрязнение атмосферы и гидросферы, воздействие шума и электромагнитных полей, истощение ресурсов). Проблемы народонаселения и пути их решения. Определение темпов роста населения.

 

 

2. Эколого-правовые и организационные вопросы

               охраны окружающей среды

 

Основные принципы охраны окружающей природной среды. Состав природоохранного законодательства. Закон Российской Федерации “Об охране окружающей среды” (2002 г.). Контроль за выполнением экологического законодательства. Ответственность за экологические правонарушения. Стандарты в области охраны природы. Система стандартов в природопользовании.

Задачи экономического механизма охраны природной среды. Плата за загрязнение окружающей среды и другие виды воздействия.

Назначение экологической экспертизы. Принципы и стадии экологической экспертизы. Государственная и общественная экологические экспертизы. Экологический паспорт промышленного предприятия.

Управление охраной окружающей среды на объектах энергетики. Методы оценки воздействия объектов энергетики на окружающую среду.

Экологический риск. Методы анализа и управления риском. Определение экологически приемлемого риска. Обеспечение экологической безопасности в Российской Федерации. Экологический мониторинг.

Международное сотрудничество в области охраны окружающей среды. Концепция устойчивого развития.

 

3. Антропогенное воздействие на окружающую среду.

Загрязнение

 

Системный подход при изучении взаимодействия объектов энергетики с окружающей средой. Уровни и нормы воздействия на природную среду. Характеристика наиболее распространенных загрязнителей окружающей природной среды на объектах энергетики: оксид углерода, диоксид серы, оксиды азота; органические соединения – сажа, нефтепродукты; тяжелые металлы – ртуть, свинец; другие химические загрязнители; шумы и вибрации; радиоактивное и электромагнитное излучения; тепловое загрязнение. Влияние загрязнений на экосистемы и здоровье людей. Нормирование антропогенного воздействия.

 

4. Методы защиты окружающей среды

от антропогенного воздействия, рациональное природопользование.

Экозащитная техника и технологии

 

Источники загрязнения водных объектов. Нормирование качества воды. Предельно допустимые концентрации вредных веществ в воде. Контроль качества воды. Способы очистки сточных вод. Замкнутые (оборотные) системы водопользования.

Источники загрязнения атмосферного воздуха. Предельно допустимые концентрации вредных веществ в атмосферном воздухе (ПДК), предельно допустимые выбросы вредных веществ (ПДВ), временно согласованные выбросы. Определение приземных концентраций выбросов вредных веществ. Санитарно-защитные зоны. Методы и средства очистки атмосферного воздуха от загрязнений. Контроль качества атмосферного воздуха.

Антропогенное воздействие на биотические сообщества. Утрата биологического разнообразия. Защита биотических сообществ.

Определение уровня допустимой эксплуатации возобновимых природных ресурсов.

Загрязнение земель и почв. Рекультивация земель.

Охрана недр. Охрана ландшафтов в зонах эксплуатации объектов энергетики.

Пути снижения расхода природных ресурсов на объектах энергетики. Утилизация и переработка отходов. Токсичные производственные отходы.

Радиоактивные отходы. Меры обеспечения радиационной безопасности в РФ.

Основные источники и методы защиты от электромагнитных полей на объектах энергетики.

 

 

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ИЗУЧЕНИЮ КУРСА

 

Обратите внимание на актуальность курса, которая связана с надвигающейся экологической катастрофой. Основная причина ее в том, что человек, являясь самым сильным существом на планете и не имея поэтому серьезных врагов, выделился из природной среды и противопоставил себя ей. Детально изучите признаки экологической катастрофы, выводы “Римского клуба”, принципы устойчивого развития, выработанные конференцией в Рио-де-Жанейро.

Изучите особенности биосферы и ноосферы. Научитесь пояснять свойства биосферы как централизованной, открытой, саморегулирующейся и отличающейся большим разнообразием системы, обладающей механизмами для круговорота веществ. 

Уясните отличия двух подходов к изучению явлений в экологии: экосистемного и популяционного. Обратите внимание на различие биогеоценоза и экосистемы. Изучите структурную схему биогеоценоза. При ознакомлении с законами Коммонера необходимо определить, как они согласуются с деятельностью человека. 

 Необходимо уяснить отличия живого вещества от косного, биокосного, биогенного, антропогенного. Основными свойствами живого вещества являются высокая химическая активность, высокая скорость протекания реакций и обновления живого вещества, способность быстро занимать все свободное пространство, активность движения вопреки принципу роста энтропии, устойчивость при жизни и быстрое разложение после смерти, высокая адаптация. Научитесь пояснять каждое из свойств, как они проявляются у живых организмов. Отличайте свойства и функции живого вещества. Ознакомьтесь с фондами круговоротов вещества. Изучите схемы круговоротов воды, углерода, азота, фосфора. Выявите особенности круговоротов элементов в тропиках, второстепенных элементов. Изучите пути возврата элементов в круговорот.

Свойства энергии определены 1-м и 2-м законами термодинамики. Уясните важное отличие движения вещества и энергии в биосфере, заключающееся в невозможности круговорота энергии, и научитесь обосновывать это утверждение. Важной характеристикой качества энергии является энтропия. Необходимо понять ее физический смысл и уметь объяснять отсутствие противоречия в существовании живых организмов, являющихся открытыми системами, 2-му закону термодинамики. Все процессы в живых организмах сопровождаются ростом внутренней энтропии организма DSi >0 и потреблением из окружающей среды отрицательной энтропии DSе <0. В организме остается свободная энергия – разница энтропии продуктов реакции и энтропии исходных компонентов DSe=Sпрод-Sисх<0, затрачиваемая на дыхание и создание продукции.

Изучите структуру трофической цепи, ее элементы, две ее основных части – пастбищную и детритную. Уясните отличие автотрофов и гетеротрофов. Энергетические потребности человека, в отличие от остальных живых организмов, в большей части вынесены за пределы человеческого тела в сферу производственной деятельности.

 Важнейшее свойство живых организмов – способность создавать и наращивать органическое вещество – продукцию. Уясните понятия “биомасса”, “продуктивность”, отличие первичной от вторичной, чистой от валовой продуктивности. Дополнительное вложение энергии, увеличивающее продуктивность, – энергетическая субсидия. Трофическую структуру экосистемы изображают в виде пирамиды биомассы или энергии. Изучите принципы построения пирамид для различных экосистем. Выявите процессы, происходящие при разложении живого вещества. 

Отдельные элементы среды обитания, на которые организмы реагируют приспособительными реакциями (адаптациями), называются экологическими факторами или факторами среды. Среди факторов среды выделяют обычно три группы факторов: абиотические, биотические и антропогенные. Уясните, какими законами определяется соответствие между живыми организмами и средой обитания, как организмы адаптируются к факторам среды. По степени направленности действия среди факторов среды обитания выделяют периодические факторы (суточные, годовые и т.п.); повторяющиеся без строгой периодичности (наводнения, ураганы, землетрясения и т.п.); факторы однонаправленного действия (изменение климата, заболачивание и т.п.); случайные и неопределенные факторы.

Необходимо отличать виды взаимосвязей (пищевые, топические, форические, фабрические) и взаимоотношений: симбиоз (мутуализм, протокооперация), комменсализм, хищничество (паразитизм), конкуренция, аменсализм, нейтрализм, существующие между организмами, – уметь объяснить, как они проявляются в экосистемах. Изучите признаки экологической ниши и правило конкурентного исключения Гаузе, составляющие видовой структуры экосистем.

Любая экосистема постоянно находится в состоянии динамики (изменений), вызванной как изменением факторов среды, то есть внешними возмущениями, так и внутренними процессами. Различают циклическую динамику и поступательную (сукцессию). В зависимости от причин сукцессии различают эндодинамические и экзодинамические сукцессии. Уясните, как изменяет поступательную динамику деятельность человека. Выявите основное отличие гетеротрофной и автотрофной сукцессий. В ходе процесса развития экосистемы происходит изменение энергетики, видового разнообразия, совершенствование круговоротов. Научитесь пояснять данные закономерности. Различают два вида устойчивости: резидентная устойчивость (стабильность) – способность оставаться в устойчивом (равновесном) состоянии при воздействии, и упругая устойчивость (собственно устойчивость) – способность быстро восстанавливаться при снятии воздействия. Уясните, какие механизмы обеспечивают устойчивость и стабильность экосистем. Методика построения ориентированных графов приведена в [9,40,42,45].

Любая популяция характеризуется биологическими и групповыми свойствами. Биологические свойства присущи как популяции в целом, так и составляющим ее организмам, они характеризуют жизненный цикл популяции. Групповые свойства присущи только группе в целом. Это статистические параметры: плотность, рождаемость, смертность, выживаемость, возрастная структура. Уясните, как определяют изменение во времени численности, структуры популяции. Изучите виды кривых выживаемости и роста популяции, механизмы регулировки численности особей популяции. Стабильность (равновесие) популяции определяется соотношением между биотическим потенциалом – максимально возможным ростом популяции и сопротивлением среды, внутренними механизмами (обратными связями). Распределение особей в популяции может быть равномерным, случайным, групповым. Распределение определяет территориальную структуру популяции. Уясните особенности “безопасных поселений”.

 Изучите, как воздействует человек на биосферу и каков результат этих воздействий. Уровень воздействия достиг такого масштаба, что начал определять эволюционные процессы в экосистемах. Уясните порядок определения темпов роста населения. Рост количественно оценивается следующими показателями: общие коэффициенты рождаемости и смертности (ОКР и ОКС), суммарный коэффициент рождаемости (СКР), время удвоения численности. Изучите порядок построения половозрастных пирамид и их типы. Пути решения проблем народонаселения: увеличение производства продуктов питания, распределение сельскохозяйственной продукции, помощь развивающимся странам, снижение рождаемости.

Инженерная (прикладная) экология занимается вопросами снижения загрязнения в процессе производства, ищет решения проблем: очистка выбросов, повторное использование отходов, совершенствование добывающих и промысловых отраслей промышленности, переход к альтернативным, экологически более чистым источникам энергии, снижение вредности транспорта. Уясните экологические проблемы, вызванные сельским хозяйством, созданием человеком зависимых от энергетических субсидий, неустойчивых экосистем – агроценозов. В результате количество плодородных земель снижается каждый год из-за повышенной эрозии, засоления и уплотнения почв вплоть до полной деградации, загрязнения удобрениями почвы и водоемов, накопления ядохимикатов. Это приводит к сведению лесов, нарушает водный баланс. Экологические проблемы города в том, что это «безопасное поселение», гетеротрофная система с интенсивным метаболизмом, без притока энергии и топлива существовать не может, паразитирует на сельском окружении, не производит пищи и не возвращает в круговорот вещества, имеет собственный микроклимат из-за продуктов функционирования: тепла, пыли, загрязняющих веществ.

Оценку влияния человека на окружающую среду производят, составляя экологические карты, осуществляя мониторинг окружающей среды, одна из задач которого – оценить соответствие загрязнения нормам и нормативам качества окружающей среды.

Экономика – главное препятствие на пути сохранения природной среды, потому что подчиняется законам рынка. Государство противостоит рынку, устанавливая систему законов по охране окружающей среды.

Меры по защите природы эффективны при выполнении требований со стороны всех государств. Международные организации, занимающиеся экологическими проблемами: Организация объединенных наций по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО), Международный союз охраны природы и природных ресурсов (МСОП), Всемирный фонд дикой природы (WWF). В 1972 г. на Стокгольмской конференции ООН создана Программа (комитет) ООН по окружающей среде (ЮНЕП), в 1992 г. в Рио-де-Жанейро принята “Повестка дня на ХХI век”, в которой намечена стратегия глобального устойчивого развития. В июне 1997 г. на специальной сессии Генеральной ассамблеи ООН принято “Заявление глав государств и правительств” о дальнейших действиях по реализации стратегии глобального устойчивого развития.

Основной закон, обеспечивающий права граждан России на благоприятную окружающую среду, устанавливающий принципы и нормы регулирования экологических отношений в РФ, – Закон РФ “Об охране окружающей среды” (2002 г.) [41]. Требования к охране окружающей среды и ответственность за экологические правонарушения отражены также в системе стандартов в области охраны природы, Уголовном кодексе РФ, Конституции РФ, санитарно-гигиенических нормах.

 

ЗАДАНИЕ И МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

К ВЫПОЛНЕНИЮ КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ

 

После изучения курса студенты выполняют контрольную работу, которая состоит из ответов на 5 вопросов (табл.1), решения 3 задач (табл.2).

Контрольная работа должна быть написана четко, разборчиво, с обязательным использованием поясняющих схем и расчетных формул тех показателей, формулировки которых приведены в работе. Отвечая на вопросы и решая задачи, студент должен при необходимости иллюстрировать пояснения схемами, графиками, рисунками. Ответ на вопрос должен в полной мере отражать основное содержание вопроса, но быть по возможности кратким. С правой стороны листа необходимо оставлять поля 2 см. В начале работы указать номер вопроса или задачи согласно заданию и полностью написать текст вопроса или условие задачи. После этого можно перейти к ответу на поставленный вопрос или к решению задачи. Ответы на вопросы должны быть изложены в реферативной форме.

Номера вопросов и задач выбираются в табл.1 и табл.2 по последней цифре учебного шифра студента.

На титульном листе ставятся фамилия и инициалы студента, дата, учебный шифр и вариант, номер которого соответствует последней цифре учебного шифра студента.

В конце работы указать список использованной литературы, поставить подпись и дату.

 

Таблица 1

№ варианта

1 2 3 4 5 6 7 8 9 0

Номера контрольных вопросов

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
13 15 16 18 20 12 14 11 17 19
21 22 23 24 25 26 27 28 29 30
31 32 33 34 35 36 37 38 39 40
41 42 43 44 45 46 47 48 49 50

 

Таблица 2

№ варианта

1 2 3 4 5 6 7 8 9 0

Номера задач

1 2 3 2 1 3 2 3 1 1
5 6 4 6 4 5 4 5 6 4
9 7 8 9 8 7 9 8 9 7

 

 

ВОПРОСЫ ДЛЯ КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ

 

1. Основные понятия и определения экологии. Законы Коммонера [1,2,11,13,28,31,32,34,36,39].

2. Среда обитания. Экологические факторы и виды адаптаций к ним организмов [5,6,8,23,28,36,39,48].

3. Экосистемы Основные понятия и структура экосистем [11,13,18,23,25,28,36,39,47,48].

4. Биосфера. Основные свойства биосферы. Виды веществ в биосфере. Функции живого вещества в биосфере [6,8,11,23,26,28,31,32,33,39, 47,48].

5. Экологические пирамиды численности, биомассы, энергии. Правило 1 %, правило 10 % [6,23,24,36].

6. Формирование и функционирование экологических систем, их устойчивость и изменение [5,6,11,28,36].

7. Круговороты веществ в биосфере. Закономерности движения энергии в экосистемах. Энтропия [6,28,33,36,44,47,50,48].

8. Трофическая структура экосистем [1,2,5,23,25,28,36].

9. Лимитирующие факторы. Законы Либиха, Шелфорда. Закон компенсации факторов. Механизмы поддержания популяционного равновесия экосистем [5,11,13,18,23,24,25,28,36,47,49].

10. Экологическая ниша. Виды межвидовых взаимоотношений в экосистемах [6,13,23,25,28,48].

11. Пути решения проблем народонаселения. Демографический взрыв. Демографический переход к стабилизации численности [1,2,5,6,8,23,

24,35,47].

12. Глобальные экологические проблемы, вызванные загрязнением окружающей среды [6,18,28,30,33,36,39,49].

13. Международное сотрудничество и международные обязательства РФ в области охраны окружающей природной среды [13,17,18,23,25,30,33,34,36].

14. Концепция устойчивого развития. Конференции ООН по окружающей среде и развитию [6,11,16,18,23,31,32,36].

15. Классификация природных ресурсов. Использование ресурсов и проблемы загрязнения окружающей среды [5,6,8,13,17,33,34,36,44].

16. Ресурсоемкость, ресурсосбережение. Пути снижения расхода природных ресурсов на предприятиях [9,20,23,33,44].

17. Воздействие человека на атмосферу. Методы и средства снижения выбросов в атмосферу. Показатели загрязнения атмосферы. Контроль содержания вредных веществ в атмосферном воздухе [4,5,6,8,17,18,26,29, 30,31,32,33,34,44,50].

18. Воздействие человека на гидросферу. Защита от загрязнений водных объектов. Способы очистки сточных вод. Показатели качества воды. Контроль качества воды [4,5,6,8,17,18,26,29, 30,31,32,33,34,44,50].

19. Воздействие человека на литосферу. Охрана и рациональное использование земель, почв. Рекультивация земель [4,6,8,17,18,26,29, 30,33,34,44,50].

 20. Воздействие человека на недра и горные массивы. Охрана недр и ландшафтов [8,17,18,29,31,32].

21. Утилизация и переработка производственных отходов. Обезвреживание токсичных производственных отходов [8,18,20,23,26,30].

22. Источники радиоактивного загрязнения окружающей среды. Методы обеспечения радиационной безопасности [18,30,34].

23. Воздействие источников электромагнитных полей на окружающую среду [8,18,30,33,34].

24. Воздействие энергетики на окружающую среду [1,2,6,13,20,24,30,

31,32,47].

25. Экологические проблемы тепловой энергетики [6,20,24,30].

26. Экологические проблемы гидроэнергетики [1,2,6,20,24,30].

27. Экологические проблемы ядерной энергетики [1,2,6,20,24,30,47].

28. Экологизация топливно-энергетического комплекса. Новые методы добычи сырья и новые виды энергии [1,2,9,24,33,34].

29. Альтернативные источники получения энергии [6,24,30,33,47].

30. Основные принципы охраны окружающей природной среды и рационального природопользования [7,8,9,10,18,33].

31. Основные направления инженерной защиты окружающей природной среды [7,10,13,18,20].

32. Критерии экологичности технологических процессов. Основные направления малоотходных технологий [ 9,13,30,33,34,50].

33. Государственные органы охраны окружающей природной среды [8,17,18,30,33,34].

34. Система стандартов в области охраны природы [13,18,30,34].

35. Плата за загрязнение окружающей природной среды [4,14,27,30,33,34].

36. Лицензия, договор, лимиты на природопользование [4,5,18,33].

37. Государственная и общественная экологическая экспертиза [4,5,16,20,25,29,30,33,34,38,46].

38. Экологический паспорт предприятия [4,18,20,29,33,34].

39. Экономические механизмы рационального природопользования [1,2,4,10,13,16,23,33,44].

40. Законодательные и иные правовые акты по охране окружающей среды. Виды ответственности за экологические правонарушения [4,13,16,18,41,44,50].

41. Государственные системы мониторинга окружающей природной среды в РФ [4,18,20,25,30,33,34,50].

42. Экологическое нормирование состояния территорий в РФ. Зоны экологического неблагополучия в РФ [1,2,6,25,33,34,35].

43. Экологическая безопасность РФ [1,2,4,6,25,34,50].

44. Экологический риск. Управление экологическим риском. Определение экологически приемлемого риска [1,2,4,25,35].

45. Современный экологический кризис и его особенности. Масштабы воздействия человека на окружающую среду [6,8,11,17,18,31,32,35,39].

46. Влияние состояния окружающей среды на здоровье человека [1,2,6,13,18,26,29,30,34,35,44].

47. Классификация и формы загрязнений (загрязнителей) окружающей природной среды [5,18,29,33,34].

48. Виды норм и нормативов качества окружающей среды [30,33,34,35,50].

49. Гигиеническое нормирование содержания химических веществ в атмосферном воздухе населенных мест [25,29,33,34,35,50].

50. Гигиеническое нормирование содержания химических веществ в водной среде и почве [25,29,33,34,35,50].

 

ЗАДАЧИ ДЛЯ КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ

Задача 1

 Определить темпы естественного роста населения региона в текущем году, используя данные о количестве родившихся и умерших за отчетный период, содержащиеся в отчете Регионального комитета по госстатистике. Рассчитайте период времени, через который численность населения области изменится на заданную в варианте данных величину при сохранении текущих темпов естественного роста. Вариант исходных данных принять по последней цифре учебного шифра.

 

Исходные данные

к задаче 1

Варианты

1 2 3 4 5 6 7 8 9 0
Отчетный период, мес. 6 10 1 3 12 6 4 10 8 2
Количество родившихся, чел. 4154 179 36 5623 524 9784 1460 846 2941 145
Количество умерших , чел. 13213 590 89 3857 763 8561 930 2035 2410 116
Средняя численность населения региона, N0, чел. 1,3×106 40×103 50×103 1,2×106 80×103 830×103 339×103 160×103 284×103 68×103
Оцениваемое изменение численности населения Уменьшение на 25 % Уменьшение на 50% Увеличение в 2 раза Увеличение на 10 % Уменьшение на 20 % Увеличение на 25 % Увеличение на 50 % Уменьшение в 1,5 раза Увеличение на 15 % Уменьшение на 30 %

Указания к решению задачи 1

1. Количество населения N через t лет от начала расчета, исходя из экспоненциального закона, определяется по формуле

,

где

- темпы прироста (или убыли) населения за расчетный период t, %;

ОКР, ОКС - среднее число рождений и смертей соответственно на 1000 человек в год;

N0 – численность населения на начало расчетного периода времени;

;

;

T – отчетный период.

 

2. Логарифмирование выражения для N дает следующую формулу для расчета периода времени изменения численности:

.

Литература: [12,24,40].

Задача 2

 Оцените срок исчерпания природного ресурса, если известен уровень добычи ресурса в текущем году, а потребление ресурса в последующие годы будет возрастать с заданной скоростью прироста ежегодного потребления. Вариант исходных данных принять по последней цифре учебного шифра.

 

Исходные данные

к задаче 2

Варианты

1 2 3 4 5 6 7 8 9 0
Ресурс Камен- ный уголь Природный газ Нефть Желе-зо Фос-фор Медь Цинк Сви-нец Алюминий Уран
Запас ресурса Q, млрд т 6800 280 250 12000 40 0,60 0,24 0,15 12 300
Добыча ресурса q, млрд т/год 3,9 1,7 3,5 0,79 0,023 0,008 0,006 0,004 0,016 0,2
Прирост объема потребления ресурса TP, % в год 2 1,5 2 2,5 1,8 1,7 1,3 2,2 1,6 2

Указания к решению задачи 2

1. Для расчета воспользоваться формулой суммы членов ряда геометрической прогрессии

,

где Q – запас ресурсов, q – годовая добыча ресурса, ТР – прирост потребления ресурса , t – число лет.

2. Логарифмирование выражения для Q дает следующую формулу для расчета срока исчерпания ресурса.

 

.

 

Литература: [1,2,6,12 ].

 

Задача 3

Определить величину ИЗВ (индекса загрязнения воды) и класс качества воды в двух реках, используя данные о содержании веществ, являющихся основными показателями качества воды. Вариант исходных данных принять по последней цифре учебного шифра.

Указания к решению задачи 3

1. Индекс загрязнения воды (ИЗВ) рассчитывается по формуле

где Ci –концентрация i-го компонента в воде (в ряде случаев – значение параметра);

N – количество показателей, используемых для расчета ИЗВ;

ПДКi – предельно допустимая концентрация i-го компонента в воде, установленная для соответствующего типа водного объекта (прил. 2 ).

2. Класс качества воды определить по прил. 1 в зависимости от рассчитанной величины ИЗВ.

 



Исходные

данные

к задаче 3

Варианты

1 2 3 4 5 6 7 8 9 0
Содержание веществ в воде первой реки, мг/л:  - БПК5 (биологическое потребление кислорода)  - азот аммонийный - азот нитритов - железо общее - фенолы летучие - нефтепродукты - цинк   5,0   1,05 0,18 0,5 0,008 0,65 0,02   7,0   0,68 0,25 1,0 0,005 0,2 0,015   3,0   0,94 0,07 0,2 0,001 0,38 0,008   4,0   0,75 0,023 0,08 0,002 0,47 0,01   2,5   0,53 0,016 0,06 0,003 0,52 0,005   6,0   1,2 0,03 0,3 0,004 0,1 0,025   1,3   1,14 0,06 0,9 0,007 0,14 0,034   1,8   0,82 0,04 0,76 0,006 0,02 0,042   2,6   1,27 0,012 0,64 0,0005 0,15 0,003   3,4   0,48 0,036 0,82 0,001 0,07 0,018
Содержание веществ в воде второй реки, мг/л:  - БПК5 (биологическое потребление кислорода)  - азот аммонийн
2019-12-29 337 Обсуждений (0)
Для студентов заочного факультета 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Для студентов заочного факультета

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (337)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.018 сек.)